Есть два предания, согласно которым Федосьино городище получило своё название.
В первом название связывается с именем преподобного Феодосия Печерского, который основал Киево-Печерскую лавру. Малороссийский монах на берегу Дона устроил иноческую обитель, назвав ее по имени своего наставника.
Во втором рассказывается об игумене Епифании, настоятеле Свято-Успенского Феодосьева монастыря, который перед Куликовской битвой отправил всех иноков в великокняжеское войско Дмитрия Ивановича, а сам остался в обители, чтобы молиться о победе в схватке с иноверцами Мамая русского воинства. Когда же пришли литовцы, он сказал им, что ни татарского, ни московского войска здесь не было. Игумен угощал воинов Ягайло три дня. Когда будущий польский король услыхал о победе русских воинов и понял причину хлебосольства игумена, то приказал старца обезглавить.
Городище представляет собой холм, на вершине которого стоит церковь Успения Пресвятой Богородицы. Первое документальное упоминание об Успенском монастыре относится к 1628 году. В писцовых книгах сказано, что в 1609 году обитель на Федосьине городище была разграблена и разорена крымчаками. С тех пор монастырь долго пустовал и возродился только в 50-е годы 17 века, когда в нем поселился старец Дионисий Муромцов с братией. В вотчинном владении обители имелось 180 четей земли при селе Болохнино и деревне Заикино, расположенных в 25 верстах от Епифани. В 1670-1671 годах был образован Богородицкий уезд, к которому была отмежевана западная часть Епифанского уезда, в том числе вотчина Успенского монастыря. Вероятно, в конце 17 века на Федосьине городище была построена каменная церковь, которая в первой четверти 18 века была значительно перестроена. В 1721 году, оставшись без земельных и других угодий, Епифанская обитель была приписана к Паройской пустыни Тамбовской губернии. В 1763-1764 годах по указу Екатерины II, проводившей политику секуляризации церковных земель и сокращения числа иноческих обителей, была «учинена» опись Успенского монастыря «о церквах, о ризнице и прочем». В это время им управлял игумен Герасим, а братия состояла из трех иеромонахов и трех монахов. При богослужении им помогали четыре «бельца». По указу императрицы, монастырь на Федосьине городище, не имеющий средств для существования и «по малочисленности братии», был упразднен, а церковь – обращена в приходскую.
Приход храма Успения Пресвятой Богородицы образовывался постепенно. В 1829 году в нем числилось 56 дворов, в которых проживали 333 мужчины и 303 женщины. Половину из них составляли горожане: дворяне, приказнослужители, отставные солдаты, военные и мещане. Остальные прихожане, однодворцы и крепостные крестьяне, жили в соседних слободах Кораблинской и Рождественской. Успенский приход был самым малочисленным и самым бедным в городе. Скудных доходов храма хватало лишь на покупку свеч, ладана и необходимой для богослужения церковной утвари. Помочь могли только прихожане. Наиболее состоятельные из них жертвовали на благоустройство и украшение церкви, собственные деньги. В 1811 году на подаяния от богомольцев, «старанием и попечением» священника Иоанна Никитина, в Тихвинском приделе храма установили новый резной иконостас и отремонтировали ризницу. В 1835 году на средства надворной советницы Александры Ивановны Цвеленевой Успенская церковь была полностью оштукатурена снаружи и внутри, заново расписана по стенам и покрыта листовым железом. В 1850 году старанием прихожанки помещицы Любови Ивановны Хотяинцевой вокруг храма возвели каменную ограду.
В период с 1894 по 1918 гг. старостой Успенского храма был А.П. Оводов. На собранные им деньги были отлиты пять новых колоколов, приобретены иконы с дорогими ризами. Лично от себя Арсений Петрович подарил храму икону Феодосия Черниговского, которая вместе с образами Тихвинской Божьей Матери и Успения Пресвятой Богородицы была особо почитаемой в приходе.
Успенская церковь была закрыта в 1932 г. В здании бывшего храма хранилось зерно. Во время войны под церковными сводами размещался краеведческий музей, который поддерживал церковь в надлежащем состоянии. Но в 1958 г. музей был закрыт вместе с упразднением Епифанского района, существовавшего как отдельная административно-территориальная единица четыре столетия. Храм пришел в запустение. В последующие годы местными вандалами сначала была разобрана ограда, а потом – холодный храм частично и теплый – до фундамента. Так ценнейший архитектурный и духовно-культурный памятник превратился в развалины.
Несмотря на разоренный и удручающий вид, храм по-прежнему привлекал внимание людей. К нему ехали паломники помолиться, шли экскурсанты полюбоваться с вершины холма Федосьина городища на бесконечные донские просторы, набрать воды из святого Успенского колодца. Но время неумолимо шло вперед, а дождь, снег и ветер делали свое дело, принося храму новые разрушения. Пожалуй, самые отъявленные оптимисты не верили в восстановление и возрождение Успенской церкви.
Однако по воле Божьей мечтам епифанцев и многочисленных верующих суждено было сбыться. В марте 2003 года епископ Сергиево-Посадский Феогност, после очередного посещения храма Сергия Радонежского на Красном Холме, заехал в Епифань и спустился к Дону. Удивительно живописная картина предстала перед взором Владыки, Разрушенная Успенская церковь, венчающая холм Федосьина городища, «словно парит над тонкой полоской реки, а за ней начинается бескрайняя равнина Верхнее-Донских просторов, простирающаяся до самого горизонта». Решение было принято сразу: «Храм будет восстановлен!»
В мае из Сергиева Посада в Епифань приехала настоятельница будущего монастыря матушка Фекла с монахиней и послушницей. В июне прибыла первая бригада для ведения ремонтно-восстановительных работ. В первую очередь в холодном храме был подправлен алтарь и поставлен фанерный иконостас с образами. 27 августа архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой лавры Наум освятил престол малым чином, а на следующий день вместе с братией отслужил праздничную литургию в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так, спустя двести сорок лет, началось возрождение Свято-Успенской обители на Федосьине городище. Благодаря помощи московских и местных благотворителей реставрация церкви шла довольно быстрыми темпами. В 2004 году над отреставрированными сводами и куполами засияли золотом на солнце кресты. В 2006 году на восстановленную колокольню, увенчанную высоким позолоченным шпилем, водрузили колокола: большой – массой 1200 килограммов и шесть малых для звонницы, искусно отлитые воронежскими мастерами. Стены и своды теплого храма сооружались заново. К концу лета 2007 года строительство было завершено. 21 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы, священник монастыря иеромонах Александр освятил престол Тихвинского придельного алтаря. В 2008 году вокруг церкви была возведена кованная железная ограда в каменных столбах, изготовленная мастерами кузнечного дела города Суворова. 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, был освящен главный, высотой в пять рядов, иконостас храма.
В настоящее время скит живет обычной монашеской жизнью.
Уж простите за такое большое количество копипасты, но лучше и короче я не напишу, а факты интересные и стоят упоминания. Источники: вОтпуск.ру, Моя Епифань.РФ.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: