Автор: макс и сцветка
Создан: 12.01.2014
Опубликован: 12.01.2014
(отредактирован: 08.03.2021)
Описание окружающей местности
На пересечении улиц Арсенальной и Ствольной находится Свято-Знаменский храм, возведенный в честь иконы Божией Матери «Знамение». На этой иконе Богоматерь представлена с молитвенно поднятыми руками и являемым на ее лоне Божественным Младенцем. Прототипы этого изображения имелись еще в Риме в IV веке. Икона эта прославилась в XII веке в Новгороде, когда владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский в союзе с другими князьями задумал покорить Новгород.
Зимой 1170 года огромное войско взяло Новгород в осаду, потребовав сдаться. Икону «Знамение», находившуюся в церкви Спаса на Ильинской улице, принесли на городскую стену и поставили лицом к нападавшим. Но те пустили в нее тучу стрел. Одна из них ранила священный лик, и из очей Богоматери потекли слезы. И тут же нападавших охватил ужас, у них помрачилось зрение, и они стали поражать друг друга. Новгородцы открыли ворота, бросились на врагов и разбили их наголову.
Непростой была история создания Свято-Знаменского храма. Это один из четырех храмов, обустроенных на окраинах Тулы по решению епископа Тульского и Белевского Питирима (подробности о том решении - в главе о храме Двенадцати Апостолов). Большинство храмов было сосредоточено в центре Тулы и не могли удовлетворить религиозных нужд населения окраин.
Особенно печально в этом отношении было положение обывателей заречной части города и Чулковой слободы, некоторые кварталы которых, при немощеных улицах и непролазной грязи в осенние и весенние месяцы, отстояли от местных храмов на «верстное расстояние». Да и преодолевая эти препятствия, далеко не все могли поместиться в переполненных народом храмах.
В начале 1898 года священник Свято-Духовской церкви (Георгия на Хопре) во исполнение полученного из канцелярии архиепископа предписания предоставил сведения о возможности строительства храма на окраине прихода. Рассматривалось три варианта его размещения. Правда, владельцы двух участков просили за них довольно высокую плату, что не устроило епархию.
А мещанин Александр Николаевич Авчинников (встречается написание его фамилии - Овчинников) согласился пожертвовать свой участок, находившийся на улице Дульной, а также кирпич на строительство храма. Под временную церковь Авчинников уступил и свой деревянный дом, стоявший на участке.
3 июня 1898 года временный храм освятили. Буквально за несколько дней до освящения помещение будущего храма было снабжено иконами, во множестве принесенными окрестными жителями, устроен иконостас и импровизированная звонница с колоколами. Территорию вокруг храма обнесли забором и очистили. Жители привели в порядок и окрестные улицы, ведущие к храму от Свято-Духовской церкви, от которой в день освящения должен был пойти крестный ход.
Осенью вокруг деревянного храма начали кладку фундамента и стен каменной церкви. Но следующей весной строительство пришлось прекратить - из-за крайней слабости грунта.
Тогда член строительного комитета храма купец Михаил Петрович Владимиров пожертвовал под возведение церкви два смежных участка, расположенных на пересечении улиц Ствольной и Арсенальной, вызвался перевезти за свой счет строительные материалы на новое место и предоставить еще некоторое количество кирпича.
Вначале на новом участке была построена временная деревянная церковь-школа, освященная в сентябре 1899 года, построенная на средства все того же М.П. Владимирова. Уже с 1898 года в приходе действовали две церковноприходские школы - для мальчиков и для девочек.
На строительство каменного храма три тысячи рублей завещал известный благотворитель, купец Д.Я. Ваныкин.
Возведение каменного Свято-Знаменского храма завершилось в 1905 году. В храме имелось три престола: главный — во имя иконы Божией Матери, именуемой «Знамение», правый - во имя архангела Михаила, левый — во имя преподобного Серафима Саровского. Иконостас главного престола был выполнен из белого мрамора.
До наших дней сохранились кованые ажурные решетки на окнах храма.
Деревянную временную колокольню установили на столбах. Каменную звонницу поставить не успели.
Неизвестно, успели ли вставить деревянные окна. Это в наше время нет ничего проще, чем деревянные окна купить.
7 сентября 1914 года была окончена настенная роспись Знаменского храма.
Объемное пространство церкви решалось по традиционной для XVIII — XIX вв. схеме: вытянутые трапезная и основной объем, алтарная апсида. А вот декор храма выдержан в русском стиле: сочетание красного кирпича с белым камнем, применение всего арсенала древнерусских декоративных элементов - полукруглых и заостренных кокошников над окнами, колонок, обрамляющих оконные проемы, ширинок на пилястрах и под окнами. То есть Свято-Знаменский храм - прекрасный образец эклектики, в котором сочетаются характерное для классицизма решение объемного пространства и декор в духе древнерусских церквей.
Храм завершался изящным пятиглавием, которое заслуживает отдельного комментария.
Оно покоилось на двух рядах килевидных кокошников. Именно такое завершение церквей использовали зодчие в Москве во второй половине XVII столетия. В качестве образцов можно назвать сохранившиеся до нашего времени московские церкви Николы в Пыжах (1672 год) и Георгия в Ендове (1654 год). Правда, в них кокошники в основании пятиглавия более крупные, количество их меньшее, а сами главы поставлены более широко друг от друга, чем в Свято-Знаменском храме. Формы и пропорции пятиглавия нашей тульской церкви наиболее близки к пятиглавию храма во имя Казанской иконы Божией Матери в Коломенском (Москва, 1653 год), но в Казанском храме в основании пятиглавия нет кокошников.
В конце XIX - начале XX вв. русские архитекторы при возведении церквей часто обращались к древнерусским образцам. У пятиглавия Свято-Знаменского храма были предшественники. Именно так — пятью луковичными главами на основании, украшенном двумя рядами кокошников, - была завершена церковь во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на императорском стекольном заводе под Санкт-Петербургом (1894 год, архитекторы А. Гоген, А. Иванов).
В 1924 году тульские власти предприняли попытку отобрать храм у общины приверженцев патриарха Тихона, отказав ей в перезаключении договора пользования Свято-Знаменским храмом. Однако прихожане обратились с жалобой во ВЦИК. В эту верховную инстанцию они сообщили также, что тульские власти предполагают передать все храмы города в руки обновленцев. В Тулгубисполком поступило письмо от 25 апреля 1924 года за подписью председателя ВЦИК М.И. Калинина, в котором тульским властям предлагалось «урегулировать вопрос о пользовании имеющимися в Туле православными храмами путем распределения их между православными верующими старого и нового толков, по возможности, сообразуясь с количеством верующих того или иного толка». Губисполкому пришлось прислушаться к мнению вышестоящих товарищей, тем более, что наверняка тихоновская община в данном случае была гораздо многочисленнее претендентов-обновленцев. Договор о передаче храма в пользование «староцерковной» группе верующих был подписан 22 июля 1924 года. Храм действовал еще в течение 15 лет.
Свято-Знаменскую церковь закрыли на основании постановления оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Тульской области от 22 июня 1939 г. Беломраморный иконостас (либо его часть) был перемещен в Спасскую кладбищенскую церковь, где он находится до сих пор. Здание церкви передавалось Зареченскому райсовету для переоборудования под военно-учебный пункт и пункт по ПВХО Осоавиахима.
Интересны воспоминания окрестных старожилов, рассказывавших, что осенью-зимой 1941-42 гг., в дни обороны Тулы, жители близлежащих домов прятались в бывшем храме во время бомбежек, и никто не сомневался, что его стены надежно защитят от вражеских бомб. Так и случилось: храм тогда не пострадал.
После войны и до конца XX века в здании Свято-Знаменской церкви размещались склады «Тулшахтостроя» и других организаций, мастерские ремонтно-строительного управления.
Пятиглавие храма было снесено в 1956 году.
В 1991 году здание храма было поставлено на госохрану в качестве памятника истории и культуры регионального значения.
В декабре 2001 г. храм возвратили Тульской епархии. По рассказу настоятеля храма, при ремонтных работах в церкви у алтаря южного придела под полом было обнаружено захоронение - склеп, который, разумеется, вскрывать не стали. Возможно, предполагает иерей Павел Игнатчик, здесь был похоронен М.П. Владимиров, скончавшийся в 1904 году.
При храме действует воскресная школа, а в детском саду № 77 проводятся занятия по основам православной культуры.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: