Каменное зодчество на Вятке зародилось в конце XVII столетия, ввиду дороговизны кирпича оно было в основном культовым. Традиция ориентировать зодчего при сооружении храма на какой-то образец идет еще из средневековья и не означает его точного копирования. В основном заимствование заключалось в типологическом сходстве построек, давая тем самым строителю широкие возможности для проявления своей творческой индивидуальности. При определенном формальном сходстве с «рисунком» или прототипом каждый раз рождался новый образ, который являлся итогом творческого мышления самого «автора». К середине XVIII в. в основных своих чертах сложились специфические особенности «вятского барокко» - местной архитектурной школы, тесно связанной с народными истоками.
Эти памятники определили самобытный и красочный язык «вятского барокко» - местного архитектурного стиля, вобравшего в себя своеобразно интерпретированные формы столичной архитектуры середины XVIII столетия, старые традиционные мотивы и элементы петербургского зодчества, дополненные новым репертуаром приемов, выработанных на земле Великого Устюга. Перечисленные сооружения были выстроены под руководством «каменных дел мастеров» Никиты и Данилы Горынцевых. От них в большой мере зависело формирование художественного облика здания. Выходец из Устюжского уезда Двинской трети деревни Онисовой черносошный крестьянин Никита Горынцев слыл опытным зодчим, который «...чрез долговременную опытность в постройке и даже сочинении планов приобрел немалое искусство».
История возникновения прихода в селе Макарье Хлыновской округи начинается с середины XVII столетия. 15 апреля 1646 года Патриархом Московским и всея Руси Иосафом была дана храмозданная грамота на строительство деревянного храма во имя преп. Макария, Желтоводского чудотворца.
Но уже с конца 1680-х годов на Вятке начинается каменное строительство. Дошла очередь и до села Макарье. Спустя чуть более полувека со дня освящения деревянного храма, начинается постройка каменного. Храмозданная грамота на построение каменной церкви с приделом преп. Макария была получена 31 июня 1768 года от Преосвященного Варфоломея. Было решено «вместо обветшавшей …деревянной …Троицкой церкви, в то же именование каменную церковь по подобию других Греко-российских построить».
Приходский Троицкий храм был заложен в 1768 году артелью каменщиков из Хлынова, возглавляемой Никитой и Данилой Горынцевыми - черносошными крестьянами «Вологодского наместничества Устюжской области Двинской трети Ярокульского стану деревни Онисовой». В артель входили П. Тупасов и В. Швецов, ставшие позднее опытными мастерами, работавшими по самостоятельным подрядам.
Взнос, позволивший начать строительство, поступил из церковной казны соседнего Волковского прихода. Организацией работ и заготовкой материалов руководил церковный староста отставной вахмистр Василий Трушков.
По доношению от мая 1772 года два престола в трапезной вновь построенной церкви были готовы к освящению. Южный, в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», освящен 25 июля 1772 года, северный, во имя преподобного Макария Желтоводского Унженского чудотворца, освящен 1 ноября 1772 года.
Главный престол во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы освящен чуть позже - 25 июля 1775 года. Одновременно или вскоре после возведения храма была сооружена и ограда с великолепными трехчастными воротами.
Основное достоинство Троицкого храма, придающее ему исключительную архитектурную значимость - выразительная цельность художественного облика. Небольшая палатка-усыпальница, тактично пристроенная в 1875 году по проекту инженера-архитектора А. С. Андреева, не нарушила стилевого единства памятника. По своей объёмной композиции храм относится к постройкам ярусного типа, получившим широкое распространение на Вятке в 60-80-е годы XVIII века. Эти памятники отличает наличие двух световых восьмериков, установленных на двухъярусном четверике собственно церкви. Сохранилась и первоначальная колокольня, стройный восьмигранный столп которой соединён с храмом пониженным объёмом трапезной.
На сочетании близко постатейных вертикалей храма и колокольни формируется запоминающийся силуэт памятника. Композицию довершает пятистенный алтарь. примыкающий к восточной стене четверика.
Барочная трактовка фасадного декора имеет ярко выраженный местный колорит. Он появляется в рисунке оконных наличников с сандриками в виде «бровок», в встроенных колонках с «барашками» миниатюрных волют на капителях, оформляющих углы четверика, в кирпичных лепестках розеток, глубоких «ширинках», резных балясинах, украшающих стены.
В июле 1940 года служба в церкви была прекращена, после чего здание переоборудовали под сельский клуб. В результате фрагментарной реставрации, проведённой Кировской специальной научно-реставрационной производственной мастерской в 1976 году по проекту архитектора Л. Д. Лапкиной (Москва) фасадам памятника была возвращена первоначальная полихромная окраска, просуществовавшая до 1988 года. В конце 1980-х годов храм передали приходской общине.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: