Темрюкский маяк [MS/14176]

Без подписи
Без подписи
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Размер: Нормальный
Автор запретил посещение тайника в зимний период
КООРДИНАТЫ
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Краснодарский край
Темрюкский р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Голубицкая
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 2
Местность: 5
РЕЙТИНГ
4.91Нашли: 33
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: Pachita
Создан: 30.08.2013
(отредактирован 21.08.2018)
Компаньоны: Katerin-ka, ~ЛюЛя~

Описание окружающей местности

Темрюкский маяк установлен на высоком берегу юго-восточной части Азовского моря в устье реки Кубань вблизи города Темрюк.

В 1570 году на месте современного города кабардинский военачаль­ник Темрюк Изаров возвел крепость для защиты от набегов крымских татар. С присоединением в 1774 году края к России черноморские каза­ки на месте крепости основали станицу Темрюк, которая в 1860 году получила статус города и порта.

Через порт вывозился главным образом зерновой хлеб, который до­ставлялся в город из соседних Прикубанских станиц. Из-за мелково­дья крупные суда не могли подойти к причалам, поэтому хлеб в мешках грузился у пристаней на небольшие суда, которые доставляли его на рейд к бортам заграничных пароходов.

Документально известно, что первый навигационный несветящий знак был выстроен на подходе к Темрюку в 1860 году. Его установили на западном мысе устья Темрюк-ского лимана. Он состоял из мачты высотой 10,5 м с четырьмя подпо­рами; на верху мачты были укреп­лены шесть горизонтальных реек, составлявших прозрачный квадрат углом вверх.

 

В 1873 году чуть севернее мачты выстроили еще один знак с двумя вертикальными рейками наверху. Образовавшийся створ указывал вход в Темрюкский лиман судам с осадкой не более 2 м.

К концу XIX века значительное количество наносов, оставляемых рекой Кубань, стало приводить к обмелению прибрежной части моря. Обмеление шло настолько быстро, что угрожало отрезать го­род от моря. Поэтому в 1902 году был разработан проект морского канала, изолированного от реки сплошной дамбой и выведенного в море за пределы распространения речных наносов. После заверше­ния строительства канала судоход­ство в районе Темрюка значи­тельно возросло, и в 1912 году было принято решение об установке в этой части Азовского моря классного светового маяка.

Строительство начали в 1913 году и, несмотря на значительное со­кращение финансирования из-за начавшейся Первой мировой войны, завершили в 1916 году. Под руководством подпрапорщика Перекрес-това была построена железная башня цилиндрической формы высотой 7,3 м с фонарным сооружением, в котором был установлен диоптриче­ский светооптический аппарат 3-го разряда, светивший белым группо­вым проблесковым огнем на 20,5 мили.

В первые месяцы Великой Отечественной войны в Темрюке базиро­вались отряды кораблей Азовской военной флотилии. Маяк обеспечи­вал выходы наших сил на выполнение заданий командования, а также передвижение кораблей и транспортов, осуществлявших эвакуацию войск и техники Северо-Кавказского фронта. Здесь же в декабре

1941 года осуществлялась посадка войск 51-й армии на корабли и суда для высадки десанта на побережье Керченского полуострова.

24 августа 1942 года в порт ворвались фашисты. В ходе боев маяк был разрушен. Освобожден Темрюк был советскими войсками 27 сен­тября 1943 года.

В 1947 году на месте развалин установили временную деревянную вышку с огнем, а в 1957 году построили каменную восьмигранную башню призматической формы с фонарным сооружением. Высота башни от основания 14 м, окрашена в белый цвет, цоколь — в желтый. Высота огня от уровня моря 69 м.

В 1970 году на маяке смонтировали новый светооптический аппа­рат ЭМН-500 с электрическим проблесковым аппаратом МЭП-75, ко­торый светит белым и красным проблесковыми огнями с дальностью видимости до 20 и 13 миль соответственно. На зимний период огонь вы­ключается.

28 октября 1969 года маяк выдержал жестокий удар стихии. В су­мерках на юго-восточное побережье Азовского моря ударил пятимет­ровый водный вал — следствие глубокого циклона, пришедшего издалека. Вот описание очевидца случившегося — смотрителя маяка: "В сумерках с Темрюкского маяка я увидел на северо-западе прибли­жающуюся со стороны моря гору воды. У меня была плохо привязана лодка, и чтобы ее закрепить, я спустился с возвышенного берега, где стоит маяк, к морю. Но было уже поздно. Набежавший вал вырвал из рук цепь и закрутил лодку как пропеллер. Через несколько дней об­ломки лодки нашли на берегу. Я бросился к береговому обрыву и, цеп­ляясь за кусты, успел влезть на обрыв раньше, чем его накрыл водяной вал. Море кипело до вечера, затем начало медленно затихать. Назавтра воцарился штиль, который держался два месяца" [113].

В городе Темрюк даже через несколько месяцев после наводнения везде были видны следы разрушений. Материальные потери были огромны. Каботажные суда, стоявшие у причала Темрюкского порта, были выброшены далеко от акватории порта. Та же судьба постигла рыболовные сейнеры. Был разрушен Темрюкский рыбозавод, многие здания повреждены. Людей спасали вертолетами, лодками и всеми доступными средствами. Очевидно были и жертвы, но о них ле пи сали.

Маяк выдержал этот удар стихии и продолжал указывать путь мо­рякам.

Из специалистов, обслуживавших маяк, особого внимания заслу­живает династия маячников Половых. Ее глава, Иван Дмитриевич, ра­ботал на маяке с 1946 по 1980 год (с 1964 года начальником). В годы войны, будучи командиром манйпуляторного пункта, он участвовал в обеспечении высадки десантов Азовской флотилии на побережье Кры­ма, захваченное врагом. Награжден за храбрость орденом Красной Звезды и медалями. После войны старшина 1-й статьи Половой при­шел на маяк и всю оставшуюся жизнь посвятил ему.

Вырастил он на маяке вместе с женой Валентиной Павловной троих детей, один из них, Анатолий, сменил отца на посту начальника мая­ка. Уйдя на пенсию, Иван Дмитриевич не смог расстаться с маяком и каждое утро появлялся на башне.

Бывший начальник Гидрографической службы Черноморского флота контр-адмирал Л. И. Митин рассказывает: «Украсил как-то Иван Дмитриевич вход в маячный городок стелой с фирменной маяч­ной доской и якорем, да по незнанию не поставил, а положил ее у маяч­ных ворот. Вышел однажды — лежат цветы на стеле, через день — снова цветы. Удивился Половой: "В чем дело?" И случайно открыл не­большую тайну. Маяк стоит на большой дороге, ходят по ней экскурси­онные автобусы. Остановился один, привлеченный красивым видом маяка, экскурсовод сказал несколько слов о маяке и о начальнике его — ветеране, пролившем кровь за свободу Родины и отдавшем деся­тилетия жизни во благо безопасности мореплавания. Похоронен он на боевом посту...»

Вот так слава и память о прекрасном человеке опередили действи­тельность.

И сейчас на маяке работают замечательные люди, достойные про­должатели славных традиций русских маячников.

Автор выражает большую благодарность за информацию Андрею Михайлову.

Описание тайника

Содержимое тайника

Призы для игроков

Интернет-блокнот

Оставить запись в интернет-блокноте тайника Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

lmi (28.10.2018 17:50:01)
Проехались до закладки по высокому берегу 24.09.2018. При желании берется почти бамперно, заезжали через Голубицкую. Виды на 5 с плюсом. В тайнике обменяли монетки, грузинскую на тайскую. Автору спасибо!
ЖЖ и Chuma (09.09.2018 09:02:56)
Все посчитали и нашли тайник. К нему подъезжали по картам OSM, что очень удобно.
Романтики (20.08.2018 13:36:57)
Zmejdmitry (18.08.2018 22:04:35)
Alget (02.05.2018 10:01:56)
Djemma (02.05.2018 08:18:06)
Pachita (13.03.2018 19:49:54)
Звезда (13.03.2018 19:37:49)
Вера (10.03.2018 23:34:12)
какырка (09.03.2018 22:27:10)
Alget (15.08.2017 19:06:09)
borisss (10.08.2017 10:32:41)
Кабан и Фишка (05.08.2017 21:59:43)
grigorith (05.08.2017 21:49:18)
ElLenk@ (08.01.2017 00:59:18)
SGS (14.09.2016 07:32:13)
Serdyuk (20.08.2016 14:19:31)
gremling (11.08.2016 11:52:31)
ivah1 (12.07.2016 22:01:44)
Gonaga (05.07.2016 12:50:44)
tarik616 (02.04.2016 22:16:23)
Marmot & Alise (23.10.2015 22:27:02)
joev (04.10.2015 23:42:35)
zezvlad (14.08.2015 06:30:41)
Vils (01.08.2015 16:04:06)
Вуки (30.07.2015 10:23:36)
Байдерины (27.07.2015 18:15:26)
ПОЖАРовы (27.07.2015 10:22:03)
notprime (24.07.2015 17:47:50)
НЕСЕЗОН (09.07.2015 17:31:06)
Alllex888 (19.06.2015 22:57:48)
Marazm (30.01.2015 14:42:12)
ВОЛХОВЧАНИН (21.10.2014 20:10:18)
ИКаР (28.08.2014 14:48:30)
Zёbra и Бобр (11.08.2014 00:48:33)
HunterLip (10.08.2014 23:37:23)
saf_nn (08.07.2014 12:26:37)
Скиф_СВ (04.07.2014 14:13:10)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.