При строительстве Транссибирской железной дороги вся территория строительства была разделена на 7 строительных участков. Самым коротким из которых был Кругобайкальсикй – всего 292 версты (чуть менее 310 километров) – этот участок от Иркутска до пристани Мысовой и был назван Кругобайкальской железной дорогой. При строительстве этот участок был разделен еще на два участка – западный (от Иркутска до Слюдянки) и восточный (от Слюдянки до Мысовой).
Проектирование западного участка началось после официального выбора трассировки будущей железной дороги (вдоль Ангары и далее – по берегу Байкала) в апреле 1901 года.
При постройке первого пути КБЖД было построено 39 тоннелей под различными скальными препятствиями. Из них - 38 тоннелей на западном участке (от Прот-Байкала до Слюдянки), и только один - на восточном участке (от Слюдянки до Мысовой). Все тоннели уже на первом этапе строительства строились двупутными.
Во время второго этапа строительства было достроено еще 2 тоннеля. Общая протяженность тоннелей на КБЖД составила 7,3 километра. В среднем на каждый километр железнодорожного пути от Порт-Байкала до Култука приходится по одному тоннелю или галерее. Так что, как говорится, комментарии излишни :)
Одним из мест, где строителям тоннелей пришлось основательно потрудиться – был мыс Хабартуй – пятидесятиметровая скала, почти отвесно обрывающаяся в озеро Байкал. В ней при строительстве дороги было прорублено три тоннеля и построено две галереи, одна из которых – железобетонная, построенная во время строительства II главного пути – уникальная для КБЖД постройка, таких на дороге было построено всего три (они находятся на 128-ом и 131 километрах, подробнее о них в тайниках Шабартуй-Столбы и Бакланий).
Трагическую славу Хабартуйские тоннели получили уже позже, в конце 1940-х годов, когда в тоннеле «Хабартуй-3» (именно к нему, кстати, пристроена та самая железобетонная галерея) произошла самая, пожалуй, большая на КБЖД авария, приведшая к тому же к человеческим жертвам.
По данным Википедии
Вечером 6 марта 1946 года в тоннеле № 36 Кругобайкальской железной дороги произошло крушение с участием двух поездов. Пассажирский поезд № 51 подъезжал к тоннелю № 36, когда в одном из его вагонов неизвестным был сорван стоп-кран. После некоторой стоянки в 21:15 поезд продолжил движение и на скорости 10 км/ч въехал в тоннель. Тем временем, следом за ним ехал грузовой поезд № 961, ведомый паровозом ЕА-3344 (в СССР поступил по ленд-лизу в 1945 году). Из-за невнимательности (наиболее вероятно, в связи с высокой усталостью), машинист не увидел запрещающий сигнал, поэтому на большой скорости грузовой поезд въехал в тоннель, где нагнал пассажирский поезд и столкнулся с его хвостом. Последним вагоном поезда № 51 оказался вагон-лавка, в котором от стоящей в нём печи возник пожар, который стал распространяться на другие вагоны. В связи с неисправностью противопожарной системы на паровозе ЕА-3344, потушить пожар не удавалось, поэтому кондукторы быстро расцепили состав и вывели уцелевшую часть пассажирского поезда из тоннеля. В результате крушения погибло 20 пассажиров, ещё 29 было ранено.
С тех пор, говорят, в Хабартуйских тоннелях можно увидеть призраков той страшной катастрофы.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: