Сибирский тракт — старинный сухопутный маршрут из европейской части России через Сибирь к границам Китая, самая длинная сухопутная дорога в мире. Указ о строительстве дороги издал 12 (22) ноября 1689 г. Пётр I, но 40 лет строительство оставалось на бумаге. В 1725 году в Китай было направлено посольство во главе с графом Саввой Рагузинским-Владиславичем. В результате двухлетних переговоров в 1727 году был подписан Буринский договор об установлении границы вблизи будущего города Кяхта, а также Кяхтинский договор, определивший политические и торговые отношения между Россией и Китаем. Три года спустя правительство принялось наконец за обустройство Сибирского тракта; закончено оно было только в середине XIX века. Из Москвы Сибирский тракт шёл через Муром, Арзамас, Козьмодемьянск, Казань, Осу, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Тару, Каинск, Колывань, Томск, Енисейск, Иркутск, Верхнеудинск, Нерчинск до Кяхты (на границе с Китаем). 1 июня 1783 года вышел указ Екатерины II о трактовом сообщении Санкт-Петербурга с Вяткой. В результате сложились две ветки Сибирского тракта: на севере - Петербуржско-Вологодско-Вятская, на юге - Московско-Казанская. Село Дебёсы стало узлом, где эти две ветки соединились в одну. Общая протяжённость пути составляла, с учётом разных веток, до 8839 вёрст. В середине XVIII века путь тракта изменился на более южный: от Тюмени он шёл через Ялуторовск, Ишим, Омск, Томск, Ачинск и Красноярск до Иркутска и далее как ранее.
Сибирский тракт стал символом не только торговли с Китаем, но и дорогой арестантских конвоев на каторгу и в ссылку. По распоряжению Екатерины II вдоль тракта были высажены берёзы на расстоянии четырех аршин ( 2м 84 см) друг от друга, чтобы путники не теряли дорогу в снег и непогоду, они должны были предохранять тракт от заноса снега зимой и, кроме того, в некоторой мере поднимать дух этапируемых арестантов. Эти старые березы, которые так и называют «екатерининскими», всё ещё встречаются на Сибирском тракте - могучие старые деревья в несколько обхватов. В советское время тракт стали обсаживать ёлками, т.к. эти густые в нижней части деревья лучше препятсвовали снежным заносам и способствовали удержанию снега на полях.
В конце XIX века Сибирский тракт уже не мог удовлетворить транспортные потребности российской экономики, что стало причиной сооружения железнодорожной Транссибирской магистрали. Другим неудобством Сибирского тракта была его извилистость. Он был проложен от деревни к деревне, где в старые времена был доступен ночлег и стол путникам, а так же смена лошадей. Во всех этих деревнях и сёлах, да и во многих городах покрупнее тоже, Сибирский тракт был главной улицей. И сейчас в нескольких населённых пунктах главная продольная улица носит это историческое название.
При строительстве автодороги Р242 (Пермь - Екатеринбург), являющейся частью европейского маршрута Е22 (Холихед - Ишим), новый путь был спрямлён, оставив в стороне многие перевалочные пункты старого Сибирского тракта. На этих участках тракт захирел, превратился в разбитый грунтовый просёлок, а кое-где и вовсе исчез. Сейчас этот маршрут представляет интерес главным образом для велотуристов и путешественников на внедорожниках.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: