Этот поистине сказочный уголок русской земли находится в ста верстах от древнего Смоленска, на живописных берегах Десны. Здесь родился и провел 12 детских лет великий русский музыкант Михаил Иванович Глинка. В свою родовую усадьбу композитор часто приезжал и будучи взрослым. А любил и помнил эти места всю жизнь. «Новоспасское – рай земной», – говорил он. Не требует повторений и доказательств: Глинка - первый классик русской музыки, первый отечественный композитор европейского уровня, что было признано еще при его жизни не только просвещенными соотечественниками, но и такими гениальными музыкантами, как Ференц Лист и Гектор Берлиоз: первый сочинил парафразы на темы Глинки, а второй устроил исполнение его музыки в Париже. Жизнь Михаила Ивановича Глинки неплохо документирована. Конечно, основной источник - его собственные "Записки", книга необычайно умная и изящная. Сохранились также довольно многочисленные письма Глинки к родным и друзьям, издан толстый том воспоминаний о нем. Русская музыкальная критика, начиная с В.В. Стасова и А.Н. Серова, неутомимо писала о Глинке, пытаясь разгадать до сих пор не решенную загадку: как этому человеку, не получившему систематического музыкального образования, в сущности почти самоучке, вечному страннику, занимавшемуся искусством словно бы "между делом и бездельем", удалось достичь такого сияющего совершенства в своем труде.
Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года, в самом расцвете весны, в ту пору, когда в окрестных садах заливались соловьи. Его сестра вспоминала, что после первого крика новорожденного под самым окном материнской спальни раздалась громкая соловьиная трель. Было ли то Божие провидение, перст указующий: чародей музыки родился! Как бы там ни было, но интерес к звукам, к пению у него проявился рано. Маленького Мишу часто брали в церковь, где он до самозабвения вслушивался в громкое и торжественное пение хора. Но больше всего ему нравился колокольный звон. Вернувшись из церкви, он еще долго жил впечатлениями от поездки, рисовал на полу белокаменный храм, пытался воспроизвести звон колоколов, используя для этого два медных тазика. Наверное, и спустя много лет в шуме больших городов он вспоминал именно это – новоспасскую церковь, соловьиные трели, плывущий над родной землей колокольный звон...
Когда будущему композитору было 8 лет, мирную жизнь отчего дома разрушила Отечественная война. Французское нашествие, память о героизме простых русских людей оставили яркий след в его творчестве. Не избежала нападения французских мародеров и родовая усадьба – Новоспасское было разграблено и сожжено. Понадобилось три года, чтобы возродить это имение, построить новый усадебный дом.
Сохранились воспоминания современников, в которых они рассказывают о том, каким стал новый дом семьи Глинок. Все его потолки были расписаны, а стены парадных комнат обиты бархатными обоями. В доме были прекрасный паркет, великолепные зеркала, люстры, а также два фортепьяно. В огромном саду были устроены фонтаны, каскады, островки с причудливыми мостиками. И, как прежде, в этом доме постоянно звучала музыка. Здесь устраивались вечера с танцами, пением модных романсов, с исполнением фортепьянных пьес. В таких концертах участвовали не только многочисленные гости, но и крепостные музыканты. Для юного Глинки каждый из таких домашних концертов был большим событием. Если на следующий день учителя упрекали его в рассеянности, он говорил им: «Душа моя – музыка». Ну а уезжая осенью 1817 года из Новоспасского в Петербург учиться, он, сидя в дорожной карете, уверял сестру, что едет открывать новые земли и страны, где прежде всего соберет музыкантов и устроит оркестр...
Родные пенаты тянули Глинку и тогда, когда он подолгу жил в Италии, стал известным в Европе композитором. Именно в Италии у него появляется мысль создать «истинно русскую оперу» на русский национальный сюжет. С этой целью он возвращается в Россию и весной 1835 года в Новоспасском увлеченно работает над оперой «Иван Сусанин». «...Я работал прилежно, – вспоминал Глинка, – ежедневно утром садился за стол в большой и веселой зале в доме нашем в Новоспасском. Это была любимая комната: сестры, матушка, жена, одним словом, вся семья там копошилась, и чем живее болтали и смеялись, тем быстрее шла моя работа. Время было прекрасное, и часто я работал, отворивши дверь в сад, впитывая в себя чистый, бальзамический воздух».
В этой «зале» и сейчас устраиваются музыкальные вечера, сюда после экскурсии приводят туристов. Увы, время не пощадило подлинный дом, где композитор вдохновенно работал над «Иваном Сусаниным». После его смерти имение было продано родственниками. Новые хозяева дом попросту разобрали. И только много лет спустя, в 1976 году, началось восстановление усадьбы. По архивным материалам и воспоминаниям современников воссозданы главный дом, гостевой флигель, каретный сарай и многое другое. В парке снова появились каскад прудов, беседки, мельница, разбит фруктовый сад. Отреставрирована и родовая церковь, ныне действующая. Все это позволило в мае 1982 года открыть здесь музей великого композитора, первый в России Музей Глинки. В пяти комнатах усадебного дома развернута экспозиция, рассказывающая о его детстве. Бережно сохраненные музейщиками мемориальные предметы придают дому атмосферу подлинности.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: