Хатунь на реке Лопасне – одно из самых древних поселений Подмосковья. Спорное, однако, село это - Хатунь: и места расположений в различных исторических источниках перемещались с одного места на другое, и названия менялись – то Лопастенское, то Хатунь, то Лопастна, но мы мудрствовать не будем и выберем так, как и ныне – Хатунь... Археологические исследования берегов Лопасни и её притоков свидетельствуют о том, что в этих местах жили люди и шесть, и три тысячи лет до нашей эры. Найдены следы стоянок железного века и более поздние поселения угро-финских племен, и славянские городища X-XII вв. нашей эры. Древняя Хатунь располагалась на крутом левом берегу Лопасни в излучине (на месте современного кладбища). Первые упоминания относятся к 1096 году. В то время вся местность была покрыта непроходимыми дремучими лесами. Единственными путями сообщения были реки. Воскресная гора как нельзя подходила для поселения. Она с двух сторон круто обрывалась реками. С одной стороны протекает река Лопасня, с другой стороны, где сейчас просто овраг с небольшим ручейком, протекала речка Бешенка, прозванная так за стремительное течение. Вот на этой горе черниговский князь Олег Святославич в 1096 г. построил погост, т.е. укрепленное место. С двух сторон погост был обнесён высоким земляным валом, перед валом был вырыт широкий ров и заполнен водой, остатки которого сохранились до сих пор. Также, поселение было обнесено высокой и крепкой бревенчатой изгородью. За эту крепость разгорались нешуточные войны. Не раз она сжигалась, но снова и снова возрождалась. На нее в разное время претендовали и литовцы, и нижегородцы, и рязанцы, и тверичи, и московское княжество. Несколько раз Хатунь разорялась и сжигалась татаро-монголами. Здесь же часто формировались дружины для походов. В 1185 г. формировал рать для похода на половцев Новгород-Северский князь Игорь Святославович. В 1240 г. здесь формировалась дружина для похода с Александром Невским против шведов. В 1249 г. Михаил Всеволодович, владевший в то время Лопасненским уделом, отбивал вместе с Михаилом Александровичем Московским литовцев на реке Протве. До основания Каширы и укрепления Серпухова с 1320 г. по 1340 г. Хатунь выполняла роль военной крепости, а также играла большую оборонительную роль. Оборонительные рубежи Московского государства проходили как раз по территории Ступинского района. Главное место отводилось Хатуни, так как прорывавшийся через брод Оки вражеские полчища шли по направлению к Москве вверх по течению р. Лопасни и непременно встречали препятствие на своём пути – крепость Хатунь. В 1353 г. рязанский князь Олег напал на московские земли, но был разбит. Тогда он обращается за помощью в татарскую орду. Из орды прислали своего предводителя, который должен был рассудить спор. Посланного из татарской орды звали Мамед-Хо-Жа. Хатунь представляла к этому моменту времени из себя крупный населённый пункт, назывался он уже не погост, а острог. Дружина в остроге насчитывала 200 человек. Мамед-Хо-Жа ничего не смог сделать полезного для рязанского князя мирным путём. Тогда он попытался решить дело силой. С ним было войско и он три года осаждал острог, но все попытки сломить Хатунь силой кончились неудачно. Хатунь выдержала осаду. Приблизительно к 1358 г. осада была снята. Интересно то, каким образом осаждённые сообщались с внешним миром, а делать это они должны были хотя бы потому, что им нужно было пополнять запас воды, которая была далеко под горой. По-видимому, у них был подземный ход. Старожилы Хатуни говорили, что до революции один из жителей, копая глину, отрыл какую-то дверь. В это дело вмешался урядник и приказал закопать дверь. Возможно, это и был подземный ход. Эта осада была не последней. Аж до середины 17 века Хатунь играла важную роль в защите южных границ московского государства. И только с укреплением Каширы и Серпухова, а так же всвязи с усилением Москвы, Хатунь теряет свое стратегическое значение и превращается в продовольственную базу московского государства. Вплоть до начала XVIII века часто сменяются хозяева Хатуни и всей волости. Побывали там и казанские правители-татары, и разночинные вельможи. А в 1708 году Хатунская волость пожалована князю Григорию Федоровичу Долгорукому. По данным проведенной в 1709 году переписи известно, что в селе Хатунь на тот момент было четыре церкви: Воскресения Христова на погосте, Рождества Богородицы, Николая Чудотворца и Георгия Страстотерпца на посаде. После смерти Григория Федоровича Хатунь перешла к сыну его Алексею. В годы правления Петра II Долгорукие, стремившиеся приблизиться к императору, сватают за него дочь Алексея — Катерину и даже привозят государя в Хатунь на охоту. Восшедшая на престол Анна Иоановна лишает Долгоруких всех милостей, а Хатунь, содержащая все необходимое для псовой и птичьей охоты, передается в ведомство генерала, кавалера и обершталмейстера графа фон Левенвольде. После смерти последнего Хатунь вместе со всей волостью переходит под начало конюшенной канцелярии, коей заведовал генерал-директор дворцовых волостей — барон фон Розен. Все это время крестьян нещадно обирают и условия жизни их становятся все хуже. Лишь в 1737 году, когда управлять Хатунской волостью был поставлен прусский финансист Фридрих фон Фирек, дела начинают налаживаться. Много помогает Фирек и храмам и служителям церкви. А в 1773 году Хатуньская волость была пожалована А. Г. Орлову-Чесменскому (1737-1808гг). Алексей Григорьевич был наиболее деятельным из всех своих братьев. На нём лежала ключевая роль в государственном перевороте 1762 года. Командовал Черноморским флотом и за разгром турок в Чесменской бухте в 1770 году А.Г. Орлов был пожалован титулом графа. Доставил в Россию, выдававшую себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны княжну Тараканову. В 1774 году вышел в отставку. Занимался коневодством и вывел известную породу орловских рысаков. Кроме того, в 1785 г. иждивением графа Орлова построена ныне существующая каменная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделами во имя святителя Николая Чудотворца и во имя Воскресения Христова. После смерти графа Хатунь перешла к его дочери Анне Алексеевне, которая была фрейлиной и жила постоянно при царском дворе. В 1829 году жители Хатуни и ближайших деревень смогли собрать необходимые средства и откупились. С этого времени Хатунь стала свободной волостью. Стала развиваться торговля, ремесло, купечество. К концу 19 века в Хатуни было две церкви, одна из которых была на городище, и четыре часовни. Часовни стояли на месте старых деревянных церквей. После 1917 года часовни были уничтожены. Пришедший в запустение храм на Воскресенской горе был разобран в 1957 г., якобы на строительный материал для детского сада в Михнево. В каменном храме в 30-х годах разрушили колокольню. После войны в нем устроили детский дом: убрали своды, в трапезной сделали второй этаж, прорезали окна. Под куполом, на третьем этаже, разместили библиотеку, в которую забирались по металлической лестнице, опоясывавшей храм. И все же здание для жилья оказалось непригодным, и в конце концов детский дом закрыли из-за антисанитарии. Два года храм простоял бесхозным и одним из первых в Московской области был передан церкви в 1989 году. "Работы Вам, батюшка, на всю оставшуюся жизнь", - сказали настоятелю в епархии. Чудесным образом, при содействии архитектора И.А. Гунста, детство которого проходило в Хатуни, была восстановлена колокольня в 1997 году. В последние годы храм отштукатурили, заменили старое отопление, побелили внутри. В 2008 году отреставрировали ограду вокруг храма.
Описание взято из: http://www.ssemenovskoe.ru/content/iz-istorii-khatuni http://temnyjles.narod.ru/Hatun1.htm http://hatun.cerkov.ru/stranica-istorii/
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: