От города Алагира Военно-Осетинская дорога ведет по широкой пойме левого берега Ардона среди гор Лесистого хребта. Приблизительно на 8-м километре от окраины Алагира, справа по ходу движения, ваше внимание наверняка привлечет необычайно эмоциональная композиция. Это Ныхас Уастырджи. Ныхас является одним из малоизученных и уходящих своими корнями в глубь веков явлений в традиционной культуре населения Кавказа. В общепринятом понимании, ныхас (нихас) - это сельская площадь в центре осетинского аула. Исследователи Кавказа, например, П.С. Уварова называла её "местным осетинским клубом", М. Гуриев - "своеобразной горской школой". Это место, куда собирались взрослые мужчины аула для обсуждения текущих дел и для решения споров, место проведения общеаульских пиршеств и празднеств. В то же время, ныхас - это место проведения свободного времени мужчин и место, где проходили общеаульские пиршества и празднества. Нередко аульские ныхасы находились под навесами или в кунацкой жилого дома. Дошедшие до наших дней ныхасы, в большинстве случаев, представляют из себя огромные мегалитические сооружения, включающие в себя круги из каменных плит, служивших «сидениями для старших», реже встречаются ныхасы с обработанными «креслами». Ныхасы у местного населения зачастую были связаны с эпическими богатырями, богами. Святой Уастырджи – это особо чтимый осетинами святой, самый главный персонаж в пантеоне осетинских божеств. О степени культа Уастырджи можно судить по тому, что его имя нередко произносится рядом с именем бога. В религии осетин он представляется как мужское божество, покровитель воинов и путников, защитник бедных и обездоленных. Его образ восходит из нартовского эпоса, где Уастырджи дает жизнь героине Сатане, являющейся олицетворением мудрости и красоты осетинской женщины. Постоянно украшающими эпитетами Уастырджи были золотой, золотокрылый, остроокий, доблестный, сильный и т. д. Имя Уастырджи окружено ореолом недосягаемого почета и благоговейного обожания. Он представляется воображению осетина всадником на белом коне, храбрым, симпатичным, добродушным, высокого роста, коренастым, с белой бородой. Место пребывания Уастырджи - небеса. Перед богом "хуыцау" он заступается за бедных и обиженных людей и просит для них у него всяких даров. К нему обращались в самых разных обстоятельствах жизни; он насылал болезни на провинившихся людей; его именем проклинали, благословляли друг друга. Святилища в честь столь всемогущего святого находятся во многих осетинских селениях. С молитвы об Уастырджи начинается и кончается осетинский традиционный стол. Дни в честь Уастырджи, известные также под названием праздника святого Георгия, которые всегда приходятся на ноябрь, являются популярнейшими по своей значимости во всем круглогодичном цикле календарных праздников. Каждая осетинская семья, где бы она ни проживала и как бы бедна она ни была, в обязательном порядке отмечала этот праздник, непременно заколов жертвенную скотину. Самым значительным и почетным из дней первой недели праздника считалась ночь на вторник, когда в жертву святому приносилась коза. В эту ночь каждая семья с приношениями (пироги, арака, пиво, шашлык) шла к культовому месту Уастырджи.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: