ВНИМАНИЕ! Тайник связан хоть и со старым, закрытым и имеющим уже в значительной степени историко-культурологическое значение, но всё же кладбищем. Поэтому, если Ваши личные моральные, этические, эстетические, психологические и иные нормы, требования и внутренние убеждения не позволяют Вам совмещать то, что, на Ваш взгляд, несовместимо, пожалуйста, исключите этот тайник из Ваших планов.
«Только кладбища могут быть превращены в полные музеи, а не в музеи-кабинеты лишь редкостей, каковы нынешние музеи. Только кладбищенские музеи есть памятники для всех без исключения людей, а не одних только великих».
Н.Ф. Фёдоров, русский философ, родоначальник русского космизма.
Пролог
В сентябре 2012 г. мне впервые довелось отдыхать в Анапе. После летнего громадья всевозможных плановых и оперативных работ, заданий, дел и делишек я, наконец-то, решила, что пора и честь знать и реализовать свое законное, гарантированное мне Конституцией право на отдых. Оформив отпуск, я, как всегда, в авральном порядке стала думать и гадать, куда поехать отдохнуть. Мои взросленькие дети, которые уже три года подряд грели свои тела и души на пляжах Витязева и Анапы, в один голос воскликнули: «В Витязево, Джемете или Анапу!». Вспомнив, что устами детей глаголет истина, я отправилась в город-курорт Анапу и уже потом ни разу не пожалела об этом.
Место действительно оказалось замечательным: не испепеляющее, а теплое и ласковое сентябрьское солнышко, безумно красивое бескрайнее море, в течение дня непрестанно меняющее свой цвет – от насыщенного индиго до лазорево-голубого и нежно-бирюзового, пляжи на все вкусы – золотистые песчаные, крупно- и мелкогалечные, зелень улиц, парков и скверов, шумная и нарядная Центральная набережная и более строгая и спортивная новая набережная от маяка до почти конца города, неплохо развитая городская инфраструктура, праздные, расслабленные, благодушно настроенные гости приморского города, увлекательные экскурсии и пешие прогулки, возможность покэшить.
Остановившись в пансионате недалеко от моршколы (с 2007 г. Институт береговой охраны ФСБ России) я любила ходить на дикий пляж в районе Высокого берега или по новой набережной на цивильный пляж в районе Малой бухты. Мой путь пролегал по затейливо изгибающейся мощеной плитками дорожке, левая сторона которой шла по крутому скалистому берегу, резко уходящему вниз к морю, а правая сторона ограничивалась длинным сплошным забором. Я шла вдоль моря мимо анапского маяка, мимо водолечебницы первой в городе санатории доктора Будзинского (ныне санаторий «Маяк»), площадки никогда не пустующих тренажеров, красивого здания санатория «Малая бухта», напоминающего огромный белоснежный парус.
Этой дорогой я ходила уже не один день, когда однажды меня взяло любопытство: а что там за длинным сплошным забором справа. Заглянув в щёлочку между столбами ограды, я увидела мраморные, гранитные и белокаменные надгробия. Это был погост – Старое анапское кладбище. Мое внимание привлек довольно большой памятник в виде красного треугольника то ли знамени, то ли паруса, на котором были высечены барельефы людей в рыбацкой одежде. Захотелось узнать, кто эти люди, что с ними случилось, и я решила более детально обследовать это место.
Вы скажете, что ходить на кладбище, когда ты на отдыхе, более чем странное и даже неуместное занятие? Я тоже так сначала подумала, но побывав там, изменила свое мнение.
Страсти вокруг Старого кладбища
Старое анапское кладбище – не обычное городское кладбище, а в какой-то степени, как московские – Новодевичье, Ваганьковское, Донское, санктпетербургское – при Александро-Невской лавре – кусочек истории, причем, не только Анапы, но и нашего Черноморья и в целом страны. В 2015 г. на некоторых памятниках на кладбище появились таблички, говорящие о том, что это "Объект культурного наследия", который охраняется государством. Здесь нашли последний приют как простые анапчане, так и многие люди, которыми Анапа может гордиться и вспоминать с горечью безвременной утраты – моряки, рыбаки, военнослужащие, артисты, врачи, священнослужители. На нем покоятся потомки декабриста В.Ф. Раевского, почетные граждане города и воины, погибшие в Гражданскую и Великую Отечественную войны. Здесь встречаются захоронения середины XIX в., а самые последние – конца 1970-х годов. Надписи на надгробиях и памятниках – на русском, армянском, греческом языках. Старое кладбище официально закрыли в 1978 г.
В 2007 г. над анапским некрополем нависла угроза уничтожения. Власти города решили его просто-напросто снести, дабы «не портило оно вид южного города-курорта». Когда пошли слухи, что Старое кладбище собираются сносить, в начале марта 2007 г. были организованы публичные слушания по этому вопросу. На них собралось так много горожан, что мероприятие пришлось перенести из большого зала администрации в ЦНК «Родина». Тогдашний мэр Анапы А.Н. Пахомов (с апреля 2009 г. – мэр Сочи) пообещал анапчанам, что по могилам их предков не пройдутся тяжелые бульдозеры и катки. Он заявил, что речь идет не о ликвидации кладбища, а всего лишь о строительстве новой набережной на Высоком берегу – от маяка и дальше, до анапской метеостанции и нынешнего сквера Аванесова. Но поскольку Старое кладбище находилось непосредственно на пути планируемой прогулочной аллеи-терренкура шириной до 15 м от края берега, то предполагалось в этой части кладбища снести все памятники и надгробия. По словам тогдашнего представителя городской администрации Алексея Харитонова, «представители администрации провели консультации о возможности реализации данного проекта с родственниками захороненных». Однако в эту полосу вошло и много могил усопших в XIX в. и начале XX в., родственников которых не так-то просто найти или их просто не осталось. В конце концов, общественности удалось настоять на уменьшении ширины терренкура с 15 до 3 м.
По решению слушаний должен был быть сформирован общественный Совет из представителей 56 семей, ухаживающих за могилами, который так и не был создан. Вместо этого собрали инициативную группу по охране Старого кладбища, которая в своем полном составе числилась только на бумаге. В нее, в частности, вошли священник отец Геннадий, председатель Анапского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Валерий Штраус, три префекта, представители Анапского археологического музея Зинаида Харалдина и Ирина Мельникова, чиновники мэрии и другие. Председателем избрали Юрия Борисова, квартального. Той же весной прошло 2–3 собрания группы, и дело заглохло.
Планировалось провести реконструкцию той части кладбища, которую предполагалось все же сохранить. Нужно было вырубить старые деревья и кусты, убрать кучи мусора, проложить мощеные дорожки, подновить старые могилы, а на заброшенных – установить таблички с фамилиями и именами захороненных, годом погребения, возвести «церковного типа» ограды, со стороны улиц Протапова и Шевченко. На старом, чудом сохранившемся фундаменте намеревались построить часовню. Реконструированный исторический некрополь должен был стать мемориальным парком, его предполагалось включить в туристический маршрут по городу-герою Анапе.
Однако средства на проведение этих мероприятий из городского бюджета практически не выделялись. Так же, как и на создание штата смотрителей кладбища. На слушаниях властями был назначен всего лишь один смотритель, да и тот неофициальный – А.П. Бауэр. Официально его зачислили рабочим ООО «Горкомхоз». Само же кладбище не находится на балансе ни у одного предприятия в городе.
Планы администрации по облагораживанию облика кладбища так и остались лишь планами, поэтому Бауэр и его единомышленники-анапчане, боровшиеся за сохранение Старого кладбища, самостоятельно проводили работы по благоустройству: были убраны кучи мусора, откопан старинный кладбищенский колодец, поскольку здесь нет водопровода, только в 2010 г. установлено более пятидесяти новых надгробных памятников. Бескорыстную помощь оказывали и курсанты Института береговой охраны, студенты, члены Центра патриотического воспитания молодежи «Ратмир». Однако далеко не всё по силам добровольцам – многие памятники неумолимо разрушаются, на кладбище собираются маргиналы и бомжи, которые разжигают здесь костры, мусорят, затаптывают могилы и разбивают надгробия.
Старое анапское кладбище – одно из старейших на юге России и, бесспорно, имеет культурно-историческое значение. Поэтому еще на мартовских слушаниях 2007 г. жители Анапы предлагали сделать кладбище мемориальным. Но для того чтобы сделать кладбище мемориальным, нужно не только привести его в полный порядок, но и оформить множество документов. А, как оказалось, Анапский археологический музей и городская мэрия «утратили» старинные и современные его планы и опись. Не располагая такой документацией, власти создали некую «комиссию», которая вынесла вердикт: Старое кладбище «не имеет историко-археологической и культурной значимости». С таким мнением не согласилась группа активистов во главе с В. Штраусом, председателем отделения Всероссийского историко-культурного общества ВООПИиК Анапы и его археологической секции. Они предложили запросить план и опись захоронений кладбища из Абхазии, поскольку до 1917 г. этим занималась Сухумская епархия, которая заведовала всеми захоронениями Черноморского побережья.
Главное на сегодняшний день то, что благодаря активной гражданской позиции неравнодушных анапчан, которые в наш торгово-коммерческий век сохранили духовность, патриотизм и «любовь к отеческим гробам» – чувство на котором, по словам великого А.С. Пушкина, основано «самостоянье человека, залог величия его», Старое кладбище было сохранено. Хотя при строительстве прогулочной дорожки новой приморской набережной по краю кладбища, по словам работавшего там бульдозериста, часть надгробий, находившихся у самого края обрыва, были сдвинуты в глубь кладбища, превратившись таким образом в кенотафы.
Память
Сегодня Старое кладбище, несмотря на усилия активистов, выглядит неухоженным и заброшенным. Ау-у-у, власти города-курорта! Исключение составляет лишь очень небольшое количество захоронений и мемориальный комплекс, созданный на территории кладбища и служащий его «парадными» воротами (его координаты даны в заголовке). На центральной стеле комплекса начертано: «Павшим в боях за Родину и жертвам фашизма. 1941–1945». Справа от стелы на беломраморной плите слова: «Вечная память непокоренным анапчанам. 1942–1943». Слева установлена плита, на которой написано: «Неизвестный солдат. Погиб в день освобождения Анапы 21 сентября 1943 года». На переднем плане – плита с надписью «От детей войны»; на ней – бронзовая похоронка и листочки солдатского письма с фронта. Вокруг стелы и сразу за ней установлены мраморные плиты с высеченными на них именами анапчан, погибших в годы Великой Отечественной войны. В этом месте 22 июня проводятся поминальные митинги-акции, посвященные началу жестокой и кровавой войны.
Вы можете походить по историческому кладбищу, самостоятельно выбрав любой маршрут. На вашем пути вам может встретиться могильный холмик цыганского барона, могилка анапчанина с французской фамилией Мишель и русским именем Александр Иванович, родившегося в позапрошлом веке в 1864 г., черномраморный памятник мальчишке-матросу Анатолию Рыбалко, которому едва исполнилось 23 года, когда он трагически погиб при исполнении служебных обязанностей на т/х «Огре» в 1972 г., большой скорбный крест на могиле Ефименко П.М., служившем на заре XX в. в 252-м анапском батальоне, белокаменное, изъеденное временем надгробие Параскевы Ставраки, вышедшей замуж за грека и покинувшей сей бренный мир 65 лет от роду в 1893 г., могилки генерал-майора Труфанова и погибшего пионера Вадика Каширина. Но я предлагаю вам обязательно найти следующие захоронения.
Во-первых, найдите надгробие в виде массивной тумбы из темного мрамора на основании из красного гранита (N 44º53.227' E 37º17.999'). Здесь покоится, как начертано на камне, Евдокiя Павловна Шауманъ, которая скончалась 19 июля 1900 г. Говорят, что это молодая девушка, безвременно умершая от несчастной любви. Старожилы Анапы еще помнят те времена, когда мраморную тумбу венчала изящная статуя девушки-ангела, наклонившейся к обрыву над морем с серебряным венком в руках. Было бы совсем неплохо восстановить надгробие в первоначальном виде. Все четыре грани пьедестала заполнены элегическими строками из стихотворений М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.Н. Плещеева, К.М. Фофанова и других русских поэтов. Как скорбно прекрасны нетипичные для Некрасова романтически-грустные стихи (правда, слегка искаженные):
«Отрадно такъ всегда среди душевной муки/Воспоминать о ней: усилiемъ мечты/Изъ мрака вызывать знакомыя черты/Въ минуты горькаго раздумья и печали…»
Это надгробие упоминает в своем замечательном эссе «Высокий берег», опубликованном в журнале «Вопросы литературы», наш современник – талантливый поэт, прозаик и критик Илья Фалин, писавший его летом 2000 г., живя в «краснокирпичной вилле-склепе» на краю Старого кладбища. Заметим лишь, что он допустил одну неточность в его описании: некие стихотворные строки, высеченные на надгробии, он приписывает «некоему поэту Крабову». А автор их – совсем даже и не Крабов!
Недалеко от последнего приюта несчастной девушки вы найдете захоронение (N 44º53.233' E 37º18.005'), которое, бесспорно, следует причислить к историческим: здесь покоится участник восстания на легендарном броненосце «Потёмкин» – матрос Седуненко И.А., который прожил долгую и, наверное, интересную жизнь, не дожив всего лишь год до своего девяностолетия.
Справа от него – могила Героя Советского Союза гвардии подполковника Жолоба Степана Михайловича. Рядом с сыном захоронены его родители, пережившие его на несколько лет. Участник советско-финляндской войны 1939–1940 гг. младший политрук Жолоб стал первым из уроженцев Кубани, кто был удостоен этого высокого звания. Вот выдержка из Указа Президиума ВС СССР от 11 апреля 1940 г.: «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство» младшему политруку Жолобу Степану Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 408)». Именем героя названа улица в селе Су-Псех, расположенного недалеко от Анапы.
Слева от матроса с «Потёмкина» могила заслуженного артиста РСФСР, солиста Большого театра Дмитрия Даниловича Головина (1894–1966). Он закончил Московскую консерваторию, совершенствовался в Италии, пел в театрах Монте-Карло, Милана и Парижа. Обладал красивым баритоном и исполнял партии Демона, Бориса Годунова, Кочубея, князя Игоря, Онегина, Фигаро, Яго и др. Он был первым исполнителем партий Санди («Трильби, 1924) и Нагульнова («Поднятая целина», 1937). В 1956 г. Головин поселился в Су-Псехе и принимал активное участие в музыкальной жизни Анапы.
Мало кто знает, что Головин и его сын, студент консерватории, подозревались в совершении убийства в 1939 г. Зинаиды Райх, на то время жены режиссера Всеволода Мейерхольда и вдовы Сергея Есенина. Доказательств для обвинения в убийстве было недостаточно, но, тем не менее, артист по сфабрикованному делу был приговорен к 10 годам лишения свободы по ст. 58 за «антисоветскую пропаганду и враждебную деятельность против Советского государства» и отсидел весь срок в Ивдельлаге на Северном Урале (см. тайник: Ивдельлаг. Осколки империи [TR/3233])
В точке с координатами N 44º53.213' E 37º18.016' расположен тот самый памятник, который впервые привлек мое внимание. Здесь похоронены 11 рыбаков, трагически погибших на сейнере «Адлеровец» 16 декабря 1969 г. Это было ЧП больше чем регионального масштаба, однако в газетах тех лет, когда действовал запрет на публикацию негативных новостей, вы не найдете ни строчки об этой трагедии; в местных СМИ нет даже некролога. После ловли хамсы в районе Сочи судно возвращалось на базу в Анапу, когда попало в страшнейший шторм – 8–9 баллов, который начался неожиданно и мощно. Сейнер затонул в страшном месте, где до него нашли свою могилу многие другие корабли и суда – недалеко от мыса Идокопас вблизи села Прасковеевка в районе Геленджика. Водолазы подняли тела погибших и в поисках причины трагедии обследовали затонувший сейнер еще 12 дней. Чудом удалось спастись только одному моряку – Герасимову В.П., который впоследствии и рассказал, как всё произошло.
В точке N 44º53.179' E 37º18.051' вы найдете белый обелиск с красными звездами наверху, огороженный тяжелыми цепями, сбоку на вечном приколе – морской якорь. Здесь похоронены совсем юные краснофлотцы пограничных войск НКВД Савичев М.Х. и Рович-Максимов М.Ф., погибшие при исполнении служебных обязанностей в 1939 г.
Если от обелиска пройти метров 17–19 дальше на юг, то можно увидеть могилу доктора Каушмана Георгия Карловича (1873–1911). Видимо, человек он был хороший, да, и врач неплохой, потому что на одной из граней надгробия можно прочитать: «Спи, верный друг/Спи, сын, примерный/Спи в мире, чудный человек!/В сердцах людей ты не умрешь!». Обратите внимание на тыльную сторону надгробия, на которой некие ребята Толя и Сергей в 1953 г. нацарапали (ой, как не стыдно!) некую странноватую надпись. Они же оставили свои автографы в 1978 г. и спустя 30 лет в 1983 г.
В точке N 44º53.155' E 37º18.074' находится могила, где покоится протоиерей Мельников Николай Николаевич (1892–1964). С 1959 г. он проводил службы в анапском храме Св. Онуфрия – старейшем храме на Кубани. Протоиерей Николай Мельников известен в Анапе не только как священник, но и как поэт. Его стихи подкупают своей чистотой и духовностью, они наполнены добротой и любовью к людям. Совпадение это или нет, но он оставил грешную землю в 1964 г., когда началась новая волна гонений на храм – его здание передали под Дом пионеров, купола и колокольню разрушили, а на месте алтаря соорудили сцену.
Можно обойтись и без навигатора - захоронения всех известных людей находятся в первом и втором ряду вдоль ограды, идущей вдоль моря.
Вы можете пройтись дальше по старому некрополю, продолжив мои скромные историко-краеведческие изыскания и неминуемо совершая для себя новые маленькие и большие открытия, постигая историю края и страны. И тогда, может быть, общими усилиями нам удастся убедить городские власти, что Старое кладбище достойно заботы и уважения.
Кто убил Зинаиду Райх? Смерть жены Сергея Есенина и Всеволода Мейерхольда более полувека остается загадкой // Источник. Вестник Архива Президента РФ. Документы русской истории. 1995. № 1. С. 65-73.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: