Наблюдая за большим количеством "летних" тайников, решил дебютировать с закладкой тайника сугубо ЗИМНЕГО. Добраться до него можно пройдя 700-800 метров по льду Финского залива от дамбы. Машину проще всего оставить, свернув на дамбе налево с дороги перед разводным мостом через фарватер - это практически напротив форта. Под мостом построена дорога для разворота на трассе.
Форт на фоне соседних интересен следами непонятного по своей природе, но безумного по мощности пожара. Такое ощущение, что выжигали все помещения целенаправленно. Причем так, что кирпич плавился и стекал потоками по стенам и потолку. Потрясающее зрелище! Что это было - испытания какого-либо оружия или борьба с заразой или ещё чего - остается загадкой. Наиболее распространена версия, что здесь производили испытания каких-то термитных смесей; одновременно существует версия, что некогда в подвалы форта сливали отработанный мазут, которые впоследствии несознательные граждане поджигали. Вполне возможно, что имели место оба фактора. В пользу первого варианта говорит характер разрушений - температура плавления кирпича, в зависимости от сорта, колеблется от 1800 до 2500 градусов. Для сравнения - температура горения бензина составляет 1100°, мазута - 1300° даже напалма - 900-1100°, а вот термитные смеси создают температуру 2000-2800 градусов, что волне могло обеспечить разрушения такого характера. В пользу второй версии говорит наличие в некоторых подвалах форта остатков мазута. Но часть подвалов сохранились с мазутом и следов пожаров не имеют. К тому же, судя по разрушениям, горение происходило в верхних помещениях, причем имеются характерные дыры в полу, что наводит на мысль о взрывах. Так что, если мазут на форт действительно выкачивали, возможно даже и поджигали, то уже после того, как помещения его были изуродованы испытанием вооружений.
*********** Форт (морская северная батарея №4) «Зверев» расположен на акватории Финского залива на северном рейде о.Котлин в 4 км от острова и в 7,5 км от северного берега залива. Среди номерных северных фортов это единственный форт, имеющий название. Решение о строительстве батареи было принято в 1863 году по предложению генерал-адъютанта Э.И.Тотлебена и строителя крепости инженера-полковника К.Я.Зверева в связи с непосредственной угрозой проникновения вражеского флота по северному фарватеру. Форт строился в дополнение к уже существовавшим фортам №№ 1,2,3,5 и 7, и имел отличавшуюся от более старых фортов конфигурацию, позволявшую вести не только фронтальный, но и фланговый огонь, и несколько более мощное вооружение. Батарея относится к укреплениям траверсного типа и имеет грибовидную в плане форму. Фронтальная часть земляного эскарпа обращена на север и имеет два фаса и два фланка. Орудия располагались в четырех казематах по фронту и в двух галереях в горжевой части. Также имелось две мортирных батареи, расположенных открыто за главным валом. По периметру форт был окружен каменным молом. Построенные на форту "промежуточные полукапониры" чуть ли не самые первые в мире. Батарея строилась в середине 1860-х гг., а типичным элементом фортов (русских, французских, австрийских и т. д.) промежуточные полукапониры стали только в начале ХХ в. (расшифровка специальных терминов)
Кронштадтские форты неоднократно перевооружались, достраивались. Острова некоторых расширяли для установки более тяжелых орудий. Строительство новых и перестройка старых укреплений привели ряд фортов в весьма неприглядный вид. Обеспокоенный этим Тотлебен, при посещении Кронштадтской крепости в июне 1867 г., приказал окрасить все сооружения однородным колером и «...поручить Архитектору, который будет назначен Его Превосходительством от Главного инженерного управления, составление фасадов по оборонительным постройкам на морских батареях для придания им соответственнаго назначению построек и при том однообразнаго вида...» С этой целью стали использовать элементы отделки, присущие гражданским зданиям, и малые архитектурные формы. Все конструктивные элементы выполнены в правильных пропорциях, а здания украшены пилястрами, рустовкой, гранитными цоколями, карнизами. На фортах появились парапетные решетки, ограды, они украшались царскими вензелями и памятными досками, на которых указывались начало и окончание возведения укреплений, фамилии руководителей строительства. В оформлении фортов сказалось влияние выдающихся русских архитекторов, представителей русского ампира: В. П. Стасова, А. Н. Воронихина, К. И. Росси и А. Д. Захарова. Последний являлся главным архитектором Морского ведомства и создал замечательное здание Адмиралтейства в Петербурге.
После завершения перестройки основных укреплений стало необходимым упорядочение наименований фортов и батарей. Так, например батареи № 10 и 11 оказались между батареями 7, 8 и 9. В связи с этим 13 июня 1868 г. царь повелел именовать:
на Северном фарватере: ... морскую батарею № 10 - морской северной № 4 «Зверев» ... Константин Яковлевич Зверев (1821-1890) получил высшее инженерное образование в Главном инженерном (Николаевском) училище. После окончания училища был оставлен в офицерских классах, впоследствии ставшими Николаевской инженерной академией, которую окончил в 1842 г. первым, с занесением его имени на мраморную доску. В 1882 г. Зверев был назначен товарищем генерал-инспектора по инженерной части; в 1886 г. утвержден в звании почетного члена Николаевской инженерной академии и в 1887 г. произведен в инженер-генералы. Благодаря его знанию дела, практичности и административным способностям при постройке Свеаборга и Кронштадта были сделаны значительные сбережения казенных средств, обратившие внимание Императора Александра II.
Имя строителя крепости Константина Яковлевича Зверева было увековечено в ознаменование его больших заслуг в деле строительства крепости. Присвоение имени строителя одной из батарей стало возможным благодаря Э. И. Тотлебену, умевшему по достоинству ценить труд строителей и пользовавшегося огромным авторитетом в царском окружении.
К 1869 г. была завершена перестройка ряда морских батарей. Морскую северную батарею № 4 «Зверев» вооружили и на ней установили металлический поворотный кран завода Берда грузоподъемностью 19,2 т. Такими кранами оборудовались пристани большинства морских батарей и фортов Кронштадта. В сентябре 1868 г. строитель крепости обратился в ГИУ за разрешением покрыть полы в казематах для проживания гарнизона, а также в помещениях для хранения снарядов и зарядов на некоторых батареях природным асфальтовым раствором. Такие полы были сделаны на батареях № 4 «Зверев» и № 6. Это первое удачное применение асфальта в России. (Возможно от асфальта на стенах некоторых помещений остался след и именно его часто принимают за уровень мазута, который, по одной из версий, в наше время сливали на форт).
В начале XX века форт 4-й северный «Зверев» был переоборудован под склад морских мин, было построено специальное здание склада, проложены рельсы. Во время Первой мировой войны, в 1914 году, форт был введен в систему обороны Кронштадта, но в боевых действиях не участвовал.
К 1931 году были выстроены первые пулеметные огневые точки Береговой обороны Балтийского моря (впоследствии Кронштадтский УР). Сначала построили 13 трехамбразурных ОТ, но не на каждом форту, а через один, что на первом этапе строительства было вполне достаточно. На 4-ом Северном тогда были построены две ОТ - № 42 и 43. К началу строительного сезона 1931 года разработали и утвердили места посадки новых ОТ. В 1931г. на 4-ом Северном был построен ещё и тыловой трехамбразурный ДОТ № 41 - он расположен у левого полукапонира форта. Задача этого ДОТа - вести огонь в тыл. Внутри дота сейчас сохранился пулеметный станок ПС-31. Номера огневым точкам присваивались в зависимости от их расположения на конкретном форту (на 4-м нумеровались 41, 42, на пятом 51, 52 и т.д.). Всего в 1930-1935 годах в Кронштадском УРе построили 31 огневую точку. После постройки всех ОТ непрерывный пулеметный огонь мог вестись от форта Константин до форта Риф и далее до берега финского залива у Горской. Форты Первомайский и Обручев имели круговую оборону, а Северные форты - взаимную круговую оборону.
С началом Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, форт «Зверев» был вооружен четырьмя орудиями калибром 120 мм (по другим данным 100 мм) и участвовал в боевых действиях. Огонь орудия форта вели по частям противника в Петергофе и Стрельне. С её окончанием надобность в фортах, как защитных сооружениях отпала. Во время реформы ВС СССР 1957-1961 гг. Кронштадтская крепость была списана, форты разоружены, постепенно был произведен демонтаж оборонительного оснащения. Длительное время эти памятники истории, представляющие не только военный, но и архитектурный интерес, использовались Ленинградской ВМБ и другими организациями бесконтрольно. Такое использование, непонимание ценности комплекса и его отдельных сооружений, хаос в системе пользователей и невыполнение охранного статуса, а также последствия строительства Комплекса сооружений защиты Санкт-Петербурга от наводнений с использованием фортов Константин, северных батарей № 3,7 - все это принесло значительный ущерб фортам и фортификационным сооружениям на них. В 1970-е гг. форт 4-й северный «Зверев» использовался как полигон для испытания вооружения (пирогелей) и как он выглядит сейчас вы сможете увидеть, посетив форт. По некоторым сведениям, в гавани форта имеются два затонувших военных катера. На поднятых с них элементах тоже обнаружены следы сильного термического воздействия.
Посмотреть значения фортификационных терминов можно в книге В. Ф. Шперк «Фортификационный словарь» (М.: изд. Военно-инж. акад. им. В. В. Куйбышева, 1946).
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: