Нехорошая квартира [VI/12625]

1915 год
1915 год
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Замечательные люди
Музей/экскурсия
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Москва и Московская обл.
Ближайший нас.пункт
Москва
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 3
Рейтинг
4.46Рекомендаций: 6Нашли: 97
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: Solo
Создан: 20.09.2012
Опубликован: 22.09.2012
(отредактирован: 11.09.2021)

Описание окружающей местности

Михаил Афанасьевич Булгаков родился 3 (15) мая 1891 в семье профессора Киевской духовной академии. Детство и юность Булгакова прошли в Киеве. В творчество писателя Киев войдет как Город (роман "Белая гвардия") и станет не просто местом действия, но воплощением сокровенного чувства семьи, родины (очерк "Киев-город", 1923). 
В 1909 г. Булгаков поступает на медицинский факультет Киевского университета. По его окончании в 1916 г. он получает звание "лекаря с отличием". Киевские годы заложили основы мировосприятия Булгакова. Здесь зародилась его мечта о писательстве.
Ко времени первой мировой войны Булгаков уже сформировался как личность. После окончания университета, летом 1916 г., он работал в госпиталях Красного Креста на Юго-Западном фронте. Тогда же был призван на военную службу и переведен в Смоленскую губернию, где стал врачом сначала сельской больницы, затем с сентября 1917 г.— Вяземской городской больницы. Эти годы послужили материалом для восьми рассказов писателя, составивших цикл "Записки юного врача" (1925—1927). Работу над ними он начал там же, в Смоленской губернии, регулярно записывая свои впечатления от встреч с больными.
События 1917 г. прошли почти незаметно для земского лекаря Булгакова. Его поездка в Москву осенью того же года была вызвана не интересом к событиям революции, что пытались из лучших побуждений приписать ему некоторые биографы, а желанием освободиться от военной службы и от личного недуга, довольно точно воспроизведенного в одном из рассказов упомянутого цикла —"Морфий".

Вплотную с событиями революции и гражданской войны Булгаков столкнулся в своем родном Киеве, куда возвратился в марте 1918 г. В условиях постоянной смены властей в столице Украины 1918— 1919 гг. остаться в стороне от политических событий было невозможно. Сам Булгаков в одной из анкет напишет об этом так: "В 1919 г., проживая в г. Киеве, последовательно призывался на службу в качестве врача всеми властями, занимавшими город". О ключевом значении для его творчества этих полутора лет пребывания в Киеве свидетельствуют роман "Белая гвардия", пьеса "Дни Турбиных", рассказ "Необыкновенные приключения доктора" (1922).

После взятия Киева генералом Деникиным (август 1919 г.) Булгаков был мобилизован в белую армию и отправлен на Северный Кавказ военврачом. Здесь появилась первая его публикация — газетная статья под заглавием "Грядущие перспективы" (1919). Написана она с позиции неприятия "великой социальной революции" (иронические кавычки Булгакова), ввергнувшей народ в пучину бедствий, и предвещала неизбежную в будущем расплату за нее. Булгаков не принимал революцию потому что крушение монархии во многом означало для него крушение самой России, Родины — как истока всего светлого и дорогого в его жизни.
В годы социального разлома он сделал свой главный и окончательный выбор — расстался с профессией врача и целиком посвятил себя литературному труду. В 1920—1921 гг., работая во Владикавказском подотделе искусств, которым руководил писатель Ю. Л. Слезкин, Булгаков сочинил пять пьес; три из них были поставлены на сцене местного театра. Эти ранние драматургические опыты, сделанные, по признанию автора, наспех, "с голодухи", были впоследствии им уничтожены. Тексты их не сохранились, за исключением одной — "Сыновья муллы".

Здесь же Булгаков пережил и свое первое столкновение с "левыми" критиками пролеткультовского толка, нападавшими на молодого автора за его приверженность культурной традиции, связанной с именами Пушкина, Чехова. Об этих и многих других эпизодах своей жизни владикавказского периода писатель расскажет в повести "Записки на манжетах" (1922—1923). 

В самом конце гражданской войны, находясь еще на Кавказе, Булгаков готов был покинуть родину и уехать за границу. Но вместо этого осенью 1921 г. он появился в Москве и с тех пор остался в ней навсегда. Возможно, этот шаг он сделал не без влияния О. Э. Мандельштама, с которым встречался в последние дни своего пребывания на Кавказе. Начальные годы в Москве были очень трудными для Булгакова не только в бытовом, но и в творческом отношении. Чтобы выжить, он брался за любую работу: от секретаря ЛИТО Главполитпросвета, куда устроился при содействии Н. К. Крупской, до конферансье в маленьком театре на окраине.

Со временем он стал хроникером и фельетонистом ряда известных московских газет: "Гудка" (здесь Булгаков делал знаменитую "четвертую полосу" вместе с В. Катаевым, И. Ильфом и Е. Петровым, И. Бабелем, Ю. Олешей), "Рупора", "Рабочего", "Голоса работника просвещения", "Накануне", издававшейся в Берлине. В литературном приложении к последней, кроме упомянутых "Записок на манжетах", были опубликованы его рассказы "Похождения Чичикова", "Красная корона", "Чаша жизни" (все— 1922). Среди множества ранних произведений, написанных Булгаковым в "журналистский период", выделяется своим художественным мастерством рассказ "Ханский огонь" (1924).

В его творчестве той поры менее всего ощутимо влияние различных течений современной литературы от А. Белого до Б. Пильняка, воздействие которых испытали на себе многие молодые писатели, начинавшие вместе с Булгаковым.Ему были чужды были и популярные тогда концепции "левого" искусства, формальные творческие эксперименты (отсюда — сатирические колкости в его произведениях по адресу В. Шкловского, Вс. Мейерхольда, В. Маяковского). 

Любимыми его авторами еще с юных лет были Гоголь и Салтыков-Щедрин. Гоголевские мотивы непосредственно вошли в творчество писателя, начиная с раннего сатирического рассказа "Похождения Чичикова" и кончая инсценировкой "Мертвых душ" (1930) и киносценарием "Ревизор" (1934). Что касается Щедрина, то Булгаков неоднократно и прямо называл его своим учителем. Основная тема фельетонов, рассказов, повестей Булгакова 1920-х гг., говоря его же словами,—"бесчисленные уродства нашего быта". Главной мишенью сатирика явились многообразные искажения человеческой натуры под влиянием совершившейся общественной ломки ("Дьяволиада" (1924), "Роковые яйца" (1925)). В том же направлении движется авторская мысль и в сатирической повести "Собачье сердце" (1925 г.; первая публикация в 1987 г.). Все эти своеобразные "сигналы-предупреждения" писателя служили для одних его современников поводом к восхищению (М. Горький назвал "Роковые яйца" "остроумной вещью", для других — к категорическому отказу в публикации (Л. Б. Каменев о "Собачьем сердце": "это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя"). В названных повестях отчетливо обнаружилось своеобразие литературной манеры Булгакова-сатирика.

Рубежом, отделяющим раннего Булгакова от зрелого, явился роман "Белая гвардия", две части которого были опубликованы И. Г. Лежневым в журнале "Россия" (1925, полностью роман вышел в Советском Союзе в 1966 г.). Этот роман был самой любимой вещью писателя. Позднее на основе романа и в содружестве с МХАТом Булгаков написал пьесу "Дни Турбиных" (1926), которая до известной степени является самостоятельным произведением. У нее своя примечательная судьба, предопределенная знаменитой мхатовской постановкой (премьера состоялась в 1926 г.). Именно она принесла Булгакову широкую известность. "Дни Турбиных" пользовались небывалым успехом у зрителя, но отнюдь не у критики, которая развернула разгромную кампанию против "апологетичного" по отношению к белому движению спектакля, а следовательно, и против "антисоветски" настроенного автора пьесы. Массированные атаки критики привели в 1929 г. к изъятию спектакля из мхатовского репертуара (в 1932 г. он был возобновлен). И все же абсолютный сценический успех, а также многократные посещения "Дней Турбиных" И. Сталиным, проявившим странный и непонятный для театральных чиновников интерес к "контрреволюционному" спектаклю, помогли ему выжить и пройти на мхатовской сцене (с перерывом в несколько лет) почти тысячу раз при неизменном аншлаге. 

В мае 1926 г., во время обыска московской квартиры Булгакова у него изъяли рукопись повести "Собачье сердце" и дневник. В дальнейшем его произведения методично, год за годом вытеснялись из литературной периодики и со сцены театров. "Турбины" были единственной пьесой Булгакова со столь удачной, хотя и не простой сценической историей. Другие его пьесы, если даже и пробивались на короткий срок на сцену (сатирическая комедия "Зойкина квартира" поставлена в 1926 г. театром им. Евг. Вахтангова; сценический памфлет "Багровый остров" поставлен в 1928 г. московским Камерным театром; драма "Кабала святош (Мольер)" поставлена МХАТом в 1936 г.), впоследствии запрещались. Не были доведены до премьеры, сатирическая комедия "Бег" (1927)—последнее прикосновение писателя к теме белого движения и эмиграции; "оборонная" пьеса "Адам и Ева" (1931); фантастическая комедия "Блаженство" (1934) и отпочковавшаяся от нее гротескная пьеса "Иван Васильевич" (1935); историко-биографическая пьеса "Батум" (1939).

Драма "Александр Пушкин (Последние дни)" (1939) появилась на сцене МХАТа лишь через три года после смерти автора. Аналогичная участь ожидала и театральные инсценировки Булгакова ("Полоумный Журден", 1932, "Война и мир", 1932, "Дон Кихот", 1938), за исключением "Мертвых душ", поставленных МХАТом в 1932 г. и надолго сохранившихся в его репертуаре. Ни одна из пьес и инсценировок Булгакова, включая и знаменитые "Дни Турбиных", не была опубликована при его жизни. Вследствие этого его пьесы 1920—30-х гг. (те, что шли на сцене), будучи несомненным театральным явлением, не были в то же время явлением литературы. Лишь в 1962 г. издательство "Искусство" выпустило сборник пьес Булгакова. На рубеже 1920—30-х гг. пьесы Булгакова были сняты с репертуара, травля в печати не ослабевала, возможность публиковаться отсутствовала. В этой ситуации писатель вынужден был обратиться к власти ("Письмо правительству", 1930), прося либо предоставить ему работу и, следовательно, средства к существованию, либо отпустить за границу. За упомянутым письмом правительству последовал телефонный звонок Сталина Булгакову (1930 г.), который несколько ослабил трагизм переживаний писателя. Он получил работу в качестве режиссера МХАТа и тем самым решил проблему физического выживания.

В 1930-е гг. едва ли не главной в творчестве писателя становится тема взаимоотношений художника и власти, реализованная им на материале разных исторических эпох: мольеровской (пьеса "Мольер", биографическая повесть "Жизнь господина де Мольера", 1933), пушкинской (пьеса "Последние дни"), современной (роман "Мастер и Маргарита"). Дело осложнялось еще и тем, что даже доброжелательно настроенные к Булгакову деятели культуры (например, К. С. Станиславский) проявляли порой непонимание писателя, навязывая ему неприемлемые для него художественные решения. Со всей остротой это обнаружилось во время репетиционной подготовки "Мольера", из-за чего Булгаков вынужден был в 1936 г. порвать с МХАТом и перейти на работу в Большой театр СССР либреттистом.

Роман "Мастер и Маргарита" принес писателю мировую известность, но стал достоянием широкого советского читателя с опозданием почти на три десятилетия (первая публикация в сокращенном виде произошла в 1966). Булгаков сознательно писал свой роман как итоговое произведение, вобравшее в себя многие мотивы его предшествующего творчества, а также художественно-философский опыт русской классической и мировой литературы.

Последние свои годы Булгаков жил с ощущением загубленной творческой судьбы. И хотя он продолжал активно работать, создавая либретто опер "Черное море" (1937, композитор С. Потоцкий), "Минин и Пожарский" (1937, композитор Б. В. Асафьев), "Дружба" (1937—1938, композитор В. П. Соловьев-Седой; осталась незавершенной), "Рашель" (1939, композитор И. О. Дунаевский) и других, это говорило скорее о неистощимости его творческих сил, а не об истинной радости творчества. Попытка возобновить сотрудничество с МХАТом посредством пьесы "Батум" (о молодом Сталине; 1939), созданной при активной заинтересованности театра к 60-летию вождя, окончилась неудачей. Пьеса была запрещена к постановке и истолкована политическими верхами как стремление писателя наладить отношения с властью. Это окончательно надломило Булгакова, привело к резкому обострению его болезни и скорой смерти. Умер писатель в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

26 марта 2007 года в квартире № 50 Правительством города Москвы был учрежден первый в России Музей М. А. Булгакова.
Так первый московский адрес писателя – Большая Садовая, дом 10, квартира 50 – стал и первым, единственным мемориальным музеем М. А.Булгакова в Москве.

Осенью 1921 года, приехав в голодный и бесприютный город, писатель с женой поселился здесь, заняв комнату в огромной коммунальной квартире. Здесь по ночам, до переезда летом 1924, он писал свои первые московские произведения. Сам образ «скверной» коммуналки и дома «покоем» долгие годы станет преследовать Михаила Афанасьевича. «Псалом», «Самогонное озеро», «№13 дом Эльпит-Рабкоммуна» «Зойкина квартира», наконец, «Мастер и Маргарита», роман, обессмертивший дом и его обитателей.

Спустя 70 лет, в 1990 году был создан Фонд Булгакова, основной целью которого было открыть квартиру №50 для посетителей. Теперь знаменитая «Нехорошая квартира» — музей, где можно погрузиться в среду московского периода жизни Булгакова. Особенную атмосферу этого места, бывшего и общежитием Высших женских курсов до революции, и классической коммуналкой, ставшей на время прибежищем писателя, и мифической «нехорошей квартирой» в пространстве знаменитого романа, и, наконец, местом паломничества поклонников Булгакова, удалось сохранить вопреки всему.

Квартира оказалась точкой соприкосновения с тремя эпохами российской реальности — с постсоветской современностью; с эпохой «советского прошлого» (его бытом, его литературой, его трагедиями и его уроками); с эпохой дооктябрьской России, полноправным гражданином которой до 26 лет был Булгаков и ностальгию по которой он перенес в свои книги. Именно творчество Булгакова позволяет найти то, что объединяет эти три эпохи, а музей М.А.Булгакова надеется продолжать вести эти поиски. 

Музей в квартире № 50 создан на основе подаренных Москве коллекций племянниц М. А. Булгакова Е. А. Земской и В. М.Светлаевой, а также В. Ф. Дименко, президента международного представительства благотворительного фонда имени М. А. Булгакова. В 2010 году коллекция музея пополнилась предметами мебели и вещами из последней квартиры писателя в Нащокинском переулке 3/5, поступившими от К. Л. Тарасевича (сына близкого знакомого Е. С.Булгаковой Л. К.Тарасевича).

Адрес: Москва, улица Большая Садовая, дом 10, подъезд 6, этаж 4, квартира №50 
Проезд до станции метро «Маяковская», выход к Концертному залу имени Чайковского.

Время работы и стоимость: здесь

Телефон:  +7 (495) 699-53-66

e-mail: bulgakovmuseum@gmail.com

Про нехорошую квартиру в Википедии 
Материалы взяты :http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/bulgakov/http://www.bulgakovmuseum.ru/

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

putnik67 (06.09.2024 11:31:43)
25.07.2024 получился у нас днём имени Булгакова. Посетили оба музея, Патриаршие пруды, нашли пропавший дорожный знак, посмотрели на кота, гладить его не стали. Мне Булгаков нравится. Перечитывала Мастера и Маргариту несколько раз и каждый раз открывала для себя что-то новое, порой прикольное, порой очень мудрое или исторически значимое. Да и фильмы потом сравнивать друг с другом и со своим восприятием произведения гораздо интереснее.
Да и столько шума, споров и интереса всех и вся на банальщине просто быть не может.
Но вот этот музей не очень зашёл, хотя посмотреть, что же это была за квартира было интересно. Поэтому спасибо автору за описание, оно нам здорово помогло и сгладило впечатление от старушки-билетёре на входе. Бот там точно: ничего личного, только бизнес.)))
DenSol (14.02.2024 17:17:46)
Совершенно не понимаю и не разделяю этого всеобщего дропчества на товарисча Булгакова. Его "нетленку" предпочёл не читать, ограничившись фильмой от В.Бортко. Что лишь укрепило во мнении, что снято хорошо, а сюжетная линия - ни в Красную Армию.

В школе, было дело, читал и смотрел "Собачье сердце". Фильма лучше значительно. Что дополнительно подтвердило, что "творчество" данного писателя - совершенно не то, чему стоит уделять столько внимания.
Вопросы по музэю могли бы, конечно, быть и без подсчётов. Но у автора своё видение 🤷
banderaz (25.08.2023 17:15:42)
gendosnsk (25.02.2023 21:42:33)
druper911 (19.02.2023 16:33:00)
Веселая Макаронина (30.10.2022 17:36:48)
_wolf (08.05.2022 18:44:57)
gremling (19.09.2021 12:16:55)
denisns (11.09.2021 23:59:59)
djin-sv (17.05.2021 09:42:53)
avi86 (15.11.2020 10:20:30)
IriskaIriska (11.03.2020 15:18:29)
Триэр (14.01.2020 20:22:20)
Святланка (06.01.2020 22:16:44)
N-i-k-s-o-n (16.12.2019 12:31:17)
1z2d3g5j (21.07.2019 19:03:57)
Trankvill (18.05.2019 13:29:43)
Дю (24.04.2019 23:23:58)
volchisa (22.02.2019 17:44:05)
cosmonavt (03.02.2019 00:35:28)
annii (08.01.2019 15:00:42)
talyana (05.01.2019 15:55:13)
Zlodey (09.12.2018 19:09:24)
Vottakvasya (17.08.2018 18:29:58)
Синяя Птица (12.05.2018 12:04:27)
Kesha&Ko (11.05.2018 14:51:52)
Мэри Мэкси (25.03.2018 21:58:40)
Cossacks (08.02.2018 06:19:37)
mmm1863 (16.08.2017 16:22:46)
KE17 (06.08.2017 22:59:37)
Q&Q (06.08.2017 15:22:43)
Missing (27.07.2017 20:32:51)
Feodor (31.05.2017 00:51:19)
Aleslav (10.05.2017 08:25:17)
Vlad374 (25.01.2017 14:34:21)
Santa (24.01.2017 22:37:05)
IVZ (19.01.2017 18:16:23)
pupanoid (03.01.2017 20:01:52)
melani (05.11.2016 15:25:38)
Зажигалочка (03.08.2016 10:50:31)
Беспокойная семейка (13.07.2016 23:11:51)
Leshiy1 (22.03.2016 18:45:14)
ival25 (21.03.2016 10:14:34)
gors07 (20.03.2016 23:26:05)
SanSanchoz (20.03.2016 22:59:37)
delia и shimp (24.02.2016 22:47:17)
Йети (11.02.2016 21:31:00)
sswoman (15.12.2015 23:10:55)
brodaga (17.11.2015 17:30:14)
OlgaKZ (01.09.2015 17:30:37)
Serg-p (07.05.2015 17:47:59)
Инструктор (05.05.2015 18:00:38)
ЖЖ и Chuma (30.03.2015 14:20:20)
Sergio79 (21.03.2015 18:15:12)
НЕСЕЗОН (10.03.2015 20:20:14)
Байдерины (18.01.2015 17:07:25)
Romeo (18.11.2014 22:45:21)
MaryAnn (16.10.2014 20:18:42)
Sublis (16.10.2014 18:32:00)
kolya_metallist (25.08.2014 17:37:48)
Sovadlo (04.07.2014 22:46:06)
Hen (24.06.2014 19:12:47)
vickych (28.04.2014 23:58:55)
Natic (28.03.2014 19:56:16)
макс и сцветка (25.03.2014 10:30:52)
chance (12.01.2014 20:17:23)
Pachita & two (02.01.2014 22:01:38)
Katerin-ka (30.12.2013 18:40:10)
miner (26.12.2013 15:02:30)
NOZO (01.12.2013 23:04:22)
pal_nat (03.11.2013 22:22:26)
alan-k (12.06.2013 19:45:34)
Decreed (05.05.2013 12:49:57)
IZIB (29.04.2013 22:38:50)
Упорный (26.03.2013 06:03:48)
Steelrat🐭 (10.03.2013 08:17:10)
BECHA (19.02.2013 18:37:19)
tironik (19.12.2012 12:09:53)
Lvitca (17.12.2012 15:17:07)
mr_bo (17.11.2012 10:21:03)
Marmot & Alise (10.10.2012 09:18:12)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.