Наверное, многие в детстве читали легенду об Атлантиде - острове, который существовал где-то то ли в Атлантическом, то ли в Тихом океане. Из-за гнева богов этот цветущий остров скрылся под водой. Раньше учёные и исследователи пытались найти легендарный остров, но тщетно. Так и забросили идею поиска Атлантиды и решили считать, что это всё только легенда и ничего более.
Подобные легенды об ушедших под воду городах существуют у разных народов, вспомнить хотя бы знаменитый Китеж-град. Но есть и множество реальных сел, деревень, поселков, которые оказались на дне нынешних водоемов. И произошло это не по воле богов, а сделано было силами человеческих рук, возводивших дамбы, плотины, ГЭС, каналы. Множество таких мест, о которых сегодня уже и не вспомнят, есть и в Карелии. И одно из таких мы и предлагаем Вам посетить.
Подужемье - небольшая деревушка в Кемском районе, которая повторила судьбу Атлантиды. Только причиной был не гнев богов, а расчёт людей. Там где была эта небольшая, но живописная деревенька, теперь только вода сверкает на солнце, и мерно жужжат турбины Подужемской ГЭС. А началось это так.
Миллионы лет тому назад полукилометровая толща ледника, покрывавшая землю, отступила на север, оставляя за собой разрушительные следы: бесчисленные впадины, отшлифованные залысины гор, громадное скопление валунов. Вероятно, к этому периоду, когда из переполненных ледниковой водой озер хлынули бурные реки, относится и время рождения реки Кемь.
Древнейшие стоянки первобытного человека на территории нынешнего Подужемья относятся к VIII в. до нашей эры – это небольшие стойбища охотников и рыболовов. В более поздние эпохи (III в. до нашей эры) продолжали обитать саамы на постоянных стоянках. Подужемье получило своё имя от порога Ужма, известного с середины XV века. Здесь река Кемь, стиснутая скалами, падала каскадным водопадом на 11,8 м.
Издревле в реке Кемь возле села Подужемье добывался жемчуг. Право ловить жемчуг было дано всякому «без изъятия» с тем только условием, чтобы ловцы жемчуга платили налог – каждое десятое зерно крупного и чистого жемчуга было доставлено в коммерц - коллегию. Пересыхала река, и добыча жемчуга превращалась в развлечение: раковины просто собирали в корзинки. Жемчуг был непременным материалом для отделки поморской народной одежды, особенно – женской, головных уборов, из него изготавливались серьги, ожерелья, пуговицы и другие украшения. Самым древним промыслом был «весновальный» - добыча тюленя на льду в весенние месяцы. Но и в другие сезоны било местное население морского зверя. Из шкур крестьяне шили обувь, обтягивали лыжи для лучшей проходимости. Самым старым и самым богатым рыбным промыслом был сёмужий. Богатые рыбные тони с. Подужемье манили сборщиков налогов, каждая десятая выловленная сёмужина должна была быть отдана или государству или монастырю.
Шли годы, проходили десятилетия, а Подужемью и его окрестным славу принесли мастера-корабелы. Работа их была в чести даже у англичан и немцев. Именно суда подужемских карелов считались лучшей постройки, красиво выглядели внешне. Именитые скандинавские судостроители Хейнц Шифмейстер и Оле Альвик еще в ХIХ веке, сравнив кораблестроение разных морей, много дивились искусству местных мастеров, говоря: «Равных негде взять, и не сыскать, и во всей России нет». Имея прирожденное для карелов архитектурное чутье, корабельные мастера строили суда без чертежей и планов, руководствуясь только своим навыком, дедовскими и прадедовскими обычаями да наставлениями. Берясь за новое судно, находил мастер свободный участок на песчаной косе, проводил палочкой главную линию под киль, а от нее поперечные под шпангоуты, - и начинал творить-импровизировать.
Самый большой спрос был на речные и морские карбасы — мелкие суда для прибрежных плаваний, а также шняки, которые побольше. Однако, в истории кораблестроения в Поморье есть пора неприятная, но обходить ее не следует хоть и причиной всему стал сам Петр I. Увлекшийся голландским, английским и даже европейским судостроением, молодой Петр издал указ, повелевающий владельцам частных, купеческих и крестьянских верфей строить новые для них суда: гукоры, галиоты, флейты и каты. Они должны были в двухлетний срок сменить карбасы, ладьи и кочи. Поморы-корабельщики, памятуя былую славу, презрительно называли их «новоманерными» и очень обижались на Петра. Впрочем, эта «новоманерная» пора скоро закончилась, поскольку царский указ оказался бессильным перед натурой ледовитых северных морей. Поморы вернулись к дедовским наказам не потому, чтобы вздорить, а чтобы жизнь строить.
В первой половине XIX в. важную роль в крестьянском хозяйстве Подужемья, как и прежде, играли традиционные промыслы – рыболовство, охота, судостроение. Строилось до 30 морских и речных судов в год. К концу века только в Подужемье остались мастера, строившие «староманерные» суда для транспортных и промысловых плаваний в северных водах. Здесь получили мощное развитие собственное мореходное дело.
Шли годы, по-прежнему остервенело гудел водопад, сбрасывая с 12-метровой высоты свои пенистые воды. В 1915 году железная дорога Петрозаводск-Мурманск пересекла реку Кемь, после чего некий генерал Павлов тотчас же купил водопад Ужму. Его расчёт состоял в том, чтобы укротить водопад, построив на нём ГЭС и бумажный комбинат. Однако, осуществить проект до революции генерал не успел. В 1932 году на порог Ужму приехали геологи. Они принялись бурить берега и перешеек между рекой Кемь и плёсом выше водопада, чтобы выяснить характер грунтов, но случайно обрушили в реку береговую скалу, что спровоцировало размыв глинистой перемычки, отделяющей залив Кеми перед Ужмой от основного русла. Воды реки устремились по новому пути, оставив старое русло сухим. Уже через 10 дней следы Ужмы исчезли, зато стал расти порог Вуочаж (саам. "Скальный лоб"), лежащий выше по течению. В результате из трехметрового водоската он превратился в могучий порог. Из 15,5 м падения половина приходилась на первый водопадный слив. Уход реки на новое русло стал для жителей деревни экологическим бедствием. Из толстого слоя ила виднелись затонувшие сплавные брёвна (их насчитали около 50 тысяч). Ушла сёмга, которой раньше порог снабжал безотказно. Но самой главной бедой для жителей стало отсутствие питьевой воды.
Гидростроители не отступились от своих намерений, но помешала война с финнами, затем Великая Отечественная война, потом годы и годы восстановления. Но в 1967 году первенец Кемского каскада - Путкинская ГЭС была введена в эксплуатацию. Она оказалась маломощной для этих годов, ведь задумана она была ещё в 1933-1937 годах. Поскольку водопад Вуочаж наносил вред лесосплавному хозяйству (в советские времена многие карельские реки использовались для лесосплава) - бревна, падая в него, превращались в щепки - в 1960 г. скалу взорвали. Водопад исчез, но порог, самый мощный в Карелии, существовал до 1974 года, когда ниже порога была сооружена плотина Подужемской ГЭС. Уровень воды над порогом поднялся, и Вуочаж оказался затопленным.
Исчез водопад. Вместе с водопадом ушло на дно водохранилища Подужемье. Жителям пришлось переселиться в Кемь, утопив своё прошлое на дне. Ведь многие из них просто не верили, что их дома, в которых воспитывались, жили и умирали их предки, уйдут под воду. На месте трагедии сейчас стоит памятник затопленной деревне.
Вот так затонуло Подужемье, так же затонула и Атлантида. Только людям известно, где находится точка на карте с именем Подужемье. А точки с именем Атлантида на карте не найти. Может быть, этот загадочный остров есть, может быть нет, ведь не сохранилось ни одного свидетеля, ни одной рукописи. А трагедия Подужемья осталась в памяти многих жителей.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: