Над вороньим полем нынче не витает Божий дух?.. Варишпельда, Варишпельда – имя, странное на слух.
Посеребренные воды тихо плещут на гранит, Тень загубленной деревни деревянный крест хранит.
Новодельные хоромы среди мхов и валунов… Раньше здесь друг к дружке жались избы дедов и отцов.
Ты во сне явилась прежней – кроткой, милой и простой, Над тобой витал дух предков – дух нетленный, дух святой.
…Варишпельда, Варишпельда, будь счастливой. Бог с тобой!
Петр Калинихин. г. Кинешма.
Деревня Варишпелда впервые в исторических документах упоминается в Писцовой книге 1563 г. как "...нежилая деревня на Вороньие поле, словет в Вариш-палды Харитонков след да сына его Михалка, да Лавра". Название из Писцовой книги дает одновременно и вепсское название, и перевод с вепсского наименования поселения на русский язык. Однако в позднейших документах название деревни встречается только в его прибалтийско-финском звучании. В1569 г. пустующие угодья были отданы на льготную разработку соседей «Ландратские книги» показывают, что в 1719-1725 г. в деревне Вариш-палды, проживавшее в 2 дворах население увеличилось с 1 души мужского пола до 7 душ. В1873 г. в Варишельде имелось 9 домов, в которых проживало 51 душа обоего пола. В1905 г. Списки населенных мест Олонецкой губернии показывают некоторый рост числа домов и жителей: 11 домов (12 семейств) и 67 жителей. С тех пор население деревни только уменьшалось. Переписи 1926 и1933 г. показывают одно и тоже число жителей– 52 человека. Актом от 28.10.57 г. жители Варишпелды были приписаны к Коскосалме. По воспоминаниям жителей Колгострова деревня Варишпелда начала пустеть сразу после Великой Отечественной войны: в ней проживали только 3 вдовы и их дети.
Поселение располагалось в глубине залива Варишпелда, отделенным от Водлозера нешироким, но длинным мысом Утиннаволок, что напротив Коскосалмы. Мыс еще в старину пересекали искусственно сделанные канавы, по которым лодки перетаскивали в залив, чтобы сэкономить время и не огибать мыс при следовании из залива Коскосалма в залив Варишпелда. На этом мысу до настоящего времени сохраняется значительное число деревьев–«карсикко», самых разнообразных по формам исполнения. Такая высокая частота карсикко на столь малой площади не фиксируется больше нигде в целом по Карелии.
В деревне имелась часовня Тихвинской Божьей Матери (часовенный праздник – «Тихвиньска» - 9.07 н.ст.). Старинные дома тогда располагались в линию на вечно мокром от осадков уступе над озером, чтобы жилища не занимали хорошие пахотные земли. (по материалам научного архива НП «Водлозерский»)
В настоящее время в деревне есть два жилых дома, предназначенные для размещения туристов – точные копии традиционных северных домов, построенные в 2000 - 2002 гг. О ценах и вариантах размещения можно узнать на сайте Водлозерского национального парка. Один из них двухэтажный с хоздвором, с бревенчатым взвозом, галереей-балкончиком вдоль верхнего этажа, резными полотенцами и причелинами, даже дверные ручки здесь под старину сделаны, фигурные и кованые. Хотя постоянных жителей здесь нет, но это - "сердце" и штаб-квартира дирекции парка. Все здесь поддерживается в хорошем состоянии, все ухожено, чисто, во всем видна заботливая рука хозяина, даже лошади откормленные и лоснящиеся. Обстановка домов впечатляет: шикарные русские печи, стеганые лоскутные одеяла на кроватях, тяжелые кованые светильники, иконы в красном углу, стол (разумеется, с русским самоваром), деревянные скамьи вдоль стен, керамическая посуда... Есть даже своя «экологически чистая» электростанция – ветрогенератор и … солнечные батареи! (Вот уж что крайне редко можно встретить в северных российских деревнях).
Деревня Варишпельда была воссоздана благодаря стараниям бывшего директора Водлозерского национального парка, а ныне настоятеля православного прихода, иерея Олега Васильевича Червякова. Здесь он подолгу живет, вместе со своей супругой, матушкой Натальей.
До восстановления в деревне оставалась только часовня Тихвинской Богоматери XIX в. Сейчас в Варишпельде, построена и небольшая Спасская церковь. Проект делался бегло, не в полном объеме, но благодаря качественному исполнению вплоть до деталей построенная церковь производит очень благоприятное впечатление. Работы производил местный плотник Н. Ковалевский с товарищами. Главки были сделаны плотником В. Казаковым. Как рассказала нам матушка Наталья, церковь была построена по подобию известной церкви Ризоположения конца XV в., которая находится на территории Кирилло-Белозерского монастыря. Но на этом строительство здесь не останавливается. В настоящее время (июнь 2012 года) из бревен возводятся стены большого храма.
Также развивается экологический туризм. Не только россияне, но и иностранцы нередко посещают водлозерские места и проходят продолжительный маршрут по обустроенной экологической тропе общей протяженностью40 км.
Теперь о том, как попасть в Варишпельду. Наиболее реальный способ, это по воде. Можно договориться в представительстве национального парка в Куганаволоке об аренде моторного катера СМН (10 чел), время в пути 2,5 часа в одну сторону. На моторной лодке типа «Казанка» доплывете быстрее, часа за полтора. Ну и для любителей водных походов, тут прекрасная возможность добраться до Варишпельды на своем плавсредстве. Зимой же можно дойти на лыжах или доехать на снегоходе.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: