Ещё до войны в аэроклубах Осоавиахима наряду с юношами занимались сотни девушек. По примеру замечательных лётчиц Марины Расковой, Валентины Гризодубовой и Полины Осипенко, совершивших беспосадочный перелет по маршруту Москва - Дальний Восток на самолете «Родина», они овладевали трудным искусством вождения самолётов, учились обслуживать авиационную технику. Вскоре после начала Великой Отечественной войны, в начале октября 1941 года, прославленная лётчица Герой Советского Союза Марина Михайловна Раскова лично обратилась в ЦК ВКП(б) с просьбой разрешить ей сформировать женский авиационный полк. Её просьба была удовлетворена. Но желающих оказалось столько, что было решено сформировать не один, а сразу 3 женских авиаполка. Женские авиаполки получили наименования: 586-й истребительный, 587-й бомбардировочный и 588-й ночной лёгкобомбардировочный. Во второй половине октября 1941 года лётчицы выехали из Москвы в город Энгельс. Здесь в течение нескольких месяцев они осваивали самолёты новых конструкций, овладевали мастерством воздушного боя, техникой бомбометания и поражения вражеских целей. Командиром 586-го истребительного авиаполка стала одна из старейших лётчиц страны майор Тамара Александровна Казаринова (в конце 1942 года из-за болезни её сменил на этом посту подполковник А. В. Гриднев). Полк получил на вооружение совершенный по тому времени истребитель Як-1, а затем и другие улучшенные модели самолётов конструкции А. С. Яковлева. Майор М. М. Раскова стала командиром 587-го бомбардировочного авиаполка, на вооружении которого находился новейший, по тем временам, пикирующий бомбардировщик Пе-2 конструкции В. М. Петлякова. 588-й ночной лёгкобомбардировочный авиаполк возглавила опытная лётчица майор Евдокия Давыдовна Бершанская. Этот полк имел учебно-тренировочные самолёты У-2 ( По-2 ) конструкции Н. Н. Поликарпова, переоборудованные для бомбометания. С этими самолётами лётчицы познакомились ещё в аэроклубах. У-2 широко применялся в народном хозяйстве, а в годы войны стал санитарным, связным и боевым самолётом. В варианте лёгкого ночного бомбардировщика он имел скорость порядка 120 км/час и бомбовую нагрузку до 200 кг при экипаже из двух человек (пилот и штурман). У-2 мог летать в любую погоду и не требовал больших площадок для взлёта и посадки. Нередко У-2 бывали у партизан, приземляясь на лесных полянах. Уже в 1942 году за каждый сбитый У-2 немецких лётчиков и зенитчиков часто награждали Железным Крестом. В апреле 1942 года в составе 144-й авиадивизии начал службу 586-й истребительный авиаполк. Около 9000 вылетов произвели за время войны на своих истребителях лётчицы 586-го полка. Из них 4419 было произведено для выполнения боевых заданий, в том числе 1159 - для прикрытия военно - промышленных объектов и патрулирования в их зоне; 310 - для прикрытия боевых порядков наземных войск; 174 - для прикрытия наземных войск во время их передвижения по железным и шоссейно - грунтовым дорогам в местах сосредоточения; 49 - для сопровождения к цели наших штурмовиков и бомбардировщиков; 301 - для сопровождения особо важных самолётов к линии фронта; 16 - для разведки войск противника; 2073 - для выполнения других боевых заданий командования. Более 5300 часов находились лётчицы в воздухе, провели 125 воздушных боёв, сбили 38 самолётов противника ( 11 разведчиков, 14 бомбардировщиков, 12 истребителей, 1 транспортный ), уничтожили ( по учтённым данным ) на земле 2 самолёта, 4 танка, 1 автоцистерну, 1 легковую и 19 грузовых автомашин с грузами, 10 конных повозок, подавили 2 батареи зенитной артиллерии и 1 зенитно - пулемётную точку и, кроме того, рассеяли и истребили до 2-х батальонов живой силы врага. Вслед за 586-м истребительным в боевой строй вступил 588-й ночной лёгкобомбардировочный авиаполк. Первые удары по врагу он нанёс на юге Донбасса, в районе реки Миус. Это произошло 8 июня 1942 года. Ночью 9 июня в воздух поднялся уже весь 588-й полк - 20 экипажей. Первый массированный налёт посвящался памяти погибших боевых подруг. До конца войны каждую ночь полк обрушивал бомбы на врага. До лета 1944 года экипажи летали без оборонительного вооружения самолётов и даже без парашютов, предпочитая вместо них брать с собой лишние 30 - 40 кг бомбовой нагрузки. На пути к цели, тихоходный, лишённый броневой защиты У-2 враг встречал плотным зенитным огнём. От лётчиц требовалось мастерство и настойчивость, чтобы прорвать завесу огня и выполнить боевое задание. От вражеского заградительного огня и действий ночных истребителей полк потерял 28 самолётов, 13 летчиц и 10 штурманов. Среди погибших командиры эскадрилий В. Л. Белик, О. А. Санфирова, П. А. Макогон, Л. Ольховская, командир звена Т. Макарова, штурман полка Е. М. Руднева, штурманы эскадрилий В. Тарасова и Л. Свистунова... Лётчицы 46-го Гвардейского Таманского ордена Красного Знамени и Суворова 3-й степени полка лёгких ночных бомбардировщиков произвели 23 672 боевых вылета и сбросили на врага 2 902 980 кг бомбового груза и 26 000 ампул с горючей жидкостью. По далеко неполным данным, полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов с боеприпасами и горючим, 12 цистерн с горючим, 1 самолёт, 2 баржи, 76 автомашин, 86 огневых точек, 11 прожекторов. В стане врага было вызвано 811 пожаров, 1092 взрыва большой силы. Нашим окружённым войскам лётчицы сбросили 155 мешков с боеприпасами и продовольствием. Самолёты полка находились в боевых полётах 28 676 часов. Боевая деятельность 587-го бомбардировочного авиаполка началась на завершающем этапе Сталинградской битвы, но уже без его первого командира. 4 января 1943 года, при перелёте в сложных метеоусловиях, Герой Советского Союза М. М. Раскова погибла в авиационной катастрофе. По просьбе лётчиц Наркомат обороны присвоил полку её имя. Подполковник В. В. Марков, ставший командиром полка после гибели Расковой, вспоминает: "Иногда, глядя, как девушки - вооруженцы подвешивают бомбы крупного калибра, как техники ночами, в пургу и морозы готовят самолёты, как лётчицы уходят на боевые задания, я думал: "Ну ладно, нам, мужчинам, положено всё это делать: ходить в атаки, мёрзнуть в окопах, штурмовать с воздуха врага. Ну а им?! Им, в большинстве своём ещё девчонкам, мало что видевшим в жизни? Как они должны любить Родину, чтобы добровольно принять на себя всю тяжесть фронтовых невзгод!» 587-й авиаполк оказывал содействие наземным войскам Северо - Кавказского фронта в прорыве обороны врага, совместно с другими полками на Орловско - Курском направлении обеспечивал ввод и прорыв наших танковых групп, выполнял задачи по прорыву долговременной, сильно укреплённой оборонительной полосы и разрушению узлов сопротивления противника на участке Богушевск - Орша, участвовал в боях за Ельню, Смоленск, Витебск, Борисов, освобождение Белоруссии, Прибалтики и в разгроме немецких войск в Восточной Пруссии. За отличные боевые действия и проявленный личным составом героизм 587-й бомбардировочный авиаполк был преобразован в 125-й Гвардейский, удостоен почётного наименования "Борисовский", награждён орденами Суворова и Кутузова 3-й степени. За образцовое выполнение заданий командования в боях с врагами 5 лётчиц полка - майор Н. Н. Федутенко, капитаны К. Я. Фомичёва, М. И. Долина, А. Л. Зубкова и старший лейтенант Г. И. Джунковская - были удостоены звания Героя Советского Союза.
Некоторые женщины - лётчицы сражались в составе обычных "мужских" авиационных полков. Так, Герой Советского Союза Тамара Фёдоровна Константинова - в 999-м штурмовом, а Герой Советского Союза Анна Александровна Тимофеева (Егорова) - в 805-м штурмовом. В составе 7-го Гвардейского штурмового авиационного полка ВВС Краснознамённого Балтийского Флота воевала ещё одна женщина - Гвардии старший лейтенант Шулайкина Лидия Ивановна, кавалер двух орденов Красного Знамени, потопившая несколько вражеских судов. В составе 502-го штурмового авиационного полка сражалась командир звена лейтенант Лященко Варвара Савельевна, погибшая весной 1943 года. Многие девушки освоили в годы войны специальность стрелка - радиста. Они сражались в различных полках штурмовой, бомбардировочной и транспортной авиации. Некоторые из них имели на личном счету сбитые вражеские самолёты. В составе 434-го истребительного авиаполка сражалось целое звено девушек - лётчиц: Клавдия Нечаева (командир), Клавдия Блинова, Ольга Шахова и Антонина Лебедева. Трое из них погибли в боях. Как много их было, отважных летчиц! И как много их не вернулось с войны! Желая выразить своё преклонение перед подвигами советских женщин, французские лётчики полка "Нормандия - Неман" сказали при встрече с лётчицами 587-го авиаполка Ольгой Шолоховой и Валентиной Волковой: "Если бы можно было собрать цветы всего мира и положить их к вашим ногам, то даже этим мы не смогли бы выразить своё восхищение советскими лётчицами !" А французы, как известно, знают толк в женщинах...
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: