За всю историю авиакатастроф известно не так много случаев, когда экипаж воздушного судна попадал в ситуацию, все возможные выходы из которой ведут к гибели. Современные пассажирские лайнеры проектируются с учетом почти всех мыслимых и немыслимых случайностей. Любой самолет (кроме одномоторных) способен продолжить взлет даже при отказе одного из двигателей еще на этапе разбега. Известны случаи, когда большой самолет успешно приземлялся на аэродром после выключения всех двигателей в полете на эшелоне (8-12 км.). Темной летней ночью 6 июля 1982 года от полосы международного аэропорта Шереметьево тяжело оторвался самолет Ил-62, бортовой номер 86513, выполнявший рейс 411 Москва – Дакар (Сенегал) – Фритаун (Сьерра-Леоне). Сразу после взлета на пульте бортинженера сработала сигнализация пожара одного из двигателей. Согласно инструкции, двигатель был выключен и задействована система пожаротушения. Сама по себе такая ситуация не опасна, особенно на четырехдвигательном самолете. В таких случаях обычно сливают большую часть топлива (а на типах самолетов не оборудованных системой аварийного слива – вырабатывают топливо, летая по кругу в зоне ожидания около аэропорта). Но в этом случае все сложилось иначе. Через несколько секунд после сигнала о пожаре первого двигателя возник сигнал о пожаре соседнего с ним (на Ил-62 двигатели расположены попарно на консолях в хвостовой части фюзеляжа). Возникла та самая редчайшая ситуация, где все варианты действий практически не имеют шансов на успех. Высота была еще слишком мала, а лайнер загружен полным запасом топлива на перелет в Африку. Выключать второй двигатель нельзя – оставшейся тяги на столь низкой высоте не хватит для выполнения маневра разворота для возвращения на полосу. Не выключать – тоже нельзя: при пожаре быстро разрушатся подшипники валов двигателя, после чего разлетающиеся лопатки турбины и компрессора могут буквально порубить все вокруг себя – приводы, тяги, трубки гидросистем. Командир раздумывал недолго. Выбор у него был небогатый, из двух зол пришлось выбирать меньшее. Он дал команду выключить второй двигатель. Высоты не хватило. Через четыре минуты после взлета, во время выполнения третьего разворота для выхода на посадочную траекторию, самолет столкнулся с землей около поселка Менделеево Солнечногорского района Московской области. Траектория падения была достаточно пологой. Сначала самолет прогладил верхушки высоких деревьев, срезав их будто гигантским ножом. Фюзеляж, пропахав в мягкой земле борозду, разрушился на несколько частей, а двигатели вместе с консолями оторвались и улетели далеко вперед. Единственной крупной деталью был лежавший отдельно хвост. Десятки тонн авиационного керосина вспыхнули. Первыми к месту падения прибежали жители поселка Менделеево – увидев зарево, они решили что загорелись их расположенные в том же направлении сараи. Но они могли лишь смотреть как в лесу догорает то, что совсем недавно было красавцем-лайнером, способным за несколько часов перенести 200 человек с одного континента на другой. В этой катастрофе никто не выжил. Все 80 пассажиров и 10 членов экипажа погибли, скорее всего еще в момент удара. Среди местных жителей долго ходили слухи о некоей негритянке, выброшенной в момент удара на деревья, сильно обгоревшей и умершей по дороге в больницу. Но никаких иных свидетельств об этом мне не найти не удалось. Хорошо что загрузка самолета была далеко не полной. Еще один Ил-62, упавший в 1972 г. неподалеку от этих мест (в озеро Долгое), унес в могилу 176 человек. Эта катастрофа является второй по числу погибших на территории РФ после омской трагедии. Комиссия, расследовавшая эту катастрофу, установила что все четыре двигателя погибшего лайнера не имели неполадок. Срабатывание сигнализации о пожаре было вызвано неисправностью или неправильной установкой контрольных датчиков, которые и выдали на пульт бортинженера неверные данные.
Так же как и прочие авиапроисшествия, сведения об этой катастрофе были засекречены. До сих пор мы знаем о произошедшем гораздо меньше чем о происшествиях в постсоветское время. Большинство уцелевших обломков было вывезено после катастрофы, а поляна выровнена бульдозерами (до сих пор в отдельных ее местах можно увидеть заплывшие колеи). Среди жителей поселка Менделеево это место известно как «Самолетная поляна». Сейчас поляна заросла молодыми лиственными деревьями, а примерно в том месте, где лежали остатки фюзеляжа и бушевал пожар – вырос ельник. Поляна имеет форму слегка вытянутого треуголика, обращенного основной вершиной на юг. На небольшом прогале в молодых елях стоят три памятника – один экипажу самолета и два – пассажирам, морякам Одесского порта, летевшим на свое судно сменять другой экипаж. Около одного из памятников, на табличке под стеклом прикреплен обычный лист бумаги – стихотворение. Вот строки из него:
Ревя надсадно, словно с раной зверь, Едва дома крылом не задевая, Тянул, придавлен тучею свинца, Авиалайнер, воздух прорезая
Горит мотор, и силы нет До взлетной полосы вернуться Прощай родная мать-земля Нам от тебя уже не отвернуться
И разомкнулись кроны у берез И грохнул взрыв, сливаясь с громом Зачем же в братский крематорий ты принес Сынов и дочерей земли, чтоб стать последним домом?
Тайник закладывался поздней осенью. В туманном лесу каждые несколько минут гулко разносился шум турбин пролетавших на головой самолетов – над этим местом проходит одна из схем захода/выхода из Шереметьево. Пожелаем же им счастливого полета!
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: