Число узкоколейных железных дорог в нашей стране, некогда огромное, сейчас увы, с каждым годом стремительно сокращается. Узкоколейки изнашиваются, разоряются, закрываются за ненадобностью, режутся на металлолом. Лишь немногие из них действуют по сию пору. А уж те из них, на которых сохранилось регулярное пассажирское движение, можно пересчитать по пальцам. Одна из таких уникальных дорог – Кудемская УЖД, расположенная на севере Архангельской области, близ города Северодвинск. Примечательна она ещё и тем, что это – самая северная узкоколейка Архангельской области. От её конечной станции Водогон до берега Белого моря всего несколько километров.
Кудемская УЖД была открыта в 1949 году как лесовозная, она относилась к Северодвинскому (позднее – Урзугскому) леспромхозу. Ориентировочно в 1997 году регулярная вывозка леса по узкоколейке была прекращена, а в 2005 году леспромхоз был ликвидирован, и дорога окончательно утратила своё назначение. Однако, дорога не была закрыта, более того – благодаря поддержке администрации Северодвинска на ней сохранилось регулярное пассажирское движение! Дело в том, что для жителей посёлка Белое Озеро и дачников узкоколейка – это единственная связь с "Большой Землёй", ведь никаких иных дорог в этот посёлок просто не существует.
В годы своего расцвета Кудемская УЖД начиналась не от Водогона, а севернее, от ст. Кудьма, где было сопряжение с железной дорогой широкой колеи Северодвинск-Нёнокса и стоял верхний склад леспромхоза. После прекращения вывозки леса склад был закрыт, а участок УЖД Водогон-Кудьма разобран. Была даже снята выходная стрелка в Водогоне, поэтому обгон (перестановка тепловоза в голову состава) осуществляется в Водогоне довольно оригинальным способом – с помощью троса, которым тепловоз, двигаясь по главному пути, затаскивает вагоны на боковой путь.
Основной станцией Кудемской УЖД было и остаётся Белое Озеро. Там находится депо, диспетчерская и начальство УЖД. В годы работы леспромхоза магистральный ход дороги продолжался и дальше, до ст. Палозеро, где расходился на временные ветки и усы. В настоящее время пути за Белым озером ещё лежат, но их состояние непригодно для движения тепловоза. Местные жители используют их для поездок в лес на самодельных частных дрезинах-"пионерках", коих на дороге числится аж 56 единиц! ________________________________________________
Ну а теперь немного о наших впечатлениях от поездки.
Тёмным январским вечером мы прибыли к на станцию Водогон примерно за полчаса до отправления поезда. Станция представляла собой двухпутный разъезд да низкую платформу. Поезд, состоящий из двух потрёпанных пассажирских вагонов ПВ-40 и грузовой платформы с установленным на нём крытым автомобильным фургоном, уже стоял, что называется, "под парами". В кабине тепловоза и в вагонах горел тусклый свет, пассажиры, коих набралось немало, садились в вагоны, курили на платформе, болтали с привёзшими их на своих машинах друзьями и родственниками. При посадке людей в маленькие вагончики последние ощутимо раскачивались на рельсах. Над крышами вагонов курились дымки печек и возвышались непонятного назначения берёзовые жерди. Вдоль путей темнели гаражи, в которых местные жители держат свои дрезины. Поездку на узкоколейке в этот раз мы не планировали, поскольку в обратный поезд идёт утром, а возможности ночёвки в Белом Озере были весьма неопределёнными; мы хотели лишь убедиться, что дорога ещё жива, да посмотреть на отправление необычного поезда. Но кто знает, может, вернёмся мы сюда в тёплое время с палатками, и отправимся по узкой колее в глубину архангельских лесов…
Почти точно по расписанию тепловоз зажёг фары, подал сигнал и, набирая скорость, тронулся по прямому как стрела пути. В опустившейся темноте ещё долго были видны тающие вдали огни поезда… _________________________________________________
Расписание пассажирского поезда остаётся неизменным уже несколько лет. Выглядит оно по ст. Водогон так: Пн, Ср, Пт - прибытие 10.00, отправление 17.00 Сб - прибытие 10.00, отправление 16.00 Вск - прибытие 18.00, отправление 18.30
От Северодвинска до Водогона ходит автобус (маршруты 101 и 104, информация не проверена), его расписание более-менее привязано к отправлению поезда (прибытие в Водогон примерно 16:30, отбытие в Северодвинск примерно 17:30), есть также утренний рейс, привязанный к прибытию поезда.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: