«Песен не петь, водку не пить. Вести себя тихо», - так гласила надпись на входе в знаменитую «ночлежку», прогремевшую на всю Россию в повести М. Горького «На дне». А всё потому, что устроитель приюта для нижегородского босячества Н.А. Бугров был коренным старообрядцем. В народном сознании купцы-благодетели Бугровы так перепутались, что возник собирательный образ как будто одного Бугрова, в котором во многом угадывается Николай Александрович Бугров – внук основателя рода.
Начало династии предпринимателей Бугровых положил Пётр Егоров сын Бугров, жительствовавший в д. Поповка Семёновского уезда Нижегородской губернии. Здесь он нанялся к зажиточным крестьянам, занимающимся шляпным ремеслом. Превзойдя хозяев в мастерстве, молодой Петруха-балалаечник (в мешке за плечами у него всегда была балалайка) пробует свои силы в новых ремеслах: был бурлаком, грузил соль на баржи, трудился водоливом, приказчиком… Сколотив небольшой капитал, Петр Егорович приобрел две расшивы, на которых перевозил зерно. А в 1833 году попробовал себя в мукомольном деле, взяв с торгов расположенную на речке Линда мельницу «Метелиха», с которой начался триумфальный взлёт мукомольного бизнеса Бугровых.
В 1836 году Петр Егорович вместе с супругой Анастасией и сыном Александром переезжает в Нижний Новгород. Здесь он пробует себя в новом поприще, беря различные строительные подряды. И снова добивается коммерческого успеха. Однако, новоявленный миллионер не спешил записываться в купцы и всю жизнь оставался удельным крестьянином.
Успешно начатое дело отца продолжил его единственный сын Александр. В 1860 г. он из удельных крестьян переписался в государственные. В его руках строительный бизнес, начатый отцом, пришёл в упадок, и Александр Петрович полностью посвятил себя мукомольному делу. В тандеме отца с сыном довольно быстро лидирующую роль принял на себя Николай Бугров, внук основателя рода. Мельницы – старые водяные на Линде и вновь построенные паровые на Сейме – мололи зерно, а собственный парк барж развозил муку различных сортов по городам и весям Поволжья. Сыну-наследнику Александр Петрович оставил состояние уже в два миллиона рублей.
Помимо коренной реорганизации мельничного дела Николай Александрович совместно с братьями Башкировыми основал льнопрядильную мануфактуру. Владелец двух огромных производств стал одним из богатейших людей России. Богатство и (как следствие) независимость купца-миллионера дали повод М. Горькому назвать его «удельным князем нижегородским».
Вместе с отцом Бугров-внук начал активно заниматься благотворительной деятельностью: построил ночлежный и вдовий дома, участвовал в строительстве второго городского водопровода, будучи старообрядцем, открыл и содержал несколько богаделен, поддерживал скиты, открыл школу для старообрядцев…
Координаты в заголовке тайника приведут вас в центр небольшой сегодня деревеньки Попово. Отсюда пошёл род Бугровых – «род знаменитый, известный на всю Россию». И поэтому не случайно, что именно здесь Бугров-внук решил открыть первую в Нижегородской губернии школу для старообрядцев.
По религиозным соображениям старообрядцы не пускали своих детей в обычные школы. Поэтому долгое время они обучались у «мастериц», которых поставляли керженские скиты. Эти маленькие монастыри наряду с богослужебными задачами выполняли и образовательные функции. После официального закрытия скитов в 1853 г. «мастерицы» стали обучать детей старообрядцев «на дому». Так как не каждая семья могла содержать домашнего учителя, просветительскую миссию взяли на себя наиболее состоятельные старообрядцы, организуя у себя обучение не только собственных чад, но и детей единоверцев. Так сформировались нелегальные школы. К концу XIX в. образование, в основном религиозное, которое давалось детям в таких школах, перестало удовлетворять требованиям жизни. По этой причине Н.А. Бугров решил открыть легальную школу для детей единоверцев, в которой помимо богословского образования в рамках «древлего благочестия» давалось бы и хорошее светское образование.
В 1888 г. «в д. Попово открыта старообрядческая школа купцом I гильдии Н.А. Бугровым в нововыстроенном здании без разрешения Высшего начальства. В ней под руководством учителя из старообрядцев обучалось 30 мальчиков». Резко негативное отношение к нелегально открытой школе со стороны церковных властей побудило отца-основателя Бугрова обратиться за поддержкой в легализации нового учебного заведения в столицу к попечителю Московского учебного округа. В результате прошение оказалось в руках "столпа православия" К.П. Победоносцева. Каким-то образом миллионер Бугров сумел убедить его поступиться догматами церкви и в 1889 году получил официальное разрешение на открытие своей школы в порядке исключения.
К обучению в школе допускались лишь мальчики из семей старообрядцев из соседних с Поповом сёл и деревень. Количество учеников не должно было превышать 120 человек. Был разработан и растиражирован "Устав старообрядческого одноклассного училища Министерства народного просвещения в д. Попово Семеновского уезда Нижегородской губернии", по которому Н.А. Бугров состоял "Учредителем и Почетным Блюстителем школы". За школой велся двойной контроль – инструктора народных училищ и местного духовенства. Полное финансирование училища взял на себя Николай Александрович Бугров: школа содержалась на проценты с неприкосновенного капитала в 50 000 тыс. рублей, внесенного им в Нижегородское Государственное Казначейство на имя училища.
Преподавание в школе производилось по стандартной программе одноклассных училищ Министерства Народного Посвящения, но с добавлением к ней в очень широких размерах Закона Божия, церковно-славянского учения и древнего крюкового пения. Число учащихся в школе д. Попово постоянно росло: в 1890 году три учителя обучали 63 ученика, а в 1902 году в школе обучалось уже 120 ребят, с которыми работали 6 учителей: Ф.Букин (заведующий), В.Макаров, А.Спичаков, П.Евсеев, Л.Гарин, М.Цветков.
В здании школы из красного кирпича размещались учебные классы, спальни, молельня, расписанная превосходной живописью в старинном стиле. Для «иногородних» учеников (со временем в школе стали обучаться дети из Костромской, Самарской и Саратовской губерний) было выстроено общежитие, где дети жили в чистоте и уюте на полном обеспечении учредителя. Бывший ученик школы Ф.И Румянцев из д. Филлиповки вспоминал: «Обучались в этой школе не только дети крестьян Семеновского уезда, но и других соседних уездов. Большей частью это были бедняцкие дети. К таким и я относился. Некоторых привозили буквально в лохмотьях. Их мыли в бане, одевали, обували. Была и столовая, кормили три раза в день. Нам, изголодавшимся, такое питание казалось райским. Жили мы в общежитии, для каждого была кровать с постельными принадлежностями, между кроватями – одна на двоих тумбочка-столик, где мы хранили свои вещи и делали уроки. Учились по шесть часов в день, школа давала начальное образование. Рядом со школой стояла церковь, куда нас ежедневно водили молиться. Изредка навещал нашу школу сам Бугров. И обязательно давал каждому из нас какой-нибудь подарок или 10-15 копеек. Личность Николая Александровича я хорошо помню и сейчас. Представительный был мужчина».
Старообрядческое училище в д. Попово, открытое и содержащееся Н.А. Бугровым, около 20 лет было единственной в Нижегородской губернии легальной «общеобразовательной» школой для старообрядцев, где они могли получить «диплом государственного образца». После 1905 г. (когда царский манифест провозгласил свободу вероисповедания и предоставил всему населению России равные политические права) во многих местностях Нижегородской губернии, где преобладало старообрядческое население, начали открываться «школы грамоты». Они часто содержались за счет общин. Таким образом, у старообрядцев Нижегородской губернии сложилась оригинальная система образования, основанная на семейных и религиозных традициях, гибкая и эффективная, реагирующая на требования времени. Несомненно, что ее родоначальником и образцовым примером стало Поповское одноклассное училище Семеновского уезда.
При работе над созданием тайника Автор использовал печатные источники:
[1] Макаров И.А. Карман России. Н.Новгород: «Книги», 2006.
[2] Васильева О.О. Курсовая работа «Н.А. Бугров и его роль в развитии старообрядчества Нижегородского края». Н.Новгород, 2001.
[3] Борское отечество мое. Н. Новгород, 1998.
[4] Нижегородский край: факты, события, люди. Изд. 2-е, доп. и перераб. Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1997.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: