Село Кырчаны (ранее Кырчан) находится в 116 км от областного города Кирова на Казанском тракте. Село было основано около 1600 года охотниками и рыболовами, которые поднялись на лодках по Вое - левому притоку реки Вятки. Первые поселенцы высадились на левом, высоком берегу реки, назвав поселение Кырчанским. В русском языке слов с подобным корнем нет. По-татарски «Кыр» - значит «гора», «высокое место», «гребень», «грань», «увал». «Кыран» - приподнятая местность. Этот факт говорит о том, что первыми здесь появились татары. «Новые» кырчанцы выбрали для проживания очень удобное место: оно стало разрастаться на склоне холма и было полностью защищено от холодных северных ветров. Этот холм, покрытый хвойным лесом, возвышающийся в северную сторону, - часть Вятских увалов, которые, в свою очередь, являются отрогами Уральских гор.
В 1629 году Вятский Трифонов монастырь наложил свою руку на земли свободных поселенцев. Усилением влияния церкви на правом и левом берегах Вои появились деревянные церкви, к концу 17 века они настолько устарели, что служить в них стало небезопасно. Строительство каменной Троицкой церкви началось только около 1760 года. По переписи 1763 года в Кырчанах в это время числилось 155 душ. Основные работы завершились примерно к 1773 году. Зимой велись подготовительные работы, а летом строительные. Имена каменщиков – их тогда называли кирпичниками – не сохранились. Известно, что они отступали от проекта, украшая церковь в соответствии со своим опытом. Всё строительство шло вручную. На спинах по сходням носили кирпич, применяли козлы. Недостатка в глине для кирпичей не было, так как её в избытке хватало в оврагах. Чтобы раствор был крепче, в него добавляли большое количество яиц.
В Метрике Вятской епархии от 1887 года Троицкая церковь описана так: «Холодный храм построен в виде квадрата, второй ярус его восьмигранный, над ним глухой свод. Церковь имеет вышину 17 саженей, длину и ширину по 6 саженей. Своды устроены в виде круговой дуги с опорой на стенах. Алтарь с одним полукружием. Тёплый храм перестроен в 1838 и в 1866 годах. Его длина 12 саженей, ширина 6 саженей и вышина 5, 5 саженей. Своды устроены в виде круговой дуги с опорою на каждом простенке на пятах, скреплённых железными связями. Стены сплошной кладки из тяжеловесного кирпича и в холодном храме сохранились в первоначальном виде. Снаружи стены испещрены украшениями из кирпича. На простенках сделаны из кирпича на ребро колонны в три ряда от цоколя до карниза: над ними арки, опирающиеся на подпорки. Вокруг обведён карниз из поясков и зубчиков. Крыша на холодном храме восьмискатная, на тёплом двускатная. Глава одна. Иконостасы поздние. Колокольня каменная, 1761 года». Приход Троицкой церкви состоял из 49 селений, находящихся от села на расстоянии 2-12 вёрст. Прихожане, по метрике 1887 года, были русские: 4173 мужского пола и 4570 женского.
Особенностью Кырчанской церкви была отдельно стоящая колокольня. Колокола для церкви два года отливали в городе Слободском. Для того чтобы поднимать колокола, были нужны крепкие верёвки. Их делали из конопляного волокна. Самый большой колокол весил 250 пудов. Способ его подъёма был таков: сверху колокол тащили толстыми верёвками, а внизу под него подставляли брёвна. Всего колоколов было 12, один из них часовой. Им отбивали время.
По воспоминаниям местных жителей, чьё детство пришлось на 30-е годы ХХ века, Кырчанская церковь была белокаменной красавицей с крестами, словно кружевами. Звон её колоколов разносился далеко-далеко, ласкал слух, радовал душу. «Малиновый», «серебряный» - так говорит о нём Алевтина Васильевна Краснопёрова, которую бабушка на руках поднимала по тёмной лестнице до колокольной площади. Считалось, что если ребёнок постоит под звучащим колоколом, то он начнёт быстрее и правильнее разговаривать.
В 1935 году Кырчанский райисполком решил закрыть церковь и приспособить её под неполную среднюю школу. Когда с колокольни сбрасывали колокола, собралось всё село. Пожилые плакали, а молодёжь с интересом наблюдала. Когда сбросили самый большой колокол, от него отлетел большой осколок. Все колокола увезли на переплавку. Сбросили и крест. В 1937-1938 годах в церкви сделали общежитие для школьников из дальних деревень. Внутри вдоль стен устроили нары, на которых дети спали. «Холодный» храм на самом деле был очень тёплым, так как отапливался снизу.
Перед самой войной храм решили разобрать. Поводом явилась нужда в кирпичах. Но, поскольку раствор был очень крепким, дело это оказалось очень трудоёмким. На освободившейся площади построили столовую, библиотеку, магазины. Колокольня не была разрушена, в ней устроили сначала столярную мастерскую, потом магазин, гараж, хранилище для дров. Единственный сохранившийся небольшой колокол повесили у магазина на столбе, чтобы собирать людей или сообщать о пожаре. Потом и этот колокол исчез. Большая часть кирпичей ушла на строительство общественной бани. Затем её переоборудовали под столовую, а потом под столярный цех, который в настоящее время заброшен.
27 мая 1997 года, во время сильной грозы, ветер сорвал со шпиля шар-макушку и унёс её куда-то. И колокольня, кажется, без шарика будто загрустила и потеряла вид.
Во время прокладки нового водопровода у колокольни обнаружили подземный ход и захоронения. В одном из скопов нашли останки женщины. Сохранились косы с ленточками. Только дотронулись до них, как они рассыпались. Подземный ход заложили, так как по нему стали ползать дети, а это было опасно – ведь ход мог обвалиться.
Хотя колокольня является памятником архитектуры федерального значения (указ президента от 20 февраля 1995 года №176), её реставрацией долгое время никто не занимался. За неполные 250 лет она заметно постарела. Белила давным-давно смыло, и колокольня стала коричневой. И вот настал её час. В 2003 году в Кырчаны приехали кандидаты в мастера спорта по скалолазанию Иван Домрачеев и Андрей Киселёв, мастер спорта по скалолазанию Сергей Панфилов и представитель фирмы «Евроремонт» Николай Татарченко. Реставрация колокольни началась. Её спонсировал Владимир Култышев – меценат, родом из г. Уржума, живущий в Кирове. Теперь у церкви есть крест и сверкающий на солнце купол. Колокольню очистили от нанесённого за десятилетия мусора, убрали ветхие лестницы, закрыли входы. Но есть в реставрационной работе один недостаток: раньше на колокольне был большой шпиль, а теперь по техническим причинам его убрали, и колокольню как бы укоротили. Но всё равно видно её за десять вёрст. Есть надежда, что этим ремонт не закончится: колокольню отреставрируют изнутри и, может быть, повесят 5-6 колоколов. И снова будет церковь красавицей, и звон её колоколов будет слышаться далеко-далеко.
Описание взято из открытого источника. Работа, предоставлена на фестиваль исседовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» в разделе Краеведение, принадлежит автору Останину Алексею (8 класс, 2007/2008 учебный сезон). С полным текстом работы можно ознакомиться на сайте Фестиваля.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: