В истории мостостроения, вряд ли найдется мост, постройка которого была бы так богата проектами, схемами, борьбой и спорами за варианты, а главное, трагическими событиями, как строительство железнодорожного моста через Волгу в окрестностях Саратова.
Только разговоры о местоположении моста заняли 37 лет. А когда место все-таки было выбрано, казалось, само небо воспротивилось появлению на саратовской земле этого железного монстра. Более сотни человек при различных обстоятельствах погибли на стройке этого сооружения. А сохранившаяся часть архивного фонда (150 килограммов), собравшая в себе доклады, отчеты, проекты, вполне может претендовать на самое большое надгробие для братской могилы героев первых трудовых пятилеток.
Немного истории:
Вокруг строительства моста через Волгу на рубеже XIX-XX веков шла ожесточенная полемика между обществом Рязано-Уральской железной дороги и управляющими структурами города Саратова. Для городских структур, по преимуществу купеческих и помещичьих, сооружение моста сулило большой торговый оборот и значительное повышение стоимости городских земель, как в Саратове, так и в Покровской Слободе (ныне город Энгельс). Поэтому они настаивали на его сооружении в самом городе, в районе Глебучева оврага. Железнодорожники были заинтересованы в наиболее выгодной эксплуатации железнодорожной переправы, поэтому лучшим вариантом для общества РУЖД был переход Волги у поселка Увек.
В 1900 году общество РУЖД сообщило в особую комиссию при Казанском округе путей сообщения, что оно готово построить мост в самом Саратове, выше Глебучева оврага. В 1915 году в эту борьбу за варианты включается инженер Лахтин В.М., который выдвинул проект перехода в пяти верстах выше Саратова по течению Волги. Президиум Госплана СССР, рассмотрев в августе 1928 года материал НКПС, согласился с необходимостью первоочередной постройки железнодорожного моста в Увеке и поручил НКПС провести технические изыскания мостового перехода. Мост строился долго и трудно. Поставленный перед строителями срок пуска моста — 15 февраля 1934 года был сорван. «Стальмост», за неудовлетворительную работу по строительству Саратовского моста в августе 1933 года руководство этой организации было сменено. 13 апреля 1934 года произошла крупная трагедия. При сборке пролетов из-за не лучшего качества материалов началась деформация конструкций и мост стал разваливаться на части. Люди падали с 14-метровой высоты прямо в Волгу, пробивая своими телами оставшийся лед. Холодный волжский панцирь не выпускал из своего плена никого. В этот трагический день погибло свыше ста пятидесяти человек. Точных данных о погибших до сих пор никто не знает. Известно только, что именно тела строителей моста дали начало увекскому кладбищу.
В апреле следующего 1935 года ценой больших человеческих жертв и огромных усилий строителей, монтажников и проектировщиков железнодорожный мост в районе Увека был сдан в эксплуатацию. 17 мая по мосту открывается временное движение, и с этого времени, вот уже более 75-ти лет Саратовский железнодорожный мост добросовестно служит для перевозки грузов и пассажиров , соединяя центральную часть России с Юго-Востоком , Средней Азией, Уралом , Сибирью и т.д.
Саратовский железнодорожный мост стал крупнейшим мостом первой пятилетки ( и первым в Европе! ) , на строительстве которого были использованы новые и более технологичные для того времени методы строительства подобного рода железнодорожных объектов.
Газета "Неделя области" Саратовской областной думы№ 28 (93) от 07.07.2004
P.S
После всего вышесказанного, хочется добавить, что изначально, проект железнодорожного моста через Волгу, назывался «Линия Саратов – Миллерово» с подзаголовком «Сооружение моста через р. Волгу под г. Саратовом. Предварительный проект». То есть мост, судя по названию, являлся частью более широкого плана. Подробнее о котором, думаю, скоро нам поведают новые тайники, посвященные этой теме )))
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: