Узбекистан 2014. Непростая страна-квест.

[b]
[size=4][center]УЗБЕКИСТАН 2014.
Непростая страна-квест.

26 апреля - 11 мая

2014 год
[/center][/size][/b]

[center][/center]

Всем привет! Майские праздники - традиционные выходные, которые можно потратить на интересное приключение. В этом году такое приключение мы выбрали в замечательной солнечной стране Узбекистан. На пути к ней и в самой стране мы столкнулись с удивительными вещами! Странные законы, замечательные люди, прекрасные города и многообразие природы. На всем пути нам приходилось решать множество квестов, были разные проблемы и условности, начиная с проблемы на границе и кончая поиском солярки. Такое количество задач, квестов и проблем и побудило меня назвать этот отчет “Непростая страна-квест”. Но, обо всем по-порядку.

Отчет по мере написания будет выкладываться в этой ветке.

Трек экспедиции:

ОРИГИНАЛ тут

Узбекистан 2014. 1-4 дни.

1-4 дни.

Я выехал из Москвы 26-го числа, а за день до этого из Питера стартовала клубная команда замечательных людей Димы и Светы. Пришлось 26-го утром доделывать кое-какие мелочи по машине и на МКАДе мы с ребятами оказались примерно в одно время. В итоге встретились мы на заправке на М4 Дон и далее шли вместе, не расставаясь.

Первый день мы с шутками и прибаутками шпилили до Саратова и на объездной в мотеле заночевали.

На второй день заехали в гипермаркет в Саратове, закупились едой и двинулись дальше. Вечером перешли границу в Казахстан. Сейчас, когда РК входит в таможенный союз, переход границы не занимает много времени и досмотр выполняется весьма условно. К вечеру были в Уральске, там и перекусили местной еды.

Дорога от Саратова до Уральска - адский ад. Ямы в колесо глубиной. Зато много всяких зверюшек, которые выбегают на дорогу. Были огромные совы, орлы или ястребы, целый выводок лисят, какой-то огромный мохнатый зверь, еноты, ну и конечно же тушканчики и суслики.

Весь второй день и ночь мы ехали и уже под утро третьего дня въехали в Атырау. К сожалению наш друг, который живет в Атырау и работает в Карабатане не смог вырваться с работы. Но оказал неоценимую помощь в поисках гостиницы, магазинов, а так же договорился с местными рукастыми сервисменами, которые помогли нам сделать ТО машин.

Примерно в середине третьего дня мы выехали из Атырау. Скорость на местных трассах теперь разрешена до 110 км/ч и мы рассчитывали к вечеру быть на границе с Узбекистаном, чтобы за ночь ее перейти и утром отсыпаться уже на той стороне.

Изначально я планировал маршрут так: заход в Узбекию через Ташкент, далее проходим всю страну по длине и выходим на Бейнеу. Но пообщавшись с коллегами, выяснил, что на май приходится пик сезонной миграции народа и очередь через Ташкент будет просто огромная, мне посоветовали заходить через Бейнеу сразу.

Так мы и поступили. К вечеру были у Бейнеу, заправились в местной КазМунайГаз, залили все канистры, так как дальше заправок не будет и поехали на границу. Было уже темно и дорога читалась слабо, тем более, что дорогой ЭТО назвать было нельзя. Какие-то плиты, торчащая арматура, ямы с полмашины, потом средней паршивости грейдер, как тут ездят фуры??? Сначала я думал, что едем не туда. Но в конце-концов мы приехали на границу.

Первое, что бросилось в глаза - огромный хвост из фур. Их было в очереди не меньше 30-40. Я знал, что для легковых машин есть отдельная очередь и мы медленно плелись вдоль фур, падая в огромные ямы, ища хвост легковых машин. В какой-то момент я заметил на той стороны, за фурами силуэты легковушек. Мы останавливаемся, паркуемся на обочине и идем разведывать ситуацию.

Ночь. Ни одного фонаря. Стоят мертвые, безмолвные фуры и рядом с ними такие же темные, не живые легковушки. И ни души. В машинах тоже не особо видно людей. Как будто все вымерли. Сюрреалистичности ситуации добавляет еще и то, что все как одна легковушки стоят без номерных знаков. Абсолютно все. Первой мыслью было - это какой-то транзит или перерегистрация.

Подходим к воротам заставы. На той стороне оживляется молодой казахский паренек.

  • Доброй ночи! - начали мы издалека.
  • Доброй! - паренек подошел к воротам.
  • Скажите, а как нам попасть на ту сторону? - начинаем подводить к главному вопросу.
  • Вон очередь, видишь? - паренек махнул на мертвых легковушек без номеров - занимай за последним.
  • А что, долго они стоят? - предлагаю ему сигарету.
  • По трое суток стоят… - паренек затянулся, закрыв сигарету ладонью.
  • Как трое? А чего так долго-то? - мы были в шоке.
  • Узбеки не пускают! - он презрительно махнул головой назад - за три часа одну машину пропускают.
  • Слушай, а договориться можно как-нибудь? - хватаемся за последнюю надежду.
  • Можно. Только на нейтралке все равно стоять пару суток придется. С узбеками не договориться. Они боятся, их там поувольняли всех, теперь не договоришься.
  • Слушай, а чего все легковушки без номеров стоят?
  • Дык воруют номера. Прям со спящими внутри людьми откручивают и тебе же потом за 100 баксов их продают.

Тут мое богатое воображение рисует картину, как у наших машин выстроилась очередь маргиналов с отвертками и бурно обсуждают кто первый будет откручивать наши номера. И мы поспешили к машинам. Посидели, подумали, покумекали. Передвинули машины ближе к воротам, под свет и пошли общаться с первым в очереди. Это был добродушный дядька, средних лет, живет в Хиве, сразу дал нам свой телефон с тем, чтобы мы ему звонили, когда будем в Хиве, звал в гости. Работает такстистом - возит народ из Узбекии в Питер и Москву. Общались мы с ним долго и обстоятельно. С его слов выходило, что договориться с казахами, чтобы они пустили быстро не составляет проблем, да и с узбеками тоже можно, если пойти к начальству и сказать, что мы туристы, а не таксисты и скорее всего нас быстро пропустят. К тому моменту, когда он нас уже уверил в этом, на воротах сменился солдат и новый был совсем не дружелюбен и полностью отбил все желание дальше в эту историю влезать.

В итоге мы решили не тратить там трое суток и вернулись в Бейнеу. Сняли гостишку и стали думать, как нам дальше быть.

Из вариантов:

  1. Объехать по Казахстану до другого входа в Узбекию. По асфальту получается 2400 км.
  2. Пытаться пройти по степи от Бейнеу до Шалкара, тем самым сократив путь почти вдвое.
  3. Уйти на Мангышлак и кататься там.

Полночи и все утро я внимательно смотрел спутниковые снимки, качал карты, сохранял точки-направления. Благо в гостишке был ви-фи. К утру у меня был готов маршрут по степи, вдоль Орала и границы с Узбекистаном и у нас снова забрезжила надежда увидеть все таки старинные города Узбекистана.

Весь четвертый день мы шли по степи. С утра идет адская песчаная буря, песок абсолютно везде. Видимость низкая. Степь меняла свои наряда то на пустыню, то на полугоры, то на маковые и тюльпановые поля. Шли мы по степи весь день и всю ночь.

Верблюды. Куда же без них в Казахстане.

Дороги как бы есть. Но их так много… Это скорее направления :slight_smile: Нам вооон на ту полугору.

Забрались на чинок.

Ветер сбивает с ног!

Через несколько часов по степи. Ровный слой пыли :slight_smile:

Случайно набрели на старинное кладбище.

Солончак. Удивительное зрелище.

Глубокой ночью мы выскакиваем в местечко под названием Бозой. Это маленький поселок, но в нем огромный газовый завод-концентратор. Кругом газопровод, огромная территория под хранилище газа и кругом стоят на приколе на ночь грузовики-цистерны. Дальше у меня по карте идет хорошая дорога. После безумной гонки по степи, все в пыли - мы обрадовались, что добрались до цивилизации. Но радость была не долгой. Грейдер скоро кончился и мы опять очутились в степи в кучей дорог-направлений. Сунулись на одну дорогу - она резко кончилась мощным песчаным переметом. Явно тут давно никто не ездил. Сунулись на другой - начали утопать в рыхлом песке. Вспомнили про грузовиков-цистерн и начали искать следы сдвоенных колес. Так и ехали по чужим следам, где могли их разобрать.

Уже под утро я прокалываю колесо, напарываюсь на арматуру. Под красивейший рассвет мы около часа пытались содрать гайки со ступицы…

После рассвета выехали на строящуюся железку. Работа уже кипит полным ходом. Идем вдоль железки, потом выезжаем на насыпь и идем почти по шпалам. Тут укатано хорошо, скорость приличная. Впереди замечаю двух парней в масках. Они машут руками. Торможу. Говорят, что дорога не построена еще, ехать тут нельзя. Решаем не испытывать судьбу и съезжаем с насыпи.

Дальше тяжелая дорога принесла сюрпризы в виде проколотого Димкиного колеса, у меня отвалился кронштейн антенны и мы остались без связи, у Димки откручиваются фары дальнего света, у меня выключаются хелловские модули в бампере, ну и так, по мелочи.

В таком полуразобранном состоянии мы выкатываемся на асфальт в городочке Шалкар. Повезло - тут же находим свежепостроенную гостишку и заваливаемся спать. Безумная гонка закончилась.

Узбекистан 2014. 5-6 дни.

Дни 5-6.

Проснулся я где-то часа в 3 дня, ребята еще спали, и я решил не терять времени, поехал искать шиномонтаж и где заварить кронштейн антенны. Заехал в первый попавшийся шиномонтаж, там хозяин - пожилой казах посмотрел на порез, согласился его починить. Я спросил у кого есть сварка и он наказал своему сыну помочь мне, показать место. Мы поехали вдвоем. Без особых проблем заварили кронштейн, к этому моменту колесо уже было готово, все быстро поменяли. Поискал мойку, но никуда не влезал по высоте, зашел на базар, бананы у них дюже вкусные, и нагулявшись вернулся в гостишку.

Момент понравился: когда я приехал в шиномонтаж, подхожу к хозяину и спрашиваю, может ли он помочь залатать колесо. Тот поворачивается, смотрит на меня, на машину, по сторонам и спрашивает:

  • А второй где?

  • Какой второй? - после минутного шока спрашиваю я.

  • Ну вас же две машины приехало…

Напоминаю, что мы въехали из степи в город и тут же, буквально в 200 метрах от края города въехали в гостишку. Мы по городу даже краем не проехали :slight_smile: А они уже всё знают :))

Димка рассказал тоже смешную историю. У них окна выходили на главный вход в гостишку и тут же стояли на приколе наши машины. Естественно, наши машины вызвали могучий интерес у местного населения, люди приходили специально посмотреть, пофоткаться, почитать наклейки… И вот, в один из таких моментов несколько человек разглядывали наши машины и какой-то дядя, возможно хозяин гостишки, выходил на улицу. Местные спрашивают: “Чьи это машины?” Тот не моргнув отвечает: “Мои!”

В общем, пока мы поели, пока привели себя в порядок, выехали только вечером.

До трассы около 140 км и по началу был убитый асфальт, а потом и вовсе скатились на грейдер. Так что несколько часов мы опять тряслись, комфортной эта поездка никак не хотела становиться.

Горючки вроде бы было достаточно, но шли километры, а заправок все не было… Вот уже остается четверть бака, примерно 100 км, а заправок все нет. Ближайшую заправку навигатор показывает в 130 км… Надо как-то дотянуть. В целях экономии топлива я пристраиваюсь в хвост Диме и иду в его воздушном мешке. Скорость скинули до 90 км/ч, на этой скорости расход значительно меньше.

Так на горящих лампочках резерва вкатываемся в Аральск, находим там КазМунайГаз и счастливые заливаем по самую пробку.

Байконур проезжаем в кромешной темноте, плюс постоянные ремонты дороги и съезды на пыльные грейдеры-объезды, в общем мы даже не сфоткали вывеску…

Традиционно, уже утром, въезжаем в Кызылорду. Некоторое время крутимся по городу в поисках Канак-Уя, гостиницы то есть. Нашли. Спать.

А в городе тем временем праздник в полном разгаре. 1-ое мая отмечают все. Огромное количество наряженных полицейских, люди гуляют массово, прямо на улицах жарят шашлыки и тут же ими торгуют. Представьте себе - узкая улочка, с одной стороны многоэтажный дом, с другой шоссе, автобусы, трамваи. На этой улочке стоит в ряд около 20 мангалов, дымища кругом, воняет жаренным мясом, углем, и еще черте чем. Тут же люди сидят кто на чем и едят мясо. Зазывалы зовут к себе, тут же ворочают какие-то бочки с кровью, в общем такой пищевой хаос :slight_smile: И все этого прямо около многоэтажного дома :slight_smile:

Ближе к вечеру мы все-таки выползли из гостиницы, банки не работают в праздники, поэтому пришлось решать квест - найди местного, который поможет найти работающий банкомат. Следующий квест - найди работающую мойку. Мойку нам посоветовали самую лучшую в городе. Она действительно дорогая, но! Я никогда не видел, чтобы в течение получаса люди с шампунем и губками мыли резину на колесах. Все наши уговоры к мойщикам и к главному - не увенчались успехом. Так принято. И мы терпеливо ждали, пока нам намылят машины до блеска. Такими чистыми наши тракторы не были никогда :slight_smile:

А мы тем временем весьма душевно болтали с народом у мойки. Поговорили про наши страны, про жизнь. Диме нужно починить колесо, поэтому спрашиваем у местных где сейчас что работает. Местные тут же начинают звонить своим друзьям, но никто не работает. Только завтра. Зато нам посоветовали отличный ресторанчик под названием “Узбечка”, где готовят хороший узбекский плов. Но нам нужно починить колесо! Без запаски опасно ездить, мало ли.

Делаем круг по городу, все шиномонтажи закрыты, заливаемся горючкой по полной и возвращаемся в гостишку. Принимаем решение остаться тут на ночь, утром починить колесо и шпилить на границу. А пока берем такси и едем в “Узбечку” проверять плов :slight_smile: По пути, как обычно это бывает, видим работающий шиномонтаж :slight_smile:

Хороший плов, отличный шашлык из баранины под вкусное пиво… Спали мы как младенцы :slight_smile:

Утром нашли шиномонтаж, пока чинили колесо продули воздушные и салонные фильтры и устремились в сторону Чимкента (Шымкент), на границу.

После Чимкента стало видно предгорье. Рельеф изменился, появились холмы и микрогоры. Где точно находится переход мы не знали, поэтому поехали в самый ближайший, который находится в Жибек Жолы. Приезжаем - картина маслом: Огромные, высоченные металлические ворота, тьма народу, как на базаре, хаотичное движение. Около ворот стоят машины, останавливаюсь около полицейской тачки. Спрашиваю - как попасть на ту сторону. Те, говорят, надо ехать на Ялламу, а здесь, мол, пешеходный переход. Я отошел от машину буквально на 4-5 шагов, а машину тут же со всех сторон облепили люди, как мухи, реально. Причем так плотно облепили, что я не мог пройти обратно к водительской двери. Пришлось кричать, чтобы дали дорогу. Меня тоже облепили люди. Со всех сторон, как зомби, тянутся руки менял. Предлагают купить деньги, продать деньги, солярку и еще черти что. До машины прорывался с боем.

Менялы денег - это единственный вариант купить узбекские сумы. Но об этом попозже.

До Ялламы около 80 км вдоль границы. Едем. Дорога узкая, уже стемнело. Народ как с ума сошел. Мы как выехали на эту дорогу, так как будто попали в ад. Народ ездит по встречке, как по автобану. Исключительно с дальним светом. Обгоняют, прижимают, подрезают, в общем полнейший хаос. Доезжаем до заправки ГазПромНефть, тут надо уйти налево, на грейдер и 10 км до границы пылить. Мелькнула у меня мысль залить полные баки и канистры на ГазПромНефти, но решил не заливать, на той стороне много заправок. Как я был не прав… Поэтому сразу совет. Независимо от того, бензиновый мотор у вас или дизельный - на этой заправке заливайте горючку во все емкости, что у вас есть.

Подъезжаем к воротам. Стоит очередь из фур и ни одной легковушки. Подъезжаем сразу к воротам. Выходит алчный погранец и первым делом заявляет - хочешь заехать быстро - надо заплатить. Потом задумался на секунду и добавляет - “Вы чего отстали? Вы последние?”

  • В каком смысле “последние”? - не поняли мы.
  • Ну ваша колонна 2 часа назад прошла!

Выяснилось следующее. 2 часа назад через этот погранпереход прошла колонна из 14-ти московских и челябинских машин. Погранец подумал, что мы из этой колонны, а мы не стали его переубеждать. И несмотря на то, что перед нами машин не было совсем, все равно ему пришлось заплатить, чтобы поскорее въехать на пост.

Досмотр у казахов прошли очень быстро и встали в очередь на въезд на нейтралку. Несколько фур веером раскорячились в узкий проезд на нейтралку и замерли в ожидании. Узбеки опять тормозят всех. Оказалось, что за эти два часа из той колонны ни одна машина еще не прошла узбеков и все 14 машин стоят на нейтралке. И мы пошли знакомиться.

Был уже глубокий вечер, торопиться нам уже было некуда. Мы душевно поболтали с народом из той колонны, потом долго разговаривали с дальнобоем. И вот тут стали проясняться детали первого узбек-квеста: где купить солярку и как ее различать.

Главное и самое важное - хорошей солярки в стране нет. Совсем. И хотя довольно много государственных и частных заправок в стране, ни один дальнобой не будет на них заправляться. Мы общались с мудрыми дальнобоями почти всю ночь и запоминали их наставления. Вот основные тезисы, которые мы узнали в ходе экспедиции:

  • Ни на одной заправке соляркой заправляться нельзя. Там будет скорее всего тепловозная солярка.
  • Черная солярка - тепловозная солярка. Мотору смерть, ТНВД смерть, форсунки в помойку.
  • Хорошую солярку стоит искать на стоянках дальнобоя (TIR parking) в крупных городах, на мех. базах и на трассе, тормозя правильные фуры.
  • Правильная фура - это современная машина, типа мерседес, вольво, скания и т.п. То есть машина с современным нежным мотором. МАЗ, КАМАЗ - неправильные фуры.
  • Правильная фура - это фура из Ирана, из Казахстана, из России, из Туркмении.
  • На стоянках фур и сливая с фуры вас могут обмануть и подсунуть плохую солярку. Нужно проверять перед заправкой.
  • Плохая солярка - не прозрачная, вспыхивает от спички, при растирании на пальцах не оставляет жирного следа.
  • На мех базах не обманывают. Им авторитет важнее.
  • Красная солярка - иранская; желтая - туркменская; синевато-прозрачная - казахская или русская.
  • В любом случае присадка Castrol TDA крайне рекомендована.
  • Перед покупкой солярки обязательно ее проверить. Взять поллитровую баклажку от кока-колы, сдавить, горлышко опустить в бочку или бак, баклажку разжать, убедиться, что солярка прозрачная. Налить немного солярки в крышку от баклажки - поднести горящую спичку, если вспыхнуло - значит газовый конденсат, солярку такую не брать! Баклажку не выкидывать на всем протяжении нахождения на территории Узбекии.
  • С бензином дела обстоят чуть лучше. Бензиновых и газовых заправок много. Но чем дальше от крупных городов, тем хуже бензин. Если в городе или в округе народ продает бензин на улице в баклажках - верный признак, что на заправках бензин плохой. Однако, в баклажках может быть тоже неликвид. Методы проверки бензина мне не известны.
  • Государственные заправки называются что-то типа UzOil. Хоть какая-то гарантия, что бензин будет не совсем плохой.

Тем временем, фуры немного продвинулись и мы попали на нейтралку. Спали. Двигались. Опять спали. В итоге уже утром попали на пост узбеков.

Вообще говоря, легковых машин на этом переходе не было. Буквально одна-две. Но нам “повезло” и мы приехали в хвост 14-ти машин из России. И они все были внедорожники. И они все шли в автономку на две-три недели. Шмурдяка у них было столько, что багажники буквально ломились от вещей. И узбеки, конечно же, все досконально досматривали. Заставляли вынимать абсолютно все вещи, открывать все ящики, сумки. По рации, первые прошедшие из этой колонны, передают остальным, что на сканер ящики и баулы нести не надо. Слава Богу! А то еще на это кучу времени потеряли бы.

Я это описываю к тому, что если бы не эта колонна из 14 машин, мы были бы в очереди максимум третьими. И прошли бы наверняка быстрее.

Зато, к тому моменту, когда мы попали на досмотр, погранцы устали и нас особенно не досматривали. Надо сказать, что и вещей у нас было значительно меньше, багажники были почти пустыми. Меня заставили вытащить рюкзак и баул с вещами на улицу, мол, надо нести на сканер. Я сделал глупый вид и просто положил вещи на асфальт. Погранец руками снаружи пощупал сумки и сказал, что можно убирать обратно в машину. Все происходит довольно медленно и не торопясь. Сотрудники погранслужбы по одному подходят, смотрят на машину, заводится разговор. Так, я стоял и мило болтал чуваком из паспортного контроля, а в это время таможенник-кинолог, который досматривает машину, сел за руль, устало вздохнул, включил магнитолу, пощелкал песни, покрутил руль со звуком “бжжжж”… Зачем-то одел мои очки от солнца, опять покрутил руль…

Я наблюдал эту картину и пребывал в некоем растерянном состоянии… Спрашиваю у контроллера - “Он там вообще что делает? Это собсно кто?”
Тот отмахнулся: “Он досматривает машину, все нормально.”

Кинолог в это время добрался до бара-ящика между сидениями, открыл его и увидел несколько новых пачек сигарет. Достает одну. Долго и внимательно рассматривает ее. Вздыхает. Опять разглядывает ее. Наконец, поворачивается ко мне и выдает: “Подари?”

  • Забирай, - говорю.

Он довольный вылез из машины и на этом осмотр был закончен, я въехал на территорию Узбекистана!

Сразу за воротами поста, еще до финального КПП, стоит маленькая будка на обочине. Там продают страховку для Узбекистана. Сейчас страховку надо покупать обязательно. Из этой будки выходит женщина и говорит, что цена страховки 2000р. Хорошо я не стал там покупать. Подумал, дальше еще варианты будут и не прогадал. Проехал до финального КПП со шлагбаумом. Здесь надо бросить машину, пойти в будку слева, там зарегистрируют машину, а в будке справа можно купить страховку, которая здесь стоит 200 рублей, а не 2000, как там. И тут же поменять деньги.

Вид на финальный КПП и шлагбаум

Теперь квест про деньги. Политика государства Узбекистан такова, что официальный курс сумы к рублю примерно 50 к 1. У менял можно купить до 80 к 1. (по состоянию на май 2014) Курс доллара еще лучше. Даже в пересчете на рубли. Поэтому в Узбекию лучше ехать с долларами. Всегда выгодно найти менялу и поменять деньги у него, нежели в официальном банке. Благо, менялы есть везде. На любом забаре, почти в любой гостишке на ресепшене есть телефон местного менялы.

Менялы дают сумы по тысячной купюре. Повезет, если у менялы есть 5000-ные купюры, это редкость. Поэтому поменяв, предположим, 5000 рублей, вы получите 400 000 бумажек. Это реально огромная пачка денег. В условиях жары в этой стране вы не будете носить куртку, а в карман джинсов 100-200 тысяч просто не влезут. Поэтому реально придется озаботиться пакетом для денег, чтобы гулять по городу и быть платежеспособным.

ми-ми-ми-шные деньги :slight_smile:

Средний счет в кафе-ресторане 30 000 сум. Гостиница около 50 000 сум. Магнитики около 5 000 сум, самодельное мороженое на улице около 500 сум, входные билеты в исторические объекты от 3 000 сум.

Итак, вернемся на границу. Уже позднее утро, солнце печет адски. Я стою за шлагбаумом, жду питерских друзей. А тем временем машину облепили дети. Сначала они ходили вокруг, разглядывали машину, потом стали стыдливо намекать на еду и когда я им дал половину лепешки и банан они уже стали откровенно требовать еще еды :slight_smile: “Банан дай, да!” :slight_smile:

Вообще, путешествуя по Казахстану и по Узбекистану хорошо заранее позаботиться о конфетах для детей и маленьких презентах для взрослых. Подарки тут любят все.

Вот, наконец, приезжают ребята. Меняем деньги, оформляем страховку, и выдвигаемся в сторону Самарканда.

Мы уже сутки не спим, не считая кратковременного сна на границе. Усталость берет свое. Но и время поджимает. Из-за границы в Бейнеу график сильно сбился и все заложенные в маршрут точки мы уже не успеваем посетить. В том числе Ташкент и тупиковая Фергана. Поэтому мы шпилим в Самарканд, потом Бухара, Хива и будем прорываться на границу в Бейнеу уже изнутри.

По дороге на Самарканд нас ловят гаишники. Превышение на 18 км/ч. Гаишник сначала пытался запугать протоколом, отъемом прав, но очень вежливо. Потом откровенно так: “Что, подарка никакого нет?” Вот тут и пригодились маленькие сувениры, которые ребята взяли с собой. Подарили ему женскую театральную сумочку ))) Все остались довольны, нас отпустили )

Надо знать, что поскольку мы являемся гражданами другого государства, то никто не имеет права изымать наши права. Тем не менее, машину на штраф стоянку поставить могут.

Хочется есть. Но находясь в Узбекистане есть европейскую еду совсем не комильфо. Спрашиваем у дальнобоя, где самый лучший плов на трассе до Самарканда. Нам советуют кафешки на объездной Джизака (Жиззах). (N40,068393 E67,873997)

Кафешка с довольно большой территорией, под открытым небом разбит зеленый сад с деревьями в тени которых сделаны удобные столы со стульями и топчаны для сидящих по-турецки. Еды большой выбор и все очень вкусно. Плов просто потрясающий! Его едят ложкой.

Добрались до Самарканда. Поехали сразу в частный дом-отель Davr B&B (N39,648958, E66,975707).

Это частный дом, с довольно большим, зеленым двором. Номеров около 5, может 6. Вполне удобные комнаты, удобства в номерах. Главное - это старинный центр города, на старинных улочках, в шаговой доступности главная жемчужина Самарканда - площадь Регистан, можно все пройти пешком, не надо брать машину.

Димка кайфует в тенечке. )

Старые улочки старого города. В основном Самарканд вполне современный город.

Мы напились пива и после бессонных суток завалились спать. А пока мы спим, я расскажу про еще один узбекский квест - регистрация.

Казахстан входит таможенный союз и схема въезда и пребывания в нем упрощена. До 90 дней можно находиться в нем без регистрации. Узбекистан же не входит в таможенный союз, поэтому граждане России, как любой другой турист, должен иметь регистрацию по месту пребывания.

Существует несколько способов сделать регистрацию:

Первый способ, геморройный: Найти местного или родственника, уговорить его пойти в местный отдел миграционной службы, отстоять там очередь, подать кучу документов на регистрацию вас по его месту жительства. Регистрация делается в течение 5-10 дней. Срок действия ее - на все время проживания.

Второй способ - делать регистрацию в гостиницах. Делают ее бесплатно. Минус в том, что в гостишках регистрацию делают только на то время, пока вы тут живете. Знаю, что в некоторых гостишках можно договориться и вам сделают регистрацию на сколько вы скажите, но если вы путешествуете по стране, в случае проверки документов на многочисленных постах милиции, как вы объясните, что регистрация у вас в гостинице на другом конце страны?
Не во всех гостиницах делают регистрацию, поэтому надо заранее узнавать этот момент. После срока действия регистрации у вас есть трое суток, чтобы получить новую регистрацию. То есть, если вы сегодня выехали из гостиницы, у вас есть трое суток, чтобы добраться до другой гостиницы, где вам дадут новую бумажку. Регистрация в этом случае представляет собой обычную маленькую бумажку, на которой написаны ваши имена, номер паспорта и реквизиты гостишки. Стоит печать гостишки. Редко, когда это фирменный бланк гостиницы. Бумажки эти надо беречь, как зеницу ока, их надо будет предъявлять на таможне, на выезде из страны.

Есть еще третий способ, теоретический. Я о нем прочитал в законе о миграции. В случае, если турист передвигается по стране и не задерживается в каком-либо городе более суток, то регистрироваться ему не нужно. Так гласит закон. Я не смог найти в интернете живое подтверждение тому, что кто-то смог так выехать из страны, с таким обоснованием отсутствия регистрации. Так что на свой страх и риск.

Штраф за отсутствие регистрации составляет около 2 000 долларов США. И возможно бан на повторный въезд в страну.

По факту у нас не проверяли регистрацию ни на многочисленных постах милиции, ни на границе на выезде. Но я читал истории, когда люди платили бешенные бабки из-за отсутствия регистрации, чтобы выехать из страны.

На счет постов милиции. Это прям беда какая-то. Каждые 50-100 км на всех трассах стоят блок-посты. Тормозят всех и только из-за отсутствия сильного траффика там не случаются пробки. Нас тормозили просто всегда, без вариантов.
Проверка документов и задушевный разговор “откуда, куда, кем работаешь” - вам обеспечены.

Надо сказать, что отнощение более чем дружелюбное. Что у сотрудников милиции, что у простых людей. Никакого хамства! Никакой ненависти. На дороге приветственно сигналят, машут руками, пытаются сфотографировать прямо на ходу, на стоянках - аншлаг около машин :slight_smile: Каждый пытается помочь, чем сможет. Первое, к чему надо привыкнуть, это то, что каждый встречный, даже сотрудник милиции, протянет тебе руку, поздороваться. Я из дикой Москвы, к такому не сразу привык. Но надо сказать, эта традиция сильно располагает! Сначала рукопожатие, потом обязательный вопрос типа “как дела?” или “как здоровье?”, на что принято в ответ интересоваться делами и здоровьем собеседника. Потом можно говорить о чем угодно, кроме правительства.

Ну что, мы вроде выспались, небольшой променад по Регистану, посмотреть на вечерний Самарканд, погулять. После знойной жары, прогулка прохладным вечером - самое то.

Сегодня я выложу просто ночные виды города, а завтра уже подробно расскажу про интересности и ценности жемчужины востока - Самарканд.

На площади Регистан идет реставрация полным ходом. К сожалению нас туда не пустили, да и вид, честно говоря не праздничный (

Обратите внимание на наклон башни…

И тут…

И здесь!

Все башни имеют наклон в одну сторону. Что это? Косяк при строительстве? Или так и было задумано?

Поющий фонтан :slight_smile: И песня про Самарканд ))

[video]http://youtu.be/m887VyCtynk[/video]

Накупили сувениров, поужинали и вернулись в отель, чтобы в тишине, во дворе, под шум листвы деревьев расслабиться с пивом и обсудить наши дальнейшие планы.

Поправочка

Уральск следует читать, как Аральск ))

Исправила.

n/t

Благодарствую!

n/t

Спасибо! Прочитал с большим интересом. СУПЕР!!!
Я был в Узбекистане, но очень давно, на студенческой практике, в мае-июне 1980-го… В основном, в Навои (Самарканд и Ташкент - проездом). Это описание, конечно, имеет мало чего общего, с моими воспоминаниями… Один момент хотел уточнить - тогда в узбекских городах, наверное, как и сейчас, было много уличных торговцев, продающих плов, матны, люля и другие национальные блюда, которые обычно тут же на месте и приготовлялись. Загадкой для меня был тогдашний хит - жареный минтай. Стоил он копейки, готовился мгновенно - его просто кидали в казан с кипящим маслом… И конечно, по вкусу, он не имел ничего общего, с московским минтаем, из магазина Океан. Но почему именно минтай? Откуда минтай? Так и осталось загадкой…
В Навои тогда было довольно большое искусственное озеро, с галечными берегами и прохладной, ключевой водой. Так вот, формула тогдашнего студенческого счастья - пребывание на берегу этого озера, в компании симпатичных подруг, с минтаем в одной руке и бутылочкой пива, в другой…::stereometria::
Александр, так как сейчас в Узбекии, с минтаем? Всего переловили, или что-то осталось?..

Благодарю! Но это еще не конец :slight_smile:

Ни в одном городе, ни в одной деревне мы не видели ни одного торговца, который бы продавал плов, манты или люля. Вообще, кроме кафе и ресторанов, ни кто на улице не торгует никакой едой. Только Ноны (лепешки, приготовленные в тандыре). Я даже больше скажу - в ресторанах и кафе нет плова! Совсем! Даже в Ташкенте, как уверил меня тот погранец, который звал к себе в гости и уверял, что плова мы не найдем, но он сможет для нас его сделать. Местные говорят, что плов готовится только дома, поэтому его на улице не купить. Несмотря на то, что я плов безумно обожаю и искал его везде и всюду - за все дни проведенные в Узбекии я плов ел всего 2 раза: в том кафе в Жизахе и в гостях у местных в Харезме. Про ментай я вообще молчу…

Возможно, это как-то связано с тем, что май это еще не сезон. Тур сезон у них начинается с июня-июля и они пока все к нему готовятся (например, ремонт на пл. Регистан в Самарканде).

Весь плов сейчас в Подмосковье>:D<

Вполне может быть :slight_smile: В Москве и Питере. В Хорезмской области (города Ургенч, Хива, Нукус) принято называть Санкт-Петербург - как Хорезмбург )) Из-за того, что все местные в Питере ))

Очень ждем продолжения! :slight_smile:

Привееееет! ::yo::

Щас блин на меня тут куча всего навалилось, пока не успеваю доделать (( Но помню! )) Надеюсь на след неделе продолжить!

Узбекистан 2014. 7 день. Часть1/2.

[size=5]День 7. [/size]

В этот день мы решили погулять по Регистану уже при свете дня. Погодка выдалась безоблачной, солнечной. Многие называют такую погоду отличной, но для меня это аццкий ад - очень жарко. Местные ходят в пиждаках и удивленно смотрят на нас, обливающихся пОтом.

Фоток будет много, интересных мест тоже, поэтому исторические справки буду загонять в квоты, кто не хочет читать историю - пропускайте.

Про Регистан (39.654771, 66.9757193)

В парке цветут молодые каштаны

На самой площади в этот момент идет реконструкция и туристов туда не пускают. Поэтому фоткаем из далека.

Справа - Медресе Шердор, по серединие Медресе Тилля-Кари, слева Медресе Улугбека.

Вот интересная информация по ним:

Нагулялись, зажарились, поехали в следующее значимое место - Мавзолей Гур-Эмир. По сути это гробница Тамералана. Где-то тут лежал мел судьбы )) (39.6487016, 66.9690916)

Вкратце - это могила Тимуридов. Изначально была построена для сыновей Тамерлана, но в результате тут лежат и его дети и он сам у ног своего учителя и даже великий астроном Улугбек.

Вид на некрополь

Собственно могилы

Сам мавзолей

Могилы сыновей и Тамерлана

Потолок и стены исписаны лазурной краской и арабской вязью

На самом деле очень красиво!

Могила с палкой - высшая честь. Тут лежит учитель Тамерлана.

Далее мы отправились в самый старинный базар - Сиабский базар (39.6622006, 66.9802737).

Базар делится на новый и старый. Новый базар - это трехэтажное современное здание, с длинными галереями.

А старый базар - это просто обычный базар.

Запахи и ароматы действительно дурманят.

Накупили там традиционных халатов, платков, посудных сервизов для чая и плова и счастливые поехали кататься дальше.

Следующая точка, которую надо посетить в Самарканде - это обсерватория Улугбека. (39.6748568, 67.0056045)

Вход в гигантский сектант.

Сам сектант. Больше похож на пещеру и такой же огромный.

Здание обсерватории, сейчас там музей.

На сем мы знакомство с Самаркандом заканчиваем, но я посоветую посетить еще несколько мест, если у вас будет на это время.

Мечеть Биби-Ханум (39.6608378, 66.9812554) - самая большая мечеть в Средней Азии.

Комплекс Шахи-Зинда (39.6616762, 66.9879743) - улица-кладбище, как его называют.

Мавзолей Ходжи Данияра (39.6733663, 66.994535). С ним связана очень интересная история.

А так же Городище Афросиаб и его музей.

Ну, а мы направляемся в сторону Бухары. Но не сразу. Сначала мы планируем заехать в местечко с трудновыговариваемым названием Шахрисабз.

Идем “малыми дорогами”, виды обалденные.

Все бы ничего, но каждый 50-100 км на трассах блок посты полиции. Тормозят в обязательном порядке, проверка документов проходит быстро, но вот из-за того, что мы не местные и на таких машинах, начинаются расспросы, вопросы, допросы с пристрастием. Кто, откуда, куда, вам что делать нечего? )) Тратится на эти разговоры около часа. Через 100 км новый пост и все по-новой. )

Так или иначе мы-таки доехали до Шахрисабза. Здесь находится Дворец Ак-сарай (39.0604496, 66.8294853)

Здесь был интересный, показательный момент. Запарковались мы недалеко от парка, где находится Ак-сарай и неспешно пошли к нему. Тут к нам подходит местный паренек, лет 20-22, и говорит, мол, давайте я вам тут все покажу, все расскажу. Мы согласились и он с нами гулял, рассказывая об этом городе, о людях и интересных местах. Потом, когда мы уже погуляли, пришло время расставаться, я полез в карман за деньгами, чтобы его отблагодарить, но парень наотрез отказался брать деньги. Говорит, я просто хотел показать вам мой красивый город, мне не нужны деньги. И ушел. На прощанье я пожал ему руку и сердечно поблагодарил.

Узбекистан 2014. 7 день. Часть2/2.

А мы продолжаем наш путь. Сегодня еще надо много чего успеть. Мы направляемся в Лянгарское ущелье.

Что там смотреть? Там много интересного. Место, где много веков хранился самый первый коран - Коран Османа. Место захоронения 300 шейхов. Да и само ущелье безумно красиво. А сколько там всяких преданий и басен…

Ущелье находится в горах, на границе с Таджикистаном. И в принципе можно сделать душевное колечко, заехав через Яккабаг, пройти по горам и выйти через Лянгар в Камаши. Но тут есть нюанс. В горах находится когда-то советская, а теперь узбекская станция наблюдения и управления космическими аппаратами “Майданак”. Она вполне действующая и охраняется. Рядом с ней находится вполне себе гражданская астрономическая обсерватория с таким же названием. Мы пытались зайти через Яккабаг, искали дорогу в горы. По пути встретили двух пьяных узбеков. Попытались у них дорогу узнать, но все тщетно. Кто-то из знакомых сказал, что есть такая пословица: “Бойся Аллаха и пьяного казаха”. Вот тут такая же история. Кое-как от них уехали, немного поплутав, находим правильную дорогу и тут же военный кпп. Нас тормозят и грозно спрашивают - куда это мы собрались? Пытаемся объяснить, что не посягаем на их воинскую ча(е)сть, пытаемся проехать в Лянгар. Чувак на посту говорит, что ему надо доложить и звонит по мобиле начальству. В этот момент приезжает машина с штабистами и между нами заводится разговор. По-русски тут говорят очень плохо, по-английски вообще никак. Но кое-как понимаем, что дороги до Лянгара там нет, придется машины бросать и топать пешком. Нас это, конечно, не устраивает. Чувак дозвонился до начальства и передает трубку мне, со словами “объясни ему, он хорошо говорит по-русски”. Дает мне телефон. Это старенькая нокия, обычная такая трубка. Я ее беру и как обычно прикладываю к уху. Тут чувак у меня ее выхватывает, переворачивает и показывает, мол, держи наружным динамиком к уху. Я немного удивился, но спорить не стал. Здесь и потом я замечал, что все так делают, все держат телефон клавиатурой наружу, а внешним динамиком к уху.

В общем объяснил я как мог, что мы мирные туристы, едем посмотреть на горы, начальник сказал, что ему надо доложить выше и сказал ждать. Ок. Тем временем мы общаемся с толпой вояк, которые упорно твердят,что дороги там нет. Решаем не испытывать судьбу и поехать в Лянгар сразу со стороны Камашей. Там-то дорога точно есть. Колечко жалко, не получится.

Уже вечереет, мы несемся в Камаши, а оттуда уходим на Лянгар. Дорога просто блеск! Маленькие, древнючие аулы, горы, серпантины, луга!

Красные холмы!

От такой красоты сносит голову!

Внизу горная речка, наверху, на холмах пастбища и бяшки, а по середине аул. Идиллия!

Доезжаем до ущелья. (38.6849382, 66.7528278)

Высота метров под 80, наверное. Может больше. Очень высоко.

Дальше заезжаем в сам аул, тут находится Мечеть Лянгар-Ота (38.681473, 66.7575538)

Только мы подъехали к воротам зиёрату, как к нам тут же подходит пожилой,
но весьма бодрый старец, в национальном халате и тюбетейке. И пока я
его разглядывал, он бодро залезает в машину, усаживается на пассажирское
сидение и говорит, поехали, я вам все тут покажу.

Он оказался
местным старожилой и весьма хорошим знатоком. По-русски говорит весьма
сносно. Первым делом поехали к главному входу зиёрату Лянгар-Ота. Долгая и
высокая лестница на холм. Несмотря на свой почетный возраст, старец
буквально влетел на нее. Мы же еле еле переводили дух.

История суфия:

Про зиёрат:

Второй такой зиёрат есть только в Турции.

Смотритель мечети открывает нам его.

Внутри очень красиво, не смотря на могилы ) Расписной потолок и арабская вязь на колоннах.

На косяке двери остались надписи аж с 37-го года.

Некрополь суфиев и шейхов. Их тут 300.

Ночь спустилась в кишлак. Но наш случайный экскурсовод нас не отпускает. Мы идем в мечеть, где хранился Коран Османа. Вон тот дом на холме слева, что похож на форт. Нам туда.

Про мечеть :

Рисунок очень интересный. Из далека видны большие круги, но если присмотреть, что ничего полукруглого тут нет. Огромное множетсво фигур.

Внутри каждой такой звездочки было золото. Все разграбили во времена советской власти.

Те самые колонны.

История корана:

Нас посадили в отдельную комнатку и принесли журнал с фотографиями корана и его точную копию.

На этом наша экскурсия подошла к концу. От денег, традиционно, эти святые люди отказались, но мы кинули денюшку в урну для пожертвований, что стоит в самой мечети. Нас долго уговаривали остаться на чай и зайти в гости, но нам надо было доехать до Бухары сегодня. Время, к нашему огромному сожалению, не ждет.

На улице уже глубокая ночь. Темно. Количество звезд на небе просто завораживает. Душевно попрощавшись с нашими новыми друзьями мы взяли путь на запад, в Бухару.

Интересно, их что, не выпустили бы? Заставили бы поселиться в Узбекистане?

Есть и четвертый способ. Поездка планируется так, чтобы на территории Узбекистана оставаться ровно по 5 или сколько там можно дней, а по истечении этого срока выезжать в Таджикистан или Киргизстан и возвращаться обратно. Особенно удобно в Ферганской долине, где государственная черезполосица. Но судя по вашим рассказам об очередях на границе, этот способ подходит скорее пешекешерам.

Но конечно это унизительно, что граждане среднеазиатских республик спокойно живут в России, а граждане России вынуждены выделывать всякие трюки, да еще за свои же деньги! Поэтому давно пора цивилизованно разрешить эту проблему: ввести визы с республиками Средней Азии и Закавказья.

Узбекистан 2014. 8 день.

Из-за особенностей форматирования текста и фотографий, выкладываю ссылку, а не пишу тут.

Узбекистан 2014. 9 день.

День 9. Многа букв :slight_smile:

ТЫЦ

Узбекистан 2014. 9 день. Окончание.

ТУТ

Спасибо! Здорово! Правда, первые части были так давно, что теперь надо будет перечитать>:D<

По ощущениям, 9 дней - это мало?

P.S. В Казахстане нас тоже в этом году один раз остановили гаишники. Такая же ситуация - ехали нам навстречу, потом развернулись и с мигалкой догнали колонну. Только у нас было не превышение скорости, а езда без включенного ближнего света. Что-то с электрикой было, и Ванчо включал-выключал разные функции, а в какой-то момент отключил и ближний свет, что и совпало со встречей гаишников. Наверное, потому что он сразу признал свою вину, разбирательство было недолгим - минут 15. А закончилось всё подарком казахам Тверской горькой настойки. Они даже растерялись: “Мы же не пьем…” На что им было сказано, что это сувенир. Штраф не платили.

А по поводу скорости и выезда из степи… и что делали в степи - масса вариантов: ночевали, стояли лагерем (уже вечер? ну мы отдыхали, обед готовили, долго собирались), ехали по срезке через степь от какой-нибудь природной достопримечательности.

Спасибо!

9 дней, конечно, мало. Если бы не проблемы на границе и если бы мы не потеряли столько времени объезжая весь Узбекистан по периметру, то смогли бы посмотреть больше. По сути, при планировании экспедиции туда, надо закладывать по целому дню на каждый город. Минимум! Потому что ходить там не переходить и мест интересных очень много. То есть план должен быть такой: вечером приезд в город, гостишка, с утра до вечера прогулка по городу, вечером эта же гостишка, утром выезд на маршрут дальше. И так на каждый город. Из интересных мест, куда мы не попали - это пустыня Кызыл-Кум, поселок Учкудук (про которого поется в известной одноименной песне), Каменный лес, Оральское море и кладбище кораблей.