Разбор конкретной ситуации (в продолжение беседы о рисках)

Я не обсуждаю рдейскую историю или прогулки храброй девушки-одиночки в Шехмино - потому, что все это обсуждается обычно без участия героя и без реального знания всех фактов, на основе каких-то рассказов, объективность которых под вопросом. И еще я думаю, что место неудачное, т.к. по большому счету мы тут все в один маршрут не собираемся, люди иногда совершенно чуждые таким приключениям, так что свои мудрые советы может давать, в сущности, кто угодно, даже человек с полным отсутствием опыта (но с большими амбициями).

Но, предположим, я ошибаюсь. Давайте сделаем анализ совсем простой, некриминальной геокэшерской истории. Благо главный герой присутствует и готов отвечать на вопросы.

Закладка тайника “Мат в 2 хода”. Тепло, переменная облачность, изредка мелкий дождик, в основном солнце. Я иду в одиночку. Одет по погоде, снаряжение самое легкое: накидка от дождя - пригодилась, резиновые сапоги (на случай ломежки по мокрой траве и кустам - пригодилось), шапка, запасные носки, перчатки, сидушка, фонарик (а вдруг), фотоаппарат, компас, карта, GPS, мобильный, деньги, паспорт, миниаптечка и еще какие-то мелочи - нож, спички и т.п.). Еда - несколько конфет (нормально хожу в течение суток без еды). Воду с собой не беру (на маршруте вообще практически не пью, приучился с детства). В смысле ориентирования подготовка самая тщательная: привязанная карта 500 м, актуализированная по гугловскому снимку, в GPS забиты основные ориентиры, маршрут продуман, предполагаемые точки закладки капсул тоже заложены в GPS. Выход предусмотрен в село, откуда ходят автобусы до Егорьевска. На случай нештатных ситуаций продуманы альтернативные выходы с маршрута.

Приезжаю первой разумной электричкой на 88-й км, сажусь на автобус и еду в Фосфоритный. Закладываю тайник точно в соответствии с планом. Однако много времени уходит на поиски места закладки контейнера (не меньше полутора часов) и трех капсул. (Другие особенности тайника можно прочесть на его странице). Из-за задержки выхожу на финишную точку рядом с “автобусным” селом где-то в 20:30 - 21:00. Еще светло. Иду на остановку. В ближайшее время ничего нет, последний автобус обещан часа через полтора. На нем до Егорьевска еще полчаса езды. Начинаю голосовать - бестолку, потом мужик выезжает из двора дома, который рядом с остановкой, и забесплатно подбрасывает до следующего большого села, где автобусы должны, по идее, ходить чаще. Действительно, через 5 минут по расписанию обещан автобус. Жду-жду, автобус не приходит. Перекусываю продуктами, купленными в магазине. Снова голосую, останавливается проезжающее мимо такси, подбрасывает (уже за деньги) до Егорьевска. Последний автобус на Москву уходит на моих глазах. Последняя электричка на Москву ушла 5 минут назад. Через час с лишним сажусь на электричку до Куровской, которая, по словам кассирши, стыкуется с электричкой на линии Шатура-Москва. Но моя (егорьевская) электричка неожиданно тормозит и пропускает какой-то состав, “благодаря” чему я состыковаться не успеваю. Еще час ожидания в Куровской. В Москву я таки попадаю и еду на свою станцию (через весь город) в самом последнем составе метро.

Два вопроса.

  1. Считаете ли вы эту ситуацию нештатной (рискованной) или нет?

(если ответили “да, считаю”, то следующий вопрос)

  1. Что можно было сделать, чтобы ее избежать? (Какие просчеты были допущены).

Ничего рискованного тут точно нет. Всегда можно вызвать по телефону такси хоть из Москвы, и оно прямо до дома и довезет. Тут даже деньги с собой необязательно иметь - у подъезда и расплатиться. Сколько раз опаздывали на последнюю электричку (или их отменяли) (у нас с этим плохо все, из ключевых пунктов последние электрички в ~7 вечера) большими группами, да еще и с велосипедами - всегда дома ночевали. Ну, допустим, все, нет автобусов-электричек, все ушли. Так можно первую “рабочую” подождать, они обычно в 4-5 утра. “нормально хожу в течение суток без еды” - еще проще, магазин круглосуточный искать не надо. “Тепло, переменная облачность, изредка мелкий дождик, в основном солнце” - значит, необязательно и крышу над головой искать, можно подождать, например, в лесу и даже без костра. Т.е. риск только в непредвиденной трате денег и возможном плохоработоспособном состоянии утром следующего дня.

Теперь о нештатности. Не пришел автобус, который был в расписании. Можно ли это предусмотреть? Вряд ли. На этот случай просто надо брать денег на такси (автостоп не всегда возможен). Судя по начальным условиям и дальнейшему ходу событий, деньги были и все закончилось вполне нормально. Чуть более позднее возвращение домой - так это следствие полуторачасовой задержки на закладке. Вариант решения - четко сказать себе, что если, например, за полчаса место не найду (ну или сколько планировалось на это потратить изначально) - приехать еще раз. Такое решение не принято - далее все логично.

  1. Нет, но неприятно

  2. Что можно было сделать:

  • переписать расписания автобусов из предполагаемых мест выхода до Егорьевска
  • переписать расписание автобусов и электричек из Егорьевска в Москву

это даст информацию о том, когда нужно все бросать и бежать на остановку, если хочешь уехать общественным транспортом

  • поискать в интернете телефоны такси в Егорьевске и Воскресенске, в крайнем случае - телефоны каких-нибудь справочных по городу, потратить какое-то время по приезду на “88 км” и опять же выяснить телефоны такси (даже на небольших станциях обычно стоят частники и можно подойти и попросить телефоны, на 88-ом с этим проблем вообще нет)

это даст страховку на случай, если не сложится с автобусом (не приедет или ты опоздаешь) или просто, по какой-то причине, на автобусе выбираться будет неудобно

ничего внештатного :slight_smile: НО!

“Звонок другу” - и возвращение домой было бы более простым))

Только вот надо ли оно? а как же приключения-с))

Но если что и на будущее всем - мой телефон на сайте :slight_smile: Если не буду за полторы тысячи километров, приеду :slight_smile: не по тарифу)))))

  1. Считаете ли вы эту ситуацию нештатной (рискованной) или нет?

Я для себя считаю такую ситуацию нештатной. Поэтому имею право ответить на второй вопрос :slight_smile:

  1. Что можно было сделать, чтобы ее избежать? (Какие просчеты были допущены).

Просчет я вижу один - выход к автобусной остановке к 20:30-21:00. Это поздно для данной местности. В особенности если изначально собирался возвращаться не к 88км, а к Егорьевску (кольцевая ветка).

В общем да. Приходить на остановку за полчаса до отправления последней на Москву электрички из Егорьевска (20 км. от Тимшино) не является хорошей идеей )))
P.S. А что за последний автобус на Москву около 21.00? Он ведь в 19.00 уходит, да и то только по воскресеньям…

Нештатная говорите… хм!
Если ты полностью подготовле и 100% уверен в своих силах это значит ты можешь процентов на 80… Объясню почему, дело в том, что главный герой УЖЕ побывал в этой ситуации, поэтому может более менее объективно судить что получилось а что нет, мы же в свою очередь только догадываться. На мой взгляд вроде ничего рискованного, ибо во поход однодневный, но первый промах в мобильнике, точнее в запасной батарее, кто знал 100% что провести придется всего 1 день? Батареечку можно было и взять, малоли, плохо тел ловит, тогда она быстрее садится. Дальше еда, конфеты хорошо, а бутерброд карман не тянет, почуму, см выше. На крайний случай отдать не использованный бутерброд животным. Вода, литр уж точно не утяжелит ношу, можно даже руки помять например. Деньги…, деньги разговор отдельный, с ними и хорошо и плохо, хорошо - можно с ними много, купить поесть, дорогу оплатить, за услугу отдать и много чего еще, и плохо - отнять могут, тогда зачем вы вообще в лес с деньгами поперлись…? защищайтесь сударь.
Вообщем предвидеть все сразу - НЕВОЗМОЖНО!
Лучшее, что можно сделать - как можно больше получить информации о предстоящем деле из РАЗНЫХ источников, основываясь на этих данных, можно сократить риски до 90%. 10% - риски непреодолимой силы.

нештатной не считаю!

человек поехал на СВОЙ тайник
потому все сам себе и напридумывал :slight_smile:

а сейчас- это тонкий PR, как обычно :wink:

А эту ситуацию точно надо разбирать?(+)

Тут же ни трупов, ни экстрима? ;-))) А то подоткну отсутствие опыта своими амбициями и опять выдам флейм на сотню строк ;-)))

ИМХО - не считаю.

Точнее:

  1. Нештатной - да (ибо штатный план всё же нарушен), рискованной - нет.

  2. Ничего не нужно было делать, ибо всё для того, чтобы данная лёгкая нештатная ситуация не стала рискованной, и так было сделано.

Можно сделать кое-какие выводы

Спасибо за быструю реакцию. Давайте посмотрим, что получилось.

Самый главный вывод. Конечно, понятия о нештатной ситуации и риске у всех разные. Каждый сам себе представляет пределы нормы. Подводить эти мнения под единый знаменатель имеет смысл только в том случае, если люди идут вместе в один маршрут. Тогда у них должно быть общее понимание того, где заканчивается норма и начинается риск (иначе можно прийти к печальным результатам). У геокэшеров этого нет, т.к. люди здесь очень разные. А поскольку геокэшинг - это игра амбиций (в хорошем смысле), то спор о рисках конца не имеет.

Мои 2 копейки в этот спор. Не могу согласиться с теми, кто воспринимает риск лишь как опасность для жизни и здоровья. По очень простой причине. Если вы ставите себе планку на этом уровне, то отступать дальше уже некуда. То есть, “до какого-то момента все было в пределах нормы, а потом началась гангрена”. Риск - это высокая вероятность, что ваши планы поломаются. Соответственно, если я запланировал поход точь-в-точь чтобы успеть к последней электричке, это уже рискованная ситуация. Я не умру в одиночестве на платформе железной дороги. Но а) буду чувствовать себя, как минимум, некомфортно, б) возможно, что-то потеряю в деньгах, в) совершенно точно потеряю время, г) буду понимать, что совершил ошибку при планировании. Есть еще пункт д), о котором почему-то никто не упомянул, а именно - родные люди, оставшиеся в Москве, будут волноваться, а их нервы тоже надо беречь (насколько это возможно :)). Если кто-то считает, что “а”-“д” - это штатный режим в геокэшинге, тому флаг в руки. Я полагаю, что риски можно и нужно уменьшать ДО того, как они превращаются в проблему.

Что можно/нужно было сделать для этого в данном случае, частично написал Grey. По п.1 у нас с ним легкие разночтения, а по п.2 все сказано верно и точно. Если бы это было сделано, потери были бы минимизированы - только деньги на такси. Добавлю, что рассчитывать на автобусы, указанные в расписании последними, не следует (см. напр. отзыв ЖЖ в “Ориентировании на Б.Сестре”).

Еще один способ уменьшить риск, никем не упомянутый здесь: спланировать закладку столь длинного и мудреного тайника не в одиночку, а вместе с кем-то еще. Это позволило бы сократить время на поиски мест для закладки контейнера и капсул. (Конечно, компаньон должен обладать достаточным опытом и определенной выносливостью). С учетом компаньона я мог бы выйти в цивилизацию на час-полтора раньше.

Еще один типично геокэшерский способ сократить время: взять контейнер поменьше. Для небольшого контейнера легче найти место, особенно в условиях “Мата в 2 хода”.

И еще один способ, тоже вполне геокэшерский и никем не упомянутый: использовать вместо капсул записки, приматываемые скотчем к дереву. Это резко сокращает время на поиск мест, удобных для закладки капсул.

Существенным риском при закладке этого конкретного тайника являлся расчет на то, что в местах пересечения просек не будет болотины, и что эти места четко промаркированы. К счастью, там везде все очень хорошо. Но могло быть иначе, и тогда пересечения пришлось бы отдельно маркировать (дополнительное время). Компенсировать эти предполагаемые временнЫе расходы можно только за счет экономии на чем-то еще.

Ошибка - то, что в исходных условиях отсутствует свитер. Одеться “по погоде” на “беговом” маршруте - одно, а застрять после захода солнца на проветриваемой автобусной остановке в подмосковных полях - несколько другое.

Это - то, что видно навскидку. Есть всякие мелочи, которые повлияли, скорее, на общий комфорт :slight_smile:

Каждому (Grey-ю уже сказал :)).

RaFaeL: сказанное о рисках иллюстрируется первым абзацем вашего текста. Вы начинаете со слов “Ничего рискованного тут точно нет”, а завершаете словами “Риск только в непредвиденной трате денег и возможном плохоработоспособном состоянии утром следующего дня”. Значит, риск все-таки есть. Ну и см. пп. “а” - “д” выше.

Что касается волевого решения прекратить поиски при закладке. Речь идет о пошаговом тайнике. Такие кэши обычно закладываются наоборот (“Мат в 2 хода” не исключение). Закладка контейнера, на которую ушло больше всего времени, была в самом начале маршрута. Спланировать дальше все действия поминутно, не быв на том маршруте ни разу до того, согласитесь, нелегко. Уезжать с первой точки бессмысленно. Ваш совет хорошо подходит для поиска пошагового тайника, но не для его закладки. Но можно было не оформлять последнюю точку (в тайнике она первая), тут я с вами совершенно согласен. Это - тоже риск, так как планы были бы поломаны. Скажу так, что я себе deadline для закладки этой точки действительно ставил и еле-еле в него уложился.

НЕСЕЗОН: спасибо, но, я надеюсь, до эвакуации не дойдет :slight_smile:

Макс: конечно.

Железнодорожник: именно это мне и сказали местные. Но, приехав на вокзал Егорьевска, я увидел отходящий автобус с табличкой “МОСКВА” и сидящими внутри пассажирами. Возможно, это был какой-то запоздалый коммерческий рейс. Я даже попытался его догнать :slight_smile:

Makcik: действительно, на выходе аккумулятор мобильника почти сел. Я уже купил новый :slight_smile: Что касается еды и воды, то это действительно было ни к чему, взятое было адекватно реальным потребностям. Сократить риски до ситуации, когда оставались бы только 10% непреодолимой силы, это было бы здОрово, но все мы человеки.

Dimkin: как видно, можно было сделать кое-что для уменьшения рисков.

Rost: в отличие от соседней ветки, здесь человек присутствует вживую, а ситуация напрямую связана с геокэшингом и более типична для нашей реальной игры, чем “трупы и экстрим”.

так единственный вывод

из этой темы- это отсутствующий свитер?
про родных- это и так ясно- телефон есть, это не обсуждается…

Карточки на деревьях

Согласен с CJ по поводу использования карточек вместо капсул. Правда, тогда придется выбирать более закрытые места для “виртуальных КП”, но место для капсулы, видимо, все равно найти сложнее. В зимнее время преимущество карточек еще больше, поскольку их не надо выкапывать и маскировать обратно.

Особенности технологии с карточками:

  • то, чем написана/нарисована информация, должно быть водостойким. Не годятся фломастеры и струйный принтер. Потому что какое-то количество воды все равно попадет.

  • чернила от шариковой ручки могут выгореть на солнце

  • если дерево - сушина, то больше вероятность, что оно упадет

  • скотч бывает разного качества - проверить перед использованием

Кстати, даже если бумажка “ночует” в капсуле, лучше ее заламинировать, поскольку не исключено, что посетитель будет брать тайник под дождем.

Еще плохо закрепленную карточку может сьесть мышь, водяная крыса или другой грызун. На ММБ-2004 мы не приматывали карточки, а привязывали на веревочку - в результате за неделю две из четырех карточек были отгрызены.

Спасибо, сенсей. Мы реально воспользовались Вашим примером при создании трех последних тайников, особенно “Пиратов”. Все сказанное полностью подтверждаем. Со временем добавим и свой опыт к перечисленным рекомендациям.

Имхо, всего предусмотреть невозможно, особенно когда планируется поездка на целый день. Я тоже этим летом застрял в Берендеево (ездил на байке в Переславль). Вернувшись в из Переславля в Берендеево, увидел, как уходит моя электричка (последняя). В диспетчерской выяснил, что куковать там нечего, так как вокзал закрывают на ночь, и в Балакирево закрывают. Так как становилось холодно, двинул на Александров - крутить теплее, чем сидеть, хотя дополнительные 35 километров в мои планы не входили (итак за тот день прилично накрутил и уже порядком устал, так как последние 20 километров знал, что опаздываю, и крутил изо всех сил без передыха, а горы там нехилые!). От Берендеево до Балакирево вообще нет дороги вдоль путей, так что полуехал-полушел по шпалам. У Балакирево начались молнии, порой по несколько раз в минуту, но надо было добраться до Александрова, так что не жаловался и крутил под молниями. По пути в каком-то поселке чуть не шлепнулся с байка, спускаясь с горы на большой скорости, из-за шавки, бросившейся под колеса. В Александрове круглосуточный вокзал, но спать там не дают даже сидя. Затащил байк внутрь вокзала, сел на железной лавке и сидел с открытыми глазами около четырех часов (тех, кто закрывал глаза, пинали менты). В четыре или полпятого электричка… Последний час уже невмоготу сидеть стало, пошел дожидаться на улице.

Так делают тронувшиеся умом люди. А так делают нормальные люди: подходят к старушке в деревне, где вы застряли, и спрашивают, у кого тут можно заночевать. Как правило, в любой деревне найдется старушка, которая согласится дать кров на ночь. Может даже бесплатно. Чем дальше от Москвы, тем доброжелательнее люди в этом плане. Другое дело, можно на таких хозяев нарваться, что утром дележка будет такая:

Хозяевам:

фонарик, фотоаппарат, компас, карта, GPS, мобильный, деньги, миниаптечка и еще какие-то мелочи - нож, спички и т.п.).

Вам:

накидка от дождя, резиновые сапоги, шапка, запасные носки, перчатки, сидушка, паспорт.

Но когда речь идет именно умерзнуть вусмерь на улице или напроситься к кому-нибудь на ночлег, то имхо, риск того стоит.

это интересно, только

…к сожалению, не относится к данной задаче.

Кстати, чтобы проехать из Берендеева в Александров, не обязательно тащиться по путям. Есть замечательный путь для байка через Шушково - Бол.Вески - Годуново (см. текст[/url] и [url=http://slazav.mccme.ru/pere03ac/pere03ac.zip]трек).

Я бы в такой ситуации подождал бы полтора часа, пока электричка обернется в Александрове и поедет обратно. Доехал бы на ней до Ярославля, а оттуда обратно в Москву на ночном дальнем поезде (их за ночь проходит там больше десяти). Даже выспаться удалось бы )

Железнодорожник Написал:

Я бы в такой ситуации подождал бы полтора часа,
пока электричка обернется в Александрове и поедет
обратно. Доехал бы на ней до Ярославля, а оттуда
обратно в Москву на ночном дальнем поезде (их за
ночь проходит там больше десяти). Даже выспаться
удалось бы )

Для этого с собой необходимо иметь как минимум паспорт, как максимум - велочехол, так как гарантии, что без чехла на вел тебя пустят в поезд нет никакой.