Где-то с 2018 года завели традицию - встречать ЛНГ в велопоходе. Началось с ПВД под Питером, благо в том году этот “праздник” пришёлся на выходные. Отметили на берегу Финского залива. В 2019 г. в выходные непосредственно перед ЛНГ прокатили от Любани до В.Новгорода, но 1 число встретили уже дома. Обидно. Со следующего года стал планировать отпуск так, чтоб его первая половина начиналась в последний понедельник июня. И понеслось. В 2020 отметили на заброшенной погранзаставе в Карелии. В 2021 - под Н. Новгородом у Рафа на даче, по пути из Владимира в Казань.
И вот новый проект. Стартуем 25.6 в Вологде, едем на Великий Устюг. Там по плану (см. карту) планируем быть 2.7, так что это будет на предпоследней стоянке, которая намечена на реке Большая Бобровка, примерно тут 60.440349° 44.794779°. Мало ли кому захочется на эту ночь составить нам компанию. Пишите - звоните
[attachment 8605 -_.jpg]
С наступающим Летним Новым годом! Привет с берега Сухоны
[attachment 8607 IMG_20220630_200009.jpg]
“Паспорт геоэкспедиции”:
Состав участников: Santa, IVasi +1 негеокешер (он ехал с нами до Котласа);
Маршрут: Вологда – Семёнково – Оларевская гряда – Сокол – Чекшино – Тотьма – Нюксеница – ур. Опоки – Великий Устюг - Котлас - Сольвычегодск - Яренск - Усть-Вымь - Сыктывкар;
Сроки: с 25 июня 2022 г. по 10 июля 2022 г.;
Цель: основной целью похода была встреча т.н. “летнего Нового года” (1 июля) в велопоходе. Дополнительная цель – проехать вдоль крупных северных рек, по которым проходят древние водные пути – вдоль Сухоны и Вычегды, а также верхней части Северной Двины. Конечно, хотелось побывать в Вотчине Деда Мороза под Великим Устюгом. Дополнительной целью поездки было взятие тайников игры «Геокэшинг», встреченных по пути.
Результат полностью достигнут. Проехали за 16 дней 1149 км. Посетили 40 тайников, взято 37.
[attachment 8704 -_.jpg]
Впервые “Летний Новый год” в велопоездке мы встретили в 2018 г. под Санкт-Петербургом, начитавшись на этом форуме про когда-то бывшие регулярными встречи такой тематики под Ярославлем. Начиная с 2020 года мы специально стали так планировать отпуск, чтобы он захватывал эту дату. В 2020, в разгар “самоизоляции”, проехали по приграничным местам Карелии, в 2021 г. - от Владимира до Казани.
Основная часть этого маршрута – вдоль Сухоны до Великого Устюга. Его запланировали пройти (и прошли) спортивно, оформив как поход 2 категории сложности, втроём. Дальнейший маршрут, до Сыктывкара, был намечен в более спокойном темпе, вдвоём. По факту вместе ехали втроём до Котласа, там удобнее было заканчивать нашему напарнику.
Запланированный километраж спортивной части 535 км, 8 ходовых дней (в среднем 67 км/день). Федеральные трассы, особенно М-8, нами по максимуму объезжались, в т.ч. по грунтовкам. На эти объездах, собственно, необходимые для заявленной категорийности протяжённые препятствия и встретились. Наиболее интересным ПП было прохождение Оларевской гряды. Непростым был и подъезд к этой гряде, а также последующий выезд к д. Текшино, с участком заболоченной лесовозной дороги. Также сложные участки – это остатки старых дорог вдоль М8 и от М8 на Тотьму, местами заросшие и заваленные буреломами.
Фактически пройденный километраж за 8 дней – 620 км. Сюда включены подъезды/отъезды к местам ночёвок (включая их разведку), к магазинам, находящимся в стороне, вынужденные возвращения в случае непроезжабельности маршрута, а также поездка в последний день в Вотчину Деда Мороза, не учтённая при планировании. Заявленный маршрут нами был пройден досрочно, за 7 дней.
Карта этой части отдельно, с высотным графиком:
Километраж всего маршрута 1149 км, см. также [b]на карте[/b].
По спортивной части пишется отчёт (редкостное занудство), ссылку дам, как он будет закончен и выложен, здесь приведу наиболее существенные вещи.
Как уже было написано, принципиальным моментом при прохождении было желание объехать участок трассы М8, а также по минимуму выезжать на другую дорогу федерального значения – от М8 до Великого Устюга. Также хотелось ночь на 1 июля провести в красивом месте на берегу Сухоны в местечке Опоки, с высокими отвесными берегами. При планировании маршрута это представлялось малореальным из-за сложной дороги в первые 2 дня и значительного километража. При дождливой погоде это вообще было бы невозможно. Тем не менее, были «присмотрены» дополнительные точки, где можно было бы переночевать при опережении графика.
Погода нам благоволила, даже чересчур. Первые дни было настолько жарко (до 25 и более градусов), что даже приходилось устраивать «сиесты» в середине дня (длинные обеды). Также делали ранние подъёмы, чтобы побольше проехать до жары. Это позволило без задержек проскочить грунтовые участки и «разогнаться» на асфальте. В Опоках у д. Порог были к вечеру 30 июня. А вечером 1 июля приехали уже в Великий Устюг, «сэкономив» 1 день. В последний заявленный день похода проехали кольцевой маршрут по окрестностям с посещением Вотчины Деда Мороза.
График движения до В.Устюга:
День пути Дата Участок Пробег, км Набор высоты, м Время старт – финиш/ чистое
1 25.06.22 Вологда → Семёнково → Дубровское → Оларевская Гряда → Сокол → р. Семдюга 80.9 220 5:26 → 17:25 11 час 59 мин
2 26.06.22 Семдюга → Нестерово → Морженга → Большое Село → Чекшино → р. Двиница 73.3 360 7:07 → 18:23 11 час 16 мин
3 27.06.22 Двиница → Воробьёво → Чучково → р. Тиксна 82.9 550 7:07 → 17:50 10 час 43 мин
4 28.06.22 Тиксна → Погорелово → Царева → Тотьма → вблизи р. Еденьга 78.8 540 8:02 → 18:57 10 час 55 мин
5 29.06.22 Еденьга → Нюксеница → р. Сухона 105.2 730 7:42 → 18:45 10 час 03 мин
6 30.06.22 Сухона → Олешковка → Порог (ур. Опоки) 93.1 580 8:19 → 18:52 10 час 33 мин
7 01.07.22 Порог → Новатор → Великий Устюг 68.3 320 8:46 → 19:06 10 час 20 мин
8 02.07.22 В. Устюг → Вотчина Деда Мороза → Ишутино →В. Устюг 37.4 240 8:04 → 16:41 8 час 37 мин
Всего 620 3530
Дневники погоды по данным Gismeteo для гг. Тотьма (25-30 июня) и Великий Устюг (1-2 июля):
Тема на форуме «Велопитер»
Сообщения Иры в ВК (вроде бы д.б. общедоступны):
27.6.22 https://vk.com/wall5901822_8734
28.6.22 https://vk.com/wall5901822_8738
29.6.22 https://vk.com/wall5901822_8742
30.6.22 https://vk.com/wall5901822_8750 и https://vk.com/wall5901822_8753
1.7.22 https://vk.com/wall5901822_8754
2.7.22 https://vk.com/wall5901822_8762
3.7.22 https://vk.com/wall5901822_8768
4.7.22 https://vk.com/wall5901822_8776
5.7.22 https://vk.com/wall5901822_8779
6.7.22 https://vk.com/wall5901822_8781 и https://vk.com/wall5901822_8788
7.7.22 https://vk.com/wall5901822_8793
8.7.22 https://vk.com/wall5901822_8796
9.7.22 https://vk.com/wall5901822_8797
10.7.22 https://vk.com/wall5901822_8814
Посещённые тайники:
25.06.2022
- Семёнково - архитектурно-этнографический музей [TR/2733] от RIO1
- Заоникиевская пустынь [VI/4798] от Ratt
- Оларевская гряда [TR/6003] от Борода-Вологда
26.06.2022 - Мольский приход [TR/5076] от Ratt (не взят)
28.06.2022
5 Тотьма [MV/3071] от Железнодорожник
29.06.2022 - Газовый нагнетатель [VI/27140] от Seriy Volk
30.06.2022 - Опоки на реке Сухоне [VI/3586] от Мурок
01.07.2022 - Исток Северной Двины [TR/25299] от Задохликовый тупик
02.07.2022 - Дорога к Деду Морозу [VI/1226] от Crab12
- Течёт река Сухона [TR/26867] от Звезда
- Знаменитые устюжане. М. М. Булдаков [VI/26253] от delia и shimp
- Почта Деда Мороза [VI/28134] от putnik67
- Великий Устюг [VI/346] от yagor
- Великий Устюг. Памятники первопроходцам [MV/26089] от delia и shimp
- Знаменитые устюжане. Маруся Климова [VI/26259] от delia и shimp
- Набережная Великого Устюга [MS/25044] от Fess.kl
03.07.2022 - Сергей Преминин [VI/25548] от MagDi
04.07.2022 - Перекрёсток северного трёхречья [MS/1234] от Cossacks
- Паровоз в Котласе [TR/18862] от Sergio79
05.07.2022 - Сольвычегодск [VI/1236] от СкиталецЪ
07.07.2022 - Храм у реки [TR/16073] от Cossacks
- Богословский классицизм [VI/11726] от SE16
08.07.2022 - Усть-Вымь [MS/14440] от Байдерины (не взят)
09.07.2022 - Аэродром Коччойяг [TR/15655] Doc-Smith
- Болт на санкции [VI/28074] от Инструктор
- Время Первых [VI/28069] от Инструктор
- Тарелка [TR/27519] от Исподвыверт
- Анбур [TR/22159] от delia
- Памятник электромонтёру [VI/25577] от MagDi
- Коми-мöс [MV/25578] от MagDi
- Коми чери [VI/28064] от Инструктор
10.07.2022 - Скорбящий воин [VI/26671] от Solo
- Ноль Коми [VI/28057] от Инструктор
- Грибной переулок [VI/15274] от fgr
- Национальный музей Республики Коми [VI/25575] от MagDi (не взят)
- Столица или медвежий угол? [MV/22348] от KomiKi
- Сыктывкар. Прогулка по городу [MS/12945] от KomiKi
- Железнодорожный вокзал Сыктывкара [VI/27029] от Kesha&Ko
- Микунь. Нулевой километр [VI/26689] от -nz-
- Микунь - «Железнодорожные Ворота» Республики Коми [VI/10181] от November
Вологда - Тотьма
25.06.22 Вологда – Семёнково – Дубровское – Оларевская Гряда – Сокол – р. Семдюга, 80.9 км
Общее время 11 час 59 мин, 9 час 47 мин в движении.
Приехали в Вологду на «Демидовском экспрессе» в 5 утра. 20 минут на сборы велосипедов – и вперёд. Город нам уже знаком по предыдущим посещениям, объезжать достопримечательности не стали. Лишь остановились у скульптуры лодки-ладьи в парке. Мы же всё же по-вдоль старинных водных путей едем. Ближе к окраине наблюдали садящиеся воздушные шары. Видимо, народ летал встречать восход в воздухе.
Также сделали небольшую остановку у Семёнково, для взятия тайника. Музей, естественно, был ещё закрыт. Но судя по тем немногочисленным образцам деревянного зодчества, видимым с дороги, смотреть там особо и нечего. Явно не Витославлицы под Новгородом и не Корелы под Архангельском.
Хорошо, что из города выехали рано, трафик был небольшой. Всё же дорога в Семёнково относится к федеральным, хоть и не таким значимым, как М8. А вот после Семёнково начались т.н. протяжённые препятствия (ПП), которые после расчёта их категорийности должны дать обоснование спортивной части заявленного маршрута. Первое ПП – подъезд к Оларевской гряде. Включает 2 грунтовых участка – до Дубровского, и с перерывом на асфальт – после него. Между Илатово и Дубровским дорога малопроезжая, зарастает травой.
В Дубровском остановились у магазина и запаслись водой. Сделали ещё остановку в Заоникиевой Богородице-Владимирской мужской пустыни, на завтрак. Заодно взяли местный тайник. Церковь восстанавливается, территория благоустраивается. У нас даже поинтересовались, не волонтёрить ли мы приехали.
После пустыни опять грунтовая дорога.
Другое ПП – Оларевская гряда. Приятная лесная дорожка с небольшими болотистыми участками. В одном месте (почти сразу после посвящённого гряде тайника) довольно длинный болотистый участок, по прямой метров 150. Есть объезд по мокрому лесу с северной стороны, пробитый квадриками, им и воспользовались. Надо отметить, что здесь заказник, на въезде есть закрытый шлагбаум и соответствующие надписи. Вот только владельцам некоторых моторизованных средств передвижения, похоже, на это начихать. После болота вдоль дороги стали появляться деревянные фигуры типа русалки, почтовые ящики. Как поняли, здесь проходит оборудованная лыжня. Вот только где она начинается, для нас загадка. Дорога после гряды выходит к карьеру, вряд ли подъезд к лыжне с той стороны. Возможно, её начало в одной из деревень к югу от пройденной дороги.
А у нас между тем наступило время обеда. После карьера выехали к его южной уже заброшенной части и на крутом берегу в тенёчке отдохнули и перекусили. Заодно искупались.
В Соколе (это так город называется) заехали в магазин за водой и мороженым, после него в деревне набрали воды и по асфальту покатили искать место ночлега. Первое, которое было по плану, нам не понравилось своим болотистым берегом. Проехали дальше и приткнулись на берегу речушки с грунтовым подъездом. Судя по установленному насосу, здесь время от времени набирают воду с соседнего автохозяйства.
26.06.22 Семдюга – Нестерово – Морженга – Большое Село – Чекшино – р. Двиница, 73.3 км
Общее время 11 час 16 мин, 7 час 45 мин в движении.
Ночью спали спокойно, никто из водовозов на «заправку» не приехал. Да и странно было бы их увидеть рано-рано в воскресенье. Поднялись специально пораньше, чтобы подольше ехать по утренней прохладе. До Морженги асфальт. Немного срезали дорогу, вместо переезда перешли пути по тропе "около станции. Запаслись водой из колодца – и на следующее ПП. Дорога, показанная улучшенной грунтовой, оказалась разбитой лесовозкой. Помучились, даже участок прошли пешком. При этом местами было проще идти параллельно дороги по лесу.
После Цибово дорога улучшилась. Но нам после Большого Села пришлось с неё уйти на полевую дорогу, до Дементьево. Здесь мы выехали на Старый Архангельский тракт. Казалось бы, можно было «выдохнуть», ан нет! Участки местами труднопроезжие. Нсть разбитый лесовозами, со складом брёвен вдоль дороги, а затем малоиспользуемая зарастающая дорога до Чекшино.
По пути устроили остановки на сиесту (2.5-часовой обед) на р. Двиница, а потом на купание в Шореге. Кстати, здесь планировалась 2-я ночёвка, но время вполне позволяло поехать дальше. Почему бы и нет? Если поедем быстрее, чем планировалось, хотя бы на полдня, то успеем к 1 июля доехать до суперкрасивой местности на Сухоне под названием Опоки. Поделился этой мыслью с участниками, они этот вариант одобрили. Итак, вперёд!
После Чекшино проехали с километр по М8, до поворота на Тотьму. Перед поворотам – памятник, который упоминается в тайнике «Дорога к Деду Морозу», сделали остановку. Ну а после этого выехали на эту самую «Дорогу к Деду Морозу», проехав по ней до отворотки к уже знакомой речке Двиница, где на поляне за мостом вполне комфортно переночевали. А как приятно было окунуть разгорячённое тело с головой в воду! Единственный минус – при этом течением сорвало с головы любимый баф с принтом «На работу на велосипеде», который отловить не получилось, так быстро он скрылся в водовороте. А без него ехать жарко голове. Хорошо, Ира взяла запасной.
27.06.22 Двиница – Воробьёво – Чучково – р. Тиксна, 82.9 км
Общее время 10 час 43 мин, 6 час 56 мин в движении.
Опять ранний выезд. Трасса идёт в стороне от старинной дороге на Тотьму, которая уходит «петлями» то вправо, то влево. Не все эти петли проезжие. Так, до места ночлега проехать было бы невозможно, как и километра 4 после. Но, во-первых, хотелось отдохнуть от грунтовок после 2-х дней езды по ним, и во-вторых, с утра на дороге был небольшой трафик. В Воробьёво остановились у кафе, отдохнули.
Когда попутные фуры надоели, свернули к Огарово, на старую дорогу. По пути заехали к развалинам церкви Троицы Живоначальной, которой посвящён тайник «Мольский приход». Увы, дерево с дуплом рухнуло, контейнер пропал, восстанавливать было бессмысленно.
Старая дорога в значительной степени без асфальта, местами зарастает. Ехали по ней до р. Стрелица, пообедав на её берегу. Не торопились, жара же, получилось те же 2,5 часа, что и в предыдущий день.
После обеда удобных «петель» не было, гнали по трассе. По пути пережил взрыв камеры из-за прохудившейся покрышки. Хорошо, была запасная. Свернули с трассы перед д. Погорелово, найдя местечко для ночлега на берегу Тиксны, утоптав для этого высокую траву. Место оказалось неудачным, близко от дороги. В ночи приехали какие-то копатели, жгли костёр неподалёку, к утру наковыряли кучу ям на поле.
28.06.22 Тиксна – Погорелово – Царева – Тотьма – вблизи р. Еденьга, 78.8 км
Общее время 10 час 55 мин, в движении 7 час 57 мин.
В этот день выехали примерно на час попозже. Надо было заехать в магазин в Погорелово, а он работал с 8 утра. Большую часть дня ехали по трассе, с небольшими петлями по старой дороге, через Царёво и Село – Козловка.
На берегу речки Царёво пообедали, кстати, в месте, где должны были ночевать. Так что план с опережением графика на полдня начал работать (тьфу-тьфу-тьфу). Жара начала спадать, хватило для отдыха 1.5 часа. После Козловки попытались проехать напрямую на Тотьму по старой дороге, но она оказалась непроезжей. Через 3,5 км вернулись обратно и объехали по асфальту.
В Тотьме посетили все основные достопримечательности, даже удалось попасть музей мореходов. По отзывам, это мало кому удавалось, выдерживать расписание там не считают нужным. Мы были за час до открытия, а сотрудница уже вешала замок. Типа она не на полной ставке, перерабатывать не собирается. Чуть поскандалили, пустила. Ещё забрались на колокольню на набережной. Без меня, правда, я в это время координату финалки считал и вбивал. Пошаговик по городу «Тотьма» взяли.
Другой задачей было найти магазин с велотоварами, и он нашёлся, в мотомагазине был нужный отдел. Взял запасную покрышку, мало ли что впереди. Из города выехали довольно поздно, в Нелюбино запаслись водой из артезианской скважины и грунтовой дорогой поехали в сторону трассы. На неё выезжать не стали, поставили палатки на краю скошенного луга вблизи р. Еденьга. Возможно, надо было бы проехать дальше километра 3 – там с трассы есть съезд к берегу этой реки, но времени на поиск более подходящего места уже не оставалось.
Тотьма - Котлас
29.06.22 Еденьга – Нюксеница – р. Сухона, 105.2 км
Общее время 10 час 03 мин, в движении 7 час. 9 мин.
На подъезде к Тотьме мы потеряли много времени на объезд забуреломленного участка. Да и в городе провели много времени за осмотром достопримечательностей. Так что надо было опять поупираться, чтобы успеть в Опоки к вечеру 30-го.
7:54
Благо, ехать надо было в основном по ровному асфальту. После 50 с лишним километров свернули к д. Пески. Там у местных узнали, где родник, и набрали там воду. Пришлось спускаться по тропинке метров 250 почти до Сухоны. Местные бабульки туда с коромыслами ходят. 21 веком и не пахнет.
11:52 11:55
Отъехав чуть дальше, устроили обед на берегу. Здесь когда-то был паром в посёлок лесозаготовителей Игмас на правом берегу. Сейчас переправиться можно лишь на катерах, вызвонив их предварительно. При нас несколько компаний так туда переправились.
13:53
После обеда опять выехали на трассу, и продолжили наматывать её ленту на свои колёса. Перед селом Нюксеница главная дорога уходила направо, на мост, чтобы после этого идти уже правым берегом Сухоны. Теоретически можно б было в это н.п. и не заезжать, но он крупный, даже районный центр, жаль было бы пропустить. Тем более, что там есть памятник таинственному «Газовому нагнетателю» https://geocaching.su/?pn=101&cid=27140. К тому же Википедия утверждает, что именно тут, а не в Великом Устюге находится «полюс холода» Вологодской области и зимой бывают 50-градусные морозы. Заехали. Наличие в окрестностях объектов «Газпромтрансгаза» явно способствует украшению села, и упомянутый «Газовый нагнетатель» является свидетельством этого. Стадион, многоэтажки, сетевые магазины типа «Магнит» и «Пятёрочка» - в наличии. Есть музей и центр традиционной народной культуры.
17:26
Надо сказать, рельеф на подъезде к Нюксенице стал холмистый, подустали. Обратно поехали дорогой вдоль реки, в расчёте встать, не доезжая моста в спокойном месте. И расчёт оправдался. Нашлось свободное местечко у берега со столом и скамейками. Проехали за день больше 100 километров.
30.6, 6:30
Стали участниками детективной истории. Одновременно с нами подъехала машина. Как выяснилось, они незадолго до этого здесь стояли и забыли мобильник. А его-то здесь нет. Свой 2-й мобильник сел, стали звонить с одного из наших. Звонок идёт, телефон значит «живой». Может, выронили где по дороге? Поехали, не нашли, вернулись. Типа дайте свой телефон на время, с ним съездим. Дали. Возвращаются – нашли. Оказывается, после них и перед нами тут были местные девахи, они и упёрли. В первый раз они не признались. Во второй раз, когда их догнали, позвонили по нашему мобильному – тут-то украденный их и выдал, пришлось доставать его из потайного места и отдавать. Дуры малолетние.
30.06.22 Сухона – Олешковка – Порог (ур. Опоки), 93.1 км
Общее время 10 час 33 мин, в движении 8 час 10 мин.
До утра нас никто не беспокоил. Поехали к мосту. А тут перед нами на дороге чёрный кот. Не то, чтобы мы суеверные (скорей наоборот), но всё-таки остановились «покурить карту». Так, дорога до трассы вроде не доходит. Судя по тому, что начался уклон вниз, приведёт она нас под мост. Ну или к насыпи, по которой надо будет карабкаться. Надо объехать, тем более, что другая дорога есть. Вернулись метров на 600 назад до развилки, выехали к трассе, проезжаем мимо того места, где другая грунтовка якобы не доходит – а там уже сидит тот же кот. Увидел нас и спрятался в кусты. Проказник, сбил-таки с пути истинного.
8:47
Дорога по правому берегу сильно холмистая, деревни (и соответственно магазины) в стороне. Не так быстро, как раньше, но едем. Удобных мест для обеденной стоянки не присмотрели, перекусили у поворота к деревне Лаваш. И скорей вперёд. Заехали в магазин в д. Полдарса, чуть не доехав до Порога, там-то его нет. В Пороге были в 17:40. Не сильно рассчитывая найти лодку к «фонтану» на другом берегу, заехали на причал и встретили там лодочника, уже собиравшегося уезжать. Свозил нас туда-обратно за 350 р. с человека. Отлично, утром не надо на это время тратить.
17:47 17:49 17:57 18:10
После этого поехали в дальний конец деревни искать ночлег. Был вариант турбазы, даже предварительно с ними созванивался, но в нужный момент куда-то запропастились её хозяева. Уехали тогда в дальний конец пляжа, где вроде бы нас никто не должен был побеспокоить, но куда-там! Вначале мимо нас прокатил джип и встал ещё дальше. Завёл квадрокоптер и долго жужжал им над головами. Потом прикатило большое семейство с дитями и собакой, чуть не доезжая, и долго шумели, даже выгуливали собаку практически через нас. В общем, место пользуется популярностью, уединиться невозможно. Но реально красиво.
19:47 20:00
01.07.22 Порог – Новатор – Великий Устюг, 68.3 км
Общее время 10 час 20 мин, в движении 7 час 39 мин.
Попрощавшись с не очень гостеприимным пляжем, и сделав «дежурные» фотографии типа «ноги из палатки на фоне», «мы на фоне», поехали в Великий Устюг.
5:12 6:45
Одна из остановок по пути была у начала т.н. «Митькиной дороги». Своими словами о ней рассказывать сложно, обязательно прочтите её историю. Жаль, не знал об этом заранее, обязательно бы тайник сделал. Надеюсь, кто-нибудь из тех, кто об этом сейчас узнал, когда-нибудь так и сделает.
10:49
В город въезжали не основной дорогой, а через село Новатор, частично грунтовой. По пути на берегу Сухоны пообедали.
16:04
Надо сказать, что на предыдущей ночёвке мы забронировали в Великом Устюге квартиру на 2 ночи. Раз уж приезжаем с опережением почти на сутки, надо воспользоваться возможностью и познакомиться с городом поподробнее. Туда сразу и поехали, с короткой остановкой в центре. А чуть отдохнув, уже налегке, поехали к месту слияния Сухоны и Юга – началу Северной Двины. Покупались. И только потом, вернувшись на квартиру, чуть расслабились.
02.07.22 В. Устюг – Вотчина Деда Мороза – Ишутино – В. Устюг, 37.4 км
Общее время 8 час 37 мин, в движении 4 час 31 мин.
Главной целью в этот день было посещение Вотчины Деда Мороза. Опять проехали через центр В. Устюга, и опять транзитом. На прогулку по Вотчине ушло более 2-х часов. Билеты негуманно дорогие, скидок нет. Встреча с Дедом Морозом по расписанию. Часть территории осмотрели до неё, остальное после. Встреча с Главным Волшебником не впечатлила. Особенно позабавило его предложение прочесть какой-нибудь стишок. Детский сад и массовик-затейник на утреннике. У Снегурочки в Костроме было гораздо интереснее, там хоть интерактив был, а не один заученный сценарий для всех групп, независимо от их возраста. В общем, эта Вотчина – обычный раскрученный аттракцион по выкачиванию денег у посетителей.
9:18
Вернувшись в город, частично другой дорогой, первым делом искупались, потом пообедали к кафе «Трапеза» И лишь после этого объехали, можно сказать, весь город. Даже заскочили на мойку, помыть велосипеды. На квартиру приехали с ощущением завершённости, если не всего похода, то его важнейшей части.
15:42
Дальнейшее описание будет менее подробным. В отчёт по спортивному походу эти записи уже не попадут. К тому же закапризничал фотоаппарат в смартфоне, и я практически перестал фотографировать. Потом, может быть, позаимствую что-то у Иры. Ну или гляньте у неё в ВК, по приведённым выше ссылкам.
03.07.22 65.2 км
8:20 → 18:35
В Котлас мы особо не спешили. У Леонида поезд был оттуда на следующий день, и было очевидно, что туда успеем. Задача была лишь поближе к нему подъехать, и заночевать где-нибудь на подъезде, идеально – на Северной Двине. Вместе с тем, выезжать лучше было бы пораньше, чтобы было поменьше машин на дороге, она с большим трафиком.
До Красавино (это, между прочим, город) ехали по трассе, каких-либо удобных дорог в стороне не просматривалось. Там осмотрели памятник герою-подводнику Сергею Преминину в центре и, в виде части подложки – у школы. Оттуда грунтовками вырулили к берегу Северной Двины. Как потом оказалось, не самыми удобными дорогами. Лучше б было вернуться назад в центр города и выезжать к берегу оттуда. Пообедали. И поехали грунтовкой в Архангельскую область. Попали туда, можно сказать, с «чёрного хода», ибо на «въезде» даже таблички не было. Первые архангельские деревни проехали по старой дороге, новая их объезжает.
Доехали до выезда на трассу, с тоской посмотрели на поток машин… Хорошо, наш попутчик вспомнил, что деревня Новинки чуть в стороне на берегу связана с каким-то его именитым однофамильцем, сунулись туда. «Надо, - говорит, - в любой избе паспорт показать, сразу в гости позовут». Экспериментировать не стали, вдруг бы реально пригласили? Нам надо подальше проехать. До следующей деревни, Пускино, была показана дорога вдоль обрывистого берега, но её, видимо, подмыло. Уткнулись в овраг, разведали пешком продолжение, нам не понравилось, пришлось этот кусок берега объезжать. За д. Плешкино выехали на широкий пляж, там и остались, отъехав подальше от понаехавших до нас на отдых автовладельцев. Впрочем, ближе к закату их число поредело, был вечер воскресенья, пора домой.
04.07.22 65.7 км
8:56 → 17:57
До Котласа оставалось меньше 20 км, не торопясь доехали. Поездили по городу, чуть ли не первой посещённой достопримечательностью была скульптура «Кот Ласковый». Именно так, по мнению некоторых креативных горожан расшифровывается название их города. И это далеко не единственная такая скульптура, нам встретились потом кот-почтальон, железнодорожник, артист и даже палеонтолог. Увидели не всех. Есть обширное поле для деятельности активных геокешеров по созданию тайника-квеста.
Пообедали в столовой, проводили нашего попутчика до вокзала, посетив точки имеющихся тайников – и на выезд.
Надо отметить, что из Котласа на Сыктывкар идёт 2 основные дороги. Одна, историческая, вдоль правого берега Вычегды. Другая, современная, асфальтированная, в стороне от реки, южнее. Состояние первой, судя по отчётам было не самое лучшее, заранее было известно, что на значительной её части асфальта нет. Но поскольку она казалась существенно интереснее, то поехали по ней.
Котлас находится на левом берегу. На правый от него можно переехать в 3-х местах. Одна переправа есть в черте города. Вот только работает она, похоже, только зимой, как ледовая. Другая – напротив Сольвычегодска. И третья – в Коряжме, там вроде даже летом делают понтонный мост. Нас привлекла вторая. Добрались до неё через посёлок Вычегодский, набрав там воды в колонке. На переправе были уже под вечер, оставили её на утро, устроившись в прибрежных кустах чуть в стороне, с шикарным видом на город.
Сольвычегодск - Сыктывкар
05.07.22 Сольвычегодск – Харитоново – Малое Рычково (р. Вычегда), 54.8 км
8:00 → 18:25
На первый паром в 7 утра торопиться не стали, уехали на втором. На посадке стали искать, кому заплатить за проезд – не нашли. Оказывается, 2-й рейс типа социальный, детям в это время в школу ехать или что-то типа этого, поэтому возят заодно и всех остальных. А то, что мы с велосипедом, это не с счёт. Вот бы так и на других переправах было.
Объехали весь город, закупились в магазине. Городок исторический, посмотреть было чего. Проезжая мимо музея ссылки Сталина, увидели, что он открыт, посетили. И наконец – на выезд.
Я уже писал, что заранее было известно, что часть выбранной дороги без асфальта. И что точно не было известно, насколько эта часть большая. Нехорошие предчувствия нас посетили в предыдущий день, когда полдороги от трассы до парома была грунтовой, пусть и улучшенной. Пыли при проезде машин немеряно. Так хотелось, чтобы от Сольвычегодска этого безобразия не было. Увы и ах! Асфальт закончился вместе с городом.
Нельзя сказать, что грунт-гравий был сплошной. В некоторых деревнях (Поздышево, Шамаиха, Фильки-Щелкуново, Горбуниха) асфальт всё же наличествовал. Но только в пределах этих н.п. Потом дорога ушла в сторону от Вычегды, и там деревень не стало. Не смогли даже найти удобное место для обеда. Спрятались под мостом через речку Верхняя Пица. Там хоть пыль от проносящихся лесовозов почти не долетала. В общем, ужас-ужас.
Чуть отдохнули от пыли, свернув в д. Харитовово, от которой вдоль реки шла грунтовка, видимо, старая дорога. Да и та на участке Новиково – Большое Рычково заросла, причём борщевиком. Намучались, пока пробились. После этого решили на ночёвку встать досрочно, свернули к Малому Рычково и нашли полянку на берегу Вычегды рядом с гидрологическим постом. Да, насчёт «ехать после Котласа в своё удовольствие, не торопясь» как-то не получается…
06.07.22 М. Рычково – Литвино – Белопашино – Слободчиково – р. Вычегда у д. Урдома, 70.3 км
7:23 → 18:35
Старая дорога между рекой и новой трассой петляла и дальше, но мы решили, что пыль лучше борщевика и больше не экспериментировали. Хотя нет, была ещё попытка. Свернули в Литвино, к магазину, от него попробовали поехать по «пунктиру» - всё заросло. На обед свернули в Белопашино, отдохнули у местной купальни в одной из стариц. Да, по пути в Литвину порвал ещё одну покрышку. Не зря в Тотьме запасную покупал.
Новая дорога по каким-то причинам не достроена, есть разрыв километров 10. В итоге от Фоминской до Слободчиково до сих пор ездят по старой, а там вязкий песок и рельеф. Деревни в основном брошенные, не смогли найти даже колодца, чтобы запастись водой на ночёвку. Хорошо, в Слободчиково выручили водой дачники, поделились набранной в каком-то источнике неподалёку. Остаток дня опять ехали по новой дороге, пока она не подошла к Вычегде у д. Урдома. Замечательный берег, тут широченный песчаный пляж, откуда видимо песок вывозят, и здесь же паром на другой берег. Встали немного не доезжая парома.
Стал разглядывать карту в навигаторе – да тут в 300 метрах тайник! А я про него и подзабыл. Но вечером туда уже не пошли, с утра заехали.
07.07.22 Урдома – Козьмино – Лена – Богослово – Яренск – оз. Себентий, 85.6 км
8:02 → 18:44
Когда же начнётся асфальт? В одной из деревень (Белошихе, что ли) нас сказали, что осталось километров 30. Ожидали, что с утра на него выедем. Обломались. До обеда так и не начался. Обедали у деревни с красивым названием Лена на берегу небольшой речки.
Асфальт начался через 9 км после Лены, перед мостом через речку Ягвель. Ира его чуть ли не целует. Проезжаем, с остановкой у церкви, Богослово. Затем заворачиваем к Яренску. Главная цель – посетить резиденцию Матушки Зимы. Нашли, даже было открыто. Судя по звукам на втором этаже, там к ней большая компания школьников приехала, и все сотрудники были там. Прошлись по первому этажу, по двору, ждать, пока она освободится, не стали. Если кто соберётся посетить и отайничить, адрес: ул. Володи Дубинина, 1. Это дом Иевлева-Ешкелева 1820 г. (м.б. даже XVIII века), первое кирпичное гражданское здание города. Да-да, до 1920-х годов это был город, пока не разжаловали в село.
В Яренске есть краеведческий музей, но туда уже заезжать было поздно. В местном хозяйственном магазине нашли велоотдел, купили ещё одну покрышку. Мало ли. Потом затарились в одном из сетевых магазинов, набрали воды и на выезд. Далеко уже не поехали – на высоком берегу озера Себентий нашли удобную стоянку со столом и стульями, здесь и остались. Даже к озеру спускаться не стали.
08.07.22 Себентий – Казлук – Межег – Жешарт – Айкино – Усть-Вымь – р. Вычегда, 93.5 км
7:49 → 17:35
Жизнь наладилась. А то уже мысли посещали, не сократить ли маршрут. Въезжаем в новый регион – Коми, на этот раз с табличкой. Проезжаем несколько национальных сёл. В Айкино делаем остановку у церкви. Место примечательное, с видом с высокого берега на Вычегду. Здесь одно из немногих мест в республике, где не прекращались богослужения в советское время. Церковь из тех, что строилась «всем миром» на месте сгоревшей в 2004 году. Надо сказать, что я уже проезжал на велосипеде через Айкино в 2014 году, по пути из Архангельска в Ухту, но эта церковь была не по пути. Наконец закрыл «должок».
В центре Айкино нашли кафе, пообедали. Дорога до Усть-Выми мне была уже знакома. Даже на отворотку к Вычегде от Шежам Яг яуже сворачивал. Тогда мы здесь ночевали. Сейчас же заехали искупаться. В Усть-Выми посетили монастырь и набрали воды.
Следующая ночёвка была последней на маршруте в палатке, место хотелось подобрать посимпатичнее. Выбрали стрелку на впадении Выми в Вытегру, заросшую кустами и редколесьем. Заехали туда по грунтовке от д. Вогваздино, с несколькими отворотками. Одна из них привела нас к автодорожному мосту, не понравилось. Другая к Вычегде, с симпатичной рыбацкой стоянкой, там и остались. Покупались, поужинали… а тут приехали рыбаки. Нет чтоб в стороне встать (были варианты), они к нашей полянке, типа всегда тут стоят. Хорошо, не буйные. Громкую музыку не включали, утром ухой поделились. И средством от мошки, с ванилином. Объяснили, что это чуть не единственное, что хоть как-то их отпугивает.
09.07.22 Вогваздино – Малая Слуда – Коччойяг – Эжва – Сыктывкар, 81.6 км
8:01 → 17:56
Итак, финишная прямая. По пути нас догнал местный велосипедист-шоссейник, из Жешарта. Говорит, за день до этого нас там видел, а тут решил скатать в Сыктывкар, и снова мы. Немного прокатились вместе, но мы для него тихоходы, уехал вперёд. Остановились у аэродрома Коччойяг. Ну поле и поле, самолётиков не видно.
А вот в самом Коччойяге задержались в «Шашлычной у Магомета». Больно о ней хорошо велосипедист отзывался. Закрыто. Собрались ехать дальше – видим со стороны поля человек идёт. Тот самый Магомед и оказался. Открыл, накормил, хорошо, у него готовый шашлык был. Так-то, говорит, он остывший шашлык уже не разогревает. Ему звонят с дороги, и он ко времени свежий делает. Ну нам и разогретый в радость пошёл. Сам он с Кавказа (из Азербайджана, кажется), может в любой момент уехать, но больно к этим местам привязался.
Ещё одна остановка была у отворотки к Зеленцу, в кафешке. В Эжве (точнее, в Эжвинском районе Сыктывкара) заехали к рекомендованным геокешерам скульптурам – «Болт на санкции» и Первопроходцам. В Сыктывкаре нами была заказана квартира, времени до заселения было много, ещё и по нему проехались. Незаметно так большую часть достопримечательностей города и посетили.
10.07.22 Сыктывкар, 11.4 км
8:44 → 11:27
С утра было несколько часов до поезда, прокатились по городу налегке. Досмотрели остальное (некоторые места вторично). Заехали за вещами – и на вокзал.
Последним «аккордом» нашей поездки была прогулка по привокзальной площади в Микуни. До свидания, Коми! Когда-то ещё сюда доберёмся?
[attachment 8742 20221225_.jpg]
1 место в Чемпионате СПб по спортивному туризму, маршруты 1-3 категории сложности ::hi::
С наступающим всех Новым годом!
Поздравляю!!!
От души поздравляю! Здорово!!!
Вы - большие молодцы!!! :)(tu)
Стараемся)
Круууууть! :1:
Не останавливайтесь - только вперёд!!! ::yo::
Поздравляю вас! Молодцы!!!))))