Геокешерская экспедиция "Большое Полярное Велопутешествие"

[attachment 5823 1-2.jpg]

https://beiker86.livejournal.com/2230.html -ссылка на мой ЖЖ с текстом о велопоходе.

Пусть простят меня организаторы, но может публикация в виде ссылки тоже допустима?
Если нет, то сделаю, как все. (Просто очень утомительно в нашем редакторе копировать отдельно все фото))))

Хотелось бы ещё увидеть в отчёте карту маршрута и трек.

Интересные места. Встречал велоотчёты, где народ ещё севернее уезжал, к берегу Карского моря. Жаль, от Ухты на Воркуту нет вразумительной дороги (лишь зимник). Если ошибаюсь, поправьте.

Пожалуйста , сделайте отчёт здесь , как все .) заранее спасибо .)

Красивый слог! Понравилась экспедиция)))
А видео не снимали в походе?

Классно!!! (tu) (tu) (tu) Читали взахлеб с превеликим удовольствием. Хотелось бы трека.
Интересно, когда запускают ракеты по Хальмер-Ю, местных и путешественников как-то предупреждают?

[center]Большое Полярное Велопутешествие[/size][size=large][/center]
(28 июля - 1 августа 2017г.)

Мне кажется, самые счастливые люди в России живут у нас, на Севере. Ведь только здесь можно увидеть по - настоящему дикую природу, попасть в царство непуганых зверей. Погрузиться в атмосферу спокойствия , забыв о суете и проблемах больших городов .

                                                                                                       [b]На краю цивилизации[/b]

Причем технология «погружения » до смешного проста.Чем тяжелее дорога и окружающий быт ( к примеру, много-много комаров!), тем быстрее идет процесс…
Здесь есть такие неизведанные места, где, если и можно встретить человека, то очень редко.
Здесь не бывает случайных людей. В основном , это местные жители. Ну и неутомимые туристы–путешественники. Куда ж без них. Тянет почему-то людей за горизонт… Наверное, это нормально.
Вот и мне недавно удалось испытать эти чудесные мгновения. Мгновения радости от того , что впереди - дорога, впереди- новые открытия и приключения…
Однажды я обнаружил, что всю жизнь прожил на Севере, а тундру даже из окна поезда ни разу не видал. Это упущение требовалось срочно исправить.
И вот уже готов план действий. Причем планы у меня возникают в голове как-то быстро, сразу, и безкомпромисно. То есть, решения бывают иногда достаточно рисковые и народу (да и мне самому) не всегда понятные. К примеру, зачем нужно было в данном случае лезть в горы на Константинов Камень с …велосипедом ? А я даже не знаю, что и сказать… Ну, просто интересно…
Так вот. План был следующий. Из Воркуты четверо велотуристов (один ухтинец и трое воркутинцев) добираются к печально известному заброшенному поселку Хальмер-Ю, далее посещают военный Пембойский полигон. Затем мы разьезжаемся, они втроем -домой. А я по тундре выезжаю на грунтовку, к Бованенковской трассе газопровода. Покоряю самую северную вершину Полярного Урала – Константинов Камень (492м). Пробую искать место трагедии 1995г. Авиакатастрофа АН-2, унесшая жизни 2-х пилотов. Исследую , затерявшиеся в горах, сакральные языческие места местного ненецкого народа. Священное озеро Емынг-Лор и древнее языческое капище.
Затем выбираюсь на бованенковскую грунтовку и, - домой . В смысле, в Воркуту.
Как обычно, план был продуман достаточно подробно, что и обеспечило его практически полное выполнение. Накладок особых не случилось, и мы выехали вечером в пятницу в 16-00.

                                                                                                       [b]Навстречу  приключениям.

Банановый перекус[/b]

От Хальмер-Ю нас отделяло 80 км тундры, плотненькое облако вечерней мошки и дикие звери. Зверей, а вернее, зверушек мы обнаружили уже через 50 км , в 1 ночи. В это время ночи в Заполярье еще светлые, и мы сразу увидели выкатившиеся нам навстречу пять маленьких клубочков. Не видевшие никогда человека, зайчата (а это были они) начали прыгать и играться, не обращая на нас особенного внимания.

                                                          [b]Неожиданная встреча[/b]


Путь наш пролегал по железнодорожной насыпи, что осталась от узкоколейки, построенной заключенными в 1953 г. от Воркуты до Хальмер-Ю.

                                                                                                    [b]" По тундре, по железной дороге…"[/b]

Здесь добывали особый уголь высочайшего качества. Как оказалось, этот коксующийся уголь был буквально на вес золота. Из него, на Череповецком и Новолипецком металлургических комбинатах, выжигали лучший в мире кокс для выплавки высококачественной стали. Аналога ему в мире не было, разве что только месторождение в Новой Зеландии…
Поэтому, несмотря на очень высокую себестоимость добычи, шахты работали вплоть до развала СССР.Заменить такой уголь было нечем.
Естественно, что с закрытием добычи изчез и поселок… Конечно, это было трагедией
для проживающего здесь населения. Всегда тяжело покидать родные места…
Тем более, если учитывать события, которые последовали далее.
Т.к. поселок Хальмер-Ю находился в безлюдной местности, достаточно далеко от цивилизации, было принято решения использовать его в качестве военного объекта, включив в состав Пембойского полигона. (Не пропадать же добру!)
Одиночно стоящие в тундре здания являлись очень удобными целями для бомбометания
при испытани крылатых ракет и снарядов…
Конечно, испытания, - вещь нужная, однако, чувства людей , для которых эти места являются родными, можно понять…

                                                                                                                                                                                                  [b]« Мне больно! »

                                                                                                                              Обнаженные нервы  Земли…[/b]

По утверждению СМИ, именно это здание Дома Культуры послужило мишенью для стрельбы крылатыми ракетами с территории Камчатки летом 2005г. (11 000 км!). Стрельбы проводились с борта самолета Б-160 при самом непосредственном участии В.В. Путина.

                                                                                                                              [b]Дом Культуры , бывший...

                                                                                        [b]Воронка,  на  месте падения ракеты[/b]

                                                                                    [b]Точность попадания впечатляет…[/b]

Эти печальные развалины мы подробно исследовали спустя некоторое время.
А пока, добравшись к ночи до Поселка, мы уютненько расположились лагерем на берегу р. Хальмер-Ю. На этом месте мы устроили свой опорный лагерь. Место было удобное. С видом на поселок, рядом вода. Ветер спасал от мошки и комариков.

Было решено оставить все снаряжение и налегке проехать до Пембойской гряды (20км).

                                                                                                  [b]Воркутинцы всегда в хорошем настроении![/b]

Под утро у нас появились соседи.
Местные жители, по пути на рыбалку, потерпели аварию. Передвигаясь по заброшенной узкоколейке, водитель умудрился зацепить колесом старый железнодорожный костыль.

                                                                                                               [b]" Железный"  привет из прошлого…[/b]

Они оставили свою необычную технику нам на охрану и ушли пешком (100 км по тундре!) в Воркуту, за запчастями.
На наш вопрос, типа,

  • далековато будет …,
    плечами пожали, типа,
    -обычное дело, на попутках доберемся…
    Их оптимизм нас несколько озадачил.
    И где же это они в бескрайней тундре собрались искать попутку…? Может, имелись в виду олени…

Вдоволь нафотографировавшись, добросовестно подождав народ до обговоренного времени, мы выехали на велосипедах к Пембою.
Воркутинская тундра встретила нас буйством красок. Природа заполярья пыталась по максимуму использовать теплые денечки короткого северного лета.

Даже камешки под ногами «приоделись» и расцвели…

А вдали, на фоне Уральских гор, паслись олени, с удивление посматривая на людей с железными конями…

                                                                              [b]На горизонте-Пембой ![/b]  

А вот и пембойское плато.
Гряда Пембой (Паэмбой) — это небольшой хребет, который протягивается узкой, слегка изогнутой семикилометровой полосой с юго-запада на северо-восток. Максимальная высотная отметка 420.8 м — гора Пембой. Геологический возраст каменных отложений пермской и триасовой систем порядка 250 млн. лет.
Памятник природы «Гора Пембой» - одна из крупнейших ООПТ (особо охраняемая природная территория) геологического профиля Республики Коми.
Относительная высота над поверхностью тундры достигает 60 м.

                                                                                                        [b]Ого-о! С высоты 20-этажного дома …[/b] 

На уникальность и живописность пембойских скал, указывал еще геолог Г.А. Чернов. Тот самый, что открыл месторождение угля в Воркуте.
Формы морозного выветривания, скальные образования высотой до 20 м — столбы, колонны, карнизы, навесы, осложненные нишами и бороздами, непрерывной чередой протянулись на участке более 3 км. Контуры скал напоминают то драконов, то человеческие фигуры, то амфору или перст.

                                                                                                                        [b]Творения рук   не человеческих…[/b]

[b]«Черепашка»

… и «Рысь».[/b]

Правда девушки утверждают, что это кошечка…

                                                                                                                                  [b]Каменный зоопарк Пембоя.[/b]

Была еще и античная амфора и еще, вроде как, древний воин, что прислонился для отдыха к скале…
Мы вдоволь налюбовались каменными причудами природы Заполярья.

Художественное воздействие усиливается тем, что наш объект находится среди плоского однообразного рельефа заполярной тундры.
С вершины Пембоя открывается круговая панорама ландшафтов Большеземельской тундры. В ясную погоду хорошо виден Полярный Урал от крайней северо-восточной точки — гор Константинов Камень и Большой Минисей, до вершины Пай-Ер (1500 м) на юге.

На вершине горы находятся вертолетная площадка и металлическая наблюдательная вышка .
Вообще-то, вышка уже упала, а вот триангуляционный опорный знак очень даже прочно держиться (проверили лично))) )

Про ООПТ, это, так сказать, официальный вариант.
На деле же, по словам тех же воркутинцев, это место является частью , так называемого « Пембойского полигона» . Куда входит и известное заброшенное поселение Хальмер-Ю.
С вертолетной площадки Пембоя идет рекогносцеровка с последующими воздушными ударами авиационной техникой по району п.Хальмер-Ю. До которого от Пембоя всего лишь 20 км. Во время стрельб принимаются все необходимые меры безопасности.
Т.е. производится оповещение населения, перекрываются все дороги. Хотя не очень понятно, как это можно сделать в условиях тундры.Особенно зимой…
Тем не менее, нам повезло. Добравшись на велосипедах до Пембоя, мы передохнули и начали свое веловосхождение !

                                                                                                      [b]« Вперед и вверх, а там,
                                                                                                            - ведь это наши горы,они помогут нам!»[/b]

Мы «проложили» в скалах небольшую «велодорожку» и добрались до самой вершины.

В течении 3 часов мы исследовали это каменное чудо посреди тундры… Попили ледяной кристально-вкусной водички, заложили геокешерский тайничок в симпатичном уютненьком гроте.
Затем обнаружили удобную расщелину и начали спуск.

                                                                                                                          [b]Между Сцилой и Харибдой

В лагерь возвращались уже поздним вечером…[/b]

Следующий день, до обеда, мы полностью посвятили Поселку.
Пытались представить, как здесь жили и отдыхали люди. Как растили детей и как работали в сложнейших условиях Севера, отдавая все свои силы на благо стране.
Пытались представить. Получалось плохо…

Настроение немного улучшилось в процессе поиска и находки геокешерского тайника от DisaV. Как обычно бывает у этого автора, тайник интересный, круто запрятаный (на крыше заброшенной угольной шахты!) и , естественно, тяжело-доступный. А ведь известно, чем труднее цель , тем она дороже!

            [b]Не хвастаемся, но с 2012г. - мы, как геокешеры, здесь - первые )))[/b]

А там и пришла пора прощаться. Грустно, но таков был наш план.
И мой путь лежал в горы. Впереди меня ждал Полярный Урал.
На бованенковскую трассу из тундры удалось выбраться в районе компрессорной станции по перекачке газа . В 120 км от Воркуты.

ВЖК (вахтовый жилой комплекс) КС «Гагарацкая»

Тем временем день подходил к концу.
Природа уже причесывала на ночь свои волосы-облака над вечерней тундрой …
Я остановился на берегу одинокого озера и тоже решил заночевать.

Наступил последний день июля и вот наконец-то я у подножья самой северной горы Полярного Урала.
Передо мной – Константинов Камень. Издалека вершина не кажется опасной.Да и высота-то,- километра не будет. Однако, горы это дело непредсказуемое. Ведь именно здесь произошла авиакатастрофа АН-2.
Настроившись на серьезный лад, я полез вверх…
В принципе, подниматься было не трудно. Курумник под ногами был довольно устойчив. Непосредственную опасность представляли его острые , как ножи, края. Причем, это было опасно как для человека, так и для его велосипеда…
Перспектива оказаться с распоротыми велосипедными покрышками за 50 км от людей не очень приятная. Поэтому я не торопился и поднимался в течение двух часов…

https://ic.pics.livejournal.com/beiker86/66717356/36847/36847_1000.jpg

Так как раньше в горах бывать не приходилось, то впечатления у меня были достаточно сильные.
Я с интересом всматривался вдаль, пытаясь разглядеть безконечные просторы тундры. Где-то на западе, по грунтовке пылила машина.
Далеко на севере была видна ниточка побережья Карского моря. А ведь это же Северный Ледовитый океан, и до него 50 км!

Эйфория и обилие чистого высокогорного воздуха))), как оказалось впоследствии, сыграло со мной злую шутку! Я уделил позорно мало времени поискам шикарного геокешерского тайника (от того же DisaV)! Причем ведь тайник был у меня , в буквальном смысле , под ногоми…

Ну, что уж тут… после драки -кулаками… С другой стороны,
еще не вечер! Какие наши годы! Наука на будущее… Да и вернемся сюда,-100 проц.!

А пока, прямо передо мной возвышался памятный знак.Он стоял на том самом месте, которое посетил 170 лет назад знаменитый русский исследователь севера Эрнст Гофман. Российский геолог, минералог, географ и путешественник.

Полностью насладившись историческим моментом, мы ))) начали спуск, который в очередной раз подтвердил известную истину- подъем, действительно легче и безопаснее…
И в конце спуска, обернувшись назад у подножья, я подумал, -

а горка-то, действительно, крутовата…

Оставив велосипед у начала спуска на равнину, я решил налегке поискать место падения АН-2. Через полчаса координаты привели меня к цели.

На месте трагедии, разыгравшейся 20 лет назад, мало чего осталось. Однако и этого было достаточно, чтобы представить, какой силы был удар, унесший жизни 2-х пилотов.
Лопасти толщиной в сантиметр были порваны как бумага…

https://ic.pics.livejournal.com/beiker86/66717356/35399/35399_1000.jpg

Печальное зрелище, которое открылось передо мной, действовало угнетающе…
К тому же, очень неожиданно, поднялся сильнейший ветер, буквально сбивающий с ног.
По неопытности, я решил, что в горах это обычное дело. Не особо испугался. Но интуитивно принял решение спускаться вниз. И не идти к ненецкому языческому капищу, отложив его поиски на следующий раз.
Позже оказалось, что решение было принято очень своевременно. Потому как в это самое время МЧС передало сообщение об усилении ветра до 15-20 м/с, а при грозе с порывами до 25 м/с ! А так как связи здесь не было, я в счастливом неведении спокойно пошел искать свой любимый транспорт.
Останься я в горах подольше, думаю, меня бы просто сдуло…
Добравшись до велосипеда, уже валявшегося на камнях, я с трудом развернулся в сторону спуска… Так, держась друг за друга, мы благополучно скатились по леднику вниз в тундру.
Если честно, ветра такой силы я не видел еще никогда…

                                                                                                [b]Дорога домой[/b]

До Воркуты оставалось еще порядка 100 км… Но это уже был ничем ни примечательный, чисто технический момент велопохода.
Кстати, общая продолжительность его составила 5 дней и 400км.
Так закончилось мое увлекательное путешествие к самому северному краю Урала, длина которого достигает, как известно, аж 2000 километров…
…и я сюда еще , конечно же, вернусь…

Владимир Григорьевич, позвольте выразить Вам мой решпект!::good::

Очень интересный отчет!!!(tu) Спасибо!

Трек я не дождусь?

Это видимо, для того, что б у нас не было вопросов к прилагательному “Большое”. По моим меркам, 5-дневный велопоход, даже в Заполярье, не может быть ни большим, ни путешествием. Обычный короткий велопоход, пусть и в суровых местах.

Ну вообще-то, кто читал мою самою первую заметку, то и вопросов бы по поводу слова “Большого…” не было бы.
Не очень понятны и пертензии по поводу сроков… Не путаем полуспортивный велосайт про велопоходы “Путь” с нашим вариантом.

“Я считаю, что делать что-либо в игре Геокэшинг надо исключительно для души и в своё удовольствие. Ехать куда-либо только для того, чтобы написать отчёт и получить приз - это ужасно. Если впечатлениями очень хочется поделиться, если нуждаешься в творческом самовыражении и писанина в удовольствие - тогда только пиши отчёт! И тогда уж точно не будет ни на кого обид, что тебя недооценили.”

Это цитата от DisaV. Подписываюсь.
Считаю, это суть нашего геокешинга.
Давайте все-же не сползать на стандартно-формальные никому не нужные требования.
Вроде как из почти 1000 мнений вроде бы как бы начало что-то вырисовываться и что, опять по кругу?
Или будем продолжать терять наших настоящих геокешеров? (типа “Несезон”)-жалко…)))

P.S. что касается маршрута-будет вам и маршрут будет и стандартное ( достаточное нелепое) требование по выкладке текста (будто обычной ссылки на контент недостаточно…)
… и по моим меркам, 5 дней это и “большое” и путешествие"…

https://yadi.sk/d/YqYe3Dzm3PWJzg - (*.gpx)

https://yadi.sk/d/UqNKtFhg3PWKUo - (*.kml)

  • Маршрут движения по тундре на велосипеде.

Solo, ну а ты когда выложишь свою геоэкспедицию “Как я бухал в Патайе”? С треком…

beiker86
Спасибо. Можно было просто ссылкой на страницу)

Я пишу только походные треки: велосипедные, пешие и водные.
Если интересно, вот список пройденных и планируемых:
http://www.gpsies.com/mapUser.do?username=SergiusSolo

Ох, я впечатлилась)) Воркутинцы, вы крутые!