Геоэкспедиция: По свету на кемпере во время чумы. Заполярная Норвегия

“Паспорт геоэкспедиции” должен включать в себя:

состав участников - угадайте с одного раза, ваш покорный слуга, ибо таких безумцев еще поискать надо.
маршрут - Мюнхен (Июль 2020) → Дания (август 2020) - Норвегия (Август-Октябрь 2020) - Мурманская Область-Карелия-СПб-Тверь-Москва-НН-…
сроки c июля 2020, все еще идет так-то :slight_smile:
цель - полезно провести год в условиях коронавируса и “новой нормальности”, зацепить Северное Сияния, попробовать пожить в автодоме full-time, доехать до России на машине с иностранными номерами, поисследовать северное заполярье, развиртуалиться с геокешерами… Много целей :slight_smile:
результат (цель достигнута, не достигнута, достигнута частично) - в общем-то пока все желаемое достигнуто

Если надо рассматривать завершенный маршрут, то можно взять кусок до Санкт-Петербурга :slight_smile: Но самое интересное, в общем-то, было в Норвегии

Часть 1 - доездинг до Норвегии

## 0
Мама, я купил кемпер :slight_smile:

Ну, собственно, да, в свете текущих обстоятельств именно такой вариант оказался самым удобным. Купить старенький немецкий автодом, немного вложиться в электрику для автономной жизни и переезжать туда жить и работать. В США так вообще огромное количество т.н. full-time RV’ров, людей, живущих постоянно в автодоме.

Мысли о жизни в кемпере были уже очень давно, но в контексте офисной работы это были скорее мечты. Сейчас же, с разрешенной удаленкой, единственный ограничивающий фактор пропал. Значит, стоит попробовать. Ездить смотреть на разные варианты я начал в конце мая-начале июня, даже был приглянувшийся вариант, но что-то не срослось. И вот в четверг вечером вижу свежее объявление: небольшой автомобильчик, в хорошем состоянии, в соседнем городке, а главное, очень привлекательная цена. Договорился на осмотр на следующий же день и в пятницу с утра поехал смотреть.

Выглядело все очень и очень неплохо, не без видимых проблем, но для почти 30-летней машины все более чем достойно. Было понятно, что нужно менять шины и дорабатывать электрику, но это было ожидаемо. Также несколько расшатан рычаг переключения передач, но это вроде не критично. Позвонил знакомому механику с просьбой его приехать посмотреть более знающим взглядом, и через полтора часа получаю подтверждение, что каких-то критичных проблем нет. Решено - беру!

После этого почти весь июль я занимался доработками, а именно - докупил батарею более адекватного размера, поставил еще пару солнечных панелей, поставил инвертер, смонтировал всю электрику. Когда все было вроде готово, выехал на недельку на тест-драйв вокруг Мюнхена с целью прикинуть, есть ли какие-то неочевидные “с земли” проблемы. Заодно посмотрел на комету и поездил по всяким “второстепенным” достопримечательностям вокруг. Но сюрпризов не обнаружилось, единственное что, стало очевидно, что стоит еще поставить усилитель телефонного сигнала, а то даже в Германии зачастую с интернетом были проблемы. К слову об интернете, в Европе с этим все намного хуже, чем дома, но все-таки нашелся тариф от Водафона с 40 Гб интернета в месяц (по Европе без роуминга), поэтому эта проблема была решена.

И вот, окончательные приготовления сделаны, вещи загружены, батареи заряжены, генеральная уборка в квартире сделана - можно выдвигаться. И 7 августа я выдвинулся в путь на север.

## 7 августа (день 1)
Первый день “новой жизни” начался тем, что я все-таки выпинул себя из уютненькой квартиры и отъехал 20 км от Мюнхена перед началом рабочего дня. Путь, как говорится, начинается с первого шага, ну хоть что-то. На обед вышел оглянуться, куда же я заехал, и оказалось, что я припарковался прямо напротив какой-то тайской кафешки в Ismaning. Прямо праздник какой-то, нормально пообедал горячей едой по приличной цене почти в Мюнхене. Также дошел до Реве неподалеку, купил парочку бутылок молока (кто бы мне три года назад сказал, что стоит попробовать именно это молоко из Реве! На вкус очень близко к свежему, парному молоку, даже 1.5процентное и то достаточно жирное, что в горлышке бутылки образуется молочная пробка).
Немного поработав после обеда, выдвигаюсь уже в “настоящий” путь. За вторую половину дня проехал 450 километров, проехал Лейпциг и остановился на небольшой парковке около монастыря в Petersberg. Для поиска проверенных мест ночевок поставил приложеньку Park4night, которая, конечно, в подметки не годится wikicamps, но wikicamps до Европы так и не дошли :frowning: И вообще, чуть ли не каждый день меня будут посещать мысли, что ниша достаточно свободна и нет “единственного хорошего сервиса”, казалось бы, собрать точки, показать на карте, сделать оффлай-доступ и нормальные фильтры - ну вроде же несложно? Но нет, до сих пор нет идеального сервиса. Ближе всех подошли уже упомянутые ВикиЛагеря, но они слишком локальны, даже приложения на разные страны разные…

## 8 августа (день 2)
Суббота, чисто ходовой день. Неторопливо, спокойно круизя на своем грузовичке со скоростью около 80-100 км\ч, за день я преодолел еще 580 километров. Где-то в обед остановился в авто-магазине и купил нормальный компрессорный холодильник. В течение тестовой недели я заметил, что существующий 3-way-холодильник что-то не очень холодит, но не мог понять, объективно ли это или мне показалось. Но сейчас, особенно учитывая аномальную жару в Германии в +36, стало понятно, что холодильник не работает вообще. Ну т.е. на газу огонь горит, от 12 вольт лампочка горит, но температура внутри не опускается ниже +15 градусов, а вчера вечером так вообще +20 внутри было. Такой себе холодильник. И если я сначала думал, что мне хватит, то сейчас понял, что все-таки нет. По-хорошему бы надо заменить встроенный холодильник на новый, но проблема в том, что это (1) время и (2) деньги. Новые встраиваемые холодильники стоят от 600-800 евро, и еще непонятно сколько отдать за их установку нужно. А у меня же и газ там подведен, тоже непонятно, что с ним делать. Поэтому решил обойтись простым вариантом и просто купить авто-компрессорный холодильник. Именно компрессорный, хоть они и дорогие (около 300 евро минимум), но зато работают относительно экономно на 12 вольтах, а также могут поддерживать произвольную температуру вне зависимости от температуры окружающей среды (для сравнения, в термоэлектрических дешевых холодильниках обычно пишут “макс 18 градусов разницы с окружающей температурой”). И тут я в очередной раз столкнулся с проблемой этой странной страны - купить что-то “сейчас” здесь почти невозможно. Есть амазон с доставкой не-пойми-когда, есть десятки интернет-магазинов, где про самовывоз или нет ни слова, или написано где-то самым мелким шрифтом. А в паре магазинов так вообще было написано “из-за короны, самовывоз невозможен”. Поэтому из всего, кхм, “разнообразия” вариантов, даже с учетом моей мобильности (я рассматривал любые города примерно от Лейпцига до Гамбурга вдоль моего маршрута) осталось буквально два - один холодильник в наличии в Конраде в Гамбурге и 100500 холодильников в наличии в 100500 ATU магазинах. Ну и все, поехал в ближайший ATU голосовать рублем. Единственная модель, дешевле 300 евро, со своими странностями, но мне выбирать не из чего - и вот через полчаса у меня появился мой холодный друг, который нашел место на противоположном диванчике. И как порядочный немец, даже пристегнулся, сидя на диванчике. Стоило воткнуть в “розетку” и сразу заработал, а через 20 минут охладил воздух внутри до 5 градусов (после 35 на улице-то!). Вот это я понимаю холодильник, это я понимаю, работает. Поэтому перекидал всю молочку в нового друга, а в старый холодильник положил не особо критичные к температуре продукты, например, ультра-пастеризованное закрытое молоко в тетрапаках, масло подсолнечное там же осталось, банки консервные. В общем, лишний ящик появился, пришелся кстати.

По энергопотреблению очень даже неплохо - компрессор около 60 ватт, т.е. 5 ампер, конечно, стартовое охлаждение съело немножко батарейки, но после выхода на рабочий режим (+3 - +5 градусов) и в нормальной температуре (+10 - +25 градусов на улице) компрессор включается примерно раз в час на ~5 минут, что в принципе при палящем летнем солнце в Германии даже моим текущим набором солнечных батарей покрывается на раз. Как увидим дальше, на пару с ноутом эти друзья уже начинают батарейку разряжать и солнечных панелей начинает не хватать, чтобы поддерживать заряд на 100% в течение дня. Но всегда есть варианты: использование второй батареи, подключенной к генератору машины, минимальное использование ноута по выходным и в отпуск - тогда солнце успеет подзарядить батареи. В общем, живем.

Пересечение границы Дании. В прошлый раз я тут был на машине с российскими номерами, меня отвели в сторонку и обыскали всю машину с собаками. Сейчас же корона, более пристальные проверки, а вообще в Дании нынче правило, что при въезде надо иметь с собой бронь чего-нибудь хотя бы на 6 ночей. Я про это прочитал заранее, был в курсе, но что-то никаких адекватных возвратных броней не было, поэтому решил попробовать так, а если припрет, то прямо на месте сделать. В общем-то, пограничник сначала хотел меня вроде пропустить, но, кажется, я совершил ошибку, держа в руках паспорт. То ли цвет паспорта заметил, то ли сам факт - в общем, явно интереса к странному россиянину у погранцов больше, чем к немцам. Посмотрел документы, спросил, куда еду, спросил про брони. Попросил отъехать в сторонку, посмотрел на кемпер. Но в итоге отпустил со словами “езжайте, но знайте, что по-хорошему без броней я должен был вас развернуть. Сделайте, пожалуйста, брони, если вдруг вас кто остановит, чтобы не было проблем.” Ок, спасибо. Доехал до (почти) ближайшей отмеченной точки и завалился спать где-то на берегу озера.

## 9 августа (день 3)

На Данию, на самом деле, основной план - посетить Скаген, который я пропустил в прошлый раз. Ну и, раз время есть, то и просто заехать куда-нибудь, где еще не был. Столица не вписывается в маршрут опять, ну да ладно. Что же есть интересного? Пара городов на пути: Аархус и Аальборг, а также сайт посетитеДанию.дк рекомендует нацпарки Thy и Mols Bjerge. Первый кажется более интересным, но находится немного в стороне, поэтому откладываю на потом. А вот Mols Bjerge совсем недалеко от Аархуса, туда и поедем. Сначала сделал небольшую остановку в Аархусе рядом с “бесконечным мостом”, но что-то эта современная архитектура меня вообще не впечатлила. А вот дворец с видом на море красивый.

Но путь мой лежит в нацпарк. Что там делать - ну тот же сайт советует 6-километровый хайк Langemosestien. Без какого-то внятного описания, но типа прогулка по лесу, холмам и болотам, геологически интересный трек, все такое. Вроде интересно, попробуем. Дорога к “визитор центру” проходит через какие-то дикие поля, деревню и малюсенькие дороги. Уже по пути я начал сомневаться, ибо в моем понимании “национальный парк” это нечто другое и уж точно дорога к нему не должна идти через полузаброшенные деревни. Но в итоге я на месте и там и правда есть некий визитор центр. Правда, людей особо нету, непонятно… Но вроде нашел указатели на трек, пошел потихоньку. К счастью, основная часть хайка проходит по лесу, в теньке, что очень полезно, с учетом все еще недостаточной северной широты - даже в Дании солнце жарит нещадно, уже не так, как в Германии, но все еще под 30 градусов. Поэтому прогулка по лесу пришлась кстати. Почти вдоль всего трека тут и там росла малина, а ближе к концу тропинка так вообще проходила через ежевичник. Причем абсолютно нетронутый, огромное количество ягод, хоть в чашку собирай. Поэтому подкрепился, что называется, не отходя от кассы. Хотя в целом я все-таки не понял, в чем же прелесть этого хайка, что его даже на главной странице нацпарка рекламируют… Просто приятная прогулка, да, но нет ничего такого, никакого особенного “вау”, трек как трек. И болот я не увидел почти, был только лес и холмы.

После прогулки выдвигаюсь дальше на север, на этот раз в Аальборг. Просто побродил немного по вечернему закатному городу, порадовался нескольким интересным стрит-артам в улочках города. Но вообще меня города не сильно цепляют, поэтому надолго тут не задерживался и, пока не совсем стемнело, доехал почти до Скагена. Там остановился в точке недалеко от моря, с видом на поле, с туалетами и “душем”. Почему в кавычках - ну потому что вроде физически душ есть, снаружи туалета, только вот по факту из него льется абсолютно ледяная вода. Хотя были смельчаки, которые пользовались, но что мне не очень понятно - что некоторые из этих смельчаков были из соседнего кемпера. Ну т.е. если уж так хочется в душ, так у вас же есть и вода, и горячая вода в кемпере, зачем извращаться под ледяной струей на улице? Непонятно…

## 10 августа (день 4)
На Скаген я хотел заехать еще в 2016 году, когда ехал в Хиртхальс в прошлый раз. Но тогда со временем была совсем напряженка и всю Данию проскочил меньше, чем за сутки. Сейчас же времени чуть побольше, поэтому еду в Скаген - самую северную точку Дании, где встречаются два моря. Такой очередной “край света”. Приехал туда уже под вечер, после рабочего дня (меня не перестает радовать возможность писать типа "ну я тут заехал в название какой-нибудь известной достопримечательности вечерком после работы), сначала прогулялся до занесенной песком церкви неподалеку. Как и в Калининградской области, тут есть песчаные дюны и кривые “пьяные” деревья. Да настолько много дюн, что от этой церкви осталась одна башня, а все основное здание уже погребено под тоннами песка.

На сам же Скаген попал к закату, посмотрел на встречающиеся моря. Интересно, когда волны идут прямо навстречу друг другу. Но кроме этого большой разницы не видно, на самом деле, здесь не так, как в Австралии в точке, где встречаются два океана - там граница была видна невооруженным глазом. Вообще, от парковки до этого мыса идти чуть ли не пару-тройку километров, поэтому я решил просто взять велосипед и доехать на двухколесном друге. Конечно, в паре мест, где был совсем песок, приходилось слезать, но вдоль моря у кромки воды ехать вообще не проблема. Очень классно, когда можно вот так вот взять велик примерно в любом месте, где ты находишься, я даже не думал, что это будет так прикольно.

Вечерний доездинг в этот раз небольшой, до маяка в дюнах на западе. Идея была посмотреть его с утречка или в обеденный перерыв завтра, перед тем, как отправляться на вечерний паром в Норвегию. Однако, один емейл все изменил… Уже лежа в кровати, проверял почту и обнаружил скромное письмо от Fjord Line, мол, ваш паром отменяется. оО как отменяется?! А вот так. И если вы все еще хотите попасть в Норвегию, то приезжайте или на паром в Лангесунд в 7 утра, или на паром в Ставагер в 20 вечера. Вариант со Ставагером, конечно, выглядел интересно, но кто ж их знает, как их система работает, вдруг попросят доплатить (ибо паром туда ночной, длинный, стоит около 300 евро), а этого мне не хотелось. По расписанию дальше в течение недели свободных мест уже нет, значит, или ехать в Лангесунд с утра или тусить в Дании непонятно сколько еще времени. Ну ладно, Лангесунд в 7 утра, значит, Лангесунд. Получается, что не будет у меня никакого спокойного рабочего дня и поездки к маяку. Хорошо хоть до Хиртхальса ехать всего полчаса. Поэтому быстро строится небольшой план - проснуться в 5:30 утра, быстренько все-таки сходить посмотреть на маяк и ехать на паром. Все, быстро спать, а то и так поздно уже.

## 11 августа (день 5)
Вроде был такой план, поработать, посмотреть на маяк, заправиться, может даже заехать в супермаркет перед Норвегией и спокойно вечером переправиться. Но вчерашний поздний емейл все перевернул с ног на голову. Итак, проснулся в 5:30, даже толком не позавтракал и поехал обратно. Остановился у парковки, откуда идет дорога к маяку, посмотрел на карту - пешком туда идти было бы долго. Но у меня есть велосипед! Как раз успею за 20 минут туда-обратно. Быстренько отстегнул и покатил по грунтовке в сторону маяка. Это определенно быстрее, чем пешком. Однако через пару километров грунтовка кончается и начинаются дюны. По ним уже не попедалить. А идти по дюнам до маяка все еще далековато. Ну ладно, я поднялся немножко, посмотрел на окрестности с холма, посмотрел на маяк и обратно. Повторить отстегивание велика в обратной последовательности, благо, крепится достаточно просто, завел машину и поехал дальше. Заправка по пути - остановился. И вот я в Хиртхальсе, на часах 7:10, вроде опаздываю, но не сильно. И тут вижу огромную очередь машин, ожидающих у причала. Подъехал, спрашиваю - да, это все в Langesund, мне сюда. Но ничего не движется, все ждут. Ладно, это мой шанс позавтракать, вскипятил чайку, сделал бутерброды, на часах 7:30… И как назло очередь начинает двигаться - начали пропускать через “стойку регистрации”. А у меня горячий чай в чашке! Как хорошо, что у меня еще есть термо-чашка с закрывающейся крышкой и я даже ее взял с собой. Используем предмет, получаем +50 к сохранению температуры и +10 к устойчивости к движению.

На регистрации пропускают так, будто я именно этот паром и бронировал. Сначала я думал, что можно будет немного повозбухать, попросить компенсацию (ибо в Кристиансанд-то паром дороже, мой был за 130 евро, а в Лангесунд они по 100), но, видя, что вообще никакого внимания на это не обращают, забил. Выдали мне посадочный талончик и отправили ждать в линию ожидания парома. На высоту никто не смотрел (я бронировал паром, указывая “2.95м макс”, ибо на “4м макс” уже мест не было, по документам у меня как раз 2900 с чем-то, но, конечно, с антеннами сверху и вообще, наклейка в салоне тоже говорит “3м”. В общем, понадеялся, что получится проскочить), уже в самом пароме обратил внимание, что все кемперы просто загоняются туда же, где фуры, там что-то около 4.2 метров высота, поэтому 3 или 4 - никого не волнует.
Стоя в очереди, почитал рабочие емейлы, когда начали всех запускать внутрь. Сложилось такое ощущение, что паром был далеко не забитым, даже с учетом того, что, наверное, я не был единственным с парома на Кристиансанд, кто приехал в такую рань. На нашей грузовой палубе так вобще было просторно. Помню как на легковушке нас упаковывали по максимуму, не протолкнуться было. А здесь - просторно.

На пароме интернета не было, как и ожидалось, поэтому просто начал писать отчет и немножко покодил в оффлайне. На обед доел остатки вчерашней картошки с австрийской сосиской.

Когда пришло время возвращаться к машинам, то обнаружил, что там достаточно много свободного места, в самый раз, чтобы развернуться тем кемперам, которые меня заблокировали (там такой “тупичок” в пароме, куда загнали 3 кемпера, и еще 3 их заблокировали). Но, конечно же, кемперы из Германии и немцы за рулем: “ой еще не разрешали двигаться, я не буду разворачиваться, буду ждать сотрудника”. Да блин, как хорошо, что чем дальше я двигаюсь, тем меньше немцев вокруг будет, надеюсь. Просто бесит такое, вместо того, чтобы спокойно развернуться, пока все стоят, они будут ждать до последнего, а потом еще заблокируют движение, чтобы их ждали. Отвратительно. В итоге, когда уже открыли ворота и машины начали выезжать, подошел сотрудник и мне было достаточно очевидно, что он жестами показывал что-то вроде “какого черта ты тут стоишь, выезжай”, на что я ему ответил “вон те идиоты там не хотят выезжать, подойдите к ним и скажите, что можно, а то ведь они не двинутся с места”. В общем, в итоге конечно выбрались, но раздражает такое.

Уже больше полудня, а я не появлялся на работе, непорядок. Поэтому отъехал куда глаза глядят и где был интернет - таким место оказался “геопарк” Rognastranda, там и остановился до вечера. А вечером, когда гулял вокруг, с удивлением обнаружил, что место-то на самом деле красивое - море, крутые скалы, сосны, лес, “1500 миллионов лет истории у вас под ногами”. В общем, можно порекомендовать для посещения, если вы оказываетесь в этих краях. Там же была схематичная карта, в этой области еще несколько подобных “геопарков” есть, это не единственный.

Но все-таки надо двигаться дальше - прикинул по карте, что мне надо куда-то на запад и на север, но при этом я не хочу ехать по автобану, поэтому я проехал чуть меньше 100 км и остановился у красивой придорожной парковки с видом на озеро, не доезжая местечка Drangedal.

Часть 2.1 - южная Норвегия

## 12 августа (день 6)
Как же хорошо в обеденный перерыв плюхнуться в озеро, искупаться, а потом с новыми силами вернуться к работе! Никогда бы не подумал, что доживу до того момента, когда такое будет возможно при “обычной офисной работе”. Но коронавирус все изменил, спасибо ему за это!

Сначала хотел ехать на запад, но потом увидел, что тут буквально 50 км до Хеддала и ставкирхи, где я не был, а еще есть отмеченная точка Gaustatoppen, куда было бы интересно сходить и не выглядит сложным хайк. Поэтому поехал на север. Остановился у какого-то красивенького озера N 59 15.033 E 009 3.556, хотел просто прогуляться… Но при остановке обнаружил, что задняя передача не включается. Попробовал и так и эдак, в какой-то момент что-то хрустнуло и рычаг как будто встал, теперь уже вообще никуда ничего не получалось переключать. Блин. Ну ладно, раз на улице такая красота, то пойду погуляю, все равно хотел погулять. Вечернее озеро, лес, свежий воздух, такая красота. Хотя это, конечно, другая Норвегия, в прошлый раз Норвегия была каменистой, влажной, водопадной и горной. А сейчас страна открывается с другой стороны - лесной и озерной. Кроме озера, обнаружил там кусты черники и брусники, да столько, что набрал себе в чашечку и сделал молочный коктейль (не перестаю радоваться тому, как же удобно, когда все свое под рукой, взял миксер, воткнул в розетку, налил молока, взбил - и все это с видом на озеро). После немецкой черники из супермаркетов настоящая, с куста, конечно, ни в какое сравнение не идет. Сочная, фиолетовая, чувствуется вкус, а не водянистые надутые ягоды из магазина. И брусники тоже, хоть в ведерко собирай, но я ограничился несколькими горстями в рот :slight_smile:

Ладно, погуляли, и хватит, надо что-то делать. Завелся, потыкал рычаг передач - вроде прошло, задняя все еще не включалась, но хоть основные передачи вроде втыкались, поэтому аккуратно выкрутил руль и выехал передним ходом. Вечером еще погуглил, пишут, что такое характерно, если что-то с задней левой опорой двигателя, именно что проблемы с задней передачей, а также говорят, что из-за этого ход рычага становится неестественным и первая передача может ударять в панель - а у меня как раз так и происходит. Записал себе в список вещей, которые надо бы сделать по машине, когда доеду до сервиса, но вроде как до экстренных случаев, требующих немедленных действий, не дотягивает. Хотя, конечно, запомнил, что надо быть осторожным в тех местах, где будет нужна задняя передача. Попробовал несколько раз на ровном месте - через двойной выжим сцепления и аккуратное переключение вроде получается воткнуть, не всегда, но в целом вроде работает. Может даже посмотрю, если по дороге где-то сервис попадется, пишут, что цена вопроса буквально 50 евро за саму опору и установка. Не звучит слишком страшно даже если делать в Норвегии, но посмотрим, как пойдет.

Итак, доехал до Хеддала, где, хоть уже и пропустил закат, но все еще можно было красиво пофоткать ставкирху. Без людей, прохладно - идеально.
Для ночлега в очередной раз посмотрел на точки из park4night, одна была буквально в паре километров, поехал туда. Когда я уже подъезжал, навстречу по узкой дороге поехал какой-то местный мужик, который встал и потребовал развернуться, мол, частная территория, а не кемпинг. Но как я развернусь на узкой лесной дороге на 6-метровом кемпере, да к тому же с возможными проблемами с задней передачей, ну блин? Так и встали как два барана. Но я-то в кемпере, я и переночевать могу. В итоге через 10 минут он все-таки сдался и объехал меня по полю, ну а я поехал дальше. В конце этой тупиковой дороги была просторная гравийная стихийная парковка, собственно, и отмеченная в приложении. Поскольку я был уверен, что никаких запрещающих знаков не было, в Норвегии переночевать одну ночь всегда можно, и вообще, на улице уже темнело, то я просто развернулся и встал на ночлег.

## 13 августа (день 7)
Проснулся, убедился, что никого больше нет и тот мужик ничего не сделал, и решил свалить по-быстрому. Переехал на большую бесплатную парковку прямо у ставкирхи (но на ночь там стоять было нельзя), встал под солнышком и начал рабочий день с видом на ставкирху. Что-то заработался, поэтому вечером стартовал довольно поздно, доехал час до парковки у Gaustatoppen, она была платная, поэтому развернулся и отъехал 1.5км, где встал у дороги, собрал рюкзак, ботинки, и около 20:00 собрался выходить.

Стоило мне выйти из кемпера, как меня встретил мой любимый северный запах. Наслаждаясь северным горным воздухом, я потихоньку пошел в сторону начала тропы. Сначала хайк идет по типичному северному пейзажу с мелкими кустарниками и травами, где-то можно даже заметить овец. Но довольно быстро вид сменяется безжизненными камнями и так и продолжается почти до самой вершины. Вообще, хайк не особо сложный, 800 метров вверх на 4.8 километра расстояния. Нет каких-то крутых подъемов, просто спокойно идешь себе вверх и идешь. Вода есть в ручьях только в самом начале подъема, в 10-15 минутах от парковки. Выше уже только камни. Через почти 3 часа и 6.8 километров я был наверху. Хоть уже и темнело, но не настолько, чтобы нужен был фонарик, я успел подняться до темноты.

В хижине даже горел свет, но это была именно что хижина, более того, полностью забронированная (и забронированная местными на 2 недели вперед), однако, смотрящий за хижиной посоветовал мне зачетное место для палатки в 10 метрах от входа в хижину на ровном каменном плато, рядом с каменным столом и отпадным видом на долину. Ночью, конечно, вида почти не было (но были видны огни городка, все равно красиво), но в целом все очень классно. Быстренько поставил палатку, но не стал ничего кулинарить на ужин (хотя по пути наверх представлял, что поужинаю гречкой с тушенкой), ограничился чаем, орешками и вафелькой.

## 14 августа (день 8)


Сначала проснулся с будильником около 5:30 утра, хотел взглянуть на рассвет. Но, выглянув одним глазом из палатки, мне не очень захотелось вылезать - на улице было немного туманно, солнца особо не было, тент палатки был мокрый. Поэтому вернулся в теплый спальник досыпать еще пару часов. В 7:00 вылез из уже начавшей разогреваться палатки, порадовался красивому виду, сделал типичный походный завтрак из последнего пакетика американской быстрой овсянки, сложил сухие вещи и развесил сушиться на солнце мокрые, а сам пошел до, собственно, вершины. Ну, вроде там меньше 500 метров в одну сторону, за 15 минут дойду налегке, возьму только камеру и одну палку - ох, как же я был наивен. Но это я осознал только через минут 20, когда я обнаружил, что карабкаюсь по метровым камням, держась руками за еле заметные уступы и пытаюсь не оступиться на склоне. Я, конечно, добрался до вершины, но эти 500 метров заняли у меня налегке 45 минут в одну сторону. Обратно было проще, но все равно 45 минут. Сказать “будьте остророжны” - ничего не сказать. Честно говоря, там на этой вершине и делать-то особо нечего, все виды и так видны с двух смотровых площадок у хижины и сверху у башни. Только если вы безумный геокешер, имеет смысл туда лезть, а так - не рекомендую. И в 9 утра выдвинулся с рюкзаком вниз, навстречу начинающему припекать солнцу и навстречу просыпающимся туристам. На одной из фоток на смотровой было видно, что в хороший день тут чуть ли не очередью люди идут, но, видимо, из-за короны немного полегче - в основном местные, но все равно заметное количество, я бы не сказал, что “мало” людей. И это все еще утро буднего дня, а даже не выходной… Также заглянул в интересное строение, которое вечером было закрыто - это оказался “самый высокогорный туалет Норвегии” оО. Мол, воду поднимают из долины почти на 1500 метров вверх, и туда же спускают результаты деятельности посетителей заведения. Посмотрите, для чего мы используем современные технологии, sic! Но кроме туалета, там еще есть фуникулер, спрятанный в горе. И даже можно спуститься, только он спускается куда-то не к парковке. Я же спустился вниз пешком сам к 11 часам, пора бы и поработать. Переехал на стоянку пониже, где 4G ловил отлично, там и остался до вечера.

Вечером заехал на сервисную станцию около Rjukan, где в первый раз воспользовался шлангами и долил воды, заполнив бак и бутылки, а также слил совсем детское количество серой воды (что было ожидаемо, поскольку я мало чего сливаю в кемпер, так, помыть тарелки-ложки-стаканы да и только). Мысленно поблагодарил коллегу, который мне подарил его шланг - в комплекте с подаренным шлангом шла насадка на резьбовой кран меньшего диаметра, которой у меня не было, остался бы без воды иначе. А тут все на месте, удобно. И дальше проехал совсем немного до визитор-центра нацпарка, который оказался закрыт :frowning: Но там был открытый вайфай, поэтому я там подвис на часок, скачивая всякие штуки, которые забыл скачать на ноут и которые требовали трафика. Здесь же начинался какой-то бабушко-трек (Oldemorstien), но уже темнело, парковка была платная, поэтому просто поехал дальше в поисках места ночлега. Нашлась большая парковка прямо вдоль дороги через пару километров, там и остановился.

## 15 августа (день 9)

Первый день отпуска, можно что-нибудь придумывать чуть побольше, чем на пару часов в день. Но сильно хайкать определенно не хочется - ноги дают о себе знать. Поэтому проехал мимо Falkenriset, и направился в сторону рекомендованной долины валунов Urdbouri. Чем это место примечательно - говорят, это крупнейшее из подобных мест в Европе. Абсолютно неприметное местечко, точнее, валуны-то, конечно, более чем приметные, но вообще ни людей, ни особых указателей. Только скромный указатель Torsvegen - путь Тора, типа. Ну пошли, Тор, посмотрим, где ты ходил. Трек довольно простой, хоть и проходит по камням, идти не в пример легче, чем два дня назад финальные шаги к Gaustatoppen. В общем-то, я шел в сандалях, более чем норм. Нашел тайничок у дороги, в конце трека немножко пособирал черники.

Дальше решил заехать в Eidsborg, где, оказывается, есть очередная ставкирха. Тут она, правда, небольшая, но, в общем-то, даже на контрасте с виденной пару дней назад ставкирохой в Хеддале, считающейся одной из самых больших, какой-то особой разницы не видно. А еще в этом недо-городочке есть отличный музей “скандинавской архитектуры” под открытым небом, можно побродить и позаглядывать в деревянные домики. В пару из них даже можно было зайти внутрь и заглянуть в комнаты. Сразу вспомнился запах дачи, тот самый запах старых деревянных домов в деревне. В общем, определенно стоит заглянуть, тем более, что больше в Eidsborg и смотреть-то нечего. Потупил в телефон до обеда, прикидывая, куда дальше ехать и что смотреть, проголодался, сварил макароны с сыром и немецкой баночкой болоньезе.

Ну и, завершая крюк, спустился вниз к Dalen, но остановился только у спрятанного подвесного моста неподалеку, в самом городке нигде гулять не стал. А до моста прошелся, я люблю подвесные мосты :slight_smile:

Почти марш-броском поехал на запад по 134 дороге, остановился только у заправки (внезапно, разброс цен тут достаточно большой, в одних местах 15 крон за литр дизеля, а на заправке около Rauland и в большой придорожной Esso 11.5 крон) и в каком-то местечке, где меня привлекла надпись “пекарня” еще на пути в Eidsborg. Оказалось, в этой середине нигде есть едальня, где делают очень и очень неплохие бургеры (с сметанным соусом с ягодами!), имеется, собственно, пекарня (на печи, деревенская!) и, что я заметил, собираясь ехать дальше, туалет с душем. Без всяких табличек, просто туалет и душ. С горячей водой! Быстренько взял пакет с банными принадлежностями из кемпера и бегом вернулся, пока никто не заметил и не сказал что-нибудь вроде “тут платно”, “только для гостей” или что-то подобное. Вышел новым человеком! Так и ехал на запад, пока не увидел какое-то озеро, красивые горы с большим количеством снега вокруг, ну там и встал, на часах было около 19. Снял велик, прокатился немного вокруг на двух колесах, в очередной раз порадовавшись, как же это удобно, когда велик всегда с тобой. Хоть интернет и ловил с трудом, решил выделить немного времени, чтобы написать отчет, сидя с видом на закат и озеро. Красота!

## 16 августа (День 10)

По-хорошему, на перекрестке с 520-й дорогой надо было повернуть на север, чтобы двигаться в направлении севера. Но сыграли две вещи - во-первых, 520 дорога мне очень понравилась в прошлый раз, а во-вторых, на южном конце появился новый тайник у Svandalsfossen, где, вроде, я в прошлый раз останавливался, но наверх не ходил. Да и отпуск, выходные, времени на дорогу хоть целый день. Поэтому с утречка поехал на юг по 520-й, попутно сделав небольшую остановку у очередной ставкирхи в Родале.

Конечно, сейчас 520-я открылась тоже с совершенно другой стороны. Я плохо помню, но вроде в прошлый раз погода была так себе, не особо видно что было, был туман. Сейчас же на небе ни облачка, солнце светит, видимость до горизонта. В некоторых местах проезжаешь прямо рядом со снегом, хотя тут всего около 1000 высота, интересно, а на Gaustatoppen было 1800+, но снега не было почти совсем. А тут достаточно много. И что еще более интересно - этот снег очень чистый, очень белый. Обычно ведь как, особенно у дорог - остатки зимнего снега покрываются грязью, пылью и чернеют. А тут прям белоснежный, если подойти вплотную, то, конечно, видно немного черной пыли, но все-таки намного меньше, чем обычно. Это из-за отсутствия туристов так что ли, любопытно. Немного погуляв вокруг памятника какому-то директору, поехал дальше, к водопаду.

Техническое отступление - дорога не широкая, поэтому с машинами разъезжаешься очень аккуратно, а с кемперами еще более аккуратно. Но, благо, уширений достаточно, поэтому проблем не возникло. Хотя допускаю, что если ехать здесь в сезон, когда больше туристов и (встречных) машин, то это будет очень утомительно, притормаживать и пропускать каждую.

Svandalsfossen. Кажется, мой первый “нормальный” водопад в эту поездку. И я ведь думал даже сначала не ходить вверх, ну чего, водопадик, ну ок. Но все-таки поднялся, а когда дошел до правильного места, то передо мной открылся водопад во всей красе - оказывается, тот “хвостик”, который видно снизу, на самом деле всего лишь маленький кусочек водопада, а настоящая красота тут, наверху. Освежающая вода стекает несколькими шумными каскадами вниз, оставляя тысячи мелких брызг. Мощно, красиво, определенно стоит здесь остановиться и дойти, благо все прямо у дороги и идти совсем немного.

Сначала после водопада хотел просто развернуться и ехать на север. Но не давала покоя посеянная на форуме мысль о ледниковом озере с каяком. И хоть до него по прямой было не более 30 километров, даже отсюда гугл рисовал маршрут на 3 часа и чуть больше 100 км. Но что через север, что через западный фьорд маршрут был примерно одинаковый, и все еще оставалась возможность вернуться на основную 13-ю дорогу, поэтому решил исследовать новые земли. Не торопясь, доехал до небольшого городочка Skanevik, где должен был быть паром в Matre, откуда уже недалеко до озера Mosevatnet. Но паром ушел буквально 10 минут назад, а до следующего чуть больше часа, поэтому самое время побродить по причалу и поисследовать городок. А посмотреть там есть на что - небольшая тайская едальня, пара памятников и мемориальных табличек, мини-магазин, в котором есть все от мороженого и муки до краски и автомобильных кабелей. И все это чуть ли не на одной полке. Чуть было не купил кабель для батареи, который стоит дешевле, чем я брал в Германии, но вовремя осознал, что сейчас он мне не нужен, а в России, скорее всего, будет еще дешевле, чем в случайном магазине в Норвегии. А еще там есть сушилка, стиральная машина и вроде даже бесплатный душ, но в этот раз мне не актуально. В общем, все-в-одном.

И вот, погрузились на паром и поплыли дальше. Интересно, что ни при погрузке, ни при высадке никто не попросил ничего оплатить… Непонятно… Хотя сотрудник сфоткал мои номера, может, как-то почтой пришлют? Хитрая система. Или может паром бесплатный, но что-то мне с трудом в это верится. Когда ездил на своей машине из РФ, то обычно просто ходил человек с POS-терминалом по парому и платили прямо на месте. Еще понаблюдал с верхней палубы на другие кемперы, отметил, что большинство вообще без солнечных панелей, а у остальных стоит одна панелька и все. И ведь почти все кемперы сильно новее и современнее моего, явно у них там больше электрики, да и по размерам они обычно больше. Что-то я не понимаю, как можно без электричества ездить… Хотя, конечно, вроде значительная часть людей ездят перебежками от кемпинга к кемпингу, а в кемпингах присасываются к электричеству, но какой смысл вообще покупать кемпер, если останавливаться в кемпингах? Мне этого не понять.

Дорога к озеру Mosevatnet еще уже, чем 520-я, тут уже не разъехаться даже с машиной, а уширения встречаются нечасто. К счастью, за время доезда только один раз мне попался встречный кемпер, когда дорога шла в горку - я скатился вниз на пару сотен метров до предыдущего уширения, где смогли разъехаться. В остальных же местах пронесло. И особенно пронесло на финальном 20-градусном подъеме вверх к, собственно, озеру Mosevatnet - там абсолютно однополосная узенькая дорога с невероятно крутым подъемом и серпантином. И абсолютно никакой индикации встречного транспорта, страшно представить, что делать, если бы кто-то спускался навстречу. Но мне повезло, и я взлетел на самый верх. Хоть и на первой передаче, но кемпер втащил без особых проблем, движок тянет явно лучше чем китайский вэн из Чили. Только вот… Озеро, конечно, никуда не делось. Но вот никаких “каяков” обнаружено не было. Лишь тупиковая парковка, где уже стояли 3 машины, закрытый домик с переполненной урной и вид на ледник вдалеке. Эх, не судьба :frowning: А я уже так настроился. Сразу вспомнилась поездка по востоку США, где мне тоже порекомендовали какую-то классную точку, ради которой я сделал 40-километровый крюк, а в 2 километрах от точки оказалось, что она на острове, куда можно добраться лишь на собственной лодке… Так и тут. А каяком или СУПом я (еще) не обзавелся, поэтому просто забрался пешочком на ближайшую вершинку, с которой можно посмотреть на окрестности. Там же неподалеку заложил последний контейнер в качестве геокешерского тайничка.

На ночлег встал на пикниковой придорожной стоянке в нескольких километрах от озера по обратной дороге, посмотрел на маленькое озеро рядом и лег спать.

## 17 августа (день 11)
Ну что ж, пора выбираться из этого дикого региона назад к цивилизации, Гугл рекомендует маршрут в сторону Одды, ну так и поехал туда. Проехал через десятикилометровый туннель, пробитый в горе, и вот, я у Одды. Но в этот раз задерживаться здесь не планирую, поэтому поехал дальше, следующая остановка у Верингфоссена. Хоть я там уже и был, но где-то на смотровой площадке остался невзятый тайничок, поэтому надо довзять. Нашел без особых проблем, записался в блокнотике, посмотрел на мощный водопад и красивую радугу. На мое удивление, на обрыве обнаружился относительно свежий (из нулевых) мемориальный камень некоему Михаилу Петровичу, который, судя по всему, оступился во время отпуска и уже не вернулся домой.

Вспомнил сегодня одну из особенностей Норвегии - количество туннелей и отношение к ним. Тут их очень много и, в отличие от РФ, дороги в туннелях не имеют какого-то особого статуса - хоть обгоняй, хоть что, даже круговые движения в туннелях делают.

Вечером доехал до Ундрендаля, небольшого городка на Нерой-фьорде, который примечателен не только своими видами, но также, внезапно, козами. Говорят, тут коз более чем в 5 раз больше, чем населения. Зашел в магазинчик попробовать особого козьего сыра и козьей колбасы. Коричневый сыр прям очень понравился, вкусный, необычный, тает во рту, очень рекомендую. Дорогой, конечно, но раз в жизни можно попробовать. Ну и на ночевку встал по дороге на север, где-то на 13-й горной дороге.

Часть 2.2 все еще Южная Норвегия

## 18 августа (День 12)

Утро началось с посещения довольно редкого для Норвегии сооружения - памятника. Да-да, обычного памятника на постаменте. Только, конечно же, не Ленину, а местному герою Фритьофу Отважному. Достаточно необычно, ибо больше нигде я сравнимых по размерам памятников тут не видел. Также полакомился немного малиной, в избытке растущей вокруг, и поехал на паром. Переправившись через фьорд, я понял, что до следующей точки, языка Юстендаля Boyabreen, придется ехать в объезд вдоль фьорда, ну да ладно. Так, не торопясь, я почти добрался до ледника, сделав одну остановку на обед на смотровой площадке около Faerland, чтобы бросить прощальный взгляд на величественный Согнефьорд. Кажется, и в прошлый раз именно Согнефьорд с его многочисленными ответвлениями впечатлил меня больше всего. Так и тут, он просто красивый и впечатляющий.

Катаясь по местным узким дорогам, с одной стороны, каждый раз высматриваешь уширения, куда можно уйти в случае чего, а с другой, когда едешь за фурой (да-да, тут есть фуры!), как сейчас, после парома, понимаешь, что если фура разъезжается со встречными машинами почти не сбавляя скорости, то уж ты и подавно разъедешься, это внушает уверенности. И я ни разу не видел, чтобы фура сдавала назад, ну например, когда две фуры не могут разъехаться. Видимо, у них какое-то чутье друг на друга или они не ездят по одной дороге в разные стороны :slight_smile:

На ледники я уже смотрел не раз, поэтому Boyabreen не вот уж чтобы впечатлил. Тем более, он вдалеке и синий лед остался чуть ли не на самом верху горы. Следующая точка - опять ледник, новый язык того же Юстендаля, Бриксдаль. На перевале между фьордами останавливаюсь на еще одной смотровой площадке с видом на новый для меня Innvikfjord, вид, конечно, тоже божественный. А еще меня почему-то уже начало клонить в сон, поэтому заглушил машину, открыл окошко и прилег отдохнуть. Удобно же, когда можно вот так взять и лечь, вытянувшись в полный рост, а не думать, куда день ноги, полулежа на кресле обычной машины!

До парковки у Бриксдаля я добрался уже почти к вечеру, было 18 часов. И, что самое обидное, только на месте я понял, что, в отличие от Боябрина, до обзорной точки на ледник надо идти сильно больше, 2.5 километра и 150 метров вверх. А я думал, схожу быстренько, и встану пораньше на ночевку где-нибудь около Ловатнет. Да еще солнце заходит, на парковке уже темнеет, хотя ледник вроде все еще освещается. Да и парковка платная… Блин, что же делать. Но в итоге нежелание ехать сюда по тупиковой дороге еще раз пересилило, как и я вспомнил, что у меня есть велосипед. И небось парковку не проверяют тоже. Ну и что, что знак висит “велосипедам нельзя”, уже все равно поздно, никого нет, да и в интернетах были отзывы о чуть ли не организованных турах на великах. Да, конечно, тащить наверх, но зато вниз можно будет спуститься с ветерком, побыстрее получится. Итак, я бодренько поехал вверх… первые 2 минуты. Потом пришлось спешиться и идти пешком, толкая двухколесного друга впереди. Но в итоге поднялся, и после водопада даже еще попедалил до обзорной площадки. На мое удивление, как только вышел на плато, то сразу попал на солнце, освещающее все вокруг. Прямо повезло, и ледник освещается, и лес с водопадом в приятном предзакатном свете, красота! Нашел тайничок без особых проблем, полюбовался пейзажем и, пока еще оставалось время до заката, поехал вниз. И правда, с ветерком офигенно ехать, очень рекомендую :slight_smile: Итого уложился примерно в час туда-обратно.

ну и пора бы искать место для ночлега, сначала хотел где-нибудь на фьорде, чтобы посмотреть нормальный закат, но все места были либо заняты, либо кемпинг запрещен. Поэтому спустился в рукав к Ловатнет, там и заночевал на одной из придорожных пикниковых площадок.

## 19 августа (день 13)

В чем недостаток кемпера - что в нем спишь как дома и можно дрыхнуть допоздна. Так и произошло - проснулся уже после 9, вообще кошмар. Благо что до запланированных точек у озера ехать всего ничего, буквально 10 минут вдоль озера.

Первым делом прогулялся по небольшому треку к кресту внизу, напоминающем о двух катастрофах, случившихся тут в прошлом веке, когда от скалы откололись огромные куски, упали в озеро и вызвали волны, стершие с лица земли несколько деревень на побережье. Тут же, у тропинки, лежат обломки парохода, который теми волнами вынесло на сотни метров вглубь суши. Приятный и ненапряжный трек, стоит того. И от креста открываются неплохие виды (хотя сверху, конечно, лучше).

Дальше надо посмотреть на очередной язык Юстендальского ледника, а именно Kjenndalsbreen. Только я выехал с парковки у предыдущей точки, как увидел знак платной дороги впереди - последние 7.5 километров дороги до ледника - частная дорога. Но платить не хочется. Что же делать? Правильно - есть же велосипед. Поэтому я в очередной раз снял велик с кемпера и с ветерком спустился вниз, а потом от берега озера в небольшую горку допедалил до ледника. Там уже привычный офигенный северный запах, виды на горы и водопад, ледниковая речушка - все как мы любим :slight_smile: Назад до берега озера скатился прямо под горку - может, пешком там уклон и не заметен, но на велосипеде становится понятно. И от озера заехал назад в горку до парковки - дорога оказалась не такой крутой и тяжкой, как была на подъеме к Бриксдалю, достаточно легко пошла. В очередной раз не могу нарадоваться тому, какое же удобное у меня вело-крепление, всего полметра от земли, легко самостоятельно и снимать и ставить велик, все действо буквально минута. Особенно начинаешь ценить это, когда видишь другие кемперы, у которых крепление для великов чуть ли не в 2 метрах от земли, вообще непонятно, как доставать-то без лестницы.

Ну а дальше марш-бросок на север, в сторону Alesund. 3 часа, один паром - и я в первом более-менее крупном городе Норвегии за эту поездку. Припарковался на обзорной площадке сверху, откуда открывается очень красивый открыточный вид на город. Правда, погода немного испортилась, небо затянули серые облака, моросил дождик, поэтому решил тут и остановиться на ночь. Перед закатом дождик кончился и на последние несколько минут солнце выглянуло из-за облаков, освещая город оранжевыми лучами. Кажется, когда-то, в стародавние довирусные времена, эта смотровая площадка была закрытой и платной, наверное, тут были толпы народу по вечерам. Сейчас же на закат кроме меня смотрело буквально два человека. Вот ты какой, конец света, “жизнь после людей” наяву.

## 20 августа, день 14
С утра погода прояснилась, выглянуло солнышко, поэтому, как и планировал вчера, спустился пешочком в город, прогуляться с утра. Алесунд - достаточно небольшой город, можно обойти за пару часов (если не считать, конечно же, соседние острова). У воды стоят красивые разноцветные домики, на холме большая желтая школа. Значительная часть домов построена в начале 20 века в “европейском” стиле, иногда может показаться, что ты не в Норвегии, а в более центрально-западной Европе.

Дальше были варианты, ехать ли на восток к Андалснесу, чтобы таки пройти так рекламируемый хайк Romseggall/… или же его пропустить. В принятии решения сыграло роль несколько факторов. Во-первых, хайк не круговой и, чтобы попасть в начало (ну, или чтобы выбраться с конца) нужно ехать на автобусе из города, а автобус отправляется только два раза в день: в 8:30 и в 9:30. Если бы я выехал из Алесунда с самого утра, то, наверное, успел бы на один из них. Но не сейчас. Во-вторых, погода все-таки какая-то сомнительная, возможны дожди, не лучшее время для хайка. Ну и наконец, это все-таки крюк, ибо на Атлантическую дорогу я в любом случае хочу попасть. Поэтому решил сразу ехать в ее сторону и оставить этот хайк на следующий раз.

Недалеко от начала Атлантической дороги есть хайк к Церкви Троллей, которая, конечно же, никакая не церковь, а несколько небольших пещер. Хайк достаточно “хайк”, а не небольшая прогулочка - хоть и пишут, что идти около часа, у меня же подъем вверх занял около двух часов, с набором высоты более 400 метров. Но идти не сложно, ландшафт разнообразный, в самом начале обычный лесок, сменяющийся более густым и темным “заповедным” лесом, который в какой-то момент кончается и получается хайк по каменной местности с небольшими кустами и северными березками. Вероятно, местность стоит того, чтобы идти “в ночь”, тем более, что на инфощитах прямым текстом рекомендуют вставать с палаткой чуть выше пещер, у некого озера. Но в это траз я без палатки, да и приехал сюда почти в обед, поэтому после осмотра небольших пещер пойду назад. Если сами пещеры не особо примечательны, то что интересно так это водопады в них. А там их даже два - один “алтарь”, где должно быть особенно красиво, если поймать время, когда солнце стоит ровно над головой, тогда лучи должны освещать падающую воду и в пещере должно быть поразительно красиво. И второй водопад в “комнате” из белого мрамора, куда ведет крутая металлическая лесенка. В общем, вполне красивенько :slight_smile: Но не повторяйте моей ошибки, думая, что это небольшая прогулка на час. Берите с собой какой-нибудь перекус (воды можно налить в ручьях во второй половине хайка). И, конечно, какой-нибудь фонарик пригодится. Там идти в темноте всего ничего, но лишним не будет.

Следующая точка, конечно же, Атлантическая дорога. Оказывается, она сильно короче, чем я думал, буквально несколько километров и все. Но вдоль нее есть множество различных мест, где можно остановиться и посмотреть на океан или на, собственно, дорогу. Особенно интересным будет тот самый мост, который с некоторых ракурсов кажется ведущим в небо. Наслаждаясь видами, не забывайте дышать, там прямо чувствуется океан, свежий морской запах.

Дальше думал доехать сколько смогу до Трондхейма, но может в 20 минутах езды обнаружил указатель “ставкирха”, по которому почти сразу же повернул. Ну ставкирхи это же красиво :slight_smile: А эта явно одна из последних, ибо, судя по карте, на севере Норвегии их не осталось совсем, в основном все были сосредоточены на юге. Честно говоря, я думал, что ставкирха в Хопперстеде будет моей последней в эту поездку, поэтому уже тут было неожиданно наткнуться на такой указатель. Проехав чуть меньше 10 километров, я попал в Квернес, на большую грунтовую парковку рядом с двумя церквями - той самой ставкирхой и более новой церковью. Как и ставкирха в Ундрендале, стиль местной ставкирхи был совершенно отличающимся от того, что обычно представляется по слову “ставкирха”. Вот, оцените сами. Ну и, прогулявшись вокруг, наслаждаясь видом на церкви и рукав фьорда, решил никуда больше не ехать, и тут и переночевать.

## 21 августа, день 15
Доехал наконец-то до Трондхейма сегодня. Мне всегда казалось, что это какой-то символичный город - так и оказалось, оказывается, он был раньше столицей Норвегии. И вообще, это мой первый по-настоящему крупный город в Норвегии за обе поездки. Поражает обилие электро-самокатов, несколько разных видов прокатных (к сожалению, нету Лайма, у которого у меня стоит приложение и есть деньги на счету), люди тут и там на них ездят. И никаких вам номеров, кажется, здесь чиновники в здравом уме, а не как в Германии (хотя, видел новость, что в 2019 тут решили запретить все прокатные электро-самокаты, но, видимо, или уже разрешили, или не срослось). Прогулялся немного по центру, посмотрел на “известные” домики на сваях (почему-то говорят, что разноцветные домики на сваях - первое, что вам приходит в голову, когда вы представляете Трондхейм. Но хз, это в Бергене для меня разноцветные домики, а Трондхейм представляется суровым средневековым городом викингов, и массивный собор - один из символов). Но, надо отметить, что разноцветные домики в солнечный день смотрятся все-таки неплохо :slight_smile:

Еще видно, что Нидарос (древнее название Трондхейма) - ныне город студентов. Говорят, местный университет - крупнейший в Норвегии. У меня коллега даже тут учился какое-то время. Хотя, может, сыграл тот факт, что сначала в поисках парковки меня занесло в студенческий городок, где ходили пешком, катались на самокатах и велосипедах сотни студентов.

С какой-то случайной детской площадки, находящейся на возвышенности, открывается очень даже неплохой вид на город, я даже заметил вдалеке некий стрит-арт-объект, но, к сожалению, найти его в ходе дальнейшей прогулки не вышло, а других заметных артов замечено не было.

Заезжая в Трондхейм, грех не посетить местечко легендартной битвы неподалеку. Правда, из имеющегося описания, я не очень понял, что же там произошло - товарищ Олаф соединил Норвегию, потом был вынужден бежать на Русь, вернулся, повел войска в бой и проиграл - и из-за этого его нынче почитают, вроде как… Ну да ладно. В общем, можно заехать, тем более что чем дальше, тем меньше известных достопримечательностей.

Ну и последняя остановка на сегодня - водопад Formofossen. Тем более, за эту поездку водопадов я видел не так много, поэтому вполне стоит визита. Несколько отличается от других фоссенов тем, что это водопад на реке, условно, похоже на Ниагару или Детифосс, но, конечно, значительно меньше. В солнечную погоду тут должно быть красиво, когда радугу видно. Но и вечером не так уж и плохо.

В последующие дни думаю свернуть на 17-ю дорогу и ехать вдоль нее, поэтому нашел место ночевки на одной из хордовых дорог между 17-й и E6.

## 22 августа, день 16

Все-таки время не резиновое :frowning: Вроде проснулся утром в 7 утра, но почти до обеда сидел и дописывал отчет, попутно пытаясь обрабатывать фотки. Но вроде почти наверстал тексты, запланировал пару постов в инстаграме и вконтактике, можно и ехать куда-нибудь.

Долго ли, коротко ли, приехал я к “дырке”, такое чудное место, где огромная гора, и в ней маааленькая такая дырка. 30*20 метров размером. И идет через всю гору, типа, 160 метров. Огонь. И мне повезло, попал прямо точно в паузу между дождиками, только немного начало моросить, когда уже шел обратно, погода дала мне возможность посмотреть, не кутаясь в дождевую куртку.

Продолжая ехать дальше на север по 17 дороге, мне встретилась еще одна паромная переправа, а паром, как и велит закон подлости, отплыл 20 минут назад, следующий только через час. Ну что поделать, объезд займет еще больше времени, поэтому сижу внутри, пользуюсь моментом, чтобы еще дописать отчет и обработать немного фоток. Стоило переплыть, как оказалось, что дальше еще один паром, и его опять часа полтора ждать… А там уже и 10 вечера на часах… Кошмар, сплошная потеря времени эти паромы.

## 23 августа, день 17

Если вы думали, что паромы имеют свойство кончаться, вы ошибались… К следующему парому приехал в 11:40, чтобы узнать, что он отплыл 20 минут назад, а следующий в 14. Ладно, сидим, хорошо хоть, что крыша есть, электричество есть, можно согреть обед себе, а на улицу и носа не высунешь - дождь, ветер, погода испортилась окончательно. Где-то там я проехал мимо ледника Свартисен, которого, собственно, и видно-то из-за облаков не было. И вообще я надеялся сюда попасть к обеду, но из-за паромов не вышло. В общем, скипнул я Свартисен, может, в другой раз. Еду дальше, уже Лофотены близко, надеюсь, получится сегодня на паром успеть и следующую рабочую неделю начать уже на островах.

Последняя точка перед Бодо - Сальстраумен. Вроде как обещают водовороты. Погода все никак не может определиться - то дождь, то небольшая морось, то прояснения. Но мне на руку - получается выглянуть на улицу, прогулялся под мостом. Ну водовороты конечно увидел, но такое, скорее это такие маленькие водоворотики, не особо впечатляет.

Ну ладно, все, теперь на паром. Приезжаю к пристани лишь чтобы занять место первым в очереди - сегодняшний паром ушел час назад, а следующий завтра в 16:45. Итого у меня есть почти сутки на пристани. Апогей моих паромных приключений просто. Ну что делать, ладно, куда деваться. Хоть интернет ловит, поэтому завтра можно будет поработать прямо отсюда. А пока исследую местность и обнаруживаю теплый туалет в здании пристани с решеточкой на полу, посему в голову приходит злодейская мысль - взять шланг, присобачить его к крану и принять душ. Вроде адаптеры есть, правда, не такие, как надо (записал себе в список покупок в следующем большом супермаркете - купить Gardena адаптер с наружной резьбой, чтобы можно было вкрутить вместо обычной насадки на кран). Мой универсальный скотч должен помочь… По идее… Ну в общем, не помог. Физика пошла против меня и вода, вместо того, чтобы течь по шлангу и немного вверх, предпочла брызгами вылетать из неплотного соединения крана и шланга. В итоге, кое-как, сидя на корточках, чтобы вода текла вниз, сполоснулся, конечно, голову помыл, но такое. В любом случае, выйдя на улицу, чувствовал себя посвежевшим, самое время закулинарить ужин. Картошечка с жареной рыбой, купленные недавно в супермаркете - идеально.

Издевательство над фантазией читателей :slight_smile: Ждём продолжения приключений!
PS В следующий раз зови нас для фото-поддержки, Шенген в наличии до 23 года :stuck_out_tongue:

Да, с фотографиями дело швах. Пять фоток за две с половиной недели. Лениво снимать или лениво выкладывать?

Снято около 2 тысяч кадров с августа уже…
Лень выбирать+обрабатывать+выкладывать :frowning: Вконтактике первую неделю я вроде причесал, но идет медленно

Классный опыт. Не буду оригинальным, с фото (и треками) отчёт выглядел бы ещё круче.