Часть IV. Гоби. Апогей Экспедиции.
Гоби.
Краткая справка: «Гоби (монг. Говь) — обширный регион в Центральной Азии (на территориях Монголии и Китая), характеризиующийся пустынными и полупустынными ландшафтами. Гоби простирается от гор Алтая и Тянь-Шаня на востоке до Северокитайского плато на западе; на севере Гоби переходит в степи Монголии, на юге регион ограничен горами Наньшань и Алтынтаг и рекой Хуанхэ. Гоби составляют несколько географических регионов: Заалтайскую Гоби, Монгольскую Гоби, Алашаньскую Гоби, Гашунскую Гоби и Джунгарскую Гоби. Слово «гоби» монгольского происхождения и означает «безводное место», этим словом в Центральной Азии обозначают вообще пустынные и полупустынные ландшафты. По совокупности пустынных территорий Гоби является крупнейшей пустыней Азии.» Источник: [
ru.wikipedia.org]
Как видно из этой справки территория Гоби не сказать что обширна, она огромна! В принципе, достаточно добраться до Улан-Батора и уже можно с полной искренностью заявить, что побывал в Гоби.
Но вы же сами понимаете, это будет выглядеть точно так же как если бы вы были европейцем и, побывав в Москве или Питере, по возвращению на родину рассказывали друзьям за чашечкой кофе или чаркой пива о том, что побывали в России!
В общем, «заправлены в планшеты космические карты», продолжаем движение на юг.
Туда где сложили головы бедные динозавры, где занесены песком древние монастыри, где на черных скалах петроглифы рассказывают об ушедшей жизни.
Навстречу нам- мощный грузопоток со стороны Китая. Россия явно теряет свои позиции и здесь.
Из Китая едет все: строительный материал, грузовики, товары народного потребления. Огромная колона, которую нам довелось повстречать на подъезде к Сайншаду (последний крупный город на нашем пути, в нем нам предстояло заправиться топливом под завязку), навела на грустные мысли, что может оказаться так, что заправиться нам не получится. Но опасения оказались напрасны. Топливо в прикитайские населенные пункты также доставляется из Китая.
Погодка как-то постепенно стала портиться. А мы то готовились выживать под палящим солнцем, когда температура в тени зашкаливает за 40.
Стало ощутимо холодать.
Ветер уже не стихал ни днем, ни ночью. Если дождя не было днем, значит он отыгрывался на нас ночью. Началась «мокрая» джиповка. Сайры наполнились мутной водой.
Грунт перестал держать и при каждой остановке старался налипнуть насмерть.
Так и путешествовали от достопримечательности к достопримечательности: днем джиповали, а ночью держали палатки и машины, чтоб их ветром не унесло
Впервые в жизни видели, как песок высекает искры из палаточного тента!
Потом к дождю прибавился снег(замечу, на календаре 20ые числа августа)...
По погоде, в итоге, Гоби оказалась не самой жаркой частью путешествия, как ожидалось, а самой холодной.
Множество всяких «хвостатых бежунов» (так мы обозвали многочисленных грызунов) и пернатых самолетов стало сокращаться. Нет первых, и вторым сразу становится нечего есть.
Вообще, Гоби нас настолько очаровала и заколдовала, что рассказать о ней связанно не получается до сих пор. Поэтому даже и не буду пытаться. Так, накидаю фрагментов.
Вам наверно известно, что не только Рерих, но и синематограф не обошел стороной ландшафты Монголии. Помимо достаточно современного отечественного фильма «Урга- территория любви», и «Чингизхана» там регулярно снимаются различные фантастические блокбастеры и фильмы-катастрофы. Местный ландшафт с лихвой заменит все самые изысканные и навороченные декорации. Монгольские марсианские пейзажи уже стали такой же притчей, как «Подмосковная Швейцария» или «Альпийские луга.»
Надеюсь, что никто из читающих этот «отчет» не считает, что Монголия это только песок и камни. Там есть настоящие зеленые поля. Высокогорные луга с великолепным разнотравьем. На которых, практически круглый год, пасется многочисленный скот. По количеству домашней живности Монголия впереди всего мира.
Стада баранов, похоже, что считают не по головам, а десятками. Логично, что владельцы стад и табунов далеко не бедные люди, как может показаться непосвященному. Очень часто монгольские дети проходят обучение в российских вузах и потом спокойно возвращаются домой, в родную юрту. Заниматься привычным ремеслом, но уже имея высшее образование и владея двумя-тремя иностранными языками. Как я понял из общения местными, самое высокое достижение в монгольском животноводстве это иметь одновременно разные виды стад: лошадей (обязательно), баранов (это просто по умолчанию), яков, буйволов, бизонов и верблюдов. Дальше уже встает вопрос качества и количества.
Вот пример, о «лошадином качестве». Как всем хорошо известно, монгольские лошадки отличаются низкорослостью и выносливостью. За месяц проживания в стране я уже привык к тамошним размерам, и, честно скажу, по-настоящему испугался, когда, прогуливаясь днем в московском парке, встретился с нашей конной милицией, следящей за порядком на вверенной ей территории. Наши лошади – это страшные гиганты! Честно! Зато тот исторический факт о том, что «в годы Великой Отечественной войны Монголия поставляла нам лошадей, а наши казаки, сев на них, перебирали по земле ногами» довелось наблюдать воочию.
И еще одна ремарка, или отступление от общей темы, о лошадях. В русском языке довольно много заимствованных слов. Однажды, учительница французского рассказывала, что слово шваль произошло от французского шеваль- лошадь. Французы в 1812 отступали от Москвы и жалобно попрошайничали в каждой деревеньке: «Мусье, женеманж пасижюр. Возьмите мою шеваль и дайте хлеба…» Шеваль к тому времени уже представляла из себя набор ходячих костей. Но наши крестьяне довольно гуманны и производили обмен со словами: «Ну что с тобой делать, болезный, давай сюда свою шваль…» По-монгольски лошадь- морь. И, сравнивая размеры наших и монгольских лошаденок, я все думаю, русское словечко «заморыш» не оттуда произошло?
Но, вернемся к камням, горам и пескам и хранящимся там тайнам.
В одном из иностранных фильмов небольшой технический самолетик терпит бедствие на границе Монголии и Китая. Падая, задевает весьма эффектную арку. Так вот. Это единственное известное мне визуальное изображение этого объекта! Хотя о нем расписано во множестве русско-англо-и пр.пр. язычных путеводителях. Арку противопоставляют Арке Ангелов из Аризоны. Якобы монгольская арка превосходит ее по размерам чуть ли не в разы. Ряд путеводителей даже дает ее координаты.
Падая самолет, естественно, задевает арку… В монгольских путеводителях упоминания об арке нет. Местное население, которое всегда знает о любом мало-мальски ценном или интересном объекте тоже разводит руками. Фотографий этой Арки нет нигде до сих пор.
Могу предположить, что арка когда-то была, но тамошние породы – это не камень. И под влиянием ветра чудо природы перестало существовать задолго до того, как до него добрались фотографы. Можно об этом погрустить, а можно пошариться по необычайной красоты скалистому массиву и найти не менее красивые и эффектные формы выветривания.
В том же фильме, про самолет, Монголия предстает перед глазами зрителей эдаким Ираком: барханы до небес и задрапированные в паранджу монголы-пираты. На самом деле все совсем не так.
Пески в Монгольском Гоби это редкость и экзотика.
Основная составляющая этой пустыни –камни.
Барханы – это всего 3% площади, очень красивые.
Остальной песок Монголии - это то, что постоянно перемещается ветром. То, что забивает фото и видеотехнику, шлифует металл и дубит кожу. Это тот самый экстрим. В котором довольно спокойно живет коренное кочевое население. Абсолютно мирно настроенное и совсем ненавязчивое.
Как уже упоминалось, мы к поездке готовились не за один день или даже месяц, поэтому про Монголию было перечитано не только то, что опубликовано в Интернете, но и то, что хранится в библиотеках под грифом секретно…
В общем, поговорка «Мало знаешь- крепко спишь» это абсолютно верное высказывание.
Ну, согласитесь, какой стиль поведения можно выбрать если одни источники говорят, что монголы очень дружелюбная и ненавязчивая нация, а другие также уверенно заявляют, что отбоя от них нет, и что страна занимает одно из ведущих мест по числу различного рода краж? Так и балансировали на грани и действовали по ситуации.
Ложились спать на закате, встречали гостей из юрт на горизонте, выпивали водочки за российско-монгольскую дружбу и заваливались спать до рассвета.
Кстати, у монголов есть феноменальная черта. Они как суслики, их невидно, но они есть.
Так на второй, или третий день после выезда из Улан-Батора, на Медведе сломался полный привод. Лежим на луково-чесночном поле, чинимся.
Над нами небо, солнце и орлы. Часу не прошло, нарисовалось семейство на мотоцикле: папа, мама, дочка. Вежливо все осмотрели, убедились, что диалога не будет, а их помощь нам не нужна собрали «дань» в виде конфеток для детишек и, так же незаметно как появились, исчезли.
Только отъехали с места глобального ремонта, бац, опять заглючил привод. На этот раз уже встали недалеко от дороги.
Поддомкратились, расстелили коврики, чинимся. Пяти минут не прошло, притарахтел УАЗик. Оттуда выскочило удивительное существо. Монгол в шортиках. Кругленький такой, маленький, и такой шустрый… Мгновение, и уже помогает колесо крутить, бац, и уже за домкрат хватается… Ну тут я вылез… и как потом сказала Светка: «я не знала, что из этих слов на букву х можно составить столько глаголов, прилагательных и существительных… » Зато главное было достигнуто. То, что Светка пыталась объяснить вежливо, жестами и с использованием монгольских слов, минут 10, в моем выступлении до монгола дошло мгновенно. Отскочил от машины на два метра, опять присел на корточки, на лице, с выражением детской обиды, отразилась напряженная работа мозга и выдал: «Посмотреть!!!!» Короткая русская фраза в ответ и монгол ушел смотреть, что интересного находится в ближайших юртах…
Стоит упомянуть отдельно монгольских детишек. Достаточно всего лишь остановиться на каком-то перекрестке в поле зрения детей и не пройдет и 3 минут, как они уже будут рядом. Правда, в отличие от казахской детворы они не позволяют себе такой вольности, как открыть дверь машины. Такого у нас не было ни разу. Раза два, в поселках, самые храбрые повисали на подножке, но исчезали моментально либо получив конфету, либо по первому требованию. В основном же картина выглядела так. Завидев на горизонте машину малыши срывались к дороге, наперерез. Бегают, на удивление, очень быстро! Не знаю, почему из них потом не вырастают олимпийские чемпионы… Но под колеса к машине никто не кидается. Останавливаются метрах в 5-10 и ждут. Картина трогательная и красивая, что не остановиться и не вручить конфет просто невозможно. Конфеты всегда забирает старший из группы. Даже если вручаешь кому-то из малышей, по его взгляду видно, что стоит только отъехать, он заберет, и, в лучшем случае, поделит сам.
Среди исторических сокровищ Монголии особо стоит отметить менгиры.
Их превеликое множество.
Подозреваю, что никто из ученых до сих пор не имеет полного списка с описаниями. Керексуры, каменные бабы, оленные камни, менгиры разбросаны по всей стране в таком количестве, что рано или поздно на них просто перестаешь обращать внимание. Ну стоит себе вертикальная плита от метра и выше и ничего особенного. Или все склоны гор выложены спиральными узорами. Подумаешь, диво!
Одним словом, монголы – это великие стоунхеджеры! Если бы их мастерство камнестроения пиарилось бы так же широко, то Пасха с ее истуканами просто бы рассыпалась от недостатка внимания.
Но в Монголии до менгиров по большому счету никому никакого дела нет. О наскальные рисунки, возраст которых несколько тысяч лет, преспокойно трутся рогами козы и бараны. Бывают случаи, что в отдаленных районах из остатков керексуров и камней, покрытых узорами петроглифов, строят загородки для скота.
Редактировано 1 раз. Последний раз 01.12.2008 17:52 пользователем LSDinka.