Продолжаем рассказ о путешествии караванными путями по Западному Казахстану. Сегодня у нас экватор путешествия. После ночевки на речке с грозным и поэтическим названием Урал, у нас в планах заправить все емкости бензином/дизелем, пополнить запасы воды, еды и излишеств всяких.
Поиск по всему Сарайчику участкового с круглой печатью. Без этой печати в имиграционке мы можем находиться в РК всего пять дней. Весь поселок дружно указывает примерное направление, где нам искать Акима. Аким оказался не участковым, а что-то типа нашего сельсовета. Но, увы, участковый вместе с печатью отправился в Махамбет. Так что посещения этого райцентра нам не избежать.
Мистически складывается наш путь. Вот есть ветка обратного пути Сарайчик – Урда. Про Сарайчик я уже кой-чего упомянул, а вот Урда на всех старинных картах обозначена не иначе как Ханская Ставка. Это столица Букеевской Орды, которая была хоть и полуавтономной, но все же частью Российской Империи и расположена почти на границе с Волгоградской областью. Так оказывается, поселок Махамбет был назван в честь Махамбета Утемисова, который почти 200 лет назад попытался немножко восстать против тоталитаризма хана Джангира, за что и был слегка убит.
Короткий перегон по отличному асфальту Атырау – Уральск и первый конфуз. В райцентре ВООБЩЕ нет никакого бензина кроме 80-го. Дизель есть, 50 тенге – это нашими 10-12 рублей (халява), а вот бензина уже нет несколько дней и когда будет никто не знает. И ни одна личность в городе эту инфу не опровергла – бензина НЕТ. А как вы ездите? Да вот на 80-ом и ездим… А ближайшая АЗС в Атырау – 70км. ЖOПА.
Обмен денег на местном рынке у челноков. За одну 100 долларовую купюру нам надавали целую уйму тенге – 12!!! Тысяч. Заправили дизелем Слоника и сразу лишились половины этой кучи. Вторую половину отобрали в магазине за несколько бутылок водки и чуть-чуть закуски. Еще раз поиск Акима и первый раз (и последний) живьем увидели полицейских. Очень долго они нам искали кого-нибудь из иммиграции. Очень долго они нам туда ставили печать. Потом отвезли в чайхану на трассе и велели ждать – они сейчас договорятся насчет бензина.
Мы пока с Денном ищем газовую заправку – баллон нам надо заправить, а то уже на кизяке скоро готовить будем. Газом заправляют где-то аккурат в центре квартала. Дорогу мы туда нашли только при помощи казаха на УАЗике, а то бы так и крутили бы кругами. На заправке никого, ждем, подходит весьма нетрезвый житель, показывает где живет хозяин заправки, берет за справку 100 рублей. Хозяина дома нет, ждем, подъезжают местные, ждем вместе. Через час приходит с рынка жена хозяина заправки – газ ждете, ну-ну, газа нет с пятницы, и когда привезут мы не знаем.
Обиделись, видимо действительно на кизяке будем готовить, а кизяк это извиняюсь какашки от верблюдов и всякой живности. И кизяка этого у кошей завались.
С горя заехали на АЗСу – а что у вас бензин не появился? А кто вам сказал, что он у нас пропадал? Долгое молчание, и надрывный голос в эфир – Серегаааа, скорее сюда, тут 92-ой появился! А в городе до сих пор все уверены, что его нет и продолжают ездить на 80-ом. Секрет оказался прост. В Махамбете три АЗС, две государственные и одна частная. Так вот у государственных бензина нет действительно. А вот частной АЗС вроде бы для местных как бы и нет. Вот такой вот местный колорит.
Так что если вам во время путешествия все местные скажут, что летом снега нет, не верьте – походите/посмотрите/пощупайте сами, может уже есть, завезли.
Долго ли коротко, наши колеса опять встали на верблюжью тропу.
Быстро пересекаем неприветливую степь и через Шауптен заезжаем в пески. А в Шауптене опять те же перцы на УАЗике, которые нам пару дней назад показывали дорогу на восток. Теперь же они показывают дорогу на запад. И мы начинаем мистическую операцию под названием поиск Алика.
Итак, что же это такое – поиск Алика?! Сначала внимательно почитайте вот это, если кто еще не читал - [
media.club4x4.ru]
Прочитали? Так вот того самого Алика мы и едем искать в пески, чтобы отдать ему несколько журналов, пожать руку, и попить чаю. И вот поиск этот занял у нас двое суток.
Сначала все было очень просто. Едем от Шауптена строго на запад по имеющимся на генштабе направлениям. Хуже стало потом, когда направления кончились и перестали совпадать с ГШ. Тогда поиск дороги происходил так: подъезжаем к кошу, на шум выходят жители или жительницы (как правило, русского тут уже не знают). Делаешь растерянное выражение тела, машешь так рукой неопределенно на запад и спрашиваешь «Уштаган?». А Уштаган это самый крупный поселок именно там куда нам и нужно. А в ответ также неопределенно и в том же направлении «Да, да, Уштаган!». Сперва мы радовались, о Уштаган все знают где это, значит правильно едем. Потом в мозг закралось сомнение, а может Уштаган это ругательство какое. Типа к нам в деревню немцы приедут и будут спрашивать какое-нибудь…. «эээ, бабка, в ..беня, это туда!»… Естественно, любой житель покажет, что это именно туда. Вот так мы и ехали, пока не провели эксперимент – «Уштаган?!» и показываем на север. Эксперимент провалился – «Уштаган, парни, это туда!» и рукой на запад.
Потом пришло озарение. Ведь для жителей пустыни Уштаган это так же далеко, как для нас, например, Воронеж. Попробуйте у прохожего, например, в Вологде спросить «А где Воронеж!» Уверен, что в ответ получите такое же указание рукой на юг «Воронеж там!». Так мы и ехали от коша и до коша. А других вариантов перемещения в силу специфики дорог там не существует. Или космоснимок с гугля или опрос языков. Иначе самая по вашему мнению наезженная дорога от этого коша может привести куда угодно, но только не туда куда вам нужно.
Хуже становится тогда когда спросить не у кого. Озик уже давно отказывается отвечать на вопросы и упрямо и тупо просто показывает, что ты едешь прямо по песку, а правильная дорога идет параллельно в полукилометре. Специально ездили искали, старых дорог или нет совсем или находятся в крайней стадии засыпания песком.
Ведь дорогами там пользуются только для перемещения между соседними кошами. И если кош по каким-то причинам снялся с места, то дорожка за сезон уходит под метровый слой песка.
Иногда ночевать приходилось прямо в барханах.
Всю ночь кто-то в двадцати метрах от лагеря взбрыкивал и топал копытами
А утром…..
Полутора суток нам хватило, чтобы найти-таки Уштаган. После дикости пустыни встретить кусок цивилизации очень и очень приятно и необычно. Есть главная улица, магазин, в котором очень долго смеялись над этим
и даже заправка.
А самое удивительное, это школа. В полнейшей разрухе двухэтажное кирпичное здание со стеклопакетами. Это жесть. Вот отсюда собственно и начинается поиск Алика. У Сергея есть прошлогодний трек, вот по нему и пойдем.
Очень часто в степи встречается удивительное изобретение инженеров – видимо, мы отстали от РК навсегда. В степи блютуз применяется не просто как игрушка, а как средство передачи электричества на большие расстояния.
Сначала заезжаем поклониться памяти Курмангазы – был такой великий писатель-музыкант там делаем тайничок,
потом на близлежайший Большой Бархан.
Это удивительный феномен природы – окруженная со всех сторон солончаком высится громада чистейшего песка высотой с пятиэтажный дом. Ну как можно не заехать на такое чудо. А на такое чудо и заехать не получается. Слишком крутые склоны. Слоник начинает усердно закапываться, ага, а выкапывать-то нам. И там же на солончаке шикарные фотографию
Вообще на солончаках надо остановиться поподробнее. Вот представьте, было тут когда-то море, окиян. А потом уровень воды в мировом окияне стал понижаться, суша слегка приподнялась, и остался от океана кусок воды называемый Каспием. Уровень воды продолжал уменьшаться и получилась гигантская котловина, бывшее дно, заполненное чистейшим песком. Это и есть Прикаспийская низменность, и Гармин сейчас показывает фантастические -30 метров над уровнем моря.
Шло время, грунтовые воды были очень близко к поверхности и иногда заполняли впадины между барханами. За один знойный сезон такие озерца начисто пересыхали оставляя тонкий слой соли.
А теперь все это умножаем на миллионы лет и получаем огромной толщины соляные купола, иногда открытые, на поверхности, а иногда и скрытые под песком или степью на колоссальных глубинах.
Вот на одном из таких солончаков и довелось нам отобедать Астраханским арбузом.
И даже немножко походить по воде.
Концентрация соли здесь настолько умопомрачительна, что напрочь убивает всякое желание попробовать проехать здесь на технике. Малейшие частицы соли мгновенно начинают разъедать металл, причем соли пофиг сталь это или хром или алюминий. Через несколько дней даже на литых дисках появятся волдыри. Так что тут геройствовать не надо, потихоньку объехали по краю и обратно на песочек.
Дальнейшие часы, проведенные в поисках Алика описывать бессмысленно. Из второй ведомой машины это выглядело так – ведущий едет, едет, развилка, едем левее, остановка, возвращаемся на развилку, правее, опять стоп, на развилку и едем прямо туда куда нет вообще никакой дороги. Но Серега упрямо твердит, что едет по треку, и год назад у него весь трек ложился четко в дороги. И тогда мы с Деном поняли, что поиск Алика это некий ритуал, который каждый первыйразпопавшийвпески джипер обязан пройти. А так как все ритуалы требуют нирваны, то мы очень быстро дошли до состояния измененного сознания, и тут Алика стало искать интересно, весело и захватывающе.
Поделюсь секретом – на втором уровне сумрака мы Алика нашли часа на два быстрее, чем остальная экспедиция… ну вы понимаете, о чем я. Где-то там, на втором уровне мы встретили и Сергея
и залихватски искали потом Алика вместе. А получившийся в результате трек можно теперь прочесть на карте Казахстана – он четко складывается в буквы …АЛИК.
Вечером, найдя по неким признакам, а именно спутниковая тарелка на сакле, жилище Алика и не найдя его самого, устраиваем помывочную рядышком с колодцем откуда пью воду верблюды и лошади.
Утром выйдя из сумрака к нам приезжает настоящий Алик. Обнимания, пожатия рук, дарение журнала и обязательное приглашение в гости – «заходите чай будем пить, бишбармак кушать!» Все-таки душевные там люди живут. Но вот печень свою очень жалко.
А вот следующая часть будет немного страшноватой…..
_________________
_____________________________________________
О том, как выйти за пределы смысла
www.there.ru