Путешествия, встречи :  Форумы на Geocaching.su Геокэшинг.RU
Обсуждение путешествий, походов, встреч геокэшеров. 
Re: Геоэкспедиция: По свету на кемпере во время чумы. Заполярная Норвегия
Пользователь: lega4 (IP)
Дата: 14 Ноябрь 2020 22:44

Часть 2.1 - южная Норвегия

## 12 августа (день 6)
Как же хорошо в обеденный перерыв плюхнуться в озеро, искупаться, а потом с новыми силами вернуться к работе! Никогда бы не подумал, что доживу до того момента, когда такое будет возможно при "обычной офисной работе". Но коронавирус все изменил, спасибо ему за это!

Сначала хотел ехать на запад, но потом увидел, что тут буквально 50 км до Хеддала и ставкирхи, где я не был, а еще есть отмеченная точка Gaustatoppen, куда было бы интересно сходить и не выглядит сложным хайк. Поэтому поехал на север. Остановился у какого-то красивенького озера N 59 15.033 E 009 3.556, хотел просто прогуляться... Но при остановке обнаружил, что задняя передача не включается. Попробовал и так и эдак, в какой-то момент что-то хрустнуло и рычаг как будто встал, теперь уже вообще никуда ничего не получалось переключать. Блин. Ну ладно, раз на улице такая красота, то пойду погуляю, все равно хотел погулять. Вечернее озеро, лес, свежий воздух, такая красота. Хотя это, конечно, другая Норвегия, в прошлый раз Норвегия была каменистой, влажной, водопадной и горной. А сейчас страна открывается с другой стороны - лесной и озерной. Кроме озера, обнаружил там кусты черники и брусники, да столько, что набрал себе в чашечку и сделал молочный коктейль (не перестаю радоваться тому, как же удобно, когда все свое под рукой, взял миксер, воткнул в розетку, налил молока, взбил - и все это с видом на озеро). После немецкой черники из супермаркетов настоящая, с куста, конечно, ни в какое сравнение не идет. Сочная, фиолетовая, чувствуется вкус, а не водянистые надутые ягоды из магазина. И брусники тоже, хоть в ведерко собирай, но я ограничился несколькими горстями в рот

Ладно, погуляли, и хватит, надо что-то делать. Завелся, потыкал рычаг передач - вроде прошло, задняя все еще не включалась, но хоть основные передачи вроде втыкались, поэтому аккуратно выкрутил руль и выехал передним ходом. Вечером еще погуглил, пишут, что такое характерно, если что-то с задней левой опорой двигателя, именно что проблемы с задней передачей, а также говорят, что из-за этого ход рычага становится неестественным и первая передача может ударять в панель - а у меня как раз так и происходит. Записал себе в список вещей, которые надо бы сделать по машине, когда доеду до сервиса, но вроде как до экстренных случаев, требующих немедленных действий, не дотягивает. Хотя, конечно, запомнил, что надо быть осторожным в тех местах, где будет нужна задняя передача. Попробовал несколько раз на ровном месте - через двойной выжим сцепления и аккуратное переключение вроде получается воткнуть, не всегда, но в целом вроде работает. Может даже посмотрю, если по дороге где-то сервис попадется, пишут, что цена вопроса буквально 50 евро за саму опору и установка. Не звучит слишком страшно даже если делать в Норвегии, но посмотрим, как пойдет.



Итак, доехал до Хеддала, где, хоть уже и пропустил закат, но все еще можно было красиво пофоткать ставкирху. Без людей, прохладно - идеально.
Для ночлега в очередной раз посмотрел на точки из park4night, одна была буквально в паре километров, поехал туда. Когда я уже подъезжал, навстречу по узкой дороге поехал какой-то местный мужик, который встал и потребовал развернуться, мол, частная территория, а не кемпинг. Но как я развернусь на узкой лесной дороге на 6-метровом кемпере, да к тому же с возможными проблемами с задней передачей, ну блин? Так и встали как два барана. Но я-то в кемпере, я и переночевать могу. В итоге через 10 минут он все-таки сдался и объехал меня по полю, ну а я поехал дальше. В конце этой тупиковой дороги была просторная гравийная стихийная парковка, собственно, и отмеченная в приложении. Поскольку я был уверен, что никаких запрещающих знаков не было, в Норвегии переночевать одну ночь всегда можно, и вообще, на улице уже темнело, то я просто развернулся и встал на ночлег.


## 13 августа (день 7)
Проснулся, убедился, что никого больше нет и тот мужик ничего не сделал, и решил свалить по-быстрому. Переехал на большую бесплатную парковку прямо у ставкирхи (но на ночь там стоять было нельзя), встал под солнышком и начал рабочий день с видом на ставкирху. Что-то заработался, поэтому вечером стартовал довольно поздно, доехал час до парковки у Gaustatoppen, она была платная, поэтому развернулся и отъехал 1.5км, где встал у дороги, собрал рюкзак, ботинки, и около 20:00 собрался выходить.

Стоило мне выйти из кемпера, как меня встретил мой любимый северный запах. Наслаждаясь северным горным воздухом, я потихоньку пошел в сторону начала тропы. Сначала хайк идет по типичному северному пейзажу с мелкими кустарниками и травами, где-то можно даже заметить овец. Но довольно быстро вид сменяется безжизненными камнями и так и продолжается почти до самой вершины. Вообще, хайк не особо сложный, 800 метров вверх на 4.8 километра расстояния. Нет каких-то крутых подъемов, просто спокойно идешь себе вверх и идешь. Вода есть в ручьях только в самом начале подъема, в 10-15 минутах от парковки. Выше уже только камни. Через почти 3 часа и 6.8 километров я был наверху. Хоть уже и темнело, но не настолько, чтобы нужен был фонарик, я успел подняться до темноты.

В хижине даже горел свет, но это была именно что хижина, более того, полностью забронированная (и забронированная местными на 2 недели вперед), однако, смотрящий за хижиной посоветовал мне зачетное место для палатки в 10 метрах от входа в хижину на ровном каменном плато, рядом с каменным столом и отпадным видом на долину. Ночью, конечно, вида почти не было (но были видны огни городка, все равно красиво), но в целом все очень классно. Быстренько поставил палатку, но не стал ничего кулинарить на ужин (хотя по пути наверх представлял, что поужинаю гречкой с тушенкой), ограничился чаем, орешками и вафелькой.


## 14 августа (день 8)


Сначала проснулся с будильником около 5:30 утра, хотел взглянуть на рассвет. Но, выглянув одним глазом из палатки, мне не очень захотелось вылезать - на улице было немного туманно, солнца особо не было, тент палатки был мокрый. Поэтому вернулся в теплый спальник досыпать еще пару часов. В 7:00 вылез из уже начавшей разогреваться палатки, порадовался красивому виду, сделал типичный походный завтрак из последнего пакетика американской быстрой овсянки, сложил сухие вещи и развесил сушиться на солнце мокрые, а сам пошел до, собственно, вершины. Ну, вроде там меньше 500 метров в одну сторону, за 15 минут дойду налегке, возьму только камеру и одну палку - ох, как же я был наивен. Но это я осознал только через минут 20, когда я обнаружил, что карабкаюсь по метровым камням, держась руками за еле заметные уступы и пытаюсь не оступиться на склоне. Я, конечно, добрался до вершины, но эти 500 метров заняли у меня налегке 45 минут в одну сторону. Обратно было проще, но все равно 45 минут. Сказать "будьте остророжны" - ничего не сказать. Честно говоря, там на этой вершине и делать-то особо нечего, все виды и так видны с двух смотровых площадок у хижины и сверху у башни. Только если вы безумный геокешер, имеет смысл туда лезть, а так - не рекомендую. И в 9 утра выдвинулся с рюкзаком вниз, навстречу начинающему припекать солнцу и навстречу просыпающимся туристам. На одной из фоток на смотровой было видно, что в хороший день тут чуть ли не очередью люди идут, но, видимо, из-за короны немного полегче - в основном местные, но все равно заметное количество, я бы не сказал, что "мало" людей. И это все еще утро буднего дня, а даже не выходной... Также заглянул в интересное строение, которое вечером было закрыто - это оказался "самый высокогорный туалет Норвегии" оО. Мол, воду поднимают из долины почти на 1500 метров вверх, и туда же спускают результаты деятельности посетителей заведения. Посмотрите, для чего мы используем современные технологии, sic! Но кроме туалета, там еще есть фуникулер, спрятанный в горе. И даже можно спуститься, только он спускается куда-то не к парковке. Я же спустился вниз пешком сам к 11 часам, пора бы и поработать. Переехал на стоянку пониже, где 4G ловил отлично, там и остался до вечера.

Вечером заехал на сервисную станцию около Rjukan, где в первый раз воспользовался шлангами и долил воды, заполнив бак и бутылки, а также слил совсем детское количество серой воды (что было ожидаемо, поскольку я мало чего сливаю в кемпер, так, помыть тарелки-ложки-стаканы да и только). Мысленно поблагодарил коллегу, который мне подарил его шланг - в комплекте с подаренным шлангом шла насадка на резьбовой кран меньшего диаметра, которой у меня не было, остался бы без воды иначе. А тут все на месте, удобно. И дальше проехал совсем немного до визитор-центра нацпарка, который оказался закрыт Но там был открытый вайфай, поэтому я там подвис на часок, скачивая всякие штуки, которые забыл скачать на ноут и которые требовали трафика. Здесь же начинался какой-то бабушко-трек (Oldemorstien), но уже темнело, парковка была платная, поэтому просто поехал дальше в поисках места ночлега. Нашлась большая парковка прямо вдоль дороги через пару километров, там и остановился.



## 15 августа (день 9)

Первый день отпуска, можно что-нибудь придумывать чуть побольше, чем на пару часов в день. Но сильно хайкать определенно не хочется - ноги дают о себе знать. Поэтому проехал мимо Falkenriset, и направился в сторону рекомендованной долины валунов Urdbouri. Чем это место примечательно - говорят, это крупнейшее из подобных мест в Европе. Абсолютно неприметное местечко, точнее, валуны-то, конечно, более чем приметные, но вообще ни людей, ни особых указателей. Только скромный указатель Torsvegen - путь Тора, типа. Ну пошли, Тор, посмотрим, где ты ходил. Трек довольно простой, хоть и проходит по камням, идти не в пример легче, чем два дня назад финальные шаги к Gaustatoppen. В общем-то, я шел в сандалях, более чем норм. Нашел тайничок у дороги, в конце трека немножко пособирал черники.

Дальше решил заехать в Eidsborg, где, оказывается, есть очередная ставкирха. Тут она, правда, небольшая, но, в общем-то, даже на контрасте с виденной пару дней назад ставкирохой в Хеддале, считающейся одной из самых больших, какой-то особой разницы не видно. А еще в этом недо-городочке есть отличный музей "скандинавской архитектуры" под открытым небом, можно побродить и позаглядывать в деревянные домики. В пару из них даже можно было зайти внутрь и заглянуть в комнаты. Сразу вспомнился запах дачи, тот самый запах старых деревянных домов в деревне. В общем, определенно стоит заглянуть, тем более, что больше в Eidsborg и смотреть-то нечего. Потупил в телефон до обеда, прикидывая, куда дальше ехать и что смотреть, проголодался, сварил макароны с сыром и немецкой баночкой болоньезе.

Ну и, завершая крюк, спустился вниз к Dalen, но остановился только у спрятанного подвесного моста неподалеку, в самом городке нигде гулять не стал. А до моста прошелся, я люблю подвесные мосты

Почти марш-броском поехал на запад по 134 дороге, остановился только у заправки (внезапно, разброс цен тут достаточно большой, в одних местах 15 крон за литр дизеля, а на заправке около Rauland и в большой придорожной Esso 11.5 крон) и в каком-то местечке, где меня привлекла надпись "пекарня" еще на пути в Eidsborg. Оказалось, в этой середине нигде есть едальня, где делают очень и очень неплохие бургеры (с сметанным соусом с ягодами!), имеется, собственно, пекарня (на печи, деревенская!) и, что я заметил, собираясь ехать дальше, туалет с душем. Без всяких табличек, просто туалет и душ. С горячей водой! Быстренько взял пакет с банными принадлежностями из кемпера и бегом вернулся, пока никто не заметил и не сказал что-нибудь вроде "тут платно", "только для гостей" или что-то подобное. Вышел новым человеком! Так и ехал на запад, пока не увидел какое-то озеро, красивые горы с большим количеством снега вокруг, ну там и встал, на часах было около 19. Снял велик, прокатился немного вокруг на двух колесах, в очередной раз порадовавшись, как же это удобно, когда велик всегда с тобой. Хоть интернет и ловил с трудом, решил выделить немного времени, чтобы написать отчет, сидя с видом на закат и озеро. Красота!

## 16 августа (День 10)

По-хорошему, на перекрестке с 520-й дорогой надо было повернуть на север, чтобы двигаться в направлении севера. Но сыграли две вещи - во-первых, 520 дорога мне очень понравилась в прошлый раз, а во-вторых, на южном конце появился новый тайник у Svandalsfossen, где, вроде, я в прошлый раз останавливался, но наверх не ходил. Да и отпуск, выходные, времени на дорогу хоть целый день. Поэтому с утречка поехал на юг по 520-й, попутно сделав небольшую остановку у очередной ставкирхи в Родале.

Конечно, сейчас 520-я открылась тоже с совершенно другой стороны. Я плохо помню, но вроде в прошлый раз погода была так себе, не особо видно что было, был туман. Сейчас же на небе ни облачка, солнце светит, видимость до горизонта. В некоторых местах проезжаешь прямо рядом со снегом, хотя тут всего около 1000 высота, интересно, а на Gaustatoppen было 1800+, но снега не было почти совсем. А тут достаточно много. И что еще более интересно - этот снег очень чистый, очень белый. Обычно ведь как, особенно у дорог - остатки зимнего снега покрываются грязью, пылью и чернеют. А тут прям белоснежный, если подойти вплотную, то, конечно, видно немного черной пыли, но все-таки намного меньше, чем обычно. Это из-за отсутствия туристов так что ли, любопытно. Немного погуляв вокруг памятника какому-то директору, поехал дальше, к водопаду.

Техническое отступление - дорога не широкая, поэтому с машинами разъезжаешься очень аккуратно, а с кемперами еще более аккуратно. Но, благо, уширений достаточно, поэтому проблем не возникло. Хотя допускаю, что если ехать здесь в сезон, когда больше туристов и (встречных) машин, то это будет очень утомительно, притормаживать и пропускать каждую.

Svandalsfossen. Кажется, мой первый "нормальный" водопад в эту поездку. И я ведь думал даже сначала не ходить вверх, ну чего, водопадик, ну ок. Но все-таки поднялся, а когда дошел до правильного места, то передо мной открылся водопад во всей красе - оказывается, тот "хвостик", который видно снизу, на самом деле всего лишь маленький кусочек водопада, а настоящая красота тут, наверху. Освежающая вода стекает несколькими шумными каскадами вниз, оставляя тысячи мелких брызг. Мощно, красиво, определенно стоит здесь остановиться и дойти, благо все прямо у дороги и идти совсем немного.

Сначала после водопада хотел просто развернуться и ехать на север. Но не давала покоя посеянная на форуме мысль о ледниковом озере с каяком. И хоть до него по прямой было не более 30 километров, даже отсюда гугл рисовал маршрут на 3 часа и чуть больше 100 км. Но что через север, что через западный фьорд маршрут был примерно одинаковый, и все еще оставалась возможность вернуться на основную 13-ю дорогу, поэтому решил исследовать новые земли. Не торопясь, доехал до небольшого городочка Skanevik, где должен был быть паром в Matre, откуда уже недалеко до озера Mosevatnet. Но паром ушел буквально 10 минут назад, а до следующего чуть больше часа, поэтому самое время побродить по причалу и поисследовать городок. А посмотреть там есть на что - небольшая тайская едальня, пара памятников и мемориальных табличек, мини-магазин, в котором есть все от мороженого и муки до краски и автомобильных кабелей. И все это чуть ли не на одной полке. Чуть было не купил кабель для батареи, который стоит дешевле, чем я брал в Германии, но вовремя осознал, что сейчас он мне не нужен, а в России, скорее всего, будет еще дешевле, чем в случайном магазине в Норвегии. А еще там есть сушилка, стиральная машина и вроде даже бесплатный душ, но в этот раз мне не актуально. В общем, все-в-одном.

И вот, погрузились на паром и поплыли дальше. Интересно, что ни при погрузке, ни при высадке никто не попросил ничего оплатить... Непонятно... Хотя сотрудник сфоткал мои номера, может, как-то почтой пришлют? Хитрая система. Или может паром бесплатный, но что-то мне с трудом в это верится. Когда ездил на своей машине из РФ, то обычно просто ходил человек с POS-терминалом по парому и платили прямо на месте. Еще понаблюдал с верхней палубы на другие кемперы, отметил, что большинство вообще без солнечных панелей, а у остальных стоит одна панелька и все. И ведь почти все кемперы сильно новее и современнее моего, явно у них там больше электрики, да и по размерам они обычно больше. Что-то я не понимаю, как можно без электричества ездить... Хотя, конечно, вроде значительная часть людей ездят перебежками от кемпинга к кемпингу, а в кемпингах присасываются к электричеству, но какой смысл вообще покупать кемпер, если останавливаться в кемпингах? Мне этого не понять.

Дорога к озеру Mosevatnet еще уже, чем 520-я, тут уже не разъехаться даже с машиной, а уширения встречаются нечасто. К счастью, за время доезда только один раз мне попался встречный кемпер, когда дорога шла в горку - я скатился вниз на пару сотен метров до предыдущего уширения, где смогли разъехаться. В остальных же местах пронесло. И особенно пронесло на финальном 20-градусном подъеме вверх к, собственно, озеру Mosevatnet - там абсолютно однополосная узенькая дорога с невероятно крутым подъемом и серпантином. И абсолютно никакой индикации встречного транспорта, страшно представить, что делать, если бы кто-то спускался навстречу. Но мне повезло, и я взлетел на самый верх. Хоть и на первой передаче, но кемпер втащил без особых проблем, движок тянет явно лучше чем китайский вэн из Чили. Только вот... Озеро, конечно, никуда не делось. Но вот никаких "каяков" обнаружено не было. Лишь тупиковая парковка, где уже стояли 3 машины, закрытый домик с переполненной урной и вид на ледник вдалеке. Эх, не судьба А я уже так настроился. Сразу вспомнилась поездка по востоку США, где мне тоже порекомендовали какую-то классную точку, ради которой я сделал 40-километровый крюк, а в 2 километрах от точки оказалось, что она на острове, куда можно добраться лишь на собственной лодке... Так и тут. А каяком или СУПом я (еще) не обзавелся, поэтому просто забрался пешочком на ближайшую вершинку, с которой можно посмотреть на окрестности. Там же неподалеку заложил последний контейнер в качестве геокешерского тайничка.

На ночлег встал на пикниковой придорожной стоянке в нескольких километрах от озера по обратной дороге, посмотрел на маленькое озеро рядом и лег спать.

## 17 августа (день 11)
Ну что ж, пора выбираться из этого дикого региона назад к цивилизации, Гугл рекомендует маршрут в сторону Одды, ну так и поехал туда. Проехал через десятикилометровый туннель, пробитый в горе, и вот, я у Одды. Но в этот раз задерживаться здесь не планирую, поэтому поехал дальше, следующая остановка у Верингфоссена. Хоть я там уже и был, но где-то на смотровой площадке остался невзятый тайничок, поэтому надо довзять. Нашел без особых проблем, записался в блокнотике, посмотрел на мощный водопад и красивую радугу. На мое удивление, на обрыве обнаружился относительно свежий (из нулевых) мемориальный камень некоему Михаилу Петровичу, который, судя по всему, оступился во время отпуска и уже не вернулся домой.

Вспомнил сегодня одну из особенностей Норвегии - количество туннелей и отношение к ним. Тут их очень много и, в отличие от РФ, дороги в туннелях не имеют какого-то особого статуса - хоть обгоняй, хоть что, даже круговые движения в туннелях делают.

Вечером доехал до Ундрендаля, небольшого городка на Нерой-фьорде, который примечателен не только своими видами, но также, внезапно, козами. Говорят, тут коз более чем в 5 раз больше, чем населения. Зашел в магазинчик попробовать особого козьего сыра и козьей колбасы. Коричневый сыр прям очень понравился, вкусный, необычный, тает во рту, очень рекомендую. Дорогой, конечно, но раз в жизни можно попробовать. Ну и на ночевку встал по дороге на север, где-то на 13-й горной дороге.

Перейти: 
Опции: ОтветитьЦитировать


Тема Просмотров Автор Дата
  Геоэкспедиция: По свету на кемпере во время чумы. Заполярная Норвегия 1070 lega4 14.11.2020 22:31
  Re: Геоэкспедиция: По свету на кемпере во время чумы. Заполярная Норвегия 302 lega4 14.11.2020 22:44
  Re: Геоэкспедиция: По свету на кемпере во время чумы. Заполярная Норвегия 319 lega4 14.11.2020 22:44
  Re: Геоэкспедиция: По свету на кемпере во время чумы. Заполярная Норвегия 275 pupanoid 16.11.2020 19:04
  Re: Геоэкспедиция: По свету на кемпере во время чумы. Заполярная Норвегия 268 November 16.11.2020 20:10
  Re: Геоэкспедиция: По свету на кемпере во время чумы. Заполярная Норвегия 269 lega4 17.11.2020 00:03
  Re: Геоэкспедиция: По свету на кемпере во время чумы. Заполярная Норвегия 322 mr_bo 19.11.2020 17:59


Активные пользователи

Гостей: 1