Северомуйский тоннель [VI/3409]

Восточный портал. Сверху проходит по эстакаде обход тоннеля.
Восточный портал. Сверху проходит по эстакаде обход тоннеля.
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Техноген
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Бурятия респ.
Муйский р-н
Ближайший нас.пункт
Северомуйск, Тоннельный
Оценки тайника[?]
Доступность: 3
Местность: 4
Рейтинг
4.75Рекомендаций: 3Нашли: 8
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Въездной знак со стороны перевала.
Въездной знак со стороны перевала.
Один из бывших шахтных стволов на перевале.
Один из бывших шахтных стволов на перевале.
Внизу слева - западный портал.
Внизу слева - западный портал.
Автор: Железнодорожник
Создан: 06.11.2007
Опубликован: 17.11.2007
(отредактирован: 18.11.2007)

Описание окружающей местности

Полетят в адрес наш телеграммы
На морозе сигнал пропоет
Завершая историю БАМа
Первый поезд к порталу придет

Пусть в истории след наш растает
Сердце легкая трогает грусть…
Мы России великой оставим
Имя звонкое – Северомуйск

Ю.Аникин


      Северомуйский тоннель называют золотой пряжкой БАМа. Строительство тоннеля в Ангараканской седловине Северомуйского хребта велось 26 лет, но именно с его открытием грандиозную стройку БАМа можно считать завершенной. Это самый длинный тоннель в России – 15343 м. и пятый в мире. Общая длина его выработок превышает 45 км: на всем протяжении параллельно основному тоннелю идет выработка меньшего диаметра – разведочно-транспортно-дренажная штольня (РТДШ).

      Северомуйский гигант построен в сложнейших инженерно-геологических условиях. Породы от скальных и многолетнемерзлых до абсолютно неустойчивых, многочисленные зоны активных разломов шириной от 5 до 900 м, водопритоки до нескольких сотен кубических метров в час с гидростатическим давлением до 34 атм, в том числе термальные, наличие плывунов в гранитах, перенапряженное состояние пород, а значит – «горные отстрелы». Сейсмичность этого района – 9-10 баллов. Дополнительные трудности создавали недостаточные данные геологической разведки, что требовало постоянной доработки проекта в процессе производства работ.
      Но другого более подходящего места для пересечения Северомуйского хребта железной дорогой просто не существует.

      28 мая 1977 года тоннельный отряд №18 начал проходку с западного портала. Через полгода к работе приступили и с восточной стороны. Позднее в трех местах над трассой будущего тоннеля были заложены вертикальные шахтные стволы, сильно облегчившие последующие работы.
      Сложные условия строительства, происходившие аварии, приводили к тому, что темпы строительства тоннеля были невысокими. После сбойки БАМа и открытия сквозного движения поездов (над тоннелем был построен высокогорный наземный обход, уклоны и изгибы которого, однако, сильно ограничивали вес поездов и их скорость), внимание страны к этой стройке ослабилось, средств стали выделять гораздо меньше.       В перестроечное время работы велись крайне медленно, и только 30 марта 2001 года бригадами В.Гаценко и В.Казеева была осуществлена сбойка тоннеля. При этом достигнута рекордная точность - различие между осями выработок составило 69 мм по горизонтали и 36 мм по вертикали, хотя до этой точки в глубине горы было пройдено более 15 километров. 21 декабря 2001 года по тоннелю прошел первый поезд, а 5 декабря 2003 г., после завершения всех отделочных и монтажных работ, тоннель был принят в постоянную эксплуатацию.

      Про Северомуйский тоннель говорят, что каждый его километр оплачен четырьмя жизнями. В нескольких авариях при строительстве, обусловленных в основном сложнейшими горно-геологическими условиями, погибло 57 человек. В 1979 году, в самом начале строительства, бригада проходчиков Владимира Кожемякина встретилась на западном участке с высоконапорным Ангараканским плывуном. Давление взорвало гранитный целик, и около ста тысяч кубометров воды с каменными обломками и песком хлынули в забой и промчались по простроенному участку, сметая все на своем пути. Почти два года устранялись последствия этой катастрофы, некоторое время даже боялись спускать в забой. В 1999 году, когда до сбойки оставалось всего 160 метров, произошел обвал обводненной породы. Участок тоннеля фактически пришлось строить заново.

      В 1990-е годы высказывались мнения, что из-за опасности обвалов по тоннелю никогда не пойдут пассажирские поезда. Но качество строительства и инженерный расчет оказались выше всех опасений. Тоннель признан безопасным в эксплуатации.

      Тоннельный комплекс – это не просто отверстие в горе, а сложнейшее инженерное сооружение. Системы сейсмического и радиационного контроля, связь, освещение. Шахтные стволы превратились в вентиляционные, микроклимат в тоннеле помогают поддерживать специальные ворота, открывающиеся перед каждым поездом и закрывающиеся за ним снова.
      Северомуйский тоннель сократил путь через Ангараканский перевал с 57 км до 23, а время в пути – с 120 до 25 минут. Теперь по всему БАМу возможно движение полновесных грузовых поездов – даже подъем на Муруринский перевал, высшую точку магистрали, имеет куда меньшие уклоны чем старый обход. Основной поток поездов идет по тоннелю, а обход оставлен лишь как запасная трасса.


При написании был использован ряд материалов книги «Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали: мост между прошлым и будущим России», М, 2005.

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

hank (15.11.2024 20:03:08)
Хм, я в 1987 году объезжал эти горы на Магирусе с пассажирским кунгом, в котором возили строителей тоннеля, он ещё не был сдан, и, проехавшись по БАМу с одной стороны (от Витима), пришлось пересаживаться :)
Угу, ностальгия...
Нострадамус (15.11.2024 17:44:37)
Такая ностальгия по этим метам. На машине ехали от Таксимо ещё в ноябре 2012 года. Как было давно. А ещё мой коллега по геодезии сам участвовал в постройке тоннеля.
Синяя Птица (24.07.2023 01:29:13)
Kesha&Ko (24.07.2023 00:21:21)
Jon45 (19.12.2020 08:43:03)
Romeo (18.08.2016 18:06:23)
Нострадамус (18.11.2012 15:34:46)
GRAFGPS (09.01.2012 16:40:37)
КЕПКА (05.01.2009 10:53:14)
ilance (28.09.2008 12:55:51)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.