Вокзальные истории. Саранск [MV/32510]

Вид на современный вокзал со стороны железнодорожных путей
Вид на современный вокзал со стороны железнодорожных путей
Тайник
Тип: Пошаговый виртуальный
Класс: Архитектурный
Исторический
Прогулка
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Мордовия респ.
Ближайший нас.пункт
Саранск
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 2
Паспорт тайника
Экспорт точки
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Снос старого вокзала. 2008 г.
Снос старого вокзала. 2008 г.
Железнодорожный вокзал станции Саранск. 1960 г.
Железнодорожный вокзал станции Саранск. 1960 г.
Первый железнодорожный вокзал станции Саранск. 1905 г.
Первый железнодорожный вокзал станции Саранск. 1905 г.
Автор: Волжанка
Создан: 15.11.2024
Опубликован: 20.11.2024
(отредактирован: 20.11.2024)

Описание окружающей местности

   Первый железнодорожный вокзал появился в Саранске в 1890х годах. В 1941 году построили  новое здание в стиле конструктивизма. Современный вокзал открыт в 2009 году и выдержан в традициях неоклассицизма.

История

    Железная дорога появилась в Саранске благодаря стараниям городского головы Дмитрия Ильича Кубанцева (1851–1892). Именно он добился того, чтобы линия строившейся Московско-Казанской железной дороги прошла через Саранск.

Строительство железной дороги и станции

   В сентябре 1891 года начались работы по возведению вокзала и железнодорожного полотна, а уже с декабря 1893 года движение поездов через станцию Саранск стало регулярным. В 1896 году через город проходило два поезда: ночной в 3 часа 44 минуты и вечерний в 18 часов 50 минут.

   Изначально предполагалось построить станцию в центре города в начале Базарной (современной Советской) улицы рядом с поймой реки Инсар. Однако места там было немного, к тому же территория подтапливалась весенними паводками. Строитель саранского участка инженер Ракинт предложил разместить вокзал и станцию в северной части города на большом участке земли, используемом тогда для пастбища, что и было и было принято в качестве решения. В 1890-е годы начальником станции был А. А. Корнеев, в 1906 году — Г. С. Проходцев. Штат станционных служащих состоял из 30 человек.

Первый вокзал

    Первый вокзал, построенный в 1890-х годах, был одноэтажным каменным сооружением с двумя деревянными крыльями по бокам. Через центральное здание имелся проход от привокзальной площади к небольшой пассажирской платформе. На площади постоянно дежурили легковые и ломовые извозчики. С 1905 года на станции начали работать два буфета для пассажиров.

    От первого железнодорожного вокзала ныне практически ничего не осталось. Он был разобран в 1970-е годы, простояв более 80 лет. Из первоначальных строений сохранилось только двухэтажное кирпичное здание, ныне обшитое сайдингом, — бывшая водонапорная башня.

Середина XX века: новый вокзал

    После образования Мордовской автономии и назначения Саранска ее столицей пассажиропоток в городе значительно вырос. К концу 1930-х годов с вокзала ежедневно отправлялось до полутора тысяч человек. Прежнее здание XIX века не было рассчитано на такое количество пассажиров. К тому же дореволюционный вокзал уже не соответствовал статусу «железнодорожных ворот» столицы социалистической Мордовии. Поэтому в Центральной мастерской Союзгипротранса был заказан проект нового вокзала. Его авторами стали архитекторы К.Г. Рагулин и И.А. Ревекин.

    Строительство нового вокзала шло с 1937 по 1941 год. Двухэтажное здание, простоявшее до 2006 года, было построено в стиле провинциального постконструктивизма. Оно имело традиционную симметричную планировку, в нишах фасада были установлены четыре бетонные скульптуры — красноармеец и колхозница, олицетворявшие советский народ, и рабочий и инженер, представляющие тружеников железных дорог.

    В январе 1963 года на привокзальной площади был установлен памятник покорителям стратосферы, погибшим в 1934 году на территории Мордовии — героям-стратонавтам Павлу Федосеенко, Андрею Васенко и Илье Усыскину.

   В 2008 году была проведена масштабная реконструкция железнодорожной станции, в ходе которой площадь комплекса увеличилась более чем в два раза.

Современное здание вокзала

     Третье по счету здание саранского железнодорожного вокзала, построенное по проекту архитектора Сергея Ходнева, было сдано в эксплуатацию в 2009 году. По своим размерам и монументальности новый вокзал может конкурировать с другими советскими постройками подобного типа. Он выдержан в традициях неоклассицизма, сочетающегося с постмодернизмом. Красный и белый цвета вокзала — отсылка к любимым цветам мордовского народа и традиционной мордовской вышивке красными нитками на белых рубахах.

Источник: https://xn--80aabjhkiabkj9b0amel2g.xn--p1ai/post/jeleznodorojnaya-stanciya-saranska-1537

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.