ГЭС-2, или городская электрическая станция № 2, являлась одной из старейших электростанций Москвы. Она была построена в 1904–1907 годах по проекту инженера Анатолия Башкирова на Болотной набережной.
Изначально ГЭС-2 называлась Трамвайной электростанцией: ее возвели на казённые средства, чтобы питать первые линии московского трамвая. Это была первая станция, построенная на средства городской казны. В 1922 году московские станции объединили в общую сеть МОГЭС: Трамвайная, которая обслуживала уже не только транспортную сеть, но и соседние районы. Название ГЭС-2 окончательно закрепилось после войны; буква Г в названии означала «городская».
ГЭС-2 строилась как традиционная теплоэлектростанция: к каждой из четырех труб было подключено по шесть паровых котлов, нагретый пар под высоким давлением приводил в движение турбогенераторы. Воду для охлаждения со скоростью 500 тысяч ведер в час качали из Водоотводного канала два установленных в подвале насоса (в их честь названа нынешняя Насосная). По кабелям, проложенным по дну Москвы-реки, трехфазный переменный ток 6600 вольт попадал на трамвайные подстанции, где трансформаторы превращали его в постоянный ток напряжением 600 вольт.
Сначала топливом для котлов служила нефть, поступавшая по трубам от хранилища у Симонова монастыря. Позднее котельная работала на дровах, торфе, мазуте, антраците и каменном угле, а в 1947 году была переведена на газ. Котлы, турбины и трансформаторы ГЭС-2 несколько раз заменяли на более мощные и современные, но с каждым разом модернизация давалась все сложнее: на станции не было места для крупных агрегатов, и к тому же их было сложно доставлять и монтировать. В 2016 году морально устаревшая ГЭС-2 была закрыта окончательно, а её функции переданы построенной рядом подстанции «Берсеневская».
Здание Трамвайной электростанции, достроенное в 1907 году — тогда же, когда и торговый дом «Мюр и Мерилиз» (нынешний ЦУМ), Саввинское подворье на Тверской улице и Дом Перцовой на Пречистенской набережной, — соответствовало принятым в то время идеалам прогресса и национального процветания: большие окна, свет сквозь крышу, украшения фасада в неорусском стиле.
Оформлением здания занимался архитектор Василий Башкиров, автор фасада Третьяковской галереи (1902–1904) и дома художника Виктора Васнецова (1893–1894). За оборудование отвечал инженер-электротехник Михаил Поливанов, руководивший развитием московской трамвайной сети, а за технические решения — Николай Сушкин. Фирме Бари, где работал архитектор Владимир Шухов, поручили изготовление металлического каркаса.
При всей нарядности фасадов архитектура Трамвайной электростанции отсылала не столько к фольклорным теремам, сколько к западноевропейской традиции: котельная в планировке напоминала средневековую трехнефную базилику, а торец со стороны Дома на набережной венчала изящная башенка с часами. В 1970-е годы башню снесли, потому что она якобы плохо смотрелась рядом с кинотеатром «Ударник», и восстановили уже для Дома культуры.
Несколько раз перестраивалось и само здание: исторические узорчатые трубы разобрали во время Второй мировой войны, а потом заменили более приземистыми металлическими, которых в разные годы было от четырех до шести. Огромные окна заделали. За сто лет вокруг станции выросло такое количество сараев, безликих подсобок и пристроек, что многие москвичи вообще не знали о существовании ГЭС-2, потому что никогда ее не видели. Все эти завалы были расчищены при реконструкции.
Вторая мировая война далась ГЭС-2 нелегко. В 1941 году трубы разобрали по кирпичику, чтобы по ним не могли ориентироваться немецкие наводчики. Большинство котлов демонтировали и отправили в эвакуацию за Урал. Оставшиеся постоянно барахлили. Из-за дефицита топлива, как и в годы послереволюционной разрухи, их приходилось топить подмосковным углем и дровами, которые привозили по специально проложенным трамвайным путям.
Станционные мастерские переориентировали на выпуск военной продукции, а многие работники (в общей сложности 278 человек с ГЭС-1 и ГЭС-2, которые были единым предприятием) ушли на фронт. 48 из них не вернулись. Оставшиеся в Москве работали в сложнейших условиях: дежурили в будках, сделанных из обрезков труб, а за стрелками приборов следили сквозь прорези. Несмотря на тщательно соблюдавшееся затемнение, в ГЭС-2 попало семь фугасных и 153 зажигательных бомбы. Правда, серьезного ущерба удалось избежать: сотрудники, караулившие на крыше, гасили «зажигалки» песком.
Сразу после войны ГЭС-2 начали восстанавливать и модернизировать: трубы вернули на место, заложенные во время бомбежек панорамные окна сочли недостаточно надежными и частично заделали, а к 1947 году одновременно с ГЭС-1 станцию перевели на газовое топливо.
После прекращения работы станции в 2006 году началась новая эпоха в истории ГЭС-2. В 2014 году здание было передано под управление фонда V-A-C, который поставил цель превратить старую электростанцию в современный культурный центр. Проект реконструкции был разработан знаменитым итальянским архитектором Ренцо Пиано — автором Центра Помпиду в Париже.
Архитектурные изменения: Ренцо Пиано поставил перед собой задачу сохранить исторический облик здания, но при этом сделать его современным и функциональным. Оригинальные кирпичные фасады были тщательно восстановлены. Архитектор вернул в здание свет. Последние десятилетия своей жизни оно хоть и вырабатывало электричество, но само становилось всё темнее. Ренцо Пьяно предложил разобрать завалы, освободить заложенные оконные проемы и сделать крышу прозрачной. Эта крыша не только визуально облегчает здание, но и пропускает естественный свет.
При этом архитектор старался максимально сохранить и даже восстановить исторические элементы: придуманные Владимиром Шуховым металлические фермы — новаторские, облегченные несущие конструкции для кровли, утраченную башенку в конторской части и даже калитку с молнией, исторической эмблемой Мосэнерго, отделяющую территорию станции от Дома на набережной.
Работы проходили в несколько этапов. Из станции вывезли десятки тысяч тонн металлолома. Часть оборудования отправили на реставрацию, чтобы позже установить в обновленном Доме культуры. Когда расчистка была завершена, ГЭС-2 впервые открыли для публики: в феврале 2017 года здесь прошел фестиваль «Геометрия настоящего».
Затем началось строительство, в ходе которого стены на несколько месяцев оказались буквально подвешены в воздухе: нужно было соорудить новый фундамент и подготовить почву для подземных выставочных залов — нынешней Насосной и соседних Галерей. Все лишние перегородки были убраны, наносные слои — расчищены, заложенные окна — разобраны, а исторические конструктивные элементы — бережно сохранены. Так бывшая электростанция превратилась в Дом культуры «ГЭС-2».
Благодаря реконструкции ГЭС-2 превратилась в пространство, открытое для экспериментов и впечатлений, место для творчества и культуры, где взамен электрической энергии вырабатывается энергия созидания. Именно поэтому в интерьерах Дома культуры преобладает нейтральный фон разных оттенков светло-серого, готовый принять любые формы искусства и оживающий при участии публики и художников.
В начале XX века, когда строилось здание Трамвайной электростанции, думать об окружающей среде было не принято. Кирпичные трубы выбрасывали в московское небо продукты горения нефти, торфа, дров и угля, а в реку выливалась отработанная вода, в которой расплывались пятна мазута. И даже после того, как станция перешла на более чистое топливо — природный газ, экологическая обстановка вокруг неё оставляла желать лучшего.
Здание Дома культуры «ГЭС-2», которое спроектировали Ренцо Пьяно и его коллеги из бюро RPBW, устроено по совершенно иным принципам. Здесь все специально придумано так, чтобы нанести как можно меньше вреда окружающей среде. На крыше здания установлены солнечные батареи. В инженерных системах — от вентиляции до освещения — используются технологии для экономии энергии. Дождевая вода поступает в санузлы и в систему орошения рощи, которая управляется с подземного пульта и дотягивается до каждого растения.
На смену закопченным кирпичным трубам ГЭС-2 пришли высокие металлические трубы синего цвета, которые выполняют совершенно противоположную функцию: они забирают чистый воздух с высоты 70 метров и подают его в здание, где после фильтрации он распределяется по всему пространству через воздуховоды, которые выглядят как уличные вентиляционные решетки.
В 2022 году Дом культуры «ГЭС-2» стал первым культурным учреждением в России, получившим престижный экологический сертификат LEED Gold. «ГЭС-2» заработал баллы за системы фильтрации стоков и сбора дождевой воды, парковки для велосипедов и электромобилей, установку солнечных батарей, использование сертифицированной древесины, переработку отходов строительства и многое другое. Можно сказать, что с точки зрения экологичности архитектуры это одно из самых современных зданий мира.
Одним из ключевых элементов реконструкции стало сохранение исторической атмосферы здания. Внутри центра можно увидеть элементы оригинального оборудования электростанции, которые были сохранены и интегрированы в интерьер.
Приступая к проекту Дома культуры «ГЭС-2», Ренцо Пьяно сразу сказал, что собирается изменить весь рельеф вокруг здания, потому что архитектуре нужен воздух. Так на склоне за Домом культуры появилась собственная роща, в которой растут 620 берез. Хотя она решает вполне практические задачи (заслоняет соседние промышленные постройки и служит прикрытием для парковки), основное предназначение рощи — «дарить красоту, которая иногда способна изменить мир».
Березы здесь не только обыгрывают русскую душу, но и служат архитектурным элементом. Графичные стволы рифмуются с ажурными конструкциями Проспекта и добавляют Дому культуры еще один зал под открытым небом, где можно устраивать выставки скульптуры и йога-классы, перформансы и детские занятия, концерты и лекции.
Вся остальная растительность вокруг «ГЭС-2» — тоже самая обычная, из средней полосы России: земляника, лопух, белокопытник, бадан, морозник, звездчатка. Для её полива частично используется дождевая и талая вода, собранная в роще и на крыше здания.
Подняться на склон можно по Тропе со стороны Патриаршего моста; там же есть проход на мост, совмещенный со Смотровой площадкой, откуда открывается вид на всю территорию Дома культуры. Если присмотреться, можно заметить, что здесь и там в Роще расставлены раскрашенные в разные цвета насосы, которые в своей прошлой жизни использовались в различных узлах электростанции.
ГЭС-2 теперь является уникальным примером синтеза индустриального прошлого и современного искусства, сочетая исторические и современные элементы. Сегодня «Дом культуры ГЭС-2» представляет собой одно из ведущих культурных пространств Москвы, предлагающее посетителям широкий спектр культурных мероприятий, от выставок и концертов до мастер-классов и театральных постановок.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: