«Замахнувшись на Вильяма нашего Шекспира», Юрий Деточкин и Максим Подберезовиков представляли «Гамлета» в легендарных мельниковских пространствах.
Стены зрительного зала клуба «Каучук» (ул. Плющиха, 64/6, стр. 1) уж точно помнят, как в 1966 году режиссер Эльдар Рязанов снимал здесь сцены «Берегись автомобиля».
В пережившем немало метаморфоз объекте культурного наследия регионального значения сейчас заканчиваются реставрационные работы. Под поздними обшивками специалисты обнаружили проём светового фонаря, оригинальные оконные рамы с фурнитурой, в фойе под бетоном — дощатые полы.
Константин Степанович Мельников, архитектор невероятно изобретательный, внес значительный вклад в разработку рожденной новыми социально-экономическими условиями типологии общественного здания, рабочего клуба.
Москва в 1920–1930-е годы переживала клубный бум, чему в немалой степени способствовало активное профсоюзное движение. Из десяти реализованных в Москве и области проектов рабочих клубов шесть принадлежат Мельникову, которому их приходилось строить одновременно. Все шесть клубов этого периода отличаются по форме, размеру и функциональности. Востребованный зодчий выполнял заказы отраслевых профсоюзов: Союза коммунальников, Союза кожевников, Союза химиков.
«При проектировании мною зданий для клубов я проводил тот основной принцип, что вся работа клуба должна проходить на глазах масс, совершенно открыто, а не в закрытых коробках — комнатах, базирующихся на ряд коридоров. Этого я достигаю устройством системы зал — и почти только зал — которые могут переключаться, выключаться, объединяться и т. п.», — писал новатор.
По замыслу Мельникова, клубная архитектура должна была обладать характерным лицом и среди прочих объектов выделять здание подобной функции.
Можно выделить две общих для всех клубных построек Мельникова черты: гибкая система залов, которая предполагала возможность объединения и разделения помещений мобильными перегородками и активное использование наружных лестниц, что позволяло сэкономить внутреннее пространство учреждений культуры.
Заказ на строительство клуба поступил архитектору от Профсоюза химиков (для этого профсоюза Мельников построит еще три клуба).
Компания «Каучук», занимавшаяся производством резиново-технических изделий, шин для велосипедов, экипажей, автомобилей, существовала в дореволюционной России. Правда, сперва именовалась Резиновой фабрикой братьев Фрейзингер «Руссия». С 1915 года выходцы из Австрии Фрейзингеры перенесли предприятие из Риги в Москву, расположив его в Хамовниках, на нынешней улице Усачева. И через два года оно стало заводом «Каучук».
Закладка здания рабочего клуба по проекту Константина Мельникова состоялась 1927 году, и клуб, соответственно, тогда получил название «Имени 10-летия Октября».
К слову, полукруглое клубное здание по заказу Профсоюза химиков Мельников проектировал в содружестве с гражданским инженером, специалистом по расчету деревянных конструкций Генрихом Георгиевичем Карлсеном (1894–1984). На композиционное угловое решение клуба немало повлияло положение участка — пересечение Плющихи и 2-го Труженикова переулка.
Но Мельников все же придумал, как выразительно представить здание, притом что его фасад приходится на острый угол территории застройки - углу была отдана самая широкая часть здания, приобретшая цилиндрическую форму с ленточным остеклением, напоминающую часть вращающегося механизма.
Центральная полукруглая часть здания симметрична относительно биссектрисы угла участка (здесь находится театральный зал). Со стороны переулка к центральной части примыкал компактный трехэтажный корпус кружковых помещений, а со стороны улицы – вытянутый одноэтажный физкультурный зал.
Заостренная же часть плана-лепестка «скрылась» во дворе. Ядро здания представлял трехъярусный амфитеатр на 720 мест. Зрительный зал как раз и расположился в цилиндрической части клуба. Выделяющемуся на фасаде одноэтажному объему была отведена роль входной зоны, совмещенной с кассами клуба.
Предполагалось, что плоская кровля вестибюля станет трибуной для митингов или выступлений по праздникам. Над третьим этажом шедевра конструктивистской мысли устроился балкон для зрителей.
На самый угол строительного участка перед клубом вынесен круглый вестибюль, опоясанный парадными наружными лестницами для выхода публики из зрительного зала. Это подчеркивает форму территории, на которой стоит клуб, и фиксирует линию симметрии основного объёма. Дерзкая гипотеза, но не позаимствовал ли Константин Степанович подобный прием в архитектуре храма Владимирской иконы Божией Матери, возведенного в 1789 году в усадьбе Быково то ли Баженовым, то ли Казаковым?
Противопожарные нормы тех лет требовали для внутренних лестниц (эвакуация из зрительного зала) очень большой кубатуры. Мельников нашел остроумный выход - он выпускал людей сразу на улицу, на внешние галереи и лестницы, а здесь действовали уже другие нормы. Именно этим объясняется появление знаменитых наружных лестниц, которые стали характерной чертой мельниковских клубов.
Идея Мельникова о трансформации внутреннего пространства, увы, так и не была реализована в клубе «Каучук». Прибегая к использованию горизонтального щита, архитектор планировал делить пространство зала по вертикали, что давало бы возможность увеличить количество аудиторий для проведения разного рода локальных мероприятий. Из партера щит должен был подниматься на высоту первого или второго балкона, отделяя верхнюю часть от нижней. Но тогдашняя инженерная отрасль не успевала за новаторскими предложениями Константина Мельникова.
К основному зданию был пристроен компактный объём, куда поместили спортивный зал.
В 1929 году, когда «Каучук» открывался, автор журнала «Строительство Москвы» разразился велеречивой рецензией:
«Фасадное решение клуба интересно и нестандартно. Основной приём — объемное решение с внесением рельефа в чередующихся кривых и прямых плоскостях, с небольшим намёком на попытку «пространственного» разворота архитектурного решения – путём выноса перед клубом круглого вестибюля и обработки его наружными лестницами…».
Глухие вертикали пилонов фасада контрастируют с блестящими поверхностями стекла. На первом этаже размещался кассовый вестибюль, плоская кровля которого использовалась как трибуна для митингов и праздников. На крыше здания оборудована терраса для летнего отдыха.
Также критики отмечали, что «Зрительный зал с верхним светом компактен и приятен по форме. Акустические достоинства зала весьма высоки, что отмечалось всеми театральными коллективами, выступавшими в клубе. Сцена, треугольная в плане, неудобна, затеснённость её вызывает затруднения в смене декораций, что сильно влияет на продолжительность антрактов». Авторы статьи положительно отметили оригинальные детали оформления зала, например, стальную винтовую лестницу. А вот удобство просмотра кинофильмов с боковых мест вызвало сомнение, впрочем, опровергнутое заведующим клуба, который заверил, что экран хорошо виден со всех зрительских мест.
Теснота в фойе и коридорах «исключает возможность использования современных достижений живописи и скульптуры. Архитектор обязан не забывать о художественном оформлении здания, пользуясь достижениями нашего изо-искусства - фреской, скульптурой», - писали в «Строительстве Москвы».
Авторы заметки словно предвидели, что при послевоенной реконструкции здания конструктивистский минимализм будет приукрашен элементами декора в стиле сталинского ампира - лепными украшениями балконов, капителями колонн. Световой фонарь в зале оказался перекрыт сплошной кровлей, а для освещения подвесили массивную хрустальную люстру. Вроде бы и живописные росписи появились на стенах, но визуальных подтверждений этому нет.
Судьбу произведения Мельникова, как, впрочем, и самого Мельникова, после десятилетия триумфа, обвиненного в формализме, сложно назвать счастливой и безоблачной.
«Каучук» успел побывать театром – с 1981 по 1984 годы здесь располагался московский театр «Сфера», кинотеатром, китайским рестораном «Золотой Дракон», арт-центром Академии российского искусства. В начале 1950-х годов модернистскому немногословию с его изогнутыми стенами, оштукатуренными мраморной крошкой, пытались придать характер дворца. Результат первого капитального ремонта здания — перенасыщение архитектурными излишествами, золоченая лепнина, росписи потолка.
Восемь лет бывший клуб завода «Каучук» находился на консервации, пока в 2022 году не стартовала долгожданная реставрация. Работа осложнялась отсутствием проектных чертежей и воссоздавать исторические интерьеры специалистам помогали многочисленные обнаруженные детали. Например, под поздними обшивками в потолке зрительного зала нашёлся проём светового фонаря, в интерьерах замечены несколько «родных» оконных и дверных рам с подлинной фурнитурой, а на фасадах - фрагменты декоративной каменной штукатурки. При этом от поздней лепнины полностью избавились.
Нынешний владелец здания, некогда рабочего клуба, и, хочется напомнить, кандидата на включение в список ЮНЕСКО, — Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова.
В декабре 2023 года новый Культурный центр Сеченовского Университета распахнул двери для студентов-медиков. Бывший физкультурный зал может использоваться для репетиций. Культурный центр станет главной площадкой для развития творческого потенциала студентов-сеченовцев. В двадцати студиях каждый может найти занятие по душе и раскрыть свои таланты: Академический хор, Студия эстрадного вокала, Фест-оркестр, Ансамбль бального танца, творческая мастерская «ПРЕДставление» не раз становились лауреатами фестивалей и известны за пределами университета, а молодёжный театр «На Пироговке» на новой сцене собирается перейти на профессиональные рельсы и стать репертуарным театром.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: