20 февраля 2020 года в целях увековечения подвига тружеников тыла во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов Государственная Дума РФ приняла закон «О почётном звании Российской Федерации «Город трудовой доблести». 26 февраля его одобрил Совет Федерации, а 1 марта подписал президент РФ Владимир Путин. Звание «Город трудовой доблести» присваивается указом президента Российской Федерации городу, жители которого внесли значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, обеспечив бесперебойное производство военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, располагавшихся на территории города, и проявив при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность. В городе, удостоенном почётного звания, устанавливается стела с изображением герба города и текстом указа Президента Российской Федерации о присвоении городу этого звания, а также проводятся публичные мероприятия и праздничные салюты 1 мая (Праздник Весны и Труда), 9 мая (День Победы), а также в День города. С 2020 года по настоящее время вышло пять указов о присвоении званий «Город трудовой доблести» – всего их удостоены 63 населённых пункта.
4 мая 2023 года в городе открыли мемориальную композицию «Казань – город трудовой доблести». После официальной части под песни военных лет рота Почётного караула Казанского танкового училища возложила к стеле гирлянду памяти, а участники церемонии возложили цветы. Также гости приняли участие в международной акции «Сад Памяти». В сквере высадили саженцы черёмухи и рябины. Теперь город украшает не только стела, но и обновлённый сквер. Композиция «Казань – город трудовой доблести» представляет собой стелу высотой 26 метров, что сопоставимо с восьмиэтажным домом, в окружении двух пилонов размером 9 и 13 метров. Стела облицована листами из нержавеющей стали, лицевые панели – с перфорацией и внутренней подсветкой в виде пламени. У основания стелы размещен Указ Президента РФ о присвоении городу Казани этого почётного звания, а в верхней части находится герб Казани. На пилонах: надпись на русском и татарском языках «Казань – город трудовой доблести» и исторические кадры, которые отражают подвиг тружеников казанских авиационных, химических, приборостроительных заводов, лёгкой промышленности, учреждений науки и здравоохранения во время Великой Отечественной войны. Материалы из своих фондов предоставили Казанский федеральный университет, Национальный музей РТ, Институт истории имени Ш. Марджани Академии наук РТ и Государственный архив РТ.
Казань в годы войны была одним из важных тыловых центров страны. На её предприятиях производилось более 600 наименований оружия, боеприпасов, снаряжения, была обеспечена бесперебойная поставка продукции на фронт для нужд Красной Армии.
В предвоенные годы Казань имела развитую промышленную инфраструктуру: в городе функционировало 139 предприятий, на которых трудились порядка 80 тысяч рабочих, инженеров и служащих. Перестройка промышленности Казани на военный лад была осуществлена в очень короткие сроки. Заводы и фабрики города, изменив номенклатуру и ассортимент выпускаемых изделий, практически сразу приступили к выполнению военных заказов. Эвакуация более 70 промышленных предприятий из центральных и западных регионов способствовала ещё большему наращиванию индустриальной мощи и оборонной промышленности страны. Сюда же были эвакуированы более 5000 сотрудников Академии наук СССР и 33 научных учреждения, которые по мере прибытия развёртывали активную работу по военной тематике и фундаментальным научным исследованиям.
Казань внесла колоссальный вклад в обеспечение техникой советские военно-воздушные силы. Каждый шестой боевой самолёт был выпущен в столице Татарстана. Среди них были знаменитые лёгкие ночные бипланы-бомбардировщики У-2 (в 1944 году их переименовали в По-2). Производил их эвакуированный из Ленинграда завод № 387, размещённый на территории бывшего завода № 169, который изготавливал детали к самолётам ЛАГГ-3 и И-15бис. Всего через две недели после эвакуации рабочие наладили производство У-2. В производстве были задействованы 1200 человек, из них почти 40% женщины (на 1 января 1942 года). Несмотря на трудности, завод ежегодно наращивал выпуск столь нужного фронту самолёта, который мог выполнять обязанности ночного бомбардировщика, санитарного, разведчика, связного, «школьной авиапарты» для будущих советских асов. И именно на них воевали легендарные «Ночные ведьмы» – 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный Таманский Краснознамённый и ордена Суворова полк. За годы войны в Казани выпустили свыше 11 тысяч таких бомбардировщиков. Выпускали в Казани и бомбардировщик Пе-2, долгое время составлявший основу фронтовой бомбардировочной авиации Красной армии. Спроектированный авиаконструктором Владимиром Петляковым, этот самолёт начали выпускать в конце 1940 года на Московском авиационном заводе имени С.П. Горбунова. Осенью 1941 года предприятие эвакуировали в Казань и разместили на территории авиазавода имени Г.К. Орджоникидзе. Два месяца потребовалось москвичам и казанцам, чтобы совместными усилиями возобновить выпуск самолётов. С 1941 по 1945 год на заводе № 22 было собрано 10 174 самолёта Пе-2 (93% от общего выпуска), в среднем – шесть машин ежесуточно. А всего этих бомбардировщиков Казанью было выпущено 11 427 единиц. «Пешка» стала одним из самых массовых боевых самолётов времён войны. Кроме них, казанцы выпускали и тяжёлые четырёхмоторные бомбардировщики дальнего действия Пе-8 – один из лучших самолётов времён Второй Мировой войны в этом классе.
В Казань и в посёлок Печищи эвакуировали 42 танка и броневика музейного хранения, а также оборудование и 338 человек персонала Научно-испытательного бронетанкового полигона, который находился в подмосковной Кубинке. Персонал НИБП во главе с И.В. Курчатовым улучшили конструкцию брони танков. Были проведены испытания танков и САУ более 30 образцов, а в танк Т-34 были внесены более 200 изменений и дополнений, что позволило сделать его одним из лучших танков Второй мировой войны. Более 170 аэросаней, бронеавтомобилей, мотоциклов, снегоходов, транспортных автомобилей были испытаны в 1942 году. В августе 1942 года на озере Кабан были проведены успешные испытания оборудования для танка Т-34ПХ (танк подводного хождения). В сентябре 1942 года прошли испытания брони немецких танков, что позволило выявить её конструктивные недостатки, определить наиболее уязвимые места и разработать эффективные способы борьбы с бронемашинами противника. В первые же дни войны из Киева в Казань была эвакуирована ремонтно-восстановительная база ремонтного завода № 8, которая разместилась там же, где и полигон. Предприятие занималось восстановлением трофейной бронетехники. Уже в 1943 году на танкоремонтном заводе были отремонтированы 356 трофейных бронемашин. За всё время войны завод № 8 отремонтировал более 600 трофейных танков, на которых после восстановления уже советские танкисты громили врага его же оружием.
Оптические приборы для ВВС и ВМФ, артиллерии, танков, снайперские винтовочные прицелы, фотоаппараты, бинокли, лупы выпускал Казанский завод № 237. На этом заводе во время войны была также запущена первая в СССР подвесная конвейерная линия по сборке биноклей, и за четыре военных года смогли собрать свыше 700 тысяч биноклей. Был испытан и внедрён новый образец танкового прицела со стабилизатором линии прицеливания для танка серии Т-34-76. За годы войны таких прицелов завод выпустил более 28 тысяч.
В начале войны Казанский пороховой завод, заложенный ещё при Екатерине II, оставался основным предприятием, бесперебойно производившим и поставлявшим на передовую порох. На базе завода в Особом техническом бюро (ОТБ-40 НКВД) был разработан порох к реактивным снарядам для секретной установки БМ-13 «Катюша». За военные годы завод отправил на передовую более 4 млрд зарядов для полевой и морской артиллерии, самолётного вооружения, винтовочных патронов, в том числе 1 млн зарядов – для «Катюш».
Все советские фронтовые кинооператоры и фотографы, вся отечественная аэроразведка пользовались продукцией Казанской фабрики кинопленки имени В.В. Куйбышева, с началом войны увеличившей объём производства в четыре раза. Эта фабрика производила новые виды рентгеновской и авиаплёнки, а также аэрофотобумаги.
Уникальную продукцию выпускал Казанский кетгутный завод. На единственном в стране предприятии изготавливался хирургический шовный материал – кетгутные нити. А специально организованный химический цех кетгутного завода выпускал различные препараты, необходимые для лечения и анестезии раненых бойцов. Было расширено производство перевязочных средств, увеличен выпуск мазей от обморожений и ожогов, препаратов для дезинфекции. В годы войны в Казани работали 45 госпиталей, в которых прошли курс лечения и реабилитации десятки тысяч бойцов и командиров Красной Армии. Из 334 тысяч раненых воинов, лечившихся в госпиталях ТАССР, около 207 тысяч (61,8%) были возвращены в строй.
Не менее самоотверженно трудились рабочие легкой промышленности, выпуская около 200 наименований вещевого снаряжения и обмундирования для бойцов Красной Армии. На таких предприятиях, как Меховой комбинат, Льнокомбинат, кожевенно-обувной комбинат «Спартак» и другие ежедневно выпускалась продукция, которой хватило бы, чтобы одеть полк и обуть дивизию. Всего за годы войны в городе изготовили 822 тысячи шинелей, 2,3 млн комплектов шаровар и гимнастерок, 8,2 млн комплектов нательного белья, 6 млн пар валенок, 5 млн пар армейских сапог, 4,4 млн шапок, а также другую продукцию.
Все эти миллионы сапог и шапок, как и тысячи самолётов, делались в первую очередь женскими и детскими руками. Как и в других тыловых городах Советского Союза, в Казани существенную часть рабочих составляли женщины и подростки, сменившие на предприятиях ушедших на фронт мужчин. Юным работникам станки были не по росту, но эта проблема решалась с помощью подставки. При этом за годы войны число стахановцев и ударников на заводах и фабриках Казани выросло с 27,6 тысяч до 46,1 тысячи человек, а количество фронтовых бригад – с 204 до 1642. Как вспоминала одна из знаменитых казанских тружениц, Герой Социалистического труда Евдокия Никитина: «Когда требовалось, люди совсем не покидали цехов, работали с короткими передышками по 18-20 часов кряду. Бывало – усталость валила с ног, засыпали тут же, у машин, а через два-три часа, поборов сон, поднимались, сменяли своих уставших подруг». Жители активно участвовали во всех формах движения помощи фронту: вносили средства в Фонд обороны, на вооружение Красной Армии. За 1942-1944 годы только на строительство танковых колонн «Советская Татария», «Колхозник Татарии» и авиаэскадрильи «Совет Татарстаны» (Советский Татарстан) из личных сбережений жителей республики поступило более 262 млн рублей.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: