В подмосковном Звенигороде работает первое и единственное в России Государственное автономное учреждение культуры Московской области «Культурный Центр имени Любови Орловой».
Название КЦ выбрано не случайно: н.а. СССР Любовь Петровна Орлова (1902 – 1975) родилась в Звенигороде и провела в этих местах детство, юность. Сегодня ГАУК МО «Культурный Центр имени Любови Орловой» ведёт большую культурно-просветительскую работу.
Любовь Орлова с детства занималась музыкой, потом училась хореографии и пению, брала уроки актерского мастерства. В фильмах она сама пела, танцевала и выполняла акробатические трюки. В кино и на сцене актриса сыграла всего несколько десятков ролей, но была очень популярна у советских зрителей — девушки Советского Союза даже одевались и причесывались под Орлову.
Актриса, которая умеет делать всё
Любовь Орлова родилась в дворянской семье. Еще в раннем возрасте у нее проявились способности к пению и танцам. На одном из домашних спектаклей Федор Шаляпин, восхищенный выступлением девочки, сказал, что она станет большой артисткой. Однако родители Орловой и думать не хотели о подобном варианте. Они мечтали, что дочь станет пианисткой, и в семь лет отдали ее в музыкальную школу. У музыкантов было много возможностей — и концертировать, и давать уроки, и аккомпанировать певцам.
«Когда семилетней меня привели на экзамен в Ярославское музыкальное училище, после двух или трех сыгранных мною пьесок меня с похвалой зачислили на первый курс. Но не было предела изумлению учительницы, когда в первый же день занятий она выяснила, что я не знаю ни одной ноты, что на экзамене я играла всё на память (так учила меня мама). Впрочем, нотная грамота далась легко и не задержала моей учебы», - Любовь Орлова.
В 1919 году Любовь Орлова поступила в Московскую консерваторию по классу фортепиано. Из-за тяжелого положения в годы Гражданской войны ей приходилось совмещать учебу с работой. Любовь Орлова устроилась тапером сразу в несколько московских кинотеатров и играла во время показов немых фильмов. Параллельно она преподавала музыку и танцы.
После третьего курса Орловой пришлось оставить консерваторию, потому что денег на жизнь все-таки не хватало. Однако вскоре она снова взялась за учёбу: поступила на хореографическое отделение Московского театрального техникума имени А.В. Луначарского, а в свободное время брала уроки танцев, вокала и актёрского мастерства. Любовь Орлова мечтала стать актрисой, которая умела бы делать всё и лучше всех, поэтому своим занятиям отдавалась самозабвенно.
В 1926 году Любовь Орлова прошла конкурс в труппу Музыкального театра под руководством В.И. Немировича-Данченко. Её приняли в хор, но вскоре режиссёры заметили, что молодая артистка хорошо танцует. Любовь Орлова стала выступать с танцевальными номерами.
«Когда мне дали роль Герсильи в оперетте «Дочь Анго», вся моя роль заключалась в словах: «Да, гражданка! Нет, гражданка! Слушаюсь, гражданка!» — это было первым большим событием в моей творческой жизни, потому что я получила право говорить на сцене. <…> Я пела и играла ещё целый ряд небольших ролей. Затем я приготовила большую партию Периколы в оперетте Оффенбаха. Это очень серьезная партия, где надо и петь, и говорить, и танцевать. После этого я почувствовала себя по-настоящему актрисой. И смелее стала присматриваться к другим ролям», - Любовь Орлова
Несмотря на занятость в Музыкальной студии — четыре спектакля в неделю и ежедневные репетиции, Любовь Орлова начала выступать на эстраде. Сначала это были отдельные вокальные номера, но затем она создала целую концертную программу, которую давала в кинотеатрах перед началом сеанса. Основу ее вокальных партий составляли произведения русских композиторов Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Чайковского.
«До чего хорошо играет эта девушка!»
Спектакли, репетиции, концерты — день Орловой был расписан по минутам. Но она мечтала ещё и о кино. Первые кинопробы были не очень удачными. Оператор сказал Любови Орловой, что путь в кино ей закрыт — из-за родинки на носу, которая «превратится на экране в автобус». Однако вскоре артистку пригласили на небольшую роль в картине Бориса Юрцева «Любовь Алёны». А через год она уже сыграла главную героиню в «Петербургской ночи» Григория Рошаля.
Орлова согласилась, но первые фотопробы к фильму оказались неудачными. Пропорции ее лица на фотографиях искажались: нос получался слишком большим, а щеки — впалыми. Артистку снимали снова и снова, выставляя и подбирая удачный ракурс. Наконец, фотографии понравились режиссеру, и Орлову утвердили на роль Анюты. На съёмках у Григория Александрова и молодой актрисы начался роман, а после окончания работы они сразу поженились.
В прокат картина «Веселые ребята» вышла только спустя два года, в 1934 году: цензоры не поддерживали новый жанр «музыкальной комедии». Григорий Александров вспоминал: «История создания моего первого комедийного фильма — это история преодоления множества непредвиденных препятствий, борьбы с противниками «легкого» киножанра, нескончаемых дискуссионных битв вокруг сценария, отнявших у нас, может быть, больше времени, чем съёмки картины». Однако, когда премьера все-таки состоялась, Иосиф Сталин сказал: «Я как будто месяц провел в отпуске», а Максим Горький отметил игру Орловой: «До чего хорошо играет эта девушка!».
С тех пор артистка долгие годы снималась только в фильмах Григория Александрова — «Цирк», ,«Волга-Волга», «Светлый путь»— и играла в них главные роли. Каждый новый сценарий режиссёр разрабатывал специально для Орловой. В его картинах раскрывались все таланты актрисы: актриса пела, танцевала, исполняла акробатические трюки.
«Её требовательное отношение к искусству стало для меня путеводной звездой. Ещё до того, как любой мой литературный или режиссёрский сценарий становился предметом обсуждения на художественных советах разных степеней и рангов, он получал пристрастную, требовательную оценку Орловой, которая никогда ни в чём не прощала мне измены вкусу, профессиональному мастерству», - Григорий Александров, отрывок из книги «Эпоха кино»
Именно александровские музыкальные комедии принесли актрисе всесоюзную славу. В моду вошли осветленные волосы, белые водолазки и обтягивающие юбки — все атрибуты образа советской кинозвезды.
«Творческое бесстрашие» Любови Орловой
Во время Великой Отечественной войны Любовь Орлова выступала с концертами на фронте. Как только закончилась война, артистка вернулась в кино. В своем первом послевоенном фильме — «Весна» Любовь Орлова сыграла женщин-двойников, сразу две главные роли. Как позднее вспоминала актриса: «Все это требовало особенно тщательных репетиций. <…> А если учесть ещё и то, что съёмка двойников должна быть выполнена с одного раза, то можно себе представить, какого огромного внимания и поистине снайперской точности требовала эта работа».
После «Весны» Любовь Орлова стала актрисой Государственного академического театра имени Моссовета. Здесь она дебютировала в роли Джесси Смит в спектакле «Русский вопрос» по пьесе Константина Симонова.
«Слава Орловой в кино так велика и прочна, что, казалось, актриса уже немыслима вне экрана. Но творческое бесстрашие привело к новому повороту в её биографии художника: она пришла на драматическую сцену, в среду опытных мастеров… и стала полноправной ведущей актрисой в этой труппе», - актёр Ростислав Плятт.
В Театре Моссовета Любовь Орлова служила с 1947 по 1975 год, однако за 28 лет она выступила всего в 6 спектаклях. И на съёмки в кино в те годы актрису почти не приглашали. В 1949 году она сыграла американскую шпионку в фильме Григория Александрова «Встреча на Эльбе». Но это была уже не главная роль также, как и в картине «Композитор Глинка» 1952 года. Последним фильмом Любови Орловой и Григория Александрова стал «Скворец и Лира» 1974 года.
Результатом работы, проделанной сотрудниками культурного центра им. Любови Орловой, является частично сформированная экспозиция, где представлены подлинные вещи, принадлежащие великой актрисе: сценические костюмы, в которых Орлова снималась в кино и участвовала в спектаклях театра им. Моссовета. Особый интерес вызывают у посетителей портреты Орловой, выполненные гуашью Г.Бортниковым, духовые инструменты, предположительно использовавшиеся в съёмках фильма «Весёлые ребята». Вниманию гостей также предлагается обширная фотогалерея, а в демонстрационном зале осуществляется показ кинофильмов с участием Л.Орловой и слайдов, иллюстрирующих разные периоды её жизни и творчества.
Вас ждет увлекательный рассказ о жизни и творчестве знаменитой актрисы, феномен которой до сих пор не разгадан, интересная экспозиция ее детских фотографий и личных вещей. Красивый интерьер, веселые мелодии Дунаевского, просмотр фрагментов из самых знаменитых фильмов Г.Александрова и Л.Орловой поднимут Вам настроение и не оставят равнодушными!
А знаете ли вы, что:
Мама Любы, Евгения Николаевна (в девичестве Сухотина) особенно гордилась родством с Толстыми, а одной из фамильных реликвий считалась книга «Кавказский пленник» с посвящением автора Любочке. Но в судьбе девочки больше участия принимал отнюдь не Лев Николаевич, а знаменитый бас Федор Шаляпин. Говорят, именно он разглядел у Любаши, которая дружила с его детьми по гимназии, настоящий талант.
«Силами» Федора и Любы почили в бозе две роскошных вазы в особняке певца на Новинском бульваре. Маленькая егоза чувствовала себя там как дома и однажды вдребезги разбила одну из дорогих парных ваз, привезенных Шаляпиным из-за границы. Она, не поддаваясь на уговоры перестать, рыдала до тех пор, пока Федор не взял в руки вторую и не грохнул ее об пол со словами: «Теперь мы с тобой одинаково виноваты!»
С каждым фильмом актриса выглядела… всё моложе! Возраст Орловой был одной из тех загадок, разгадать которую пытался, кажется, весь Советский союз. Даже Ильф и Петров донимали артистку расспросами: «Скажи, сколько тебе лет?»
«Маленькая собачка до старости щенок!» — ответила им Любовь, которая всегда отчетливо понимала, что молодость и красота требуют жертв и тщательно следила за собой, выбирала вместе с мужем самые выгодные ракурсы для съёмки, делала пластику и… показала язык. Эта тайна не волновала разве что Раневскую. Фаина Георгиевна лишь сокрушалась, что в отличие от подруги не успела вовремя подсуетиться и изменить дату рождения в паспорте…
Впрочем, было бы несправедливо сказать, что любимая актриса товарища Сталина думала только о внешности. На самом деле она приносила себя в жертву не только красоте, но и искусству. Любовь весьма серьёзно готовилась к своим ролям. Когда ей досталась роль Золушки — Тани (кинокартина «Светлый путь»), работающей за ткацким станком, о дублёрше речи не было.
«Я успешно сдала техминимум и получила квалификацию ткачихи. В сумке я всегда носила моток ниток, как другие женщины носят вязанье. Я вязала ткацкие узлы везде и всюду. Ткацкими узлами я перевязала дома бахрому скатертей, полотенец, занавесей», — вспоминала потом актриса.
Не обошлось и без сложностей, несмотря на то что Орлову обучала тонкостям мастерства её знаменитая тезка — ткачиха. Любовь пыталась вытянуть нитку из челнока «легким вздутием губ», но вдохнула слишком глубоко, так что её пришлось потом «долго и мучительно» извлекать из дыхательного тракта.
Знаменитый номер на пушке в картине «Цирк» был снят с одного дубля — стеклянная площадка, закрывающая дуло, нагрелась от слишком мощного прожектора. После искромётного танца Орлова, согласно сценарию, присела на край, допела куплет до конца и… была госпитализирована с ожогами третьей степени.
Орлова никогда, ни при каких обстоятельствах, не оказывалась в эпицентре каких-либо слухов или скандалов. И лишь однажды из этого правила было сделано исключение — когда газета «пропесочила» артистку за жадность и желание получать слишком высокие гонорары (а она всего лишь пыталась заработать достаточно денег, чтобы отстроить дачу во Внуково).
Любовь умела и любила шить, обожала стильные вещи и всегда фанатично следила за модой. Известен случай, как она, прилетев в Париж, дважды меняла длину своей юбки — то удлиняла, то укорачивала, чтобы попасть в тренд и выглядеть как настоящая француженка. Фаина Раневская подшучивала над подругой, что моль не может съесть туалеты в гардеробе Орловой, потому что моли там просто негде поместиться — так там все забито одеждой. Справедливости ради заметим, что актриса каждый день занималась у станка и регулярно примеряла свой «контрольный» поясок длиной 43 сантиметра. Согласитесь, что с такими параметрами можно было себе позволить любые модные капризы!
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: