Автор: макс и сцветка
Создан: 25.09.2022
Опубликован: 28.09.2022
(отредактирован: 01.10.2022)
Описание окружающей местности
В радищевском произведении, в главе о Вышнем Волочке герой, глядя на край, который он проезжал, сначала обрадовался его процветанию. Но вскоре осознал, что это благополучие достигнуто за счёт рабского, крепостного труда — жестокого, бесчеловечного. Крестьяне находятся в бедственном положении и вынуждены работать, не покладая рук. Тут рассказчик вспомнил историю об одном помещике. Его деревня была одной из лучших по показателям земледелия. Однако такой результат был достигнут с помощью ужаснейшего отношения к крепостным. Такой помещик не достоин звания гражданина. И имение его — вовсе не гордость, а яркий обличитель проблем государства, в котором процветает ещё крепостное право. Главная улица старого Волочка - Ванчакова линия. Её название тоже напоминает о Петербурге. Пётр планировал прорезать Васильевский остров каналами, а улицы на берегах каналов назвал линиями. От каналов пришлось отказаться, но названия «линия» с номером сохранились. Линия – это улица, на которой дома стоят только с одной стороны проезжей части. На Ванчаковой линии дома стоят только с северной стороны, а на южной стороне расположен сначала Венециановский сквер, а потом Цнинский канал (опять аналогия с Петербургом!). По Ванчаковой линии в XVIII веке проходила дорога из Петербурга в Москву.
1. N 57° 35.931' E 34° 33.766' Станция Вышний Волочёк появилась в августе 1851 года между узловыми станциями Бологое Московское и Лихославль. Раньше строили в основном типовые станции, которые различались убранством, размерами, водонапорными башнями и дополнительными постройками. Участок Вышний Волочёк – Тверь был открыт одним из первых на строительстве железной дороги между Петербургом и Москвой, которую строили по указу Николая I от 1842 г. В 1849 году строительство этого участка возглавил инженер корпуса путей сообщения, капитан Миклуха, отец известного путешественника Миклухо-Маклая. Здесь по его инициативе впервые в мировой практике устроили живую изгородь из елей для защиты пути от снежных заносов. Деревья высадили по 4 тысячи на 1 км на протяжённости 52 км. Позднее стали применять деревянные щиты. Сочетание живой изгороди и щитов обеспечивало нормальную эксплуатацию дороги в зимний период. Строили дорогу простые рабочие в основном из крепостных крестьян. Подрядчики нанимали их как в близлежащих деревнях, так и в отдалённых губерниях. При этом контракты заключались не с крестьянами, а с их хозяевами помещиками. Аванс за работы почти полностью получал помещик. Подрядчики были заинтересованы максимально использовать нанятых работников, поэтому они насильно заключали их в артели. Рабочие в артелях были связаны круговой порукой. Если член артели не выполнил дневное задание, заболел или не вышел на работу по иной причине, то в этот день со всех членов артели снимали часть дневного заработка. Если по погодным условиям работы не могли производиться, то в этот день рабочих не кормили и не платили денег. Жили строители дороги в землянках, шалашах, палатках, реже в деревянных бараках. Тяжёлый труд, плохое питание, отсутствие элементарных бытовых условий приводили к массовым заболеваниям, в том числе тифом и холерой. Например, по донесению 2-го полицейского отделения дороги, с 1 июля по 1 ноября 1844 г. число больных у двух подрядчиков составило 4894 человека. За время строительства дороги умерло несколько десятков тысяч человек. В 4 часа утра 18 августа 1851 г. из Петербурга по железной дороге вышел первый императорский поезд. В составе следовали салон - вагоны, опочивальня, свитские вагоны, столовая, кухня. Все вагоны сообщались между собой крытыми переходами. На станции Вышний Волочёк царь зашёл внутрь пассажирского дома. Осматривая зал и царскую комнату, он попросил сопровождавших его инженеров показать ему электромагнетический телеграф. В небольшом отделении телеграфа Николай I наблюдал, как бежала лента по приёмному аппарату. «А что бы спросить? Узнайте, пожалуй, какая в Петербурге погода сегодня?«- произнёс император. Ответ ожидался не скоро… Вокзал Вышнего Волочка это единственный из крупных вокзалов Николаевской железной дороги, построенный по индивидуальному проекту. Строился на частные средства, вокзал сооружён на месте первоначальных деревянных и каменных строений вокзала середины XIX века в связи с возросшим значением города и станции в конце XIX в. Первоначальный вокзал, здание со стороны города, к 1886 году было «чрезвычайно тесным, так что в нём нет помещения даже для буфета. От тесноты здание всё грязно и имеет дурной вид». В здании имелась комната для отдыха царской семьи. Кто является архитектором здания? Предположительно, как считают некоторые специалисты, Н.Л. Бенуа. Исполнение близко к его стилю работы. Двухэтажные здания из красного кирпича, соединены внутренним закрытым металлическим перекидным переходом с одного здания в другое. Вокзал испытал мало перестроек и реконструкций в советское время, в ходе которых он лишь утратил отдельные детали, не меняясь в главных частях. В интерьерах сохранились первоначальные полы из метлахской плитки, частично – светильники и оригинальные чугунные лестницы с заклёпками и деталями.
2. N 57° 35.084' E 34° 33.577' Екатерина II бывала в Вышнем Волочке неоднократно. Она останавливалась в Путевом дворце, который сохранился до настоящего времени. В 1770 году по распоряжению Екатерины Великой Вышний Волочёк получил статус города. Как заметила императрица, «Вышний Волочек – это такое селение, которое через имеющие близ него шлюзы и через великий проход судов пользу великую Российской коммерции приносит». Также по её распоряжению берега реки Цна и Цнинского канала в 1786 году одели в гранит. Монумент был установлен 19 сентября 2007 года. Автор - Ю.В. Злотя. Материал - бронза.
3. N 57° 34.957' E 34° 33.494' Часовня-памятник отцам-основателям и архитекторам города. Памятник включает в себя поминальную часовню нач. XX в., жернова - символ "жерновов истории", каменные столбы XIX в. от мостов Петербурго-Московской дороги и таблички с именами архитекторов Вышнего Волочка XVIII-XIX вв. и выдержкой из Указа Императрицы Екатерины II "Об устройстве вновь учреждаемых городов" от 2 апреля 1772 г. с положением о Вышневолоцком гербе.Место памятника выбрано не случайно - здесь до 1935 г. стоял летний Казанский собор, где 1 июля 1772 г. Вышний Волочек был провозглашен городом. Новгородский губернатор Яков Ефимович Сиверс огласил Указ Екатерины II, выдержка из которого выбита на памятнике, и принял присягу от вышневолочан.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: