Дома 79 и 81 по набережной Фонтанки построены с отступом от красной линии. В результате перед ними возникла прямоугольная площадь. Создание двух площадей на Фонтанке при пересечении ее с Адмиралтейской перспективой (Гороховой улицей) было предусмотрено еще в 1769 году А.В. Квасовым, который был главным архитектором Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга. Большой участок от Фонтанки до Садовой улицы в середине XVIII века принадлежал крупнейшему российскому промышленнику Савве Яковлевичу Яковлеву. На одном из углов этого участка в 1780-х годах он заложил дом, получивший впоследствии номер 57 по Гороховой улице.
Здание построено в стиле классицизм. Архитектор остался неизвестен. Небольшой трехэтажный дом выглядит монументальным благодаря восьмиколонному портику на главном фасаде. В конце 1820-х годов дом превращается в доходный.
В 1856 году по проекту Евгения Ипполитовича Ферри де Пиньи была пробита дверь на месте окна фасада вдоль Гороховой. И в том же году он (по другим данным архитектор Егор Иванович Винтергальтер) построил в угловой части здания, где соединяются корпус по Фонтанке с корпусом по Гороховой улице, круглую лестницу ("ротонду") с верхним освещением, ставшую особой приметой этого здания. Вход на лестницу ведет со двора, где на первом этаже расположен вестибюль с шестью свободно стоящими колоннами. По стенам, плавно огибая ротонду, идёт чугунная лестница с выходами на второй и третий этажи.
В дальнейшем дом почти не перестраивался: поменялся размер окон на первом этаже, появились чугунный зонтик на фасаде и ограждение.
Последним владельцем «дома с ротондой» перед революцией становится Александр Фаддеевич Евментьев. Купленный на Фонтанке дом намечено было снести и на его месте возвести новый, более крупный доходный дом, а также предполагалось максимально использовать двор, построив там несколько корпусов. К счастью, проект несколько раз возвращали на доработку. Время шло, когда проект все же был подписан, началась Первая мировая война, и строительство пришлось отложить.
В доме постоянно содержались увеселительные заведения: танцевальные залы, варьете, различного рода питейные заведения (буфет, трактир с крепкими напитками, ренсковый погреб, портерная). После революции злачные заведения закрылись, а анфилады комнат были превращены в коммунальные квартиры. В 1948 году был произведён реставрационный ремонт, в ходе которого дому был возвращён его первоначальный облик.
Легенды и факты
Ротонда всегда привлекала своей необычностью, архитектурными странностями.
Ни со двора, ни с улицы нельзя угадать, что в подъезде дома прячется такое сооружение: купол его надежно скрыт под высоким чердачным этажом.
Вокруг колонн поднимаются две металлические винтовые лестницы. Но почему-то одна из них не ведет никуда и заканчивается небольшой площадкой на уровне второго этажа, где вообще нет квартир. Сейчас там стена для записок с пожеланиями.
На полу в центре площадки между колоннами есть крышка люка, который тоже никуда не ведет – ход, видимо, все же существовавший в прошлом, залит бетоном.
В помещении необычная акустика. Если шепнуть что-нибудь, стоя лицом к стене, то фраза не только будет слышна всем присутствующим, но и, облетев всю Ротонду, вернется к своему хозяину: покажется, что кто-то шепчет на ухо твои же собственные слова.
XVIII–XIX веках место пользовалось дурной славой. По одной из версий дом принадлежал графу Зубову, который устраивал в Ротонде собрания членов тайной масонской ложи. У подножия лестницы находится небольшая дверь, ведущая в подвал, в котором якобы новообращенные братья проходили обряд посвящения. Также рассказывают, что в Петербурге есть еще пять таких Ротонд, расположенных на равноудаленном расстоянии от этой, при этом общий план их расположения образует правильный пятиугольник (пентаграмму) – оккультный символ сатанистов. Шестая Ротонда – на Гороховой – является центром пентаграммы и ключевым местом для совершения дьявольских обрядов и жертвоприношений.
В последствие различные эзотерические и спиритические сообщества продолжили здесь свою деятельность, что подтверждают оккультные знаки, исчезнувшие лишь недавно в ходе ремонта.
Известно, что Ротонда была любимым местом Распутина. А в чуть более позднее время её связывали с именем знаменитого налётчика Лёньки Пантелеева, который спрятал где-то здесь свой хабар.
Новая жизнь Ротонды началась в 70–80-х годах XX века, когда она стала местом «тусовок» различных неформальных молодежных групп. Сначала здесь собирались хиппи, затем завсегдатаями стали сливки рок-н-рольной элиты Питера. Побывали здесь и Кинчев, и Цой, и Бутусов. Бесконечные столпотворения, сигаретный дым, песни под аккомпанемент гитары, бутылки с пивом и более крепкими напитками, передаваемые по кругу, и стены, исписанные вдоль и поперек самыми разнообразными желаниями. Согласно поверью, Ротонда исполняет все желания, если запечатлеть их на ее стенах и колоннах.
Помимо исполнения желаний с Ротондой связано немало примет и мифов. Якобы, спустившись ночью в подвал, можно постареть за несколько часов на пятьдесят лет, сойти с ума или вовсе не вернуться. А если прийти в полночь, то можно повстречать Князя Тьмы, навещающего иногда спящий город, и он исполнит любое желание счастливчика. Правда, последствия такого исполнения могут быть непредсказуемыми. Недаром долгое время на куполе висело предостережение словами из «Божественной комедии» Данте: «Оставь надежду всяк сюда входящий».
Считается, что если подниматься по лестнице с закрытыми глазами, то никогда не дойдёшь до конца. А если всё же удастся, то откроется портал в четвёртое измерение.
Знатоки могут указать особую ступеньку лестницы, сидя на которой в определенном положении, можно увидеть тень от седьмой невидимой колонны. Также, говорят, прямо под лестницей есть подземный ход, ведущий к Витебскому вокзалу.
Неповторимая атмосфера романтики и творческого подъема давно канула в лету, все надписи на стенах закрасили, на дверь поставили домофон. Но даже сейчас при особом желании можно почувствовать мистическую атмосферу этого места и, возможно, поверить в самые удивительные легенды Ротонды.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: