Слово «фолли» позаимствовано в русском языке из английского (folly) или французского (folie), где оно, помимо таких значений как «глупость, дурь, вздор, безрассудство», имеет ещё и другое – «причуда, прихоть, каприз». Вот именно в таком значение оно и используется в архитектуре и ландшафтном дизайне. То есть фолли – это небольшое здание или иной архитектурный объект, применяемый обычно в дворцовых и парковых ансамблях, а также в современной городской среде. Обычно это забавное, необычное или экстравагантное здание, либо здание, предназначенное для иных нужд, нежели те, на которые указывают его конструкция или внешний вид.
Здания-фолли можно встретить в самых разных странах и уголках мира. Например, известнейшее Ласточкино гнездо в Крыму – типичное фолли. Раштонская треугольная сторожка, больше похожая на замок, в графстве Нортгемптоншир в Туманном Альбионе – тоже фолли. Дом-ананас в Шотландии, танцующий дом в Праге, перевёрнутый дом» в посёлке Шимбарк в Польше, дом-корзина в США, в городе Ньюарк, дома в форме скрипки и рояля в китайском городе Хуйнань и, конечно же, удивительные дома испанского архитектора Антонио Гауди и многое другое – всё это тоже примеры фолли.
У нас в игре есть несколько тайников, посвящённых фолли в Москве и Подмосковье:
Я предлагаю вашему вниманию ещё один дом-фолли в Москве – это дом-паровоз напротив выхода из метро «Красные ворота». Его координаты даны в заголовке тайника. Он хорошо просматривается как со стороны Новой Басманной улицы, так и со стороны Садовой-Черногрязской. Большое серое здание с высокой башней на углу. Правда, похоже на паровоз? И башня эта, как паровозная труба. Огромный мощный паровоз! И это совсем неспроста и неслучайно. С 1919 года в этом здании располагался Народный комиссариат путей сообщения (НКПС).
Рассматривая дом-паровоз, вы, наверное, и представить себе не можете, какую давнюю и удивительную историю он хранит. Упоминание о нём есть даже в бессмертном произведении Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев»:
«Подле реставрированных тщанием Главнауки Красных ворот расположились заляпанные известкой маляры со своими саженными кистями, плотники с пилами, штукатуры и каменщики. Они плотно облепили угол Садово-Спасской. – Запасный дворец, – заметил Ипполит Матвеевич, глядя на длинное белое с зеленым здание по Новой Басманной. – Работал я и в этом дворце, – сказал Остап, – он, кстати, не дворец, а НКПС. Там служащие, вероятно, до сих пор носят эмалевые нагрудные знаки, которые я изобрёл и распространял».
Читая бестселлер двух блестящих советских сатириков, вы, наверное, никогда не задумывались, почему Ипполит Матвеевич называет это здание дворцом. Сейчас я постараюсь в довольно сжатой форме вам этот вопрос прояснить. В XVII веке в этой части города располагался Государев житный двор. В 1753–1759 годах по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны двор был перестроен и назван Запасным. Здесь занимались заготовкой и хранением продовольствия для поставки на царский двор. Здесь же размещалась Дворцовая канцелярия, которая, помимо своих функций по заготовке продуктов для императорского двора и покупке новых имений, ведала ещё и эксплуатацией императорских дворцов.
Запасный двор, построенный в стиле барокко по проекту архитектора Ивана Яковлева при участии Дмитрия Ухтомского, был очень красив, поэтому его и переименовали в Запасный дворец. В центре возвышался большой купол с крестом, возведённый над внутренней церковью. Чтобы всем было понятно, что Запасный дворец имеет прямое отношение к царской семье и Российскому государству, на его фасаде установили барельеф двуглавого орла.
Во время Отечественной войны 1812 года Запасный дворец превратили в госпиталь для раненых и больных солдат, причём как русских, так и французских. После того как армия Наполеона оставила Москву, здание приютило в своих стенах московских погорельцев. Позже часть строений дворца приспособили под жильё для военных и служащих. Здесь же размещались частные конторы. Интересный факт: в 1850-х годах в одной из квартир жил известный историк Иван Егорович Забелин, служивший тогда в Оружейной палате. В 1890 году в здании обосновался Московский дворянский институт для девиц благородного звания имени императора Александра III в память императрицы Екатерины II. Да, вот такое длиннющее у него официальное название! В 1902 году здание института под руководством архитекторов Н.В. Никитина и А.Ф. Мейснера было реконструировано. У него появился ещё один этаж, а главный корпус расширили и оформили в стиле классицизма.
Естественно, что после Октябрьской революции 1917 года Институт благородных девиц упразднили, как, впрочем, и самих благородных девиц, а в здании сначала даже хотели разместить новое правительство. Но, как известно, оно облюбовало Кремль, а в бывшем Запасном дворце в 1919 году расположился Народный комиссариат путей сообщения. Знакомый нам сейчас облик дома-паровоза здание обрело в 1932–1938 годы, когда под руководством архитектора Ивана Александровича Фомина прошла его реконструкция. Здание подросло ещё на два этажа, с фасадов удалили лепнину и декоративные украшения, изменили конфигурацию окон. Оно приобрело простые и лаконичные формы, характерные для вошедшего тогда в моду конструктивизма. И тогда же появилась главная внушительная деталь – на одном из углов здания была возведена башня высотой с девятиэтажный дом. На самом верху башни установили огромные квадратные часы. Вот тогда-то бывший дворец и получил своё нынешнее прозвание - дом-паровоз. С 2004 года здесь находится головной офис ОАО «Российские железные дороги».
В 1988–1989 годах провели реставрацию фасадов «паровоза». Стены дома покрыли терразитовой штукатуркой – смеси цемента, кварцевого песка, каменной или гранитной крошки и разноцветных наполнителей. За счёт этого получился не гладкий, а шероховатый рельеф, который очень похож на природный камень. Ещё одна реконструкция прошла совсем недавно – в 2017–2018 годы. В этот раз ликвидировали сколы и потёртости облицовочной штукатурки, укрепили балконные перекрытия и перила, восстановили кровлю башни и главного корпуса, починили водостоки. Преобразились и часы на башне – им вернули оригинальные римские цифры, которые в 1950-е годы были заменены на арабские.
Центральная поликлиника железнодорожников
Я бы хотела ещё привлечь ваше внимание ещё к одному интересному с архитектурной точки зрения зданию на другой стороне Новой Басманной, почти напротив дома-паровоза. Тем более, что оно тоже самым непосредственным образом связано с железнодорожным ведомством. Когда Запасный дворец был отдан в 1919 году Наркомату путей сообщения, то решили поблизости построить и поликлинику НКПС. Выбор пал на того же архитектора, что переделывал Запасный дворец – И.А. Фомина.
Мне лично это здание всегда очень нравилось, и я невольно замедляла шаг, когда проходила мимо него по Новой Басманной. Оно построено в стиле ар-деко, который был популярен в 1920–1950-е годы. Чтобы было понятнее, что это за стиль, назову лишь несколько широко известных зданий в этом стиле в Москве. Это Российская государственная библиотека на Арбате, сталинская высотка МИДа на Смоленском бульваре, павильон СССР на международной выставке 1937 года в Париже со скульптурой «Рабочий и колхозница».
План здания поликлиники НКПС асимметричен – она состоит из трёх объёмов. Самое интересное из трёх – это здание, стоящее своим фасадом вдоль улицы Новая Басманная. С этой стороны корпус оканчиваются мощными полуцилиндрами, которые вместе с оградой ограничивают внутренний парадный двор. Сейчас там чудесный уютный скверик с лавочками для отдыха. Парадный фасад здания дополнен галереей первого этажа, и длинными балконами на четвёртом этаже.
Здание вместе с оградой признано объектом культурного наследия регионального значения, о чём нам сообщают целых две таблички на ограде – одна более привычная и традиционная, а другая – синяя с QR-кодом. Сейчас в здании размещается Центральная поликлиника ОАО «РЖД».
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: