Первый тайник, посвящённый данному объекту, был сделан игроком dizzoid, но, в силу разных причин, был отправлен в архив. В результате тайник был воссоздан в ходе предновогодней встречи Волгоградских геокэшеров.
Детская железная дорога. В нашем случае это совсем не забавная игрушка с пластмассовыми рельсами вагончиками. На самом деле детская железная дорога это совсем другое – это самая настоящая железная дорога, пусть и узкоколейная, по которой ходят самые настоящие поезда из самых настоящих вагонов и тепловозов. А почему же она детская? Всё просто, потому, что работают на ней школьники 9–15 лет.
Вы уже вспомнили школьный урок истории про эксплуатацию детского труда? Напрасно! Здесь эксплуатации не больше, чем в авиамодельном кружке. А, может быть, это опасно? Тоже нет – в течение всего учебного года юные железнодорожники продолжают посещать теоретические занятия на ДЖД и к началу летнего сезона приобретают достаточно высокую квалификацию.
Всего же в России детские железные дороги построены в 26 городах.
В Сталинграде открытие Малой железной дороги состоялось 2 мая 1948 года. Её путь протяжённостью 3,15 км проходил по набережной правого берега Волги от устья реки Пионерки (Царицы) до Мамаева кургана. Станция, находившаяся у Мамаева кургана, называлась Родимцево, вторая – Пионерка. На обеих станциях имелись деревянные станционные постройки весьма затейливой архитектуры.
Путевое развитие станций особой оригинальностью не отличалось: обе были двухпутными тупиковыми. (Из-за этого со станции Родимцево на станцию Пионерка паровоз возвращался тендером вперёд.) А вот путь на перегоне был весьма необычным. Часть его в районе станции Пионерка была проложена вровень с полотном автомобильной дороги. На этом участке промежуток между рельсами был закрыт подобно тому, как это делается на трамвайных путях. Причём, рельсы на этом участке опирались не на обычные шпалы, а на штампованные стальные поперечные балки, как это делалось обычно на военно-полевых железных дорогах. Но самой необычной особенностью Сталинградской ДЖД была ширина колеи – всего 600 мм.
Поскольку после Сталинградской битвы в этих местах осталось немало трофейной техники, в том числе, оборудования и подвижного состава немецких военно-полевых железных дорог. Так, первые годы после открытия дороги поезда Малой Сталинградской водили трофейные военно-полевые паровозы HF 11005 и HF 11025.
В 1952 году с открытием Волго-Донского канала началась реконструкция набережной Волги. В связи с этим часть пути ДЖД была временно разобрана, но к началу сезона 1953 года детская железная дорога была восстановлена в полном объёме на прежнем месте.
В 1960 году возникла необходимость в перешивке пути с колеи 600 мм на колею 750 мм, вызванная получением нового подвижного состава: тепловоза ТУ2-099 и нескольких вагонов PAFAWAG. В том же году старые вагоны и локомотивы были уничтожены.
Тёмно-синий тепловоз ТУ2-099 стал предметом особой гордости детской дороги. На лобовых стенках кабины с любовью сделанными накладными буквами были набраны слова «Малая Сталинградская». В 1961 году, с момента переименования Сталинграда в Волгоград детская железная дорога стала называться Малой Приволжской. Надпись на тепловозе пришлось менять.
В первой половине 1970-х годов детская дорога располагала тремя тепловозами. Вагоны были сформированы в три состава «Пионерия», «Комсомолец» и «Волгоград», по 3-4 вагона в каждом и выкрашены в три разных цвета – красный, синий и зелёный.
В 1978 году, как и в 1952 году, дорога была разобрана из-за начавшейся реконструкции набережной. Так же как и в прошлый раз, восстановить дорогу в срок не успели, и тогда был предложено временно перенести дорогу на новое место. Но после завершения работ по реконструкции набережной места для ДЖД на ней не нашлось и в 1979 году была перенесена на новое место. Летом 1979 года дорога открылась снова. Первоначально это считалось временной мерой, но в таком виде дорога продолжает работать и по сей день.
Протяжённость главного пути уменьшилась с 3,15 до 1,2 км, но при этом количество станций увеличилось до трёх. Путь ДЖД проходит по дну оврага, где раньше протекала речка Царица (Пионерка), ныне забранная в трубы. Бывшая главная станция – Чекистов расположена недалеко от станции Чекистов волгоградского скоростного трамвая. В 1980-е годы на этой станции было построено капитальное здание одностойлового локомотивного депо со вспомогательными помещениями на двух этажах. В настоящее же время на станции Чекистов отстроено новое современное здание главной станции и депо ДЖД, несколько дальше прежней, и железнодорожные пути были увеличены до 1,8 км.
От станции Чекистов путь ДЖД идёт в направлении набережной Волги и проходит под эстакадой скоростного трамвая и автомобильным путепроводом через овраг. С этого путепровода очень хорошо видна вторая станция ДЖД – Пионерская.
После станции Пионерская путь ДЖД выходит на набережную и почти под прямым углом поворачивает на юго-запад. Пройдя немного по набережной Волги, путь оканчивается тупиковой станцией Гаситель. Своё название она получила от расположенного рядом с ней пожарного катера «Гаситель» – памятника Волжским речникам, принимавшим участие в Великой Отечественной войне.
В 2011 году на Волгоградскую детскую железную дорогу поступили два полностью новых подвижных состава. Новый тепловоз, производства Камбарского машиностроительного завода, весит 20 тонн и способен тянуть за собой пять вагонов с людьми. Вся система управления здесь микропроцессорная. А внешний вид его очень похож на скоростной поезд "Сапсан"
Последняя реконструкция была проведена в 2015 году. Была построена новая современная железнодорожная школа, где с октября по апрель ведутся занятия. Обновлены посадочные станции, каждая станция дополнена дождевыми и противосолнечными навесами. Было повешено электронное табло, на котором представлено актуальное расписание.
В 2018 году на базе детской железной дороги в открыт технопарк «Кванториум», где школьники с 5 по 11 класс изучают промышленный дизайн, информационные технологии.
Во время обучения школьники проходят общий курс железных дорог и изучают основы железнодорожных профессий машиниста, осмотрщика вагонов, проводника, осмотрщика пути, дежурного по станции.
Теоретические занятия проводятся осенью и зимой, один раз в неделю. Обучение — в формате игр, лекций, интерактивов.
В летнее время практическое обучение проходит на детской железной дороге и длится от одной до двух недель. Ученики пробуют себя в различных профессиях, находясь в рейсе и обслуживая состав вне поезда — на железнодорожных станциях и переездах.
В учебном корпусе, помимо аудиторий для занятий, есть музеи детской и Приволжской железных дорог, комнаты отдыха для учеников, которые приехали из других регионов.
Поезда курсируют ежедневно, кроме понедельника, от станции Чекистов. Всего 6 рейсов в день: в 10:30, 11:30, 12:30, 15:00, 16:30, 18:00. Перерыв в работе с 13:00 до 14:00. Сезон длится с 1 мая до конца октября.
Стоимость проезда на Приволжской ДЖД в 2020 году составляла 150 рублей для взрослых пассажиров и 100 рублей для детей в возрасте от 5 до 11 лет. Дети до 5 лет в сопровождении взрослого едут бесплатно. Групповые поездки от 10 человек позволяют получить скидку.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: