Подвигом вчерашним Славим мы бесстрашно Дело Свободы и весны. Песнею весенней Вспомнят поколенья Смелых Бойцов своей страны...(Песня о Стратонавтах Н.Чемберджи - Т.Сикорская и С.Болотин)
Всю историю существования человечество неодолимо тянуло в небо и, пожалуй, самая красивая и трагичная история связанная с этим стремлением – Легенда об Икаре. До начала космической эры в СССР были свои "икары" - стратонавты. Вырываясь за рамки уже освоенной человеком атмосферы, они уходили в неизведанное. Некоторые, к сожалению, насовсем. Полёты в стратосферу начались в 1930-х годах. Широко известен полёт на первом стратостате (FNRS-1), который совершили Огюст Пикар и Пауль Кипфер 27 мая 1931 года на высоту 16,2 км. В СССР полёты Пикара вызвали большой интерес, и в 1933 -1934 годах были построены стратостаты "СССР-1" и "Осоавиахим-1". 30 сентября 1933 "СССР-1" конструкции К.Д. Годунова совершил полёт на высоту 19 км, установив новый мировой рекорд. Вместе с Годуновым стратостат пилотировали Э.К. Бирнбаум и выдающийся советский воздухоплаватель Г.А. Прокофьев.
Наша же история связана со следующим стратостатом - Осоавиахим-1. Он Был создан в Бюро воздушной техники Ленинградского областного совета ОСОАВИАХИМа. Первоначально назывался аэростатом СА-1 (стратосферный аэростат, первый). Если стратостат "СССр-1" строился по линии ВВС, т.е. по государственному заказу, то его ленинградский аналог создавался общественной организацией, что в известной степени сказалось на качестве проектных решений. Предложение об его постройке поступило в бюро воздушной техники при областном ОСОАВИАХИМе в начале 1931 года. Проектирование велось под руководством А.Б. Васенко. В бригаду вошли инженер Е.Е. Чертовский, занимавшийся конструированием гондолы, инженер К.С. Кирпичников, осуществлявший вместе с Васенко расчет оболочки и такелажа, и техники-конструкторы Чепик и Лутохин. Проектные разработки консультировал известный специалист в области воздухоплавания профессор Н.А. Рынин. Расчет полета производился инженером П.Ф. Федосеенко. Метеорологическое обеспечение было возложено на изобретателя радиозонда профессора П.А. Молчанова. Руководство научной программой полета осуществлял академик А.Ф. Иоффе.
Пилоты или "Штурм стратосферы" Внешне они совсем не были похожи друг на друга. Властный, с суровой складкой на переносице командир стратостата Павел Федорович Федосеенко. Ему было 37 лет. Спокойный, готовый ответить улыбкой на шутку товарища Андрей Богданович Васенко, 35 лет. И совсем юный, с доверчивыми пытливыми глазами, уже в 23 года научный сотрудник Ленинградского физико-технического института Илья Давыдович Усыскин. У всех троих было одно общее дело, которому они отдали свои силы и жизни, – стратосфера. Павел Федорович Федосеенко родился в Воронежской губернии, в слободе Новая Сотня. В 1918 году добровольцем ушел в Красную Армию. В июле 1919 года – он уже красный командир - воздухоплаватель 9-го воздушного отряда. За бои на Южном фронте Федосеенко был награжден орденом Красного Знамени, а его отряду было вручено почетное революционное Красное знамя (единственному отмеченному из всех отрядов). После гражданской войны Федосеенко закончил курсы пилотов-аэростатов под Москвой, в Кунцево, высшую Воздухоплавательную школу в Ленинграде, совершил несколько полетов на открытых аэростатах, установив ряд всесоюзных и мировых рекордов. Он мечтал достичь стратосферы, но для этого нужно было сконструировать высотный аэростат с герметичной кабиной. Для осуществления мечты Федосеенко в 1929 году поступает в Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского. После ее окончания в 1932 году, он – старший инженер аэростатного отделения при НИИ ВВС, где сконструировал аэростат облегченного типа. Вскоре перешел на службу в Осоавиахим, где судьба связала его с Васенко. Родился Андрей Богданович Васенко в городе Пушкин (бывшее Царское Село). Здесь прошли его детские и юные годы. Андрей увлекался литературой, очень хорошо пел. Мать хотела видеть сына на сцене. Но Андрей наотрез отказался от карьеры артиста. В старших классах стал увлекаться техникой. Интерес к авиации начался с вырезок из газет и журналов фотографий и рисунков аэропланов и авиаторов. Познакомился с работами Циолковского, и это окончательно определило его судьбу: поступил в Петроградский институт инженеров путей сообщения, на факультет воздушных сообщений. Организация этого факультета в его время казалась излишней, так как в стране не было самолетов гражданской авиации. Над группой студентов этого факультета посмеивались, что, мол, изучаете дирижабли, которые в глаза не видели ни вы, ни сами преподаватели. Да, в России не было тогда дирижаблей, и студенты этого факультета своими руками построили дирижабль "VI Октябрь" из старых облегченных аэростатов. Отлично защитив свой проект "Перспективы исследования атмосферы при помощи дирижабля", Андрей получил диплом инженера воздушных путей сообщения. Преподавал в военно-технической школе ВВС в Ленинграде, а затем перешел в ленинградский областной совет Осоавиахима, где начались работы по конструированию аэростата "Осоавиахим-1". В 1932 году Васенко закончил проектирование высотного стратостата и стал главным инженером по его строительству. В Осоавиахиме вместе с Федосеенко создали всесоюзный денежный фонд "Штурм стратосферы", Циолковский поддержал их. Началась активная работа над созданием аэростата, приборами, которыми он должен быть оснащен. В состав аппаратуры стратостата были включены: фотоаппараты, прибор для исследования магнитного поля Земли, метеорограф – самопишущий прибор для записи температуры, давления и влажности воздуха и другие. Необходимо было еще разработать компактную камеру Вильсона, предназначенную для улавливания космических лучей. С этой целью отлично справился молодой ученый – Илья Давыдович Усыскин, который и стал третьим членом экипажа. Родился Он в Ярославской области в семье кузнеца. В детстве любил математику, проявлял большие способности при изучении иностранных языков, уже в школе он настолько хорошо знал немецкий язык, что читал в подлиннике "Фауста" Гете. Илья уже в 21 год – ассистент Ленинградского политехнического института. Их семья в это время переехала в Саранск. Жили они в доме по улице Ленина (ныне – улица Льва Толстого) с 1929 по 1934 год. Аспирантуру закончил досрочно, становится штатным научным сотрудником Ленинградского физико-технического института, где и началась его работа над созданием камеры Вильсона. За 2 месяца он разработал этот прибор. Одиннадцать человек претендовало на три места в кабине стратостата "Осоавиахим-1", но только – Федосеенко, Васенко и Усыскин – составили экипаж.
Стратостат по-ленинградски Стратостат имел максимальный объем оболочки при полном наполнении 22500 м3. Герметичная гондола для размещения трех стратонавтов в первом варианте представляла собой четырехугольник с закругленными углами. Конструктивно была выполнена в виде ферменного каркаса, обшитого сверху тонкой нержавеющей сталью толщиной 0,5 мм для устранения влияния на показания приборов. Обшивка сварная, на случай появления трещин в сварных швах внутри имелась дополнительная оболочка. По четырем сторонам плоских бортов кабины и в полу были установлены герметичные иллюминаторы. Снизу крепился амортизатор, выполненный в виде камышовой корзины. Для уменьшения перегрева кабина была окрашена в серый цвет. Впрочем, данное описание гондолы было представлено в период строительства стратостата. Позднее эта герметичная кабина была переработана и выполнена в виде сферы – по типу гондолы стратостата "СССР-1". Летом 1933 года, когда ленинградские создатели стратостата "Осоавиахим-1" доложили правительству о завершении строительства стратостата и готовности к полету, из Москвы приехала комиссия для проверки готовности и конструкции аэростата, прежде всего его гондолы. Ознакомившись на месте с гондолой ленинградского стратостата, комиссия составила официальный акт и доложила свои соображения на собрании ленинградского отделения ОСОАВИАХИМа, на котором присутствовали руководство организации (Иванов) и все участники строительства. Общий вывод комиссии гласил: гондола имеет существенные конструктивные недостатки и выпускать ее в таком состоянии в полет с людьми нельзя. Важнейшие недостатки гондолы были связаны с обеспечением безопасности полета и аварийного спуска. Прежде всего, это была неудачная конструкция единственного люка гондолы "Осоавиахим -1". В гондоле стратостата "СССР-1" было два люка, причем открывание их производилось поворотом штурвала в его центре в течение 5-6 с. В гондоле стратостата "Осоавиахим" крышка единственного люка имела по окружности 24 отверстия, а на кольце обшивки гондолы было 24 шпильки. Крышка поднималась руками и надевалась отверстиями на шпильки, на которые затем навертывались барашковые гайки, прижимавшие крышку к кольцу обшивки. Для открывания люка нужно было отвернуть 24 гайки, а затем снять крышку со шпилек. Даже в наземных условиях для этого требовалось несколько минут. Кроме того, люк находился в самой верхней части гондолы, а выход в него осуществлялся при помощи веревочной лестницы. Столь же неудовлетворительно был решен вопрос с балластом. Балласт, необходимый для безопасного спуска аэростата (1т. мелкой свинцовой дроби) помещался внутри гондолы. Для сбрасывания в гондоле имелось устройство в виде воронки и специального кармана с трубой, проходившей через обшивку наружу. Дробь зачерпывалась совком и засыпалась в воронку, из нее пересыпаясь в расположенный ниже карман. После этого закрывался кран между воронкой и карманом, и открывался кран между карманом и трубкой. Таким образом, дробь через трубку высыпалась наружу без нарушения герметичности гондолы. Скорость сбрасывания балласта была очень незначительной, поэтому для освобождения от тонны балласта требовалось больше часа времени (для сравнения, на "СССР-1" на это уходило всего 1-2 минуты). Таким образом, было невозможно быстро сбросить балласт при опасном возрастании скорости спуска. Помимо этих недостатков были и другие. Гондола шарообразной формы, сваренная из листовой стали толщиной 0,8 мм, не имела никакого каркаса. Ее обшивка, помимо избыточного давления изнутри, воспринимала также все местные нагрузки от веса балласта, оборудования, экипажа, что могло вызвать местные деформации. Гондола охватывалась веревочной сеткой, подведенной под ее днище, которая крепилась к стропам оболочки не двадцатью четырьмя, а восемью веревками. Хотя каждая из этих веревок была настолько прочной, что одна могла выдержать тяжесть гондолы, такое крепление гондолы не гарантировало ее от произвольного поворота в сетке под действием местных нагрузок. Концы веревок разделялись на несколько ветвей, и уже концы этих ветвей прикреплялись к оболочке посредством особых лап, пришитых к оболочке. Веревки крепились к разветвлениям не узлом, а посредством петель. В случае обрыва ветки петля сползала и освобождала веревку. Амортизатором при посадке служила резиновая камера, прикрепленная снизу к сетке, охватывающей гондолу. Небольшое сечение камеры не могло обеспечить при посадке сколько-нибудь существенное смягчение удара. Полет аэростата "Осоавиахим -1" задержали, но исправить отмеченные комиссией недостатки не удалось. Тем не менее было все же решено совершить полет на стратостате. По сегодняшним представлениям такое решение было ошибочным, вызванным лишь стремлением побить мировой рекорд. Но нельзя игнорировать общий настрой людей того времени, которые, стремясь к победе, "экономили" на средствах спасения. Стратостат должен был стартовать 30 сентября 1933 года, в тот же день, что и "СССР-1". Однако поднявшийся ветер помешал полету. Плохая погода не позволила выпустить стратостат ОСОАВИАХИМа до января 1934 года. В конце этого месяца условия оказались более благоприятными, и решено было произвести исследование стратосферы в зимних условиях. Нужно отметить, что после успеха стратостата "СССР-1" имелись надежды на благополучное завершение и этого полета. Кроме того, создатели данного стратостата ориентировались на достижение максимальной высоты не менее 20 км, то есть основной его целью являлось достижение нового мирового рекорда. Именно поэтому вокруг полета стратостата "Осоавиахим" сложилась весьма торжественная обстановка.
Синею звездою Взвился над землёю В небо Советский стратостат
Едва погас в доме свет, где разместились на ночлег стратонавты, как по краям взлетного поля вспыхнули прожекторы. На освещенном снегу разложили брезент, 50 красноармейцев вынесли из склада завернутую в полотнище оболочку, развернули ее в виде огромного серебристого круга. В петлях на краях оболочки красноармейцы продернули поясные веревки: 140 красноармейцев – по двое к каждой поясной веревке. "Дать газ", – раздалась команда. По оболочке побежали волны, она начала медленно расти. Красноармейцы крепко держали веревки. На поле собрались журналисты, члены государственной комиссии. И вот показались стратонавты, одетые в специальные комбинезоны с электрообогревом. Они шли спокойно, кивая знакомым. Такими они и остались в памяти присутствовавших, с немного усталыми, тревожными, и в то же время счастливыми лицами. Поднялись к лазу и скрылись внутри стального шара. "Отдать поясные", – раздалась команда. Красноармейцы отпустили веревки. Шар дрогнул и начал бесшумно подниматься в затянутое облаками небо. Было 9 часов. А в 10 часов стратонавты достигли 1900 метров, то есть наивысшей высоты, ранее покоренной их предшественниками. "Говорит Сириус! Говорит Сириус!" - неслось из-за облачной дали.
По эфирным голубым волнам Нас пошёл небывалая страна. В стратосфере первых крыл вираж Будет наш, наш, наш!
Сообщения об этапах полета почти непрерывно транслировались через радиостанцию им. Коминтерна. На борт постоянно поступали различные радиограммы с поздравлениями. "11.42. Говорит "Сириус"! Высота 20600 м. Слушайте, слушайте! Передаём радиограмму XVII съезду партии…" "11.49. Говорит "Сириус"! Производим непрерывные наблюдения и опыты… для изучения космических лучей… Алло! Говорит "Сириус"! Временно прекращаем приём и передачу, для того чтобы включить патроны для поглощения углекислоты…" В 11.49 передача сведений со стратостата прекратилась. Научный сотрудник Ленинградского физико-технического института Усыскин производил наблюдения за космическими лучами. Поэтому перерыв в радиосвязи со стратостатом не вызывал беспокойства. На земле полагали, что он мог быть вызван порчей радиопередатчика, истощением аккумулятора и другими причинами. Действительно, пилоты, как оказалось впоследствии, перешли на работу с приборами, поглощавшими углекислоту. После этого, около 13.00, они снова передавали некоторые сведения, но в Москве их уже не было слышно вследствие большого удаления.
Вечностью и ветром Дышат километры, Двадцать Отстукали сердца. Так умели трое Ленинцев-героев Драться Со смертью до конца.
Как выяснилось из дневников, они достигли высоты в 22000 м. Но эти записи были найдены уже на месте гибели стратостата.
Нас не остановишь Смертью и грозою - К солнцу На приступ, комсомол! К девственным высотам, где погибли трое, Взвей рой Сверкающих гондол!
Стратостат "Осоавиахим-1" потерпел катастрофу в 16 км от станции Кадошкино, Московско-Казанской железной дороги, около деревни Потиж-Острог, Инсарского района, Мордовской автономной области. В гондоле, ударившейся со страшной силой о землю, были найдены тела погибших стратонавтов.
Из закрытого донесения в НАРКОМВОЕНМОР: 1 февраля 1934 г.
НАРКОМВОЕНМОР — тов. ВОРОШИЛОВУ. ЗАМ ПРЕД ОГПУ — тов. ЯГОДА.
"Докладываем, что к месту катастрофы, находящемуся в 13 километрах от ст Кодоскино, прибыли на лошадях в 16 часов 31/1. Копия донесения была направлена Г. Ягодой 1 февраля 1934 г. И. Сталину за № 50131. Самое поверхностное следствие затруднялось полным отсутствием связи в районе катастрофы у селения ПОТИЖ-ОСТРОГ, суровой снежной погодой, наступившей темнотой, путанными, противоречивыми показаниями местного населения, а главное тем, что пока местные власти приступили, согласно указаний из Москвы, к сохранению в неприкосновенности картины катастрофы, местное население, проявив инициативу, сломало люк гондолы, вытащило наружу остатки трупов, мелкие остатки приборов и т. п. Улетевшую оболочку стратостата растащили по частям окрестные крестьяне. Общая картина по прибытии на место была такова, что только собрав по кусочкам трупы, обрывки бумаги и т. п. (на что потребовалось значительное количество времени) можно было составить то, о чем ниже сообщаем. Трупы совершенно исковерканы. Больше всего изуродован Федосеенко, череп которого собрать не удалось. Подробный анализ трупов приводит к заключению, что команда погибла не от удушья или от других причин, а от сильного удара гондолы о землю. Отсутствие на участниках команды парашютов, закрытый люк и ряд других фактов указывают, что несчастье произошло для команды внезапно и застигло ее врасплох. Катастрофа произошла так молниеносно и неожиданно, что команда не успела сделать самого элементарного, т. е. открыть люк. Трупы приведены в порядок, собраны по частям, уложены в гробы и доставлены на станцию Кодоскино, где и погружены в вагон."
1 февраля 1934 года было опубликовано и официальное сообщение комиссии, прибывшей на место трагедии, о результатах расследования причины гибели стратостата "Осоавиахим-1": "В результате работы комиссии на месте катастрофы в настоящее время можно считать установленным нижеследующее: 1. Гондола стратостата упала вблизи деревни Потиж-Острог, Инсарского района в 16 км на восток от ст. Кадошкино, Моск. — Каз. ж. д. (в 40 км от ст. Рузаевки). Экипаж в составе тт. Федосеенко П.Ф., Васенко А.Б. и Усыскина И.Д. найден в гондоле мертвым. Часть пилотных и научных приборов, находившихся в гондоле, оказалась разбитой, часть приборов найдена в полуразрушенном состоянии и подлежит дальнейшему исследованию. Запись всех трех участников полета, а также и регистрация барографа, записавшего давление внутри гондолы, оказались в полной сохранности. На основании найденных и тщательно исследованных материалов Комиссия устанавливает: а) В 12 ч 33 м стратостат "ОСОАВИАХИМ-1" достиг предельной высоты 22000 м. На этой высоте стратостат задержался до 12 ч 45 м, после чего пошел на снижение. б) Записи бортового журнала велись регулярно до 16 ч 07 м. Последняя запись относится к 16 ч 10 м, и это время Комиссия считает началом катастрофы. в) По записям барограммы разбитого барографа Комиссией установлено, что барограф перестал работать в 16 ч 21 м, стрелки на найденных на месте катастрофы карманных часах, принадлежавших т. Васенко, остановились от удара на 16 ч 21 мин. Все опрошенные жители также показывают время падения гондолы на землю — 16 ч с минутами. На основании вышеизложенного Комиссия устанавливает, что удар гондолы о землю произошел в 16 ч 23 м. Причиной катастрофы является чрезмерная прогрессивно возраставшая скорость снижения стратостата, начавшаяся в 16 ч 10 м с высоты 12000 м, вызвавшая, по-видимому, в дальнейшем разрывы части строп и нарушение равновесия всей системы, в итоге чего оторвавшаяся от оболочки гондола с силой ударилась о землю в 16 ч 23 м. Установлено, что находившаяся в стратостате команда погибла в результате удара гондолы о землю. Никаких признаков обледенения на оболочке и гондоле стратостата не обнаружено. В районе спуска наблюдались разрывы облаков, сквозь которые пилоты, согласно записям, видели землю, и сам стратостат был виден в отдельные моменты с земной поверхности. Таким образом, опубликованная в "Правде" от 31 января радиограмма, принятая радиолюбителем в районе Гомеля и сообщавшая об обледенении стратостата и тяжелом состоянии участников полета не соответствует действительности, и, по-видимому, радист оказался жертвой чьей-то мистификации. По всем сохранившимся записям явствует, что за все время полета от начала до 16 ч 10 м экипаж стратостата имел бодрое настроение и твердую уверенность в благополучном спуске. По записям и остаткам приборов удалось установить большую научную работу, проведенную участниками полета. Комиссия продолжает дальнейшее изучение найденных материалов и уцелевших вещественных доказательств для уточнения и определения всех обстоятельств катастрофы.
Командир стратостата "СССР-1" Г.А.Прокофьев Профессор П.А.Молчанов, Инженер В.А.Семенов, Инженер Ю.Т.Прилуцкий, И.И.Сосновский, 3.И.Волович."
После изучения всех материалов и, в частности, записей, сделанных в бортовом журнале погибшими стратонавтами, причины катастрофы удалось уточнить. Г.А. Прокофьев в своем докладе от 22 февраля 1934 года отмечал следующее: "…причины катастрофы кроются в перерасходе балласта и в затянувшемся по времени пребывании в стратосфере. Способствовали этому и приборы, неправильно фиксировавшие вертикальную скорость при нараставшем спуске. На это мы находим прямую жалобу тов. Васенко — "альтиметр опаздывает".
Памятью героев Позднею порою Звёзды Над площадью горят.
Страна воздала последние почести погибшим героям. Члены экипажа награждены орденом Ленина посмертно. Урны с прахом героев были захоронены 2 февраля 1934 года в Кремлёвской стене лично Сталиным, Молотовым и Ворошиловым. Сотни людей пришли на Красную площадь проститься со стратонавтами.
В честь стратонавтов названы: проезд Стратонавтов в Москве; улица Героев Стратосферы в Воронеже; улица Федосенко в Санкт-Петербурге; улица Васенко в Санкт-Петербурге; переулок Усыскина в Санкт-Петербурге; улица Федосеенко в Нижнем Новгороде. Чтят их память и на месте гибели, в Мордовии. На месте падения стратостата поставлен обелиск. Село Потиж-Острог переименовано в с. Усыскино, именем Федосеенко назван был колхоз этого села. В г. Саранске есть улицы им. Федосеенко и Васенко. В 1963 году 30 января на привокзальной площади был открыт памятник героям-стратонавтам. На привокзальной площади города Саранска стоит гранитный памятник. На нем бронзовая фигура юноши. Он весь в могучем порыве. Его руки – словно крылья. Еще мгновение – и они унесут этого человека в беспредельный простор, в неизведанную высь, прямо к звездам. Под ним на постаменте – барельеф с профилями покорителей стратосферы – Федосеенко, Васенко, Усыскина. Монумент опоясывает надпись "Героям-стратонавтам". Первоначально памятник планировалось установить на месте падения стратостата, затем было решено установить его в столице Мордовии – Саранске. Осуществлению первого проекта памятника помешала Великая Отечественная война, лишь в 1957 году был вновь объявлен всесоюзный конкурс проектов. Авторы памятника: скульптор А.А. Письменный и архитектор А.Н. Душкин.
Информация взята и дополнительно можно почитать-посмотреть:
Повесть Сергея Синякина "Монах на краю Земли" (1999) "Гибель "Воздушного Титаника". Стратонавты" – документальный фильм телеканала РТР (26 октября 2010)
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: