Каменные гробницы на вершине горного хребта (фото из материалов Фелицына)
Автор: debugger
Создан: 02.08.2017
Опубликован: 28.03.2018
(отредактирован: 14.10.2018)
Компаньоны: сын
Описание окружающей местности
В 10-ти километрах к югу от станицы Сторожевой располагается хутор Лесо-Кяфарь, стоящий на правом берегу реки Кяфар. В паре километров южнее хутора в Кяфар впадает речка Кривая1. Кяфар и Кривую разделяет невысокий (200—300 м), поросший буково-грабовым лесом хребет, поделённый седловиной на две части. Северную, ближнюю к устью Кривой часть хребта называют Шпиль, южную — Статуи или Ордан2.
Надо сказать, что на топокартах названия Шпиль, Статуи, Ордан не присутствуют.
Должен добавить, что игроком L0lita в 2013 году создан тайник «Городище Шпиль», который уже более 5 лет находится в стадии проверки. В момент закладки этого тайника «предшественник» мне был неизвестен, я наткнулся на него когда гуглил материалы по городищу.
Шпиль
Шпиль занят средневековым городищем. Городище ступенчато повышается с севера на юг. На городище множество остатков сухой (то есть без связывающего раствора) кладки из рваного камня — руины зданий и оборонительных стен. Археологи насчитывают на городище до 115 зданий.Ар
Стены некоторых домов сохранились настолько хорошо, что отдельные комнаты и входы в них видны без раскопок, не хватает только рухнувших перекрытий. Кое-где прослеживаются улицы и переулки. Внизу, со стороны речной долины, городище было укреплено толстой (2,7 м) каменной стеной; и сейчас высота её достигает 3 м. Имелся широкий въезд (видимо, он некогда был закрыт окованными железом воротами), около въезда в стене находилась сквозная четырёхугольная амбразура. Через неё велось наблюдение за долиной.
В центральной части городища находится довольно ровная площадка. Это детинец городища. Заметна небольшая городская площадь, на неё выходила маленькая церковь. Неподалёку возвышается массивная скала, а около неё — скальный останец с совершенно отвесными стенками, взобраться по которым невозможно. Мы назвали этот останец «столбом» — он действительно напоминает каменный столб высотой до 10 м.
На верху «столба» — следы кладки. Очень возможно, что это был парапет, а сам «столб» выполнял функции сторожевой башни — обзор долины Кяфара отсюда прекрасный.
Не менее интересна упомянутая массивная скала. С площадки на неё ведёт широкая лестница, тщательно высеченная в скале. Если мы поднимемся по ней, то окажемся ещё на одной площадке небольших размеров. Прямо против нас «столб» с остатками парапета, причём на том же уровне. Не исключено, что с площадки на «столб» перебрасывался легкий деревянный мостик и по нему шло сообщение. В случае опасности мостик убирался, и «столб» становился недоступным. А справа, над головокружительным обрывом к бурлящему внизу Кяфару, на самом краю площадки, обнаруживаем огромную песчаниковую плиту, стоящую на четырёх подложенных под неё камнях. Это сооружение напоминает стол на четырёх ножках. Зачем оно здесь? Буквально в нескольких шагах отсюда на площадке лежал чашечный камень. Становится ясно, что скальная лестница вела в древности не на обычный холм, а на возвышенность, имевшую какое-то важное общественное назначение. На этой площадке что-то происходило: может быть, совершались языческие культовые действия, приуроченные к большим праздникам, на «столе» приносились жертвы, а на «столбе» разжигали огонь, посвящённый древнему богу огня и солнца. А может быть, здесь собирались на совет старейшины и решали самые насущные вопросы жизни, вершили суд, а осуждённых на смерть сбрасывали со связанными руками в кипящий внизу Кяфар? Безжалостное время лишило нас каких-либо видимых доказательств, и теперь мы можем только гадать…К1977
Возможно, что именно с подачи Кузнецова современные эзотерики, полюбившие кяфарские руины, эту скалу называют «Скалой совета» или «Скалой советов».
У подножия Шпиля, в долине Кяфара расположено нижнее городище. Оно сильно пострадало в 1843 году — отсюда русские солдаты брали камень для строительства Надежинского укрепеления (на месте которого выросла станица Сторожевая). В XIX веке у устья Кривой располагался черкесский аул Сидова, жители которого, по мнению Кузнецова, тоже не брезговали легкодоступным стройматериалом. В начале 1950-х Кузнецов видел на нижнем городище стены до полутора метров высотой, но уже к 1977 году от них ничего не осталось.К1977
В 1985 г. на городище проводил раскопки X. X. Биджиев:
Зафиксированы хорошо сохранившиеся жилые и хозяйственные постройки, прослежены улицы, переулки, родовые и патронимические кварталы, отдельные усадьбы, общественные здания, центральная площадь, дорога от нижнего поселения к цитадели. Постройки одно- и многокамерные, четырёхугольные в плане, сложены из каменных плит насухо. Обнаружена постройка из 12 комнат, принадлежавшая, очевидно, феодалу. Снят план городища. X. X. Биджиев датирует Кяфарское городище VIII—XIII вв.Ал1992
Предполагается, что город был резиденцией Дургулеля Великого, одного из правителей Алании, жившего в XI веке. Расцвет города пришёлся на X—XII века: хозяин этой крепости контролировал одну из веток Даринской дороги Великого шёлкового пути, который проходил в то время по Северному Кавказу (персы облагали греческих купцов неподъёмной пошлиной, и те в целях экономии стали огибать Каспийское море с севера). После завоевания Северного Кавказа татаро-монголами город пришёл в упадок и со временем превратился в городище.Ар
Ордан
На Статуях/Ордане располагается большой, не менее 100—150 гробниц, могильник. Основную массу погребальных сооружений представляют собой склепы, сложенные из рваного камня (то есть похожие на руины городища):
Стены гробниц были, как правило, толщиной от 0,4 до 0,8 м, сложены из небольших плит битого камня (песчаника) насухо. В передней стене обычно делалось четырёхугольное отверстие, начинающееся от земли и доходящее примерно до середины высоты гробницы. Иногда оно находилось в средней части стены. Размеры отверстий от 0,45 до 0,6 м, вверху они обычно перекрыты плитой, покрывающей гробницу на всю длину камеры. Эта плита служила потолком камеры; затем на неё клалось ещё несколько рядов камней и таким образом получалось довольно прочное сооружение до 2,5—3 м длиной и 1,5—1,85 м и более шириной и 0,8—0,9 м высотой.К1959
Кузнецов датирует эти склепы VIII—XII веками.К1959
Среди множества склепов особо выделяются «дольменообразные» гробницы. Дольменообразными их назвали потому, что устройством они напоминают дольмены (ваш К. О.).
Дольмен — это мегалитическая камерная гробница. Обычно (западнокавказский) дольмен состоит из пяти больших каменных плит: четыре плиты, поставленные на ребро, образуют стены, на них положена пятая, образующая крышу. В передней плите обычно бывает круглое или овальное отверстие, закрытое каменной пробкой. Допустимы вариации: стена может состоять не из одной, а нескольких плит меньшего размера (в таком случае дольмен называют «составным»), дольмен может иметь (или не иметь) подобие фундамента и пол из каменных плит. Западнокавказские дольмены датируются эпохой бронзы (первая половина третьего тысячелетия — вторая половина второго тысячелетия до нашей эры).
Таких «дольменообразных» гробниц на Кяфаре немного, всего одиннадцать (было до 1957 года). Из них одна настолько выделялась богатством внешнего декора, что практически все исследователи основное внимание уделяли именно ей, упоминая об остальных лишь мельком. Кончилось это тем, что в 1957 году (по другим источникам, в 1956К1977) Л. Н. Глушков, научный сотрудник отдела археологии Ставропольского краеведческого музея3, вывез привлекавшую всеобщее внимание гробницу в Ставрополь и собрал её во дворе музея, где она стоит и поныне под названием «Мавзолей аланского правителя XI в.».СГМЗ
Долгое время, начиная с Фелицына, кяфарские дольменообразные гробницы не считали дольменами:
<…> памятники эти съ перваго взгляда дѣйствительно напоминаютъ собою дольмены, но при ближайшемъ осмотрѣ ихъ сейчасъ же обнаруживается, что все сходство между ними ограничивается только отверстіями въ передней стѣнѣ, тогда какъ въ самой формѣ, размѣрахъ и способѣ сооруженія замѣчается на столько существенное различіе, что отождествлять эти два разнородные вида памятниковъ рѣшительно невозможно. Обширное кладбище подобныхъ гробницъ находится на плоской вершинѣ горнаго хребта по правую сторону теченія р. Кефара, въ 18 верстахъ къ югу отъ станицы Сторожевой, Баталпашинскаго отдѣла, и невдалекѣ отъ развалинъ древней колоніи, расположенной при входѣ въ ущелье рѣки этой на мѣстѣ бывшаго аула Сидова.Ф1904
Фелицын, однако, не указал конкретного списка «существенных отличий», но очевидно, что одной из главных причин являлся внешний «декор»: дольмены, как писал Фелицын, «не имѣютъ никакихъ наружныхъ украшеній, орнаментовъ и надписей», лишь у некоторых есть «неразгаданныя начертанія или орнаменты въ видѣ зигзагообразныхъ линій въ нѣсколько рядовъ» на внутренней поверхности плит, в то время как кяфарские дольменообразные гробницы украшены различными изображениями: кругами, крестами, ломаными линиями, тамгообразными знаками, а стены «той самой» гробницы вообще представляют собой каменные комиксы с участием птиц, собак, людей и неведомых зверей. Возможно, Фелицина также смутила двускатная крыша «той самой» гробницы или «впускные захоронения» (см. ниже).
В 1972 году «дольменообразные гробницы» обмерял В. И. Марковин, который заметил, что «архитектура склепов ничего общего не имеет с тщательно выполненными монументальными гробницами»М1975. Более того:
Исследователи, как видно, не обратили внимание на то, что внутри каждой дольменовидной гробницы (их внешние размеры: 3,22×2,73 м; 2,90×2,10 м; 2,78×2,30 м и др.) имеется «впущенная» в неё, грубо сложенная каменная обкладка в рост человека (1,94×1.05 м; 1,56×0,96 м и др.). В них во время наших расчисток найден материал аланского времени: керамика, обломки бронзовых бляшек и железных предметов. Эти захоронения в обкладках близки по инвентарю и особенно грубому характеру обрамления рваным камнем тем поздним склепам, что соседствуют с местными дольменами. <…> Нет никакого сомнения, что так называемые «дольменовидные гробницы» являются настоящими составными дольменами, которые использовались в более позднее — в данном случае в аланское время. <…> Можно предположить, что составные дольмены р. Кяфар и других могильников Верхнего Прикубанья были использованы для захоронений не рядовых, а особо значительных лиц аланского времени. Вероятно, в силу этого дольмны р. Кяфар и других пунктов тогда же были украшены рельефами, выбитыми знаками в виде козлов, а с проникновением христианской символики — крестами, которые якобы являлись самым универсальным оберегом и очистительной силой. Ими уничтожались языческие начала в древних постройках и освящалась возможность использования для христианских захоронений. Подобные факты хорошо известны из истории христианства: на месте «капищ» строили церкви, а на «языческих» постройках, прежде чем использовать их, выбивали кресты.М1975
На противоположном, правом берегу речки Кривой, на террасе находится ещё один могильник. Тот могильник поменьше, на нём около 40—45 гробниц.К1959
История исследований
В научной литературе это место известно давно.
Кяфарское городище мельком упоминает К. Ф. Сталь, называя его «развалинами большой каменной колонии и крепости»С1900. Заметки Сталя были составлены в 1852 году, но опубликованы только в 1900-м.
Разумеется, местному населению кяфарские древности были известны задолго до 1852 года: само название реки Кяфар происходит от от арабского словя кяфир — неверный, неверующий, немусульманин. Так назвали реку мусульмане, потому что находили в долине реки каменные плиты с выбитыми на них крестами (которые являются символами конкурирующей религии), рисунками людей и животных (что в исламе запрещено).
Первое печатное слово о кяфарских руинах относится к 1860 году: некто А.-Д. Г. бегло упоминает их в «Очерке горских народов правого крыла Кавказской линии», опубликованном в номере первом «Военного сборника».
В 1892 году сиё место посетил Г. И. Куликовский. Он нашёл здесь могилы, которые «имеют много сходства по конструкции с дольменами»М1983 и снял планы кяфарских церквейАл1992.
В 1952 и 1953 годах в Карачаево-Чересии работала экспедиция Пятигорского государственного педагогического института, в первый год — под руководством П. Г. Акритаса, на следующий — В. А. Кузнецова5. Экспедиция работала в ущелье Зеленчука, побывала так же и на Кяфаре, где раскопала 13 кяфарских склепов.К1959
В 1954—1957 годах кяфарские могильники «неоднократно осматривались» В. А. Кузнецовым6. В 1957 году Кузнецов сделал доклад «Средневековые дольменообразные склепы Верхнего Прикубанья»7 (опубликованный в виде статьи в 1961 году), в котором рассказывает об 11 обследованных «дольменообразных склепах».К1961
Как уже было сказано, в 1956 или 1957 году «ту самую» гробницу вывез в Ставрополь Л. Н. Глушков.СГМЗ,К1977
В 1972 г. «дольменовидные гробницы» обмерял В. И. МарковинМ1975,8, а в 1975 году он же раскопал некоторые из нихМ1983,9.
Как видно, поначалу внимание учёных сильнее притягивали гробницы, а не городище. Тем не менее, есть сведения, что в 1983 году на городище проводил экспедицию С. Я. БайчоровАл1992, в 1985 году городище раскапывал X. X. БиджиевАл1992, с 1991 по 1995 годы — И. А. АржанцеваАр.
Этот список экспедиций, разумеется, не является исчерпывающим. Я составил его по немногочисленным имеющимся у меня источникам. В любом из печатных источников (за исключением, разве что, [Ф1904]) можно найти множество ссылок на литературу, часть из которой посвящена Кяфару.
Название
Устоявшегося и общеупотребительного названия этого места нет. В научной литературе кяфарские могильники называют «гробницами на реке Кривой»К1959, «дольменообразными склепами Верхнего Прикубанья»К1961, «дольменными постройками в бассейне реки Кяфар»М1983; городище в имеющихся у меня источниках именуется или «городище Шпиль»Ал1992 или просто «городище»К1977, или даже «Кяфар»Ар.
Простые смертные в тонкости научной терминологии не вдаются и именуют скопом и городище, и могильник «Лесо-Кяфарским городищем» или «Лесо-Кяфарскими дольменами», по имени ближайшего населённого пункта.
Фотографии
Мои «фото окружающей местности», прикреплённые к этому описанию, откровенно слабы. Городище и могильник оказались трудным объектом для съёмки: я был на городище в жаркий солнечный день, яркие пятна солнечного света и густая тень буков давали высококонтрастную рябь. Я не справился. Я постараюсь сделать фото получше, но вряд ли это случится в ближайший год-два. До тех пор вам в помощь гугл и яндекс.
Фото «Каменные гробницы на вершине горного хребта» взято из [Ф1904]. Учитывая дату публикации фотографии, я думаю, что она находится в общественном достоянии.
Лесо-Кяфарское городище — 3½-минутный фильм от той же телекомпании. Простой способ узнать самое главное и сэкономить 21½ минуты.
Если вслушиваться в сопровождающий текст первого фильма, то можно услышать вот такие перлы:
Детальные исследования в этих местах не проводились.
Остатки древнего городища разбросаны по всему ущелью, но серьёзная наука к этим местам интереса пока не проявляет, они потеряны для современной реальности и хранят свою тайну на протяжении столетий, отодвинувшись за границы пространства и времён.
Место, называемое «Горой советов» является одной из самых чётко обозначенных точек на до сих пор не созданной детальной карте городища.
Wut?? Потеряны для реальности? Отодвинулись за границы пространства и времён? Чётко обозначенная точка на не созданной карте? Что они курят??
Но даже если закрыть глаза на бессмыслицу, сказанную для красоты, остаются фактические ошибки: детальные исследования в этих местах проводились (неоднократно), серьёзная наука проявляет интерес (большой), и детальная карта городища составлена (в 1985 году Х. Х. БиджиевымАл1992). Но проще повторить уже растиражированные в тырнете слухи, чем найти информацию о проведённых исследованиях.
Поэтому я намеренно опускаю ссылки на эзотерические, мистические и прочие херомантические10 сайты. Во-первых, они несут пургу похлеще журналистов (особенно меня бесит повторяемый на множестве сайтов миф о «труднодоступности» городища, расположенного всего в 5 км от жилья). Во-вторых, они тырят тексты друг у друга, и решительно невозможно отличить оригинал от копипасты (а давать ссылку на копипасту, тем самым увеличивая её посещаемость и популярность, совершенно не хочется). В-третьих, их очень легко нагуглить или наяндексить.
Если вы найдёте в сети что-либо стоящее по теме, дайте мне знать и я добавлю ссылку в раздел «Литература».
Проезд
Если вы очень трепетно относитесь к подвеске вашего авто, то учтите, что дорога от Сторожевой до Лесо-Кяфари (10 км) без асфальтового покрытия.
От Лесо-Кяфари до подножия Шпиля можно проехать. Я не стану утверждать что можно проехать на любом автомобиле, но я не помню на этом участке каких-либо препятствий. (В частности, я не помню переправу через Кривую: был ли там мост или брод.) В крайнем случае, последнюю милю можно пройти пешком.
В точке 43° 45.965′ N, 41° 26.289′ E у подножия Шпиля находится беседка. Здесь можно оставить автомобиль. Далее — пешком в гору.
Прогулка
Я думаю, что прогулка на городище и дольмены будет приятна при отсутствии снежного покрова и дождя. Буковый лес хорош и весной, и летом, и осенью, и в жару, и в прохладу.
От беседки до дольменов примерно 2—2.5 километра. Если идти не спеша, наслаждаясь природой и рассматривая руины, то поход продлится несколько часов. Учтите это и заранее приготовьте удобную обувь и флягу с водой.
Идите по тропе, смотрите по сторонам, руины вокруг в изобилии. Мимо «Скалы советов» вы не пройдёте.
Для посещения Ордана и дольменов дойдите до южного края Шпиля и поверните назад. Идя в северном направлении, смотрите налево, ищите удобный и безопасный спуск со скалы. Он недалеко от южного края Шпиля. Спустившись со скалы, идите по тропе (она там хорошо видна) в южную сторону. Тропа сначала идёт вниз, потом опять вверх (это и есть седловина, разделяющая хребет на Шпиль и Ордан). Множество склепов разбросано по всей горе, дольмены где-то у точки 43° 44.920′ N, 41° 25.860′ E.
Извините за столь длинные словесные описания: координат спуска я не запомнил (как и координат других интересных точек). Исправлюсь при первой же возможности.
Примечания
На картах 1926 года эта речка названа ЧехважараК1959. Это название упоминается как приток Кяфара в статье «Зеленчук Большой» Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.↩
Название Ордан происходит от имени от имени монаха-отшельника Иордана, жившего здесь до 1918 годаК1977.↩
«Опубликовать гробницу» на языке археологов означает напечатать статью с описанием гробницы.↩
Во время первой экспедиции Кузнецов был студентом исторического факультета Пятигорского педа. В этой экспедиции Кузнецов заболел археологией. Уже в следующем, 1953 году экпедиция работала под его руководством.↩
Видимо, уже в бытность его директором школы в Нижней Ермоловке.↩
В 1958 году Кузнецов поступил в аспирантуру Института археологии АН СССР, и с карьерой школьного преподавателя было покончено.↩
Марковин — выпускник Дагестанского педа, заинтересовавшийся археологией после окончания института.↩
Кузнецов участвовал в обоих марковинских экспедициях.↩
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: