Свято-Троицкий храм [VI/20937]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Архитектурный
Исторический
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Саратовская обл.
Балаковский р-н
Ближайший нас.пункт
Балаково
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 1
Рейтинг
4.82Нашли: 30
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Храм летом
Храм летом
Автор: froLOVEs
Создан: 05.01.2018
Опубликован: 09.01.2018
(отредактирован: 07.05.2023)
Компаньоны: Мари|я

Описание окружающей местности

  Город Балаково был основан в 1762 г. старообрядцами, которым, благодаря манифесту Екатерины II,  было позволено вернуться из-за рубежа и заселить обширные и пустынные степи Заволжья.

  С тех пор там стали формироваться старообрядческие общины. Однако построить свой собственный каменный  храм старообрядцам стало возможным лишь в 1905 г. после манифеста императора Николая II «О веротерпимости». До этого подобные церкви старообрядцам строить не разрешалось.

  В короткий период в Балаково происходит становление старообрядческого храма. Заботу о его строительстве взял на себя староста Белокриницкой общины, влиятельный и богатый купец, хлеботорговец и крупный благотворитель, Анисим Михайлович Мальцев. Он задумал построить в Балаково церковь, не похожую ни на одну во всей России. Но, подсчитав свои капиталы, понял, что это даже ему не под силу, – нужны были колоссальные средства. Тогда был брошен клич по всей Волге, и необходимые деньги были собраны.

  В 1908 г. Московское архитектурное общество организовало конкурс имени А.М. Мальцева на создание проекта балаковского храма, в состав жюри которого вошли известные архитекторы того времени. На выставке конкурсных проектов были представлены 34 работы из Москвы, Петербурга, провинции и даже из-за границы. При проектировании нового храма главным условием для всех участников конкурса было использование образцов древнерусского зодчества до XVII в. Но ни один из проектов полностью не устроил Мальцева, и он обратился к председателю жюри, архитектору Федору Осиповичу Шехтелю. Он работал над такими архитектурными памятниками, как особняк М. Горького и Ярославский вокзал в Москве, русские выставочные павильоны в Париже и Глазго, десятки домов в Ростове-на-Дону, Таганроге, Нижнем Новгороде, а также в Саратове, где прошло детство Шехтеля. Этот архитектор был в числе непосредственных создателей нового направления в архитектуре в России под названием «модерн». Именно в стиле модерн, в его неорусском направлении и был построен балаковский Троицкий храм.

  Шехтель предложил проект храма на 1200 мест молящихся с колокольней, просвирней и оградой. Церковь с мощным восьмигранным шатром напоминала древнерусские шатровые храмы дониконовской Руси. И по внешнему, и внутреннему убранству он мог соперничать с самыми знаменитыми соборами России.

  В 1910 г. началось строительство храма. Ф. Шехтель несколько раз приезжал в Балаково, чтобы контролировать ход строительства. В краеведческом музее г. Балаково хранятся фотографии, сделанные на разных этапах строительства храма, а в Государственном архиве Самарской области – чертежи и эскизы храма, выполненные самим мастером. Необычность архитектурного облика храма и оригинальность его конструкции широко отмечались в прессе того времени.

  Строительство было завершено к осени 1912 г. – в октябре подняли 17 колоколов. Кстати, колокола были одной из особенностей Мальцевской церкви. Они не обладали большой звучностью, но по мелодичности были уникальными. Колокола лили открыто на площади, а через газеты приглашали желающих при этом присутствовать. Во время литья верующие бросали в расплавленный металл серебряные, золотые и даже платиновые украшения. И это придавало колоколам особую гармонию и чистоту звучания. Камень поставлялся из жигулевских каменоломен. Им облицованы не только основные корпуса, но и оба шатра: над крестильней и колокольней.

  Когда именно в храме был установлен иконостас, неизвестно. Есть лишь сведения, что он был пятиярусным, обитым басмой. В нем было 73 больших иконы и 45 маленьких. Особенность храма – мозаичные панно выполненные по эскизам И.О. Чирикова в знаменитой петербургской мастерской В.А. Фролова: Троица – над западными вратами (главным входом), икона Божией Матери «Знамение» над северными и Нерукотворенный образ Спасителя над южными. В начале 20 в. мастерская Фролова была одной из ведущих мозаичных школ. Из рук мастеров выходили величайшие шедевры, воссоздать которые современным мозаичникам уже не под силу.

  Храм освятили, но его спокойное существование продлилось всего несколько лет. Начиная с 1919 г., большевики начинают изымать из храма церковное имущество: серебряную утварь, канделябры, лампады, иконы, сусальное золото с главок. В 1930 г. одновременно с разрушением всех церквей города разрушили шатры центрального объема и колокольни Троицкого храма. В 1931 г. храм переделали под драматический театр. Были разрушены и алтари, а на месте главного, Троицкого, построили сцену. Кокошник над главным входом вместе с мозаичной иконой Пресвятой Троицы был срублен. Неоднократно предпринимались попытки закрасить икону Спаса Нерукотворного, но на каждую Пасху краска осыпалась, и лик Иисуса Христа появлялся вновь. Другая же икона, «Знамение», после перестройки здания оказалась в недоступном для обозрения месте и поэтому дошла до наших дней неповрежденной.

  Чего только не располагалось за годы безбожия в здании церкви – склад, народный театр, клуб дизелестроителей, городской отдел регистрации браков. Долго стоял обезглавленный, без крестов, высоких шатров и сияющих мозаик, оскверненный и обезображенный храм Святой Троицы. Но стоял как твердыня, уцелевшая в огне, и как немой укор тем, кто предал веру своих отцов.

  После долгих лет запустения только в 1989 г., храм был передан Русской Православной Церкви. С первых же дней началась его активная реставрация, и в течение срока более 20 лет был восстановлен первозданный вид храма. Он был признан памятником архитектуры федерального значения, но его восстановление оказалось многотрудным делом, в котором были задействованы Саратовская епархия, администрация Балаково, архитекторы, инженеры и жители города.

 

 

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Болторез (20.11.2024 19:52:38)
Взят. Сколько всего пережил этот храм. А он только становится краше. Спасибо автору)
oleg5761 (13.10.2024 20:26:52)
Красивый храм. Автозачет.
Автору спасибо! Всем удачи!
zavar (27.08.2024 18:27:59)
Iskender (29.03.2024 09:26:08)
Stereometria (31.08.2023 15:19:22)
Триэр (28.08.2023 13:44:06)
HunterLip (25.07.2023 07:22:56)
maxidrug (11.06.2023 21:20:00)
mihvik64 (07.06.2023 23:20:21)
alan-k (03.06.2023 19:19:01)
MaxiLeo (23.05.2023 07:34:07)
Serg&Nadja (07.05.2023 14:52:48)
Lemonade_rabbit (07.05.2023 14:50:30)
dr.Johnson (16.08.2022 13:55:59)
Irm (12.05.2021 21:00:07)
какырка (07.05.2021 22:25:49)
Вера (05.05.2021 00:02:10)
Звезда (04.05.2021 17:13:47)
redgreenblue (04.05.2021 17:12:02)
mr_bo (23.04.2021 13:29:39)
Байдерины (12.11.2020 21:36:12)
Andrеi (02.10.2020 11:41:25)
Elin (22.08.2019 18:03:31)
mamalena (10.03.2019 21:03:28)
Беспокойная семейка (21.08.2018 13:05:50)
Katerin-ka (05.07.2018 18:59:17)
Pachita & two (19.06.2018 00:09:52)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.