Звучит орган торжественно и ясно. В старинной кирхе вновь звучит мотив. Мелодия божественна, прекрасна... Я замираю, голову склонив.
Стремится ввысь мелодия, под своды. Я слушаю чудесный тот напев... Седой Маэстро дарит гимн свободы, Струну души до глубины задев.
Что это: Моцарт, Бах?Звук так прекрасен. Соната, Реквием, звезды полёт? Мир музыки огромен, чист и ясен. Какая сила у обычных нот!
Мерцают свечи... Звуки тише стали... Волшебной птицей музыка плывёт. И замер где-то в ясной звёздной дали Моей души возвышенный полёт!
Лаврова Т.
Если раньше гости посещали Ливадию ради дворца и парка, то сегодня многих интересует другая потрясающая достопримечательность Крыма - Ливадийский органный зал и звучащая в нём необыкновенная музыка.
Здание, в котором расположен Ливадийский орган, озаряющий души светом музыки, первоначально также служило в прямом смысле источником для освещения всей Ливадии. Масштабный проект строительства Ливадийского дворца, развернутый в 1909-1911 годах включал в себя помимо всего прочего оснащение новой официальной царской резиденции на южном берегу Крыма всеми существующими на тот момент времени достижениями цивилизации: центральное отопление, телефонная связь, электрическое освещение, последнее из которых предполагало наличие электростанции для питания всех объектов будущего комплекса.
Автором проекта здания электростанции был первый придворный архитектор Гущин Глеб Петрович, а само строение является одним из первых в России, возведенных с помощью новаторской для начала ХХ столетия техники из монолитного железобетона(методом скользящей опалубки). Построенное в стиле эклектики двухэтажное здание, отличает компактность объемов (12м х 42м) при сохранении индивидуальных черт: комплекс центрального входа с арочными проемами дверей и окон, литой орнамент внешних фасадов, ромбовидный штрих окна центрального фронтона, балюстрады с чашами верхнего яруса, наслоение объемов крыши.
С воплощением в жизнь новой советской программы электрификации необходимость в миниатюрной электростанции, мощности которой хватало лишь на обеспечение нужд одного поселка, к тому же уже потерявшего государственную важность, отпала. И в 1927 году электрическое оборудование из здания убирают. Это событие стало первой вехой на пути преображения бывшей электростанции в один из центров культурной жизни полуострова, хотя пока еще и в качестве клуба со столовой.
Вторая мировая практически не оставила следа в судьбе будущего органного зала, если не считать кратковременного возвращение в эти стены электроподстанции на период проведения знаменитой Ялтинской мирной конференции в феврале 1945 года, а после — использование в качестве казарм для содержания военнопленных (до 1947 года).
Мирные послевоенные годы стали для здания эпохой упадка — сменявшие друг друга хозяйственные организации мало заботились о сохранении в достойном состоянии ровесника знаменитого Ливадийского дворца, что привело его к концу 80-х ХХ столетия в полуразрушенное состояние. Лишь благодаря инициативе Владимир Анатольевич Хромченко - автора и разработчика проекта строительства органа и реконструкции здания - здесь снова начала теплится жизнь. Владимир Анатольевич, директор и художественный руководитель Центра органной музыки «Ливадия», приехал в Ялту выпускником Таллиннской музыкальной академии в качестве органиста, но ему предложили только рояль. И тогда музыкант замыслил нереальное. Он заказал за границей необходимую литературу, чертежи и схемы, занялся подбором материала. Подобные расчеты нуждаются в глубоких знаниях физики и математики, а исходные материалы требуют большой точности от мастера. Владимир Анатольевич работал очень активно, этот труд доставлял ему огромное удовольствие и определил его смысл жизни в последующем. Отвечая на вопрос, почему стал органистом, он говорит просто: «Каждому человеку в жизни отведено его место. Мое — за органом».
Строительство органа проводилось одновременно с реконструкцией здания и выполнением художественных и оформительских работ. Орган состоит из более 4600 труб различной длины. Самая большая труба высится на 6 метров, а самая маленькая с трудом различима, поскольку равна паре миллиметров. Все трубы делятся на 69 групп. Управление инструментом происходит посредством сложной системы тяг с органного пульта, на котором расположены 4 клавиатуры для рук и одна клавиатура для ног. Дабы управлять органными регистрами, на пульте имеются 230 рычагов и кнопок.
При строительстве органа для труб и механических частей, была использована древесина Крымских деревьев, в частности ливанского, гималайского, атласского кедров, кипариса, сосны, дуба, бука, фисташки, секвойи и прочих деревьев. Также в органе имеется множество деталей из цветных металлов – олова, свинца, меди и латуни. Наряду с традиционной органной механикой (рычаги на игольчатых осях) в этом инструменте присутствует 700-канальный электронный блок управления с наборной электронной памятью (до 2000 запоминаний) и оптронной (бесконтактной) системой управления, которые позволяют расширить технические и художественные возможности органа.
Во время реконструкции был проделан большой объём работ по восстановлению разрушенных частей строения, а также добавлены новые декоративные элементы, преобразившие его внешний облик. Кроме этого, вокруг здания были выбраны тысячи тонн грунта, построены подпорные стены, сделано металлическое ограждение. Для лучшего размещения органа специально достроено дополнительное помещение. Но в основном преображение органного зала затронуло внутренние интерьеры – зал был оформлен в в бело-голубых тонах ,оконные проемы залились мозаичным светом, а стены украсились пышным лепным узором. Заново созданный интерьер включил в себя лепку, состоящую из десятков тысяч элементов, сотни квадратных метров цветных витражей, ограждения из металла, пилястры, капители и т.д. В результате всех произведенных работ, здание технического назначения превратилось в блестящий архитектурный ансамбль.
И вот осенью 1998 года Ливадийский органный зал открылся для жителей и гостей Крыма, некогда ветхое техническое сооружение превратилось в замечательный концертный зал.
Сейчас центр органной музыки «Ливадия» — одна из «визитных карточек» Ялты. Каждый год сюда, на фестиваль «Ливадия-фест» приезжают ведущие музыканты со всего мира. Многие используют Ливадийский орган для записи произведений.Кроме органной музыки здесь можно услышать выступления хоровых и инструментальных ансамблей, многочисленных солистов.
Органная музыка последние десятилетия набирает все большую популярность, много молодежи и людей преклонного возраста приобщаются к классике, ведь не даром орган является «Королем» музыкальных инструментов. Именно под него написано больше всего музыкальных произведений в мире. «Орган — это мистический инструмент, — убежден Владимир Анатольевич Хромченко. — Всего-то — пустые трубки и воздух, а создаются такие божественные звуки».
Кроме того, Ливадия – это единственное место на постсоветском пространстве, где создают органы. И это единственное место во всем мире, где есть потрясающий мастер, умеющий их создавать вручную…
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: