«Там, где простая светорассеивающая живопись тонет в сумраке, блестящая эмалевая поверхность может дать известную ясность колорита, собирая и отбрасывая все скудные лучи падающего на нее света» (П.К. Ваулин)
Предлагаю окунуться в прекрасный мир майолики, украшающей дома Санкт-Петербурга.
Самой известной мастерской в Санкт-Петербурге было Художественно-керамическое производство «Гельдвейн-Ваулин», расположенное в с.Кикерино Ленинградской области. Место выбрано П.К. Ваулиным за привлекательность для производства местной синей глины. Ваулин привлекает к работе своих самых талантливых учеников и известных художников. Поначалу это небольшое производство облицовочной керамики, майоликовых панно, декоративных предметов. Но очень скоро в Кикерино съезжаются богатые заказчики, в том числе и иностранные, а работу для них выполняют лучшие русские керамисты того времени. В мастерской производят фасадную майолику, а также керамику для облицовки печей и каминов.
Наиболее масштабным произведением мастерской является Соборная мечеть на Кронверкском проспекте. Все керамическое убранство мечети (облицовка куполов, порталов и внутренних помещений) было выполнено в Кикерино. Другими примерами украшения культовых сооружений являются майоликовая икона Собора Феодоровской иконы Божией матери, изразцовая печь в вестибюле Армянской апостольской церкви св. Екатерины и декор Церкви-усыпальницы Казанской иконы Божией матери (Воскресенский Новодевичий женский монастырь).
Для взятия нашего тайника мы посетим здания, декорированные работами как вышеупомянутой, так и других мастерских (не потому, что я против религиозных сооружений, а потому, что именно «обычные» дома часто выпадают из нашего поля зрения).
1. Начнем со здания библиотеки Института экспериментальной медицины, декорированное созданным по проекту В. А. Покровского в мастерской П.К. Ваулина майоликовым порталом (его координаты указаны в заголовке). Портал первоначально был использован для украшения русского павильона Дрезденской международной гигиенической выставки 1911 г. Портал включает в себя профилированный наличник двери, декорированный растительным орнаментом с фигурами птиц, и архивольт, украшенный цветочными розетками и поясками. Дуга архивольта опирается на две колонки, покрытые орнаментом и увенчанные капителями с фигурами сиринов. На каждой капители ранее был установлен майоликовый герб с двуглавым орлом. От поля стены портал отделяет обрамление из больших светлых майоликовых плиток, на одной из которых помещено изображение единорога, выполненное в невысоком рельефе, а на другой - грифона. В 1920-х гг. с фасада библиотеки были утрачены располагавшийся над входом российский герб, поддерживаемый двумя ангелами, и майоликовые доски над окнами книгохранилища с именами знаменитых ученых, прославившихся в области естествознания и медицины (Гиппократ, Аристотель, Мажанди, Бэр, Мюллер, Либих, Гельмгольц, Вирхов, Пастер, Геринг, Менделеев и др.).
N 59°58.662' E 30°18.754'
Сосчитайте таблички с фамилиями знаменитых ученых (удобнее всего считать с ул. Академика Павлова). Первая цифра полученного числа – А.
2. Следующим посетим особняк А.Е. Молчанова и М.Г. Савиной. Фасады дома оформлены лепным растительным декором и майоликовым фризом с цикламенами.
N 59°58.154' E 30°18.718'
Общее количество зеленых майоликовых панно минус 4 – F.
3. Далее познакомимся с одним из первых монументальных произведений К.С. Петрова-Водкина - Образом Богоматери с Младенцем на стене церковной апсиды Ортопедического института доктора Вредена. Для того, чтобы перевести эскиз своей иконы в майолику, художник ездил в Лондон, где картон обрабатывали на керамической фабрике Дультон. В 1904 года панно было привезено в Петербург. Петров-Водкин был немного разочарован в своей работе, так как майолика сильно отличалась от картона, созданного художником. Были сохранены общие черты образа Богоматери и младенца, но цвет по техническим причинам воссоздать в глазури не удалось, и пурпурные одежды Богородицы заменились на голубые.
N 59°57.237' E 30°19.190'
Судя по учреждению, занимающему это здание сейчас, у нас не хватает: неврологов (Н=1), гастроэнтерологов (Н=2), иммунологов (Н=3), кардиологов (Н=4), отоларингологов (Н=5), терапевтов (Н=6), юристов(Н=7).
Примечание: при наличии времени можно дойти до особняка Е.Ц. Кавоса (Каменноостровский пр., д.24), интересно украшенного майоликовыми и терракотовыми вставками. И, конечно же, полюбоваться Соборной мечетью (очередную реставрацию обещают завершить к октябрю 2015 года).
4. Далее держим путь к доходному дому М.М. Кудрявцева. В украшении фасадов использованы майоликовые панно с маками и подсолнухами. Работа выполнена мастерской П.К. Ваулина
N 59°56.668' E 30°15.804'
Номер первой квартиры на 2 этаже Лестницы №1 - D.
5. Следующий шаг – доходный дом страхового общества «Россия», для которого по рисункам Н. К. Рериха, написанным в 1905 г., мастерской П.К. Ваулина был изготовлен майоликовый декор - восемь композиций между оконными проемами верхнего этажа и три композиции над окнами в центре фасада на тему похода древнерусского войска. Фриз был сбит в 1960-х гг., а в 2009 г. воссоздан специалистами фирмы «Полиформ-Р». Трудно сказать, насколько точен новодел, выполненный по мелким фрагментам и фотографиям. Важнее, что фриз все же вернулся на свое место.
N 59°55.993' E 30°18.631'
Сколько фонарей уличного освещения находится напротив здания по его (нечетной) стороне? Это число – I.
6. Затем отправимся к доходному дому Захаровых. Мастерской «Гельдвейн - Ваулин» для фасадов здания был выполнен богатый майоликовый декор - в тимпанах фронтонов в центральной части каждого из двух лицевых фасадов располагается овальное окно, обрамленное своеобразной рамой из стилизованных майоликовых цветов. Небольшой майоликовый бордюр обрамляет и скаты фронтонов. Кроме того, композиции со стилизованным растительным орнаментом на белом фоне находятся во фронтонах над крайними боковыми окнами верхнего этажа, а под остальными окнами верхнего этажа расположены небольшие чередующиеся круглые и квадратные вставки. Сам доходный дом облицован керамической плиткой вишневого цвета со второго по четвертый этаж включительно, кроме эркеров, обработанных штукатуркой. Такой же плиткой отделаны и колонны, поддерживающие пирамидальную крышу чердачного выхода
N 59°54.909' E 30°19.361'
Число квадратных майоликовых панно между 5 и 6 этажами вдоль всего дома – C.
7. Далее познакомимся с доходным домом Н.Н. Никонова. Здание выполнено в любимом Никоновым «русском стиле» с ярким майоликовым декором. Изразцы выполнены Миргородской художественно-промышленной школой имени Н.В. Гоголя.
N 59°55.372' E 30°20.762'
Число майоликовых элементов «в форме разделочной доски» – G.
Примечание: рекомендую обратить внимание на соседний дом – бывший Механический завод К.Б. Зигеля. Его фасады украшены другим вариантом керамики – терракотой.
По сообщению игроков дом Никонова на реконструкции до мая 2024 года. Майоликовые элементы скрыты лесами. Поэтому дается значение числа G=6.
8. Следующий шаг – еще один, более «знаменитый», доходный дом Н.Н. Никонова. Архитектор тесно сотрудничал с Миргородской художественно-промышленной школой имени Н.В. Гоголя и декорирование фасадов своих домов заказывал именно там. При внимательном рассмотрении можно заметить небольшие «огрехи», присущие ученическим работам. Декор фасада поражает разнообразием – штукатурная отделка в русском стиле, обнаженная кирпичная кладка, многоцветные изразцы, разбросанные отдельными пятнами. Шатровые кровли, колонки с дыньками, кокошники в сочетании с многоцветной керамикой делают здание своеобразным и привлекательным.
N 59°55.704' E 30°21.107'
Номер первой квартиры на 5 этаже Лестницы №1 - В.
9. Последней точкой нашего путешествия станет один из самых эффектных домов эпохи модерна - доходный дом П.Т. Бадаева. Известен также как «Дом печального ангела» - за барельеф женской крылатой фигуры на вершине закругленного угла здания. Небольшие эркеры декорированы красочными майоликовыми вставками, исполненными на предприятии П.К. Ваулина.
N 59°56.137' E 30°21.629'
Сколько тюльпанов расположено на 2 этаже фасада по ул. Восстания? Вторая цифра полученного числа - Е.
Примечание: при желании можно пройти немного до дома №6 по ул. Восстания (доходный дом Е.В. Кривцовой). Между окнами верхнего этажа расположены незначительно различающиеся керамические панно с плетистыми розами.
Внимание: все здания, указанные в «примечаниях» и общих описаниях могут стать объектами других тайников.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: