Во всем мире стремительно растет популярность навигационных систем. Определение
местоположения и точного времени находит все более широкое применение, и
количество продаваемых GPS-устройств (Global Positioning System) с каждым годом
удваивается. Информации о спутниковой навигации в повседневной жизни уже вполне
достаточно, чтобы понять, нужен ли вам GPS-приемник.
Бытовые GPS-приемники можно условно разделить на три группы.
Первая, самая многочисленная сегодня, - простые безиндикаторные датчики,
которые принимают спутниковую информацию, обрабатывают ее и выдают в виде
стандартизированных записей. В настоящее время стоимость встраиваемых
GPS-модулей снизилась настолько, что многие компании начали оборудовать ими
бытовые устройства: от часов и мобильных телефонов до фотоаппаратов (причем
иногда GPS-навигаторы служат лишь для определения точной даты и времени).
Сегодня GPS-модулями оснащаются многие портативные компьютеры, коммуникаторы и
электронные органайзеры.
Во вторую группу входят автономные навигационные устройства с
жидкокристаллическим дисплеем. Они отображают маршрут, показывают направление и
скорость движения. И тогда, оставив автомобиль в незнакомом месте и запомнив в
мобильном GPS-приемнике его местоположение, можно спокойно уйти и вернуться по
проложенному маршруту. Причем, сохранив координаты какого-либо объекта, можно
"вспомнить" их через несколько лет. Удобно пользоваться такими навигационными
"списками" (waypoints) и на автомобильных дорогах, которые зачастую не
отличаются обилием пояснительной информации. Большинство GPS-приемников второй
группы по виду напоминают мобильные телефоны, но по сравнению с устройствами
первой группы имеют более широкие возможности (в том числе и по подключению к
компьютерным устройствам).
Третья, самая дорогая группа GPS-навигаторов имеет наиболее широкие функции,
т.к. помимо самого GPS-модуля включает встроенные или загружаемые карты
(moving maps). Причем они составляют немалую долю в стоимости самих устройств.
Карты выпускают либо изготовители GPS-приемников, либо независимые фирмы. К
этой группе относятся и все современные автомобильные GPS-навигаторы.
В России с картами для GPS-приемников до сих пор дело обстоит из рук вон плохо.
Фирмы-GPS-производители, как правило, карты не выпускают (причем форматы их
хранения не раскрывают), а отечественных разработчиков таких карт крайне мало.
Кроме того, с лицензированием таких аппаратов возникают дополнительные
сложности, т.к. достаточно подробные карты местности сами по себе представляют
повышенную секретность.
Таким образом, покупка устройства третьего типа для использования в России
представляется нецелесообразной. А учитывая тот факт, что приспособления
первого и второго типов при подключении к настольным и карманным компьютерам
обладают не меньшей функциональностью и гибкостью использования, лучше
остановиться на первых двух категориях.
Компания Motorola разработала микрочип Instant GPS для спутникового приемника
системы глобального позиционирования - компактный и достаточно дешевый для
того, чтобы его можно было использовать в любых устройствах потребительской
электроники. Скоро можно будет купить сотовые телефоны, часы, фотоаппараты и
ноутбуки, оснащенные системой навигации. Чип будет стоить менее 10 долл.
(оптовая цена), что позволит производителям различных устройств добавлять
средства определения местонахождения так же, как сегодня монтируют в приборы
часы или календарь. Когда эта функция появится повсеместно - это лишь вопрос
времени.
Микрочип Instant GPS даст возможность подключаться к спутниковой системе GPS и
выяснять свое географическое местонахождение практически с какого угодно
носителя. Естественно, что первыми устройствами, в которых найдет применение
данный чип, станут сотовые телефоны с доступом к службе спасения. Следующая
цель - карманные компьютеры (КПК) и другие портативные приборы, которые будут
отображать свое местоположение сразу на географической карте. Еще одно наиболее
вероятное применение новинки - это мобильные радиостанции, используемые в целях
безопасности, например, во время лыжных прогулок.
Впрочем, любое электронное устройство, которое обычно носят с собой,
несомненно, выиграет, если можно будет обнаруживать, где оно находится.
Вероятно, низкая цена и высокие характеристики чипа сделают его внедрение
повсеместным. Широкое распространение продуктов с навигационными функциями
следует ожидать в III кв. 2003 г. Контракт на производство нового GPS-чипа
получила компания IBM.
Дешевизна и миниатюризация устройств навигации приводит к совершенно
неожиданному применению. Например, немецкие ученые разработали технологию,
которая позволит футбольным судьям определять истину в спорных моментах намного
точнее, чем традиционными методами - визуально боковыми судьями или с помощью
видеозаписей. Система основана на использовании электронных навигационных
чипов, вмонтированных в щитки на голенях футболистов, мяч и газон поля.
Антенны постоянно считывают с них информацию и передают на центральный
компьютер, который определяет точное местоположение игроков и мяча. Результат
отсылается судьям на терминалы - небольшие устройства размером с наручные часы.
Таким образом можно будет абсолютно точно определить, пересек ли мяч линию
ворот, было ли положение "вне игры" и т.д., причем отпадет необходимость
останавливать матч для просмотра видеозаписи и обсуждения ситуации с
судьями-помощниками.
Крупнейшая японская телекоммуникационная компания KDDI предлагает корпоративным
клиентам услугу - наблюдение за перемещениями сотрудников. В первую очередь это
относится к "мобильному" персоналу, водителям транспортных средств и выездным
бригадам. Диспетчеры компаний получат возможность в любой момент определить,
где находится сотрудник или выездная бригада. Для этого работникам раздадут
сотовые телефоны со встроенными GPS-приемниками. После загрузки специальной
программы аппараты смогут периодически отвечать на запросы о местоположении и
статусе владельца (в пути, занят обслуживанием клиента, свободен и т.д.).
Служба GPS MAP будет принимать эти данные и отправлять их на диспетчерский
компьютер по Интернету. Диспетчер в свою очередь сможет увидеть на карте, где
находятся сотрудники, выбрать оптимального кандидата на выполнение очередного
заказа и известить его об этом.
Системы автоматического мониторинга движущихся объектов (Automatic Vehicle
Location - AVL) развиваются и в России. Все они, как правило, используют
комбинированные технологии GSM-GPS. Отечественная система слежения за
подвижными объектами с возможностью контроля и управления ими с помощью
Интернета есть, к примеру, у компании "Русслайн.ру" (RussGPS - www.russgps.ru).
Данное решение основано на технологии WEBfleet, широко используемой в Европе и
за ее пределами, и адаптировано для использования на территории стран СНГ.
Такие системы предназначены для оптимизации и высвобождения транспортных и
людских ресурсов, снижения расходов, простоев, а также для защиты жизни и
собственности.
Подобные проекты стали результатом интеграции технологий глобального
позиционирования (GPS), беспроводной связи (GSM) и, возможно,
Интернет-технологий для создания систем передачи информации о местонахождении
объектов через глобальную сеть, которая позволит государственным и коммерческим
структурам повысить эффективность управления своими ресурсами, а также
предоставит разнообразные дополнительные услуги физическим лицам.
Представьте ситуацию: вы покупаете мобильный телефон для вашего ребенка.
Конечно, ему всегда можно будет позвонить и узнать, где он в данный момент
находится, что собирается делать и когда придет домой. Однако он может
заиграться, не иметь возможности ответить на звонок, находясь на занятиях, или
просто вы не уверены в том, что он говорить вам правду. Что делать в этом
случае? Как утолить родительские волнения? Тогда вы подключаетесь к Интернету,
набираете заветный адрес и: узнаете местонахождение этого телефона.
Если ребенок слишком мал, чтобы пользоваться мобильным телефоном, то его можно
снабдить браслетом или пейджером, оснащенным приемником системы глобального
позиционирования (GPS) и беспроводным радиопередатчиком (GSM). Сомневаетесь в
местопребывании вашего чада? Просто посмотрите по карте в Сети, где находится
сопровождающая его система GPS-GSM.
Американская компания Digital Angel Corporation разработала собственную систему
слежения за детьми, пожилыми, больными людьми и домашними животными, основанную
на определении местоположения через спутники GPS. Система Digital Alert состоит
из персонального монитора (маленького беспроводного устройства, похожего на
пейджер), который крепится клипсой к одежде (или ошейнику собаки), и наручных
часов-термометра ThermAlert. Также предусмотрены сигналы тревоги, которые
посылаются специальными биосенсорами и датчиками окружающей среды и передаются
в операционный центр системы Digital Angel через GSM-сеть. Например, если
человек упал, вышел за пределы определенной территории или оказался на морозе
или жаре, система автоматически дает сигнал тревоги. Кроме того, в любой момент
владелец прибора может и сам вызвать помощь. Операционный центр в свою очередь
извещает о происшествии по электронной почте (например, через сотовый телефон,
пейджер, карманный или персональный компьютер). Местонахождение человека, с
которым случилась беда, определяется с точностью до 25 м.
Digital Angel - это устройство размером со спичечную коробку. Оно работает даже
вне зоны видимости спутников, везде, где будет работать сотовая телефонная
связь. Корпорация постоянно работает над миниатюризацией своих GPS-систем и
пытается создать прибор, который можно будет легко закреплять на людях,
домашних животных или на каких-то объектах.
В Англии в качестве эксперимента с согласия родителей начинают вживлять детям
электронные чипы, которые помогут всегда знать об их местонахождении. При этом
врачи обещают, что "электронный колокольчик" будет абсолютно безвреден и
невидим для постороннего глаза. Чип разработал профессор Кевин Варвик,
48-летний специалист по кибернетике. Сигнал от "электронного колокольчика"
поступает через сеть мобильных телефонов на компьютер, и по электронной карте
определяется точное местопребывание ребенка.
Похожие системы начинают внедряться и в Финляндии, которая, как известно,
является одним из мировых лидеров по количеству сотовых телефонов на душу
населения. В ближайшем будущем компания Benefon планирует выпускать новые
аппараты с функциями телефона и GPS-навигатора.
Однако более привлекательными для детей являются часы-навигатор. Формат
наручных часов все больше притягивает разработчиков различной электроники:
вслед за флэш-плеерами, КПК и даже медицинскими анализаторами появились часы,
оснащенные GPS-приемником и сотовой связью. Американская компания Wherify
Wireless предлагает использовать такие часы родителям, желающим всегда быть в
курсе, где находятся их чада. Через сайт компании или сотового оператора
родители могут узнать не только точные координаты, но и получить ближайший к их
ребенку уличный адрес. Другая важная функция безопасности - возможность вызова
с часов службы спасения.
Устройство, названное GPS Personal Locator for Children, кроме собственно
GPS-приемника (через него также постоянно синхронизируется время), оснащено
модулем мобильной связи, который используется и как пейджер, причем в памяти
можно хранить до 10 сообщений. Чтобы послать сигнал о помощи, требуется
одновременно в течение трех секунд удерживать две специальные кнопки. Сигнал
сначала поступает к операторам компании, которые затем передают информацию в
местную службу экстренной помощи "911" или напрямую в полицию. Корпус детских
часов водонепроницаем, а ремешок имеет электронный замок, который, во-первых,
может фиксироваться удаленно, а во-вторых, при попытке его снять посылает
сигнал тревоги. Компания Wherify Wireless разрабатывает аналогичные системы и
для контроля над машинами, грузами и домашними животными.
Интересно, что планируется выпускать специальные версии для собак. Если
домашний любимец убежит от хозяина на большое расстояние, то тот сможет
отправить на телефон, закрепленный у нее на ошейнике, текстовое сообщение и
через несколько секунд получить ответ с указанием точных географических
координат. При желании собаке можно будет дать и голосовую команду, просто
набрав ее номер.
Встроенные навигаторы в некоторых моделях машин - это головная боль наших
автолюбителей. Мало того, что у таких автомобилей могут возникнуть проблемы с
таможней (на навигаторы требуется получить разрешение Госсвязьнадзора,
согласованное с Госгеонадзором), форматы карт там, как правило, оригинальные,
а у производителя отсутствуют карты России. Однако выход здесь есть - это
карманные персональные компьютеры (КПК) (специализированные или универсальные),
снабженные соответствующим программным обеспечением (ПО).
Некоторые компании выпускают специализированные комплексные решения для
создания навигационной системы в автомобиле на базе Pocket PC. В основе лежит
ПО, которое может быть оптимизировано для использования в автомобиле. Например,
PocketMap Navigator компании Space Machine Inc., где управление режимами
осуществляется с помощью довольно крупных клавиш, которые можно нажимать
пальцем, не извлекая пера и не отвлекаясь от управления автомобилем. Кроме
того, есть специальный ночной режим: КПК приглушает подсветку, чтобы не
слепить водителя во время ночной езды.
GPS-карточку в формате Compact Flash для КПК, аксессуары для крепления и
подзарядки в машине, а также ПО для навигации можно купить за 200-400 долл.
Некоторые современные КПК выпускаются уже со встроенным навигатором и
программой для его работы. Например, тайваньская компания ProSense Technology
представила новый КПК PS-168 со встроенной системой ориентирования GPS и
проигрывателем файлов MP3. В такое устройство можно загружать и собственные
электронные карты местности.
Помимо навигации, GPS-технологии в недалеком будущем позволят водителю не
только ориентироваться на дороге, но и управлять автомобилем. Такие разработки
активно ведутся во многих странах. Управление двигателем возьмет на себя
бортовой компьютер, который в свою очередь будет оснащен системой
GPS-навигации. Получив координаты автомобиля, информацию о состоянии дороги,
наличии пробок и аварий со спутника, бортовой компьютер автоматически выберет
скоростной режим автомашины, и водитель сможет даже не пользоваться педалью
газа. В пригороде Парижа уже были проведены официальные испытания новой
технологии, и подобные бортовые компьютеры поступят в продажу во Франции
примерно в 2010 г.
Есть подобные проекты и в Великобритании, где планируется брать плату за
дороги согласно информации со спутников. Если этот проект будет принят, то
через несколько лет за всеми автомобилями в стране будут следить спутники
Земли, а водителям придется платить за пользование дорогами в зависимости от
времени и места поездки. Согласно выводам специальной комиссии, это даст
возможность избавиться от заторов и значительно улучшить движение общественного
транспорта. Конечно, данный проект весьма дорогостоящий, ведь на каждом из 26
млн. автомобилей в Британии предполагается установить специальный датчик -
прикрепляемое к ветровому стеклу небольшое устройство, находящееся в постоянном
радиоконтакте со спутником. Система будет устанавливать, где находится
автомобиль и сколько он проехал за время поездки. Затем спутник передаст данные
о движении машины на центральную компьютерную станцию, где полученную
информацию проанализируют и составят счет, предъявляемый каждому водителю
индивидуально. Естественно, что во время часа пик оплата будет особенно велика.
Сначала британское правительство намеревается ввести систему спутникового
слежения и оплаты за пользование дорогами для 450 тыс. иностранных грузовых
автомобилей, въезжающих в страну (до 2006 г.), а затем и для всех британских
автомобилей.
Забавную GPS-систему использует дорожная полиция штата Коннектикут в США. Она
взяла на вооружение технологию глобального позиционирования, которая позволит
значительно ускорять составление протоколов об авариях. Дело в том, что для
всех измерений и регистрации обстоятельств происшествия используется
специальная система AutoDocs, разработанная компанией Optimus, при помощи
которой полицейские отмечают характерные точки на местности с помощью
мобильного компьютера, оснащенного беспроводной связью с машиной, на которой
установлена антенна спутниковой связи. Система автоматически генерирует схему и
протокол ДТП. Благодаря автоматизации процедура оформления занимает всего
несколько минут, что дает возможность избегать образования многокилометровых
дорожных пробок.
Московское правительство также приступило к реализации подобного амбициозного
информационного проекта стоимостью несколько десятков миллионов долларов и
готовится взять Москву под контроль с помощью GPS и мобильных телефонов. Уже
известно, что одним из участников проекта станет ОАО "Мобильные ТелеСистемы"
(МТС) - сотовую составляющую системы обеспечит сеть именно этой компании.
Проект предусматривает создание системы управления, позволяющей контролировать
перемещение общественного транспорта, автомобилей городских служб и состояние
стационарных объектов (например, трубопроводов и линий электропередачи). Эта
система будет одновременно использовать спутниковую навигацию (GPS) и сотовую
связь. С помощью спутника будет определяться положение объекта с точностью до
нескольких метров, а затем эти данные передадутся по сотовой сети всем
заинтересованным лицам. При этом возможна и обратная связь: например, водитель
в случае ДТП сможет подать сигнал тревоги.
Ограничения на продажу GPS-приемников странам бывшего СССР сняты с 1991 г.
Официальное разрешение российских органов Госсвязьнадзора и Госгеонадзора на
эксплуатацию GPS-навигаторов на территории РФ дают практически все компании,
продающие такие устройства на нашем рынке. Любой желающий может приобрести
GPS-навигатор и оформить все документы самостоятельно или непосредственно через
продавца.
Согласно особым условиям, ввоз и приобретение систем радионавигации и
радиоопределения на территории России осуществляется только на основании
разрешений, выдаваемых Главным управлением государственного надзора за связью в
Российской Федерации или его территориальными отделениями. А для спутниковой
навигации требуется еще и лицензия. Впрочем, часть этих вопросов для
пользователей GPS-навигаторов сегодня уже снята.
Однако предметом "засекречивания" являются уже не сами навигаторы, а карты,
которыми они должны оснащаться. Согласно закону "О государственной тайне",
Федеральная служба геодезии и картографии РФ разработала развернутый перечень
сведений, подлежащих засекречиванию. Секретными, в частности, являются
"...сведения о рельефе местности, отображенные на любом носителе, с точностью и
подробностью нанесения на карты масштабов 1:50 000 и крупнее, на площади,
превышающей 250 кв. км; координаты географических объектов, определенные с
точностью 30 м и выше; топографические планы масштабов 1:50 000 и крупнее в
местных системах координат; сведения, содержащие координаты режимного объекта".
Информация о координатах географических объектов, полученная с точностью от 30
до 100 м, считается служебной и предназначена для ограниченного
распространения.
Итак, определение координат разрешили, но вот карты продолжают оставаться
секретными (и уж заведомо недопустимой считается точная привязка карт к
местности). Таким образом, спутниковая навигация в России вышла из подполья,
но стала довольно бессмысленной. Подробных карт для навигации в России никто не
делает.
Кстати, согласно ст.137 Кодекса об административных правонарушениях, штраф за
использование незарегистрированных средств спутниковой навигации - до 70
минимальных зарплат!
Программы для GPS-навигации существуют для всех платформ мобильных компьютеров.
На платформе Palm наиболее распространены пакеты Atlas
(http://www.gpspilot.com/Atlas.htm) и HandMap
(http://www.handmap.net/programs.htm). На платформе Pocket PC (бывшей Windows
CE) - различные версии программы OziExplorer (http://www.oziexplorer.com/),
которая, по мнению российских и зарубежных специалистов, лидирует на
сегодняшний день в области GPS-навигации.
Выпускает навигационные программы для карманных компьютеров и российская
компания VITO Technology (http://www.vito-tech.com/): VITO Navigator и VITO
SmartMap, причем первый реализован для платформ PalmOS и WinCE 3.0 (PocketPC
2000/ PocketPC 2002).
Автор: Олег Татарников
|