Килограмм золота за 8 метров пути. Банья стена [TR/30788]

Каньон Прачи
Каньон Прачи
Тайник
Тип: Традиционный
Класс: Не определен
Размер: Нормальный
Автор запретил посещение тайника в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Босния и Герцеговина
Оценки тайника[?]
Доступность: 3
Местность: 4
Паспорт тайника
Экспорт точки
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Ретро фото: мост и сама станция
Ретро фото: мост и сама станция
ГЭС. Высокая вода
ГЭС. Высокая вода
ГЭС. Низкая вода
ГЭС. Низкая вода
Еще фото каньона
Еще фото каньона
Автор: Seriy Volk
Создан: 07.10.2023
Опубликован: 12.02.2024
(отредактирован: 13.02.2024)

Описание окружающей местности

Одна из уникальнейших железных дорог находится, а точнее находилась, на территории современной Боснии и Герцеговины. Задуманная в 1882 году для решения стратегических и военных задач, она обошлась Австрийской казне в баснословную сумму – 75 миллионов золотых крон. Пролегая от Сараево до границы с Сербией и имея ветку к границе с тогдашней Турцией, ее протяженность составила 160 с лишним километров. Дорогу делали узкоколейной, ибо широкая колея обошлась бы еще на 50 миллионов дороже. В пересчете на золотой курс кроны цена прокладки 7-8 метров пути составила 1 килограмм желтого металла.

Это стало самой дорогой железной дорогой в мире. Только строящаяся в России Кругобайкальская в пересчете на золото стоила примерно столько же, но она была широкой.

В 20 веке этот участок стал частью большого узкоколейного пути от Белграда до Адриатики, известного как Чира.

Часть четвертая. Начало в этом тайнике.

Первая мировая война закончилась разделом как минимум двух империй, претендовавших на Балканский полуостров. Коренные народы, южные славяне пытались отхватить себе как можно больший кусок территории. Три национальности объединились в одно государство КСХС – Королевство сербов, хорватов и словенцев, которое плавно потом перетекло в название Королевство Югославия. Босния также вошла в королевство, но бошняков никто в отдельную нацию не выделял, считалось, что они сербы и хорваты, принявшие мусульманство.

Боснийская Восточная железная дорога вошла в состав Югославских государственных дорог, и этот период между двумя мировыми войнами оказался периодом расцвета узкоколейки, о которой мы рассказываем уже на протяжении четвертого тайника. Самое главное, что дорогу продлили до Белграда. Три пары поездов, ночные и дневные, теперь курсировали между Сараево и столицей нового королевства. Использовались паровозы 83 и 85 серий. Для скорых поездов и длинных поездов выходного дня ставили более мощный 85й или сдвоенный 83й. Иначе было не преодолеть подъемы.

Была построена ветка от Устипрачи (мы еще доберемся дотуда) до города Фоча, что вовлекло в пассажиропоток большое число жителей по берегам Дрины.

С другой стороны, от Сараево существовала узкоколейная трасса до Адриатического моря, до Дубровника. Хоть и с пересадкой, но добраться до моря на поезде была возможность у жителей страны, выхода к морю не имеющей. Продолжал ходить паровоз, в народе локомотив ласково называли Чиро(а), что в переводе на русский значило ‘Кирюша’, и в настоящее время, если вбить в поисковике «Чирина пруга», то найдется много велосипедных и пешеходных маршрутов, а скоро и эти тайники будут находиться.

Продолжение истории в следующем тайнике.

Всего несколько километров по прямой между предыдущим тайником и этим, но их не проехать. А пройти можно, только экстремально переправившись через мост. Я советую развернуться, сделать круг и проехать 12 километров со стороны Месичи, взять тайник бампером. Гарантирую удовольствие тем, кого привлекает романтика узкоколеек.

На Праче мало мостов, но количество и плотность туннелей бьет все рекорды. Есть участки, где четыре туннеля подряд. Все это можно снимать на таймлапс и, вообще, сделать много фото каньона, который входит в природный парк Прача.

Банья стена – самая дикая станция, как мне показалось. Я не понимаю зачем вообще там станция? Пустота. Может быть когда-то, до века гидроэлектростанций, на Праче был курорт? Сейчас даже стены не осталось, только возвышение платформы.

А вот гидроэлектростанции – бич балканских рек. Да, они элегантно роют подземные каналы, чтобы пустить воду в турбины, но очевидно, что некоторые реки не выдерживают, и природа реально страдает. При том, что плотины на малых реках совершенно некрасивы. На участке Прачи от заезда в каньон до шоссе к Вышеграду находится 4 (!) плотины, и еще 2 до впадения в Дрину. Вся романтика горной речки ушла в электричество. Перепад высот реки от истока до устья 1100 м, средний уклон 23%, вода должна нестись, а она просто течет. Прача – это наглядный пример чрезмерной эксплуатации реки. Мало того, есть станции, построенные еще в социалистической Югославии, а есть современные, но построенные без разрешения. Та плотина, у которой спрятан тайник, наверное, самая красивая на реке, но о ней нет упоминания в реестре. Очевидно она пиратская. И если в Сербии народ протестует против коррупционных схем перегораживания, то в Боснии народу не до этого. Много земли – мало населения, делай что хочешь.

Чтобы закончить на позитивной ноте вспомним, что каньон высок и прекрасен. Среди достопримечательностей природного парка также значится самая длинная разведанная пещера в Боснии – Говештица, длиной 9682 метра, а также развалины древнего города Борач, попасть к которому – еще та задача. Ну и, повторюсь, рекомендую заезжать от Месичи на авто, не пожалеете.

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.