Сегодня, в день военно-воздушно-космических войск уместно сделать тайник, посвященный этому дню.
Впервые о подобном тайнике я задумался, восстанавливаясь после инфаркта в санатории "Подлипки". При санатории есть музей, где экспонируется, в том числе, набор металлических шахматных фигур Андрея Николаевича (см.фото). А экскурсовод рассказывает, что перед войной у этого санатория было ведомственное подчинение Минавиапрома и был (и сохранился) отдельный корпус министра авиационной промышленности. Но пригласить вас в этот музей я не смогу, поскольку экскурсия там начинается после 18-00 одновременно с окончанием в санатории времени свободного посещения. Если только через забор....
Андрей Николаевич Туполев, будущий великий конструктор, родился в многодетной семье 29 октября (10 ноября по новому стилю) 1888г в селе Пустомазово под Кимрами. (Пустомазово - родина А.Н.Туполева [TR/2114]) Начальное образование получил в семье. С 1901-го года Андрей Николаевич обучался в тверской гимназии, о которой впоследствии писал: «Для того чтобы дети могли учиться, всей семье пришлось переехать в Тверь. "Наш класс был дружный, однако, хорошо учиться было не принято. Я лишь старался не отставать от сверстников. В Пустомазове у меня не было никаких игрушек. Они стоили дорого, и я мастерил их сам из дерева. А в гимназии были уроки ручного труда. Здесь я мог заниматься столярным ремеслом, некоторые мои вещи даже попали на выставку. Учась в гимназии, я понял, что люблю технику, понял, что мне нужно идти в этом направлении" - писал позже Андрей Николаевич. Осенью 1908-го года Андрей Туполев удачно сдал экзамены в два учебных заведения Москвы: Институт инженеров путей сообщения и Императорское Московское техническое училище. Он выбрал ИМТУ (позднее МВТУ). Надо сказать, что в былые времена учиться студенту было нелегко — ему предоставлялась широкая свобода действий, упор в учебе делался на самостоятельное изучение дисциплин, и, как правильно говорили тогдашние профессора, — смог сам осилить предмет изучения, будешь специалистом.
В октябре 1909 года в училище был образован воздухоплавательный кружок, почетным председателем которого был избран профессор Николай Егорович Жуковский, читавший в ИМТУ лекции по теории воздухоплавания. Поначалу Туполев не проявил особого интереса к этому предмету, но случай изменил его судьбу. В декабре 1909 года, зайдя как-то в помещение, где члены воздухоплавательного кружка готовили свою выставку к 12-му съезду естествоиспытателей и врачей, он помог студентам и преподавателям приподнять планер. Вот тут они и познакомили Туполева с Жуковским. "Он заразил меня одной из самых сильных страстей — страстью к науке" - писал потом Андрей Николаевич в воспоминаниях.
Нужно отметить, что по жизни Туполев был чрезвычайно активным и целеустремленным человеком. Любое дело, за которое он брался, доводилось до конца «без страха и упрека». Именно за это качество его очень ценил и уважал Жуковский. Уже в апреле 1910 года Туполев среди самых деятельных студентов, готовящих первую воздухоплавательную выставку. Он взял на себя не только организационные вопросы, но и выставлял на стенде свои работы — плоскую аэродинамическую трубу и модель самолета. Эти изделия были выполнены с такой тщательностью и деталировкой, что вызвали искреннее восхищение у посетителей. Жуковский, открывая выставку, пророчески сказал, что «видит в воздухоплавательном кружке ядро будущих научных работников, которые помогут направить авиационное дело в России на надлежащий путь». Журнал «Библиотека воздухоплавания» так прокомментировал работы студента Туполева: «В особенности интересна модель аэроплана «Антуанетт» последней конструкции (работы студ.-техн. Туполева), очень хорошо выполненная со всеми мельчайшими деталями..., и труба для изучения в воздушном потоке, позволяющая производить исследования винтов и целых частей аэропланов».
В первых буквах модели "АНТуанетт" уже видно стремление конструктора обозначить в собственных творениях своё авторство, как подпись художника под полотном. Вообще, эстетика в конструировании самолётов играла у Андрея Николаевича важнейшую роль. Не зря он является автором фразы: "Хорошо летают только красивые самолеты".
С 1909 г. член воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планёра, на котором самостоятельно совершил первый полет (1910). В 1916-18 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Н. Е. Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ. В 1918-36 годах - член коллегии и заместитель начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению. А.Н.Туполев - организатор производства советского алюминиевого сплава - кольчугалюминия, полуфабрикатов из него. С 1922 года Туполев председатель Комиссии по постройке металлических самолётов при ЦАГИ. С этого времени начало действовать в системе ЦАГИ сформированное и возглавляемое им опытное КБ по проектированию и производству цельнометаллических самолётов различных классов. В 1922-36 годах Туполев один из создателей научно-технической базы ЦАГИ, разработчик проектов ряда лабораторий, аэродинамических труб, опытного гидроканала, первого в стране опытного завода по строительству цельнометаллических самолётов. На высокое качество его подхода к делу обратил внимание нарком тяжелого машиностроения Серго Орджоникидзе и предложил Туполеву занять должность первого заместителя начальника Главного управления авиационной промышленности и его главного инженера - фактически технического руководителя отрасли. И в этом выборе он не ошибся. Начатые по инициативе Андрея Николаевича модернизация старых и строительство новых авиа- и моторостроительных заводов с использованием закупленных на Западе авиационных технологий, организация КБ и заводов на основе новейшего оборудования, беспрецедентное развитие экспериментальной и материальной части авиационной науки дали серьезный импульс реализации лозунга тех лет - "догнать и перегнать" западную авиационную промышленность. И все это при чрезвычайной экономии государственных средств. Однако работать на должности одного из руководителей советского авиапрома Туполеву долго не пришлось.
21 октября 1937 года А. Н. Туполев был арестован по обвинению во вредительстве, принадлежности к контрреволюционной организации и шпионаже. Год он провел в тюрьмах на Лубянке и в Бутырках, а затем был направлен в ЦКБ №29 НКВД, так называемую «шарагу», где ему было приказано возглавить коллектив конструкторов, занимающийся разработкой нового фронтового бомбардировщика проекта «103».
Тюрьма не сломила дух Туполева, и он энергично взялся за работу в тех нелегких условиях неволи.Туполев получает задание создать пикирующий бомбардировщик, тактико-технические данные которого должны были превосходить все то, что было создано на тот момент в мировой авиации. Историю создания самолета Ту-2 туполевским коллективом в системе НКВД трудно назвать иначе, чем нравственно-патриотическим подвигом. Даже при таких чрезвычайных обстоятельствах Туполев не утратил мужества и веру в торжество справедливости. В ходе работ над проектом, оценив роль авиации в начавшейся на просторах Европы Второй мировой войны, он бескомпромиссно отстоял необходимость создания фронтового универсального двухмоторного бомбардировщика, а не предлагавшегося Сталиным и Берией тяжелого четырехмоторного пикирующего бомбардировщика. 22 июля 1941 года Туполев был освобожден из-под стражи, и восстановлен в должности руководителя своего ОКБ.
Дальше судьба этого гениального конструктора, похожая на взлёт, шла уже по-прямой, только вверх уже без отклонений и торможения. Всего под руководством Туполева создано свыше 100 типов военных и гражданских самолетов, в т. ч. АНТ-25, ТУ-104 (первый реактивный пассажирский), Ту-114, Ту-134, Ту-154. На самолетах Туполева установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелетов, в т. ч. В. П. Чкалова и М. М. Громова на АНТ-25 через Северный полюс в США.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: