Каюм Насыри (Hасыров Габделкаюм Габденнасырович) - татарский учёный-просветитель и писатель. Каюм Насыри родился 2 февраля 1825 года в деревне Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии (ныне Зеленодольский район РТ) в семье известного богослова и мастера каллиграфии Габденасыра бин Хусейна. Известно, что родоначальником этой старинной и очень уважаемой династии был некий Бираш баба, обосновавшийся на правобережье реки Волги еще во времена Казанского ханства. С тех пор на протяжении нескольких столетий многие его потомки являлись признанными лидерами местных мусульман, исполняя обязанности сельских старост и указных мулл. Судьба Каюма Насыри была во многом предопределена семейной историей и традициями, замечательным примером его предков. Освоив основы грамоты и веры в деревенском мектебе, он по совету отца в 1855 году уезжает в Казань в медресе при пятой соборной мечети, где тогда преподавал их земляк и давний друг Ахмед бин Сагит аш-Ширдани (1793-1863) - не просто прирожденный педагог и талантливый ученый, но и прогрессивный имам. Учеба под началом такого человека помогла Каюму развить природную любознательность и критическое мышление. За короткое время он освоил турецкий, арабский и персидский языки, основы мусульманской философии и права. Большой интерес проявлял молодой человек к изучению русского языка. Вероятно, в поисках живого общения и литературы Каюм познакомился с представителями русской интеллигенции и православными миссионерами, которые вскоре сами предложили одаренному мусульманину занять должность преподавателя татарского языка в Казанском духовном училище. В 1871 - 1876 Насыри преподает в открытой им первой русско-татарской школе в Казани. Педагогические взгляды Hасыри развивались под влиянием К. Д. Ушинского и Л. H. Толстого. Первые труды Каюма Насыри "Синтаксис" и научно-популярное сочинение для детей "На досуге" появились в 1860 году. Он также составил и издал научную грамматику татарского языка, правила правописания, учебники по математике, географии, истории и др. Опубликовал труды "Поверья и обряды казанских татар...", "Образцы народной литературы казанских татар", "Сказки казанских татар в сопоставлении их со сказками других народов" (совместно с П. Л. Поляковым). В 1875 году составил "Татарско-русский словарь". Трудом всей жизни Каюма Насыри можно назвать объемистый том его своеобразных проповедей и наставлений “Плоды собеседований”, вышедший в 1884 году в университетской типографии. Личная жизнь Насыри так и не сложилась. Неудачи следовали за ним по пятам. В 1885 году, после пожара, в котором сгорела вся его библиотека, Каюм Насыри вынужден был уехать в родную деревню и зарабатывать на кусок хлеба тяжелым крестьянским трудом. Все свои заработанные деньги отдал на постройку новой мечети, и умер 20 августа 1902 года на 78-м году жизни, не дожив даже до начала строительства мечети, она была возведена уже без него. Каюм Насыри похоронен на кладбище Новотатарской слободы города Казани. Каюм Насыри стал настоящим кумиром для молодой татарской интеллигенции конца XIX - начала XX века - Г.Тукая, Ф.Амирхана, Г.Ибрагимова, Г.Камала и других, стоявших у истоков профессиональной национальной литературы, театра, искусства и науки.
Благодарные потомки сохранили старый дом, который в 1947 году был перевезен из деревни Верхние Ширданы в Большие Ачасыры, собрали многие вещи, связанные с жизнью своего знаменитого земляка Каюма Насыри, и открыли музей. Перевез дом, сохранил обстановку и безвозмездно передал его музею в 1982 году житель деревни Зарипов Габдельгани Минзарипович. В настоящее время архитектурно-этнографический комплекс представляет собой усадьбу татарского крестьянина конца XIX - начала ХХ века. В состав комплекса входят: дом крестьянина, "клеть жениха", хлев и сараи, творческая мастерская ученого, навес для упряжи, баня. Экспозиция дома крестьянина занимает три зала, представляющих комнату городского типа (белую комнату), комнату омовения, женскую половину татарской крестьянской избы. Среди экспонатов - кожаный диван - канапе и деревянный стол- шкаф, по преданию сделанные руками Каюма Насыри, полный русско-татарский словарь, составленный Каюмом Насыри, с личной печатью автора, три чайные пары из фарфора с надписью "Кузнецов" арабским шрифтом (такие маленькие чашки со специфичным орнаментом изготовляли заводы Кузнецова по заказу татарских купцов). Представлено генеалогическое дерево Каюма Насыри и шеджере (родословные) всех имамов деревни Б.Ачасыры, описанные в трудах К.Насыри. Интересны настенные часы (конец XIX в.) деревенского муллы А.Тагирова, отец которого передал К.Насыри данные родословные. В "клети жениха" находятся лари для хранения зерна и постель для новобрачных с балдахином (чебылдык). В творческой мастерской находится саке (лежанка, по преданию сделанная К.Насыри), ткацкий станок, столярные инструменты и гербарные листы XIXв. Под навесом располагаются сани, телеги, сбруя, ручная тележка, относящиеся к началу ХХ века.
Адрес музея: РТ, Зеленодольский район, село Большие Ачасыры, ул. Тукая 44. Режим работы: Ежедневно с 8.00 до 17.00, кроме воскресенья, суббота - с 8.00 до 12.00 Входная плата: Взрослый - 10 руб., детский - 10 руб., экскурсионный - 10 руб.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: