Татарскому князю Уразе Тонкачееву обязан городок своим необычным названием. Князь владел селом Уразаевым (позже Рузаевкой) до 1715 года. За отказ принять христианскую веру государь отобрал у него земли. И пожаловал Тихону Лукину, который позже продал их помещикам Струйским.
При новых владельцах, а Струйские распоряжались землями более 100 лет, имение приобрело большую известность в Поволжье. Здесь, на месте нынешней школы № 9 когда-то находился прекрасный усадебный дом – дворец, построенный по проекту модного столичного архитектора Растрелли. Комнаты дворца были украшены росписями художника Зяблова – талантливого ученика Рокотова. В барском доме не только принимали именитых гостей, но и занимались литературой. В усадьбе имелась своя типография, где печатались стихи.
Самыми известными поэтами имения были Н. Е. Струйский и А. И. Полежаев. Первый был популярен при дворе, многократно издавался при жизни. Посвящал оды императрице Екатерине ll. Произведения второго – внебрачного сына барина и крепостной крестьянки - очень полюбились впоследствии пролетариату. В советское время в честь Полежаева назвали улицу и установили памятник в Саранске. На въезде в город установлена табличка, сообщающая, что «Рузаевка – железнодорожные ворота Мордовии». Люди непросвещенные удивляются: «Почему Рузаевка, а не Саранск, который в 5 раз больше?» Ответ на сей вопрос кроется в конце 19 века. Тогда было закончено строительство железной дороги, соединившей Москву с Казанью. Владельцем дороги являлся фон Мекк. У него возникли разногласия с саранскими властями и он решил перевести паровозное депо и другие службы из Саранска в Рузаевку. Это событие повлияло впоследствии на формирование нового крупного железнодорожного узла России. И города, ставшего одним из центров революционного движения, кузницей рабочих и единственным местом в Мордовии, где некоторое время действовали собственные деньги – боны. Так что рузаевцам есть, чем гордиться. И есть что вспомнить. Ради интереса я опросил несколько человек, попавшихся мне навстречу, о главной достопримечательности города. И почти каждый назвал мне "кукушку". «И где он у вас кукует?» - удивился я. Мой вопрос только рассмешил местное население.
Ведь "Кукушка" – это вовсе не птица, подкидывающая своих детенышей кому ни попадя, а эдакий симпатичный паровозик из Ромашкина, установленный на территории депо в день десятилетия электрификации Рузаевской железной дороги. Символ города. Старинный паровоз - ветеран, оттрубивший без малого 40 лет на местной железке. Найти «Кукушку» не так-то просто, хоть она, т. е. он и находится неподалеку от вокзала, а все же не на виду.
От железнодорожной площади через сквер мимо голубых елей и часовенки дорожка выводит на главную улицу города – Ленина. В центре улицы, как и положено, красуется бронзовый вождь на постаменте. Сразу за памятником начинается горка, превращенная совсем недавно в аллею Славы. На ней расположены бюсты местных героев советского союза, неработающий фонтан, плохо цветущие клумбы и лестница, заканчивающаяся белоснежной беседкой.
Из беседки открывается один из живописных видов, передающих плавную мягкую, уютную высоту Рузаевки, когда-то полюбившуюся татарскому князю и вдохновившую русских помещиков на стихи. По улице Куйбышева можно идти дальше, т. е. выше. Там, где начинается частный сектор, проходит невидимая граница города с селом. На лужайках возле одноэтажных домов кудахчут куры и крякают утки. Но я спускаюсь вниз к улице Ленина. И следую направо от вождя. Попутно заметив табличку о замурованном в стене дома письме «счастья». Оно адресовано жителям города 2031 года. Представляю, что в нем могли написать революционно настроенные предки! Впереди клуб Ухтомского – солидный, с колоннами и лепными колосьями, наследием сталинских времен. Еще несколько шагов по улице Революции 1905 года и показалось локомотивное депо, за забором которого спрятали «Кукушку». Снова проходная. Открытые ворота. Ура, меня не остановили. И я оказалась на небольшой площади, где когда-то началась забастовка (о чем напоминает и название улицы). В результате стачки власть перешла в руки рабочих. Руководили стачечным комитетом машинисты А. Байкузов и А. Ухтомский.
Естественно, родина их не забыла и вознаградила памятными бюстами в городском парке и не менее памятными табличками на домах. Узнать подробнее, как обстояли дела в революционной Рузаевке, можно, не отходя далеко от «Кукушки», в музее депо. Как доехать: От Саранска до Рузаевки можно доехать от автовокзала. Маленькие автобусы и газели отправляются почти каждые 30 минут по расписанию. С 6 до 21 часа. Время в пути чуть меньше часа. Стоимость проезда 35-37 руб. В автобусы продают не только сидячие, но и стоячие места. Ехать в них не очень удобно, так как остановки практически в каждой деревне и забивают их до отказа.
Газель в этом смысле удобнее и быстрее. В Рузаевку можно так же доехать на поезде или электричке. От ж/д вокзала в Саранске. См. здесь:saransk-online.info/infra/1/r… На машине ехать по трассе в сторону Нижнего Новгорода. Расстояние от Саранска до Рузаевки – 25 км. Расписание автобусов здесь:saransk-online.info/infra/1/a…
Адрес: г. Саранск, ул. Полежаева, 184, автостанция "Лесная".
Телефон: (8342) 24-54-66
Музей локомотивного депо
Адрес: Рузаевка, Ул Революции 1905 Г, Д 7
Как добраться: От Саранска до Рузаевки можно доехать от автовокзала. Он находится рядом с ж/д. От привокзальной площади выходите на улицу Ленина и направляетесь налево. Как только увидите желтый сталинский ДК им. Ухтомского, сворачиваете к нему. От ДК еще несколько метров по улице Революции 1905 года. Затем увидите небольшой спуск к депо и паровоз за забором. Вам туда.
Информация взята:http://story.travel.mail.ru/include/story/show_story.php?story_id=371084&mod=print
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: