Усадьба Братцево расположена на вершине живописного холма, полого спускающегося к долине реки Сходни. Братцево – одна из самых неизвестных московских усадеб. Возможно, такая забывчивость властей в чем-то даже помогла усадьбе, сохранив ее уединенность и тишину. Первое документальное свидетельство об этом месте (1565 г.) относит деревню Братцево владельцу Даниле Григорьевичу Фомину. Далее деревня, а позднее и усадьба, довольно долго переходила из рук в руки. Cеление на месте Братцево существовало давно, в Смутное время превратилось в пустошь Горетова стана, а в 1618 году было передано дьяку Александру Иванову. Ее собственниками были Троице-Сергиев монастырь, боярин Дмитрий Иванович Годунов. Затем в 1626 г. Братцево было пожаловано астраханскому воеводе А. И. Зубову. В 1657 году владельцем имения становится боярин Богдан Матвеевич Хитрово, который был крупным чиновником, известным военачальником и ловким царедворцем. При нем в Братцеве были поставлены двор боярский с хозяйственными пристройками, дворы крепостных крестьян и две мельницы на реке Сходне. В эти годы Б. М. Хитрово усиленно занимается благоустройством Братцева и строит в нём каменную церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Затем усадьбой владели Зубовы, Нарышкины, Строганов, последним владельцем был князь Н.С. Щербатов, один из создателей Исторического музея. Самый интересный период для усадьбы связывают с именем графа А.С. Строганова. В 1780 году он выкупил усадьбу у Нарышкиных. Александр Сергеевич Строганов (1733-1811) являлся потомком знаменитых купцов, разбогатевших в 16 в. на эксплуатации солеварных промыслов, горных и металлургических заводов. Богатство Строгановых было столь колоссальным, что вошло в поговорку «Богаче Строгановых не будешь!» Графу принадлежали десятки тысяч крепостных, его соляные варницы давали ежегодно до 1,5 млн. пудов соли, что составляло примерно шестнадцатую ее часть в Русском государстве. О хлебосольстве Строганова слагались легенды. Его балы, маскарады и пышные приемы в петербургском дворце, выстроенном архитектором Ф.Б. Растрелли, надолго остались в памяти потомства. Императрица Екатерина II говорила о графе: «Вот человек, который тщетно старается разорить себя и никак не преуспевает в этом». Вместе с тем А.С. Строганов был одним из образованнейших людей своего времени. В молодости он долго путешествовал, жил в Женеве, изучал фортификацию, архитектуру, логику, латынь и итальянский, упражнялся в музыке. Внимание к этому селу было обращено в связи с обстоятельствами семейной жизни графа. Он был женат дважды, и оба раза неудачно. В молодости императрица Елизавета Петровна сосватала ему дочь канцлера, графа Воронцова, но вскоре после свадьбы Строганов затеял длительный бракоразводный процесс, оборвавшийся в 1769 г. неожиданной смертью жены. В том же году он влюбился в красавицу княжну Екатерину Петровну Трубецкую, и императрица Екатерина II поспешила обвенчать своего любимца. Молодые уехали за границу, где пробыли около 10 лет. Веселая жизнь супругов за границей довела их до того, что графине пришлось заложить свои драгоценности. В 1779 г. они вернулись в Россию, и тут разыгралась новая семейная драма. Графиня Строганова знакомится с красавцем фаворитом Екатерины II Иваном Николаевичем Римским-Корсаковым (императрица, правда, к тому времени уже отдалила его от себя). Римский-Корсаков младше княгини на 10 лет, влюбился в нее и был награжден полной взаимностью. Но связь открылась. Граф тяжело переживал измену супруги, но отнесся к жене довольно снисходительно: развелся с ней и отправил в Москву, предоставив ей дом в Москве для жительства, а также имение, где для нее был устроен прелестный дом, среди живописного парка с прудами. Здесь графиня Е.П. Строганова и Римский-Корсаков прожили долгий век. Московский высший свет, где у графини было много родственников, относительно благосклонно отнесся к нарушителям морального кодекса. Правда, дети от незаконного брака не могли получить ни фамилию отца, ни дворянских прав. Видимо, по обычаю тех лет они были записаны как дети одного из дворовых. Однако Павел I, назло своей покойной матери, дал им фамилию Ладомирских и дворянское достоинство. Сын Василий Николаевич Ладомирский дослужился впоследствии до чина действительного статского советника (равного генеральскому), дочь Зинаида Николаевна была выдана замуж за князя Д.М. Голицына, а Софья Николаевна была замужем за камергером Нарышкиным. В начале XIX в. графиня лишилась «движения ног», но сохранила при этом живой ум и любила вести занимательную беседу, оставаясь хлебосольной хозяйкой, окруженной многочисленными гостями. Она умерла в 1815 г. на 72-м году жизни, до последних дней Римский-Корсаков трогательно заботился о ней и оставался рядом. Братцевская усадьба построена архитектором А.Н. Воронихиным (когда-то он был наставником сына графини от брака со Строгановым – Павла Строганова), по всей вероятности уже в XIX в. Братцево к тому времени перешло уже в собственность Римского-Корсакова. В усадьбе числился в то время еще и деревянный господский дом. Новый усадебный дом построен в полуверсте от старинного села. Двухэтажный каменный дом классического стиля с четырьмя наружными входами по главным осям и увенчанный куполом над центральной частью решен очень выразительно. Высокий Квадратный четверик основного объема дополняется прямоугольными выступами со стороны главного и паркового входов, а также полукруглыми выступами со стороны главного и паркового входов, а также полукруглыми выступами на боковых сторонах. Благодаря этим выступам в плане здание выглядит крестообразным, что характерно для некоторых построек Воронихина. На этих выступах в центральной части каждого из фасадов сосредоточено декоративное убранство дома. Выступающая вперед центральная часть парадного фасада поддерживается двумя парами сдвоенных ионических колонн, которые несут антаблемент, разделяющий пространство первого и второго этажей. Над ними помещается балкон, украшенный балюстрадой и тонкими изразцовыми вазами на белокаменных постаментах. Над балконом выделяется большой полуциркульный оконный проем – характерный архитектурный мотив для первой половины XIX в. – обрамление которого завершается клинообразным замком. Парковый фасад усадебного дома более интимен. Парковый вход в дом перекрыт балконом, который поддерживают две пары колонн с изящными четырехсторонними капителями ионического ордера. Высокое крыльцо и белокаменные террасы (вплоть до конца 80-х XX в. были украшены балюстрадами, сейчас от них не осталось и следа), дополняют убранство паркового фасада, объединяют дом, стоящий на высоком холме над долиной Сходни и Братовки, с обширным парком и сообщают ему характер интимной загородной виллы. Одноэтажные флигели к дому были пристроены только в 1936 году, а прежде это была компактная реплика виллы Палладио. Перед домом раньше стояла мраморная статуя Венеры с Амуром, которая не сохранилась. Открытая беседка-ротонда, также построенная по проекту Воронихина, сейчас, к сожалению, находится в плачевном состоянии. Такие беседки «миловиды» имели большое распространение в усадьбах и ставились обычно в самых живописных, возвышенных местах. В центре беседки на пьедестале возвышалась статуя Амура (сейчас остался только пьедестал). Усадебный дом окружен большим пейзажным парком, который был искусственно насажен в конце XVIII – начале XIX в. в холмистой и овражистой местности. В отличие от регулярных парков, он сохраняет подражание природе. В парке устроены большие поляны, деревья посажены группами-куртинами, дорожки свободно извиваются, как тропинки в лесу. Переход от регулярных парков к пейзажным, произошел в России в конце 70-х годов XVIII в., когда владельцы усадеб стали больше ценить естественность и первобытную свежесть природы. К тому же устройство и содержание регулярных парков стоило дороже. В советское время на территории усадьбы располагался дом отдыха Союза театральных деятелей.
В главном здании есть ресторан "Строганов", в выходные там открыто с 12.00. Рекомендуем попробовать яблочный штрудель (160 руб.). Правда, он пользуется популярностью, и если заглянете поздно, его может не быть.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: