Рок-опера в 6 частях с вступлением и кодой
Introduction: Ленинградский рок-клуб
…На углу у пяти углов
До тринадцатого дома – пара сотен шагов…
Чиж и К «Последние деньги»
На рубеже 1980 годов рок-движение Ленинграда было пестрым, многочисленным и разнообразным: уже отошел в прошлое «Санкт-Петербург», вовсю играли «Мифы», «Россияне», писал свой альбом «Треугольник» «Аквариум», только что скандально ославившийся на рок-фестивале в Тбилиси. При этом у рок-музыкантов, кроме, пожалуй, энтузиазма не было ничего: ни возможности по-человечески репетировать, ни играть свою музыку, ни даже иметь информацию друг о друге, да и о своих коллегах за рубежом.
Борис Гребенщиков: «…Для того, что бы устроить концерт, нужно было а) найти аппаратуру, которой ни у кого не было, и б) найти предлог, что бы снять какой-то зал и сделать билеты. <…> а главное – нужно было защититься как-то от ментов, потому что иначе менты сразу всех накроют…».
Датой рождения Ленинградского Рок-клуба считается 8 марта 1981 года, объединение свободных Рок-музыкантов Ленинграда получило прописку, счет и статус любительского объединения.
Борис Гребенщиков «…Кто-то из власть имеющих, скорее всего – комитет компартии города Петербурга, решил, что всех нарушителей спокойствия удобнее держать в одном месте, потому что так их будет легче контролировать. И дали отмашку дому народного творчества на улице Рубинштейна, что можно дать добро этим волосатым, пусть там собираются…»
Так все движение рок-музыкантов, да и просто любителей такой музыки обрело Адрес. Адрес, который еще будет известен не только в Ленинграде, но и за пределами города, и даже – за пределами страны, адрес, которому суждено было стать одним из символов нового рок-движения в СССР, адрес – ул. Рубинштейна, 13. У музыкантов появилась постоянная точка для репетиций и концертов, у слушателей – постоянное место проведения концертов. То есть – своеобразная путевка в жизнь. Подмостки рок-клуба дали старт таким впоследствии известным группам, как «Кино», «Зоопарк», «Пикник», «АукцЫон», «Секрет», «Алиса» и другие.
Надо сказать, что при всем своем революционном настрое, рок-клуб имел структуру, практически повторяющую структуру Советского общества – с советом, уставом, куратором, литовкой текстов перед выступлениями и т.п. Впрочем, не надо сильно обвинять в этом музыкантов: они родились и выросли в рамках Советской действительности, и о том, что можно управлять по-другому, имели весьма смутное понятие. Так или иначе, при создании рок-клуба был создан совет, который принимал решения о концертах, принимал в состав рок-клуба новые группы и контролировал соблюдение устава.
В 1983 году Рок-клуб проводит первый Ленинградский рок-фестиваль. Таких, фестивалей еще будет несколько, самый масштабный – VI фестиваль в 1987 году проходил в 2 этапа, и длился 7 (!) дней.
Однако, смена строя в стране не обошла стороной Ленинградский (с 1990 года – Санкт-Петербургский) рок-клуб. Он закрылся в начале 1990-х годов.
N 59° 55.777'
E 30° 20.670'
(координаты в заголовке)
Вы находитесь как раз перед зданием бывшего Ленинградского рок-клуба на Рубинштейна 13. До недавнего времени здесь был театр «Зазеркалье», но сейчас в здании идет ремонт. Сам рок-клуб располагался во дворе, куда вход был закрыт. Поэтому ограничимся наружным осмотром здания.
Количество балконов на здании – A.
Часть 1: Майк Науменко и «Зоопарк»
Этот город странен, этот город непрост.
Жизнь бьет здесь ключом.
Здесть все необычно, здесь все вверх ногами,
Этот город – сумашедший дом…
Зоопарк «Уездный город N»
Майк Науменко родился в Ленинграде 18 апреля 1955 года. Писать песни начал ещё в школе, после того, как бабушка подарила ему гитару. Первые песни писались на английском. Майк учился в спецшколе и неплохо владел языком. Надо сказать, что он впервые в СССР перевел на русский язык Р. Баха. В 1981 году Майк организовывает свою группу «Зоопарк», которая выступает и на открытии рок-клуба и на первом рок-клубовском фестивале. Вообще выступление на фестивалях Ленинградского рок-клуба станет для Майка хорошей традицией. В 1984 году записывается самый, пожалуй, известный альбом «Зоопарка» - «Белая полоса».
Жил Майк Науменко в коммуналке на последнем этаже большого старого дома. Человеком он был гостеприимным, и в его квартире всегда было полно друзей, приятелей, да и просто незнакомых людей, желающих с Майком выпить.
Собственно говоря, пьянство и подвело итог всей жизни Майка. Он умер 27 августа 1991 года в той самой коммуналке на последнем этаже огромного дома.
N 59° 55.233'
E 30° 20.920'
Вы находитесь как раз перед домом, где жил Майк Науменко. Сам дом имеет адрес: Боровая ул., 18, Волоколамский пер., 1
Оглядитесь по сторонам, и найдите на желто-зеленом доме, расположенном в прямой видимости, дату (год) над парадной.
Последние три цифры года = B
Часть 2: Юрий Шевчук и «ДДТ»
Черный пес – Петербург, крыши-диваны,
Выше поехавших крыш – пустота.
Наполняются пеплом в подъездах стаканы.
В непролазной грязи здесь живет чистота…
ДДТ «Черный пес – Петербург»
Юрий Шевчук родился в 1957 году в Магаданской области. В 1970 году Юрий вместе с семьей переезжает в Уфу, где собирает свою первую рок-группу, которая выступает на местных концертах. В 1984 году, после записи альбома «Периферия», Юрий Шевчук вынужден покинуть Уфу, он перебирается сначала в Москву, потом – в Ленинград, где и собирает новый состав ДДТ, ставший впоследствии «золотым». И в дальнейшем вся жизнь Юрия Юлиановича будет так или иначе связана с Ленинградом-Санкт-Петербургом. ДДТ выступает на V фестивале Ленинградского рок-клуба, где признается его главным открытием.
В 1989 году в доме, предназначенном на капитальный ремонт, на Пушкинской ул, д.10 поселилось несколько художников и музыкантов, оборудовавших там свои мастерские и студии. В числе музыкальных групп, оборудовавших там студии были «Аквариум» и «ДДТ». Тогда власти города смотрели на это сквозь пальцы, а тем временем общество независимых художников и музыкантов на Пушкинской, 10 возрастало. Образовался первый, и пожалуй самый известный в СССР «сквот». Впоследствии власти несколько раз пытались «разогнать» «жителей» дома с целью то разрушить дом, то переделать его под элитное жилье, отключали электричество и отопленин, но «жильцы» категорически отказывались покидать занятые помещения.
В 1998 году был найден компромисс: флигель, выходящий на Пушкинскую, отремонтировали под дорогие квартиры, а независимым художникам, объединившимся тогда в Фонд «Свободная культура», отдали дворовый корпус, куда заходят с Лиговского, 53.
N 59° 55.751'
E 30° 21.537'
Вы находитесь у арки дома 53 по Лиговскому проспекту. Для того, что бы попасть к Арт-центру «Пушкинская, 10», надо пройти под арку. У дверей арт-центра поднимите взгляд вверх, и найдите на двери одного из балконов, выходящих во двор, номер.
Номер=С! нОмер C= 220!
Часть 3: Александр (СашБаш) Башлачев
Что снаружи? Все еще пусто?
А внутри – по-прежнему тесно!
Ал. Башлачев «Некому березу заломати»
Александр Башлачев родился в Череповце 27 мая 1960 года.
Работал сначала художником на Череповецком металлургическом комбинате.
В 1984 году перебирается в Ленинград.
В марте 1985 года впервые выступает вместе с Ю. Шевчуком на сцене Ленинградского ветеринарного института (Московский пр., 99). В дальнейшем вступает в рок-клуб, отлично выступает на V Ленинградском фестивале рок-клуба, выступает по концертам в Ленинграде и Москве.
17 февраля 1988 года поэт и рок-музыкант Александр Башлачев погибает, выбросившись из окна 8-ого этажа дома 23 по проспекту Кузнецова. Эта была первая смерть среди рок музыкантов. И далеко не последняя.
Среди рок-тусовки особой славой пользовалось кафе «Сайгон», что находится на углу Невского и Литейного проспектов. Собственно говоря, все известные рок-музыканты города так или иначе появлялись там. А некоторые даже посвящали этому месту свои песни. Вспомнить хотя бы:
«Мы познакомились с тобой в «Сайгоне» год назад…»
/Зоопарк – «Страх в твоих глазах»/
«И кофе в известном кафе согреет меня…»
/Кино – «Ночь»/
Всеволод Гаккель: «Вечерами мы встречались в «Сайгоне», а потом шли гулять…»
Александр Васильев: «…а потом я узнал, что существует такое кафе «Сайгон», и все началоь всерьез <…> и как-то все дальнейшие мои знакомства шли именно через «Сайгон»…»
В этом кафе до и после рок-клубовских концертов можно было видеть и Александра Башлачева…
N 59° 55.951'
E 30° 20.864'
Вы находитесь у ресторана гостиницы Редисон САС (Невский пр., 49/Владимирский пр., 2). Сейчас в этом элитном заведении не осталось даже намека на то культовое место, которым оно было когда-то. Пройдитесь вдоль облагороженного и покрашенного фасада гостиницы и посчитайте количество флагов на фасаде здания.
Количество флагов на фасаде здания – D!
Часть 4: Борис (БГ) Гребенщиков и «Аквариум»
Но рок-н-ролл мертв, а я…
Аквариум «Рок-н-ролл мертв»
Борис Гребенщиков родился в Ленинграде 27 ноября 1953 года. После окончания школы 239 (с углубленным изучением математики) поступает на факультет прикладной математики-процессов управления Ленинградского Государственного университета. В 1974 году заканчивает университет.
Совместно с Анатолием (Джоржем) Гунницким в 1972 году основывает группу «Аквариум», которой суждено было стать на долгое время «лицом» всего Ленинградского рока. В 1980 году, после выступления на Тбилисском рок-фестивале группу на ремя запретили, а сам БГ вылетел из комсомола. Впрочем понять, когда Дюша Романов со сцены плевался во все стороны, а БГ пел, лежа на сцене с бородой, выкрашенный в зеленый цвет, публика не смогла. Однако, начиная именно с этого фестиваля к «Аквариуму» приходит настоящая известность, подкрепленная выходом двух самых, пожалуй, знаковых альбомов русского рока: «Треугольник» и «Радио Африка».
Дюша Романов: «В это время БГ с супругой жили в маленькой комнатке на последнем этаже дома по ул. Софьи Перовской. Из окна можно было выходить на крышу, и уйти по ним достаточно далеко. Лишь иногда, когда объем алкоголя на душу превышал разумную дозу, выход на крышу становился опасен…»
N 59° 56.232'
E 30° 19.545'
Вы оказались перед домом по адресу ул. Малая Конюшенная (она в советское время называлась ул. Софьи Перовской), дом 5 – именно здесь, на последнем этаже жил в 1980-е годы БГ, а в рядом расположенной школе работала его жена.
Дюша Романов: «...Людмила (супруга БГ) проработала в школе недолго. Но каким-то образом они с Бобом (прозвище БГ) умудрились прожить там несколько лет просто так…»
Наверху красного здания школы есть четыре числа. Вам надо – только ВЕРХНЕЕ из них
Верхнее из чисел на фронтоне здания– H!
Часть 5: Виктор Цой и «Кино»
Надело ходить на работу,
Каждый день к девяти на работу.
Я нашёл выход:
Я хочу быть кочегаром, кочегаром, кочегаром…
В Цой. «Песня кочегаров»
Виктор Цой родился 21 июня 1962 года в Ленинграде.
В 1982 году совместно с Алексеем Рыбиным основал группу «Кино».
Алексей Рыбин: «… снова шли по Московскому проспекту. Лил дождь. <…> Перед нами на крыше одного из домов горела красная надпись – «Кино». «Кино» говорили?»: спросил меня Виктор. «Говорили». «Пусть будет «Кино». Хорошее слово. Всего четыре буквы. Можно красиво написать…»
Так родилась группа «Кино», а уже через неделю новоявленная группа, с подачи БГ записывает у Андрея Тропило свой дебютный альбом – «Начальник Камчатки».
Надо сказать, что название выбрано не случайно: он к тому времени, что бы не попасть под статью «тунеядство», которую в УК СССР никто тогда не отменял, в 1987 году устраивается кочегаром в котельную общежития, расположенную по адресу: ул. Блохина, 15. С ним кочегаром работает Александр Башлачев. И уже тогда Виктор Цой придумал для кочегарки особое название: «Камчатка».
В 1987 году выходит альбом «Группа крови»
В 1989 – альбомы «Последний герой» и «Звезда по имени солнце»
24 июня 1990 года проходит концерт «Кино» в СК «Олимпийский» в Москве. После концерта поклонники выносят машину с музыкантами на руках…
15 августа 1990 года
Виктор Цой погибает в автокатастрофе на 35 километре трассы Слока-Талсы, Латвия.
Из результатов паталого-анатомического анализа, город Рига, 20 августа 1990 года: «Виктор Цой был абсолютно трезв накануне гибели. Во всяком случае, он не употреблял алкоголь в течении последних 48 часов до смерти. Анализ клеток мозга свидетельствует о том, что он уснул за рулем…»
N 59° 57.124'
E 30° 18.083'
Вы находитесь у входа в знаменитую бывшую кочегарку «Камчатка». Осмотритесь вокруг:
Количество регионов – субъектов РФ, написанных на стене трансформаторной будки напротив входа – E
Количество повешенных во дворе – F=1
По данным последних посетителей тайника, повешенного-таки сняли. Жаль, симпатичный был :))) Поскольку значение "F" на местности найти невозможно, то прописываю в тексте F=1.
Часть 6: Константин Кинчев и «Алиса»
Я мотаюсь между Ленинградом и Москвой,
Я здесь чужой, я там чужой.
В Москве я – Ленинградец, в Ленинграде – Москвич,
Нашла коса на камень, а стекло на кирпич.
Алиса «Энергия»
Константин (Панфилов) Кинчев родился 25 декабря 1958 года в Москве.
Летом 1984 года Кинчев, уставший от бесперспективности творческой жизни в Москве, перебирается в Ленинград. В декабре того же года Святослав Задерий пригласил Кинчева вокалистом в группу «Алиса».
Константин Кинчев: «Поскольку у меня первая жена родом из Питера, то я, в общем, проводил в Питере достаточно много времени. Притом работал на трех работах и учился в джазовой студии <…> Ночевал, куда вечер занесет. Временами – на каких-то вписках, временами – вовсе на Московском вокзале. Я ложился на лавку, и <…> рука лежала в боковом кармане, и я, не открывая глаз, доставал оттуда паспорт. Менты смотрели документы, видели Московскую прописку, возвращали документы и я продолжал спать. Билета не требовали…»
Первый свой альбом молодая группа «Алиса» пишет в 1985 в уже известной у тому времени на весь Ленинград студии Андрея Тропило. Студия располагалась на Охте, на ул. Панфилова, 23. И с первым же треком, записанным здесь, и ставшим визитной карточкой всей группы - "Мы вместе" - к Кинчеву сотоварищи приходит популярность.
N 59° 57.114'
E 30° 25.032'
Напротив здания студии найдите на крыше дома маленькую круглую башенку с окнами. Сколько окон в этой башенке вы видите (число нечетное) – G?